Рабочая программа основного общего образования по природоведению 5 КЛАСС Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.
Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
| Количество часов
| Тема 1. Изучение природы
| 3
| Тема 2. Вселенная
| 14
| Тема 3. Земля
| 18
| Тема 4. Жизнь на Земле
| 14
| Тема 5. Человек на Земле
| 16
| ИТОГО
| 65 + 5 резерв
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
■ Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Великие естествоиспытатели. Тема 2. Вселенная (14 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.
Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV— XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.
Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
■ Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
■ Практические работы
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
■ Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
■ Практические работы
Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
■ Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (16 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
■ Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
■ Практические работы
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время — 5 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/понимать
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
№ Урока
| Кол-во час
| Дата
| Тема
| Планируемые результаты обучения
| Д/з
| Практические
работы
| 1
| 1
| 2.09
| Введение
| Называть: науки о природе и что они изучают, великих ученых естествоиспытателей. Знать: методы изучения природы, оборудования для научных исследований, единицы измерения. Определять: на местности погоду и предсказывать изменения погоды по народным приметам на ближайшие сутки.
| 3-4
|
|
|
|
| Изучение природы
|
|
| 2
| 1
| 5.09
| Науки о природе
Семья биологических наук
| 6-11
|
| 3
| 1
| 12.09
| 12-14
|
| 4
| 1
| 16.09
| Методы изучения природы
Оборудование для научных исследований
| 15-17
| Пр.№1
| 5
| 1
| 19.09
| Великие естествоиспытатели
| 18-20
| Пр.№2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21-22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вселенная
| Называть: что такое вселенная, как она устроена, ученых, изучавщих ее, планеты солнечной системы. Знать: основные понятия темы: планета, вселенная, астероид, комета, звезда, созвездие, Солнечная система.
|
|
| 6
| 1
| 23.09
| Как древние люди представляли себе Вселенную
| 24-28
|
| 7
| 1
| 26.09
| От Коперника до наших дней
| 29-33
|
| 8
| 1
| 30.09
| Соседи Солнца
| 34-38
|
| 9
| 1
| 3.10
| Планеты гиганты и маленький Плутон
| 39-42
|
| 10
| 1
| 10.10
| Кометы. Метеоры.Метеориты
| 43-47
|
| 11
| 1
| 14.10
| Мир звезд
| 48-51
| Пр.№3
| 12
| 1
| 17.10
| Обобщение по теме
|
|
|
|
|
|
| Объяснять: как возникла Земля, строение Земли, происхождение землетрясений и вулканизма. Описывать: принадлежность горных пород своей местности к разным группам, значений Мирового океана, вод суши для человека ,внешней вид слоистых, кучевых и перистых облаков, строение атмосферы. Называть: материки, части света, океаны и моря, крупные горные системы и равнины. Знать: понятия: ядро Земли, мантия, з.к., рельеф, г.порода, минерал, землетрясение, вулкан, континент, остров, архипелаг, атмосфера, погода, климат, гидросфера, океан.
|
|
|
|
|
|
| 54-57
|
| 13
| 1
| 21.10
| Как возникла Земля
| 58-59
|
| 14
| 1
| 24.10
| Что у Земли внутри
| 60-61
|
| 15
| 1
| 28.10
| Горные породы и минералы.
| 62-63
| Пр.№4
| 16
| 1
| 11.11
| Вещества в окружающем мире
| 64-67
|
| 17
| 1
| 14.11
| Многообразие явлений природы
| 67-71
|
| 18
| 1
| 18.11
| Суша. Землетрясения и вулканы
|
| Пр.№5
| 19
| 1
| 21.11
| Воздушная одежда Земли
| 72-74
|
| 20
| 1
| 25.11
| Беспокойная атмосфера
| 74-77
|
| 21
| 1
| 28.11
| Неповторимая планета
| 78-81
|
| 22
| 1
| 2.12
| Вода на Земле
| 81-84
| Пр.№6
| 23
| 1
| 5.12
| 4. Жизнь на Земле
Возникновение жизни на Земле
| 82-83
|
Пр.№7
| 24
| 1
| 9.12
| Живые клетки
| 85-87
|
| 25
| 1
| 12.12
| Разнообразие живого
| 85
| Пр.№8
| 26
| 1
| 16.12
| Три среды обитания
| 86-87
| Пр.№9
| 27
| 1
| 19.12
| Жизнь на разных материках
| 88-90
|
| 28
| 1
| 23.12
| Природные зоны Земли
| 91-93
| Пр.№10
| 29
| 1
| 26.12
| Жизнь в Мировом океане
| 94-96
|
| 30
| 1
| 16.01
| Просмотр СД-диска
«Природные зоны Земли»
| 97-100
|
| 31
| 1
| 20.01
| Творческая работа. Рисунки организмов:
бентоса, планктона, нектона.
|
|
Пр.№11
| 32
| 1
| 23.01
| Как человек появился на Земле
| Знать: как шло развитие жизни на Земле, что живые существа имеют клеточное строение, три среды обитания. Называть: главные части клетки, царство природы, представителей растительного и животного мира разных материков, морей и океанов, природные зоны земного шара. Объяснять: зависимость смены природных зон от смены климата. Знать: понятия: клетка, среда обитания, природная зона, элементы клетки, сообщества морей и океанов.
Знать: как человек появился на Земле, кто такие неандертальцы и кроманьонцы, старый и новый свет, как открывались материки и какими путешественниками, как человек изменил Землю, какие
|
|
| 33
| 1
| 27.01
| Мини-сочинение
«Жизнь наших далёких предков»
| 102-103
|
| 34
| 1
| 30.01
| Как человек открывал Землю
| 104-106
|
| 35
| 1
| 3.02
| Работа в группах по карте.
Взаимопроверка по теме:
«Как человек открывал Землю» или
«Десять великих путешественников»
| 107-109
|
| 36
| 1
| 6.02
| Как человек изменил Землю
| 110-112
|
|
37
|
1
|
10.02
|
Мини-сочинение на тему:
«Как человек изменил Землю»
| 113-114
|
| 42
| 1
| 13.02
| Три «подарка» человека самому себе
| 115-117
|
| 43
| 1
| 17.02
| Рефераты и сообщения на тему:
«Озоновая дыра»
| 118-119
|
| 44
| 1
| 20.02
| Рефераты и сообщения на тему:
«Кислотные дожди»
| 119-122
|
| 45
| 1
| 24.02
| Рефераты и сообщения на тему:
«Парниковый эффект»
| 123-128
|
| 46
| 1
| 27.02
| Просмотр СД-диска
«Глобальное потепление»
| 129-134
|
| 47
| 1
| 3.03
| Жизнь под угрозой
| 135-140
|
| 48
| 1
| 6.03
| Охрана природы.
Заповедники.
|
|
|
|
| 10.03
| Охрана природы.
Заказники Ульяновской области
| существуют экологические проблемы. Уметь: оказывать первую помощь при травмах, ушибах и кровотечениях, отличать ядовитых растений и животных от других. Знать: понятия: неандерталец, кроманьонец, экологические проблемы, опустынивание.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;
измерять рост, температуру и массу тела;
различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения и грибы;
уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;
уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.
|
|
| 49
| 1
| 13.03
| Не станет ли Земля пустыней?
| 142-144
|
| 50
| 1
| 17.03
| Здоровье человека и безопасность жизни
| 145-148
|
| 51
| 1
| 20.03
| Здоровый образ жизни
| 149-151
|
| 52
| 1
| 24.03
| Оказание первой помощи
| 152-154
| Пр.№12
| 53
| 1
| 27.03
| Ядовитые животные .
| 155-157
|
| 54
| 1
| 7.04
| Ядовитые растения.
| 157-159
|
|
55
|
1
|
10.04
|
Ориентирование на местности.
| 160-162
|
| 56
| 1
| 14.04
| Способы ориентирования на местности.
| 163-165
|
| 57
| 1
| 17.04
| Определение сторон горизонта с помощью компаса и Полярной звезды.
| 166
|
| 58
| 1
| 21.04
| Компас и его устройство Азимут.
| 169
|
| 59
| 1
| 24.04
| Определение азимута в помещении
| 170-173
|
| 60
| 1
| 28.04
| Определение азимута на местности.
Задания по группам
|
|
| 61
| 1
| 5.05
| План местности
|
|
|
| 62
| 1
| 8.05
| Условные знаки плана местности
|
|
|
| 63
| 1
| 12.05
| Игра «Топографическое лото»
|
|
|
| 64
| 1
| 15.05
| Обобщение пройденного материала
|
|
|
| 65-68
|
|
| Экскурсия в природу
|
|
|
|
|