Программа основного общего образования по природоведению





НазваниеПрограмма основного общего образования по природоведению
страница1/11
Дата публикации02.10.2013
Размер1.48 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Рабочая программа основного общего образования по природоведению 5 КЛАСС
Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.

Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Курсивом в данной программе выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Тема 1. Изучение природы

3

Тема 2. Вселенная

14

Тема 3. Земля

18

Тема 4. Жизнь на Земле

14

Тема 5. Человек на Земле

16

ИТОГО

65 + 5 резерв


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

■ Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.
Тема 2. Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIVXVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

■ Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.

■ Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

■ Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

■ Практические работы

Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

■ Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

■ Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время — 5 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  2. строение живой клетки (главные части);

  3. царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  4. среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  5. природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  6. изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  7. важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  8. основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  1. указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  2. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  3. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  4. сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;

  5. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  6. использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  7. находить значение указанных терминов в справочной литературе;




  1. кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  2. использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);

  3. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  4. следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  2. измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  1. определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  2. составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  1. оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.



№ Урока

Кол-во час



Дата


Тема

Планируемые результаты обучения

Д/з

Практические

работы

1

1

2.09

Введение

Называть: науки о природе и что они изучают, великих ученых естествоиспытателей. Знать: методы изучения природы, оборудования для научных исследований, единицы измерения. Определять: на местности погоду и предсказывать изменения погоды по народным приметам на ближайшие сутки.

3-4













Изучение природы







2

1

5.09

Науки о природе

Семья биологических наук

6-11




3

1

12.09

12-14




4

1

16.09

Методы изучения природы

Оборудование для научных исследований

15-17

Пр.№1

5

1

19.09

Великие естествоиспытатели

18-20

Пр.№2






























21-22































Вселенная

Называть: что такое вселенная, как она устроена, ученых, изучавщих ее, планеты солнечной системы. Знать: основные понятия темы: планета, вселенная, астероид, комета, звезда, созвездие, Солнечная система.







6

1

23.09

Как древние люди представляли себе Вселенную

24-28




7

1

26.09

От Коперника до наших дней

29-33




8

1

30.09

Соседи Солнца

34-38




9

1

3.10

Планеты гиганты и маленький Плутон

39-42




10

1

10.10

Кометы. Метеоры.Метеориты

43-47




11

1

14.10

Мир звезд

48-51

Пр.№3

12

1

17.10

Обобщение по теме



















Объяснять: как возникла Земля, строение Земли, происхождение землетрясений и вулканизма. Описывать: принадлежность горных пород своей местности к разным группам, значений Мирового океана, вод суши для человека ,внешней вид слоистых, кучевых и перистых облаков, строение атмосферы. Называть: материки, части света, океаны и моря, крупные горные системы и равнины. Знать: понятия: ядро Земли, мантия, з.к., рельеф, г.порода, минерал, землетрясение, вулкан, континент, остров, архипелаг, атмосфера, погода, климат, гидросфера, океан.



















54-57




13

1

21.10

Как возникла Земля

58-59




14

1

24.10

Что у Земли внутри

60-61




15

1

28.10

Горные породы и минералы.

62-63

Пр.№4

16

1

11.11

Вещества в окружающем мире

64-67




17

1

14.11

Многообразие явлений природы

67-71




18

1

18.11

Суша. Землетрясения и вулканы




Пр.№5

19

1

21.11

Воздушная одежда Земли

72-74




20

1

25.11

Беспокойная атмосфера

74-77




21

1

28.11

Неповторимая планета

78-81




22

1

2.12

Вода на Земле

81-84

Пр.№6

23

1

5.12

4. Жизнь на Земле

Возникновение жизни на Земле

82-83


Пр.№7

24

1

9.12

Живые клетки

85-87




25

1

12.12

Разнообразие живого

85

Пр.№8

26

1

16.12

Три среды обитания

86-87

Пр.№9

27

1

19.12

Жизнь на разных материках

88-90




28

1

23.12

Природные зоны Земли

91-93

Пр.№10

29

1

26.12

Жизнь в Мировом океане

94-96




30

1

16.01

Просмотр СД-диска

«Природные зоны Земли»

97-100




31

1

20.01

Творческая работа. Рисунки организмов:

бентоса, планктона, нектона.






Пр.№11

32

1

23.01

Как человек появился на Земле

Знать: как шло развитие жизни на Земле, что живые существа имеют клеточное строение, три среды обитания. Называть: главные части клетки, царство природы, представителей растительного и животного мира разных материков, морей и океанов, природные зоны земного шара. Объяснять: зависимость смены природных зон от смены климата. Знать: понятия: клетка, среда обитания, природная зона, элементы клетки, сообщества морей и океанов.

Знать: как человек появился на Земле, кто такие неандертальцы и кроманьонцы, старый и новый свет, как открывались материки и какими путешественниками, как человек изменил Землю, какие







33

1

27.01

Мини-сочинение

«Жизнь наших далёких предков»

102-103




34

1

30.01

Как человек открывал Землю

104-106




35

1

3.02

Работа в группах по карте.

Взаимопроверка по теме:

«Как человек открывал Землю» или

«Десять великих путешественников»

107-109




36

1

6.02

Как человек изменил Землю

110-112





37


1


10.02


Мини-сочинение на тему:

«Как человек изменил Землю»

113-114




42

1

13.02

Три «подарка» человека самому себе

115-117




43

1

17.02

Рефераты и сообщения на тему:

«Озоновая дыра»

118-119




44

1

20.02

Рефераты и сообщения на тему:

«Кислотные дожди»

119-122




45

1

24.02

Рефераты и сообщения на тему:

«Парниковый эффект»

123-128




46

1

27.02

Просмотр СД-диска

«Глобальное потепление»

129-134




47

1

3.03

Жизнь под угрозой

135-140




48

1

6.03

Охрана природы.

Заповедники.













10.03

Охрана природы.

Заказники Ульяновской области

существуют экологические проблемы. Уметь: оказывать первую помощь при травмах, ушибах и кровотечениях, отличать ядовитых растений и животных от других. Знать: понятия: неандерталец, кроманьонец, экологические проблемы, опустынивание.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;

измерять рост, температуру и массу тела;

различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения и грибы;

уметь адаптироваться к особенностям природы своей местности;

уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.







49

1

13.03

Не станет ли Земля пустыней?

142-144




50

1

17.03

Здоровье человека и безопасность жизни

145-148




51

1

20.03

Здоровый образ жизни

149-151




52

1

24.03

Оказание первой помощи

152-154

Пр.№12

53

1

27.03

Ядовитые животные .

155-157




54

1

7.04

Ядовитые растения.

157-159





55


1


10.04


Ориентирование на местности.


160-162




56

1

14.04

Способы ориентирования на местности.


163-165




57

1

17.04

Определение сторон горизонта с помощью компаса и Полярной звезды.

166




58

1

21.04

Компас и его устройство Азимут.

169




59

1

24.04

Определение азимута в помещении

170-173




60

1

28.04

Определение азимута на местности.

Задания по группам







61

1

5.05

План местности










62

1

8.05

Условные знаки плана местности










63

1

12.05

Игра «Топографическое лото»










64

1

15.05

Обобщение пройденного материала










65-68







Экскурсия в природу










  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа основного общего образования по природоведению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению...
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению...
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа составлена на основе : -федерального компонента...
Примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования...
Программа основного общего образования по природоведению icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Мо от 5 марта 2004 г. №1089, Пример­ной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего...
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Программа основного общего образования по природоведению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по природоведению А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, в...
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...

Программа основного общего образования по природоведению iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Программа основного общего образования по природоведению iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Программа основного общего образования по природоведению iconОсновного общего образования по природоведению
...
Программа основного общего образования по природоведению iconПлешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл
Государственного стандарта общего образования от 2004 года, Примерной программы основного общего образования по природоведению, авторской...
Программа основного общего образования по природоведению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск