МБОУ «Парцинская СОШ»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС___________/Н.В Чиркова Директор___________/М.И. Cтепашкин
Протокол № 1 от 29.08.2011 Приказ № 71 от 30.08.2011
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
для 8 класса
(составитель Бормотова Вера Юрьевна)
2011-2012 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования РФ, с учетом актуальных тенденций ФГОС.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Цели и задачи курса:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей
среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Приоритетными формами текущего и итогового контроля являются: индивидуальный и фронтальный опрос, тест, работа с картой и практическая работа.
Календарно - тематическое планирование по географии в 8 классе 2 часа в неделю (68 часов)
№
п/п
| Тема урока
Тип урока
| Кол-во часов
| Вид деятельности на уроке
| Дата проведения урока
| по плану
| фактическая
| Введение (1 час)
1
| Что изучает география России? Урок объяснения нового материала
| 1ч
| Фронтальный опрос. Вопросы на повторение.
|
|
| РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12часов)
Географическое положение России (4часа)
2
| Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения. Комбинированный урок
| 1ч
| Вводная беседа, работа с картой
|
|
| 3
| Сравнение географического положения России и положения других государств. Комбинированный урок
| 1ч
| Фронтальный опрос, работа с картой
|
|
| 4
| Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России. Комбинированный урок
| 1ч
| Фронтальный опрос, работа с картой
|
|
| 5
| Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Комбинированный урок
| 1ч
| Фронтальный опрос, работа с картой
|
|
| Границы и административно-территориальное устройство России ( 8 часов)
6
| Государственная территория России
| 1 ч
| Работа с картой
|
|
| 7
| Российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. Комбинированный урок.
| 1 ч
| Индивидуальный и фронтальный опрос.
|
|
| 8
| Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Комбинированный урок
| 1 ч
| Работа с картой.
|
|
| 9
| Сухопутные и морские границы России
| 1 ч
| Тест.
|
|
| 10
| Россия на карте часовых поясов. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 11
| Этапы и методы географического изучения территории. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 12
| Особенности административно-территориального устройства России. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 13
| Обобщение по теме «Россия на карте мира»
| 1 ч
| Контрольное тестирование
|
|
| ПРИРОДА РОССИИ (35 часов)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)
14
| Геологическая история и геологическое строение территории России. Урок объяснения нового материала.
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 15
| Рельеф России. Комбинированный урок.
| 1 ч
| Тест.
|
|
| 16
| Как и почему изменяется рельеф России. Комбинированный урок.
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 17
| Стихийные природные явления на территории нашей страны. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 18
| Человек и литосфера. Комбинированный урок
| 1 ч
| Сообщения
|
|
| 19
| Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона. Комбинированный урок.
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 20
| Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
| 1 ч
| Контрольное тестирование
|
|
| Климат и климатические ресурсы (7 часов)
21
| Факторы, определяющие климат России. Урок объяснения нового материала
| 1 ч
| Опорный конспект
|
|
| 22
| Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Комбинированный урок
| 1 ч
| Тест.
|
|
| 23
| Сезонность климата. Комбинированный урок
| 1 ч
| Эвристическая беседа
|
|
| 24
| Типы климатов России. Комбинированный урок
| 1 ч
| Таблица «Климатические пояса России»
|
|
| 25
| Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Комбинированный урок
| 1 ч
| Эвристическая беседа
|
|
| 26
| Климат и человек. Комбинированный урок
| 1 ч
| Схема «Оценка природных условий для проживания человека»
|
|
| 27
| Обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы»
| 1 ч
| Контрольное тестирование
|
|
| Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)
28
| Разнообразие внутренних вод России. Реки. Урок объяснения нового материала.
| 1 ч
| Практическая работа
|
|
| 29
| Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
| 1 ч
| Конспект-таблица «Воды России»
|
|
| 30
| Водные ресурсы и человек. Урок - семинар
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 31
| Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона. Комбинированный урок
| 1 ч
| Практическая работа
|
|
| 32
| Обобщение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
| 1 ч
| Контрольное тестирование
|
|
| Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)
33
| Образование почв и их разнообразие. Урок объяснения нового материала
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 34
| Закономерности распространения почв. Комбинированный урок
| 1 ч
| Практическая работа
|
|
| 35
| Почвенные ресурсы России. Комбинированный урок
| 1 ч
| Индивидуальный и фронтальный опрос
|
|
| 36
| Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы»
| 1 ч
| Контрольное тестирование
|
|
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)
37
| Растительный и животный мир России. Урок – творческая мастерская
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 38
| Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Комбинированный урок
| 1 ч
| Тест
|
|
| 39
| Итоговый урок
| 1 ч
| Контрольное тестирование
|
|
| Природное районирование (9 часов)
40
| Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки. Моря как крупные природные комплексы. Урок объяснения нового материала.
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 41
| Природно-хозяйственные зоны России. Урок объяснения нового материала.
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 42
| Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Комбинированный урок
| 1 ч
| Опорный конспект
|
|
| 43
| Леса. Урок – творческая мастерская
| 1 ч
| Опорный конспект
|
|
| 44
| Лесостепи, степи и полупустыни. Комбинированный урок
| 1 ч
| Схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей, пустынь»
|
|
| 45
| Высотная поясность. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
Схема «Высотная поясность в горах Кавказа и Урала»
|
|
| 46
| Особо охраняемые природные территории. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 47
| Природные зоны вашей области. Экологические проблемы этих зон. Урок- презентация.
| 1 ч
| Творческое задание
|
|
| 48
| Обобщение по теме «Природное районирование»
| 1 ч
| Контрольное тестирование
|
|
| Население России ( 8 часов)
49
| Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Урок объяснения нового материала.
| 1 ч
| Тест
|
|
| 50
| Продолжительность жизни. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 51
| Этнический, языковой и религиозный состав населения. Комбинированный урок
| 1 ч
| Тест
|
|
| 52
| Городское и сельское население. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 53
| Размещение населения России. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 54
| Миграции населения в
России. Комбинированный урок
| 1 ч
| Тест
|
|
| 55
| Люди и труд. Комбинированный урок
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 56
| Обобщение по теме « Население»
| 1 ч
| Контрольное тестирование
|
|
| Хозяйство России (12 часов)
57
| Что такое хозяйство страны. Урок объяснения нового материала
| 1 ч
| Фронтальный опрос
|
|
| 58
| Как география изучает хозяйство. Урок объяснения нового материала
| 1 ч
| Мини конспект
|
|
| Первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу (10 часов)
59
| Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Урок объяснения нового материала.
| 1 ч
| Мини конспект
|
|
| 60
| Природно-ресурсный потенциал России. Комбинированный урок
| 1 ч
| Анализ стат. данных по таблице
|
|
| 61
| Сельское хозяйство. Урок объяснения нового материала.
| 1 ч
| Анализ текста, составления схемы
|
|
| 62
| Земледелие. Урок объяснения нового материала. Составление ЛОК
| 1 ч
| Вопросы после параграфа
|
|
| 63
| Животноводство. Урок объяснения нового материала. Составление ЛОК
| 1 ч
| Составление типовой схемы « Основные направления скотоводства»
|
|
| 64
| Лесное хозяйство. Охота. Комбинированный урок
| 1 ч
| Составление блок-схемы «Использование леса в России»
|
|
| 65
| Рыбное хозяйство. Урок объяснения нового материала
| 1 ч
| Мини конспект
|
|
| 66
| Географический фактор в развитии общества. Беседа
| 1 ч
| Вопросы после параграфа
|
|
| 67
| Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу
| 2 ч
| Контрольное тестирование Контрольная работа
|
|
| 68
| Список источников:
Учебно-методический комплект:
В.П. Дронов «География России. Природа. Население.хозяйство» М: Дрофа 2009 г.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.
Атлас. География России. Природа. 8 класс.
Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.
Методические пособия для учителя:
Алексеев А. И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.
Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа 2004.
Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа 2007.
Интернет - ресурсы.
Мультимедийные обучающие программы:
География 8 класс. Природа России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Интерактивные географические карты.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Дополнительная литература для учителя, учащихся:
Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах» Санкт-Петербург: «Виктория плюс» 2006 г.
|