Тема: теоретические основы





Скачать 244.04 Kb.
НазваниеТема: теоретические основы
Дата публикации26.06.2013
Размер244.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


Модуль № 1
Тема:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебный элемент – 0.

интегрирующая цель:

в процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать:

►основные положения и понятия науки БЖД;

►личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности;

уметь:

►критически оценивать любой вид деятельности с точки зрения ее

безопасности;

►предупреждать поступки, ведущие к опасным последствиям;

►формировать мотивации к безопасному типу поведения;

увидеть значимость изучения дисциплины БЖД;

систематизировать полученные знания, отработать навыки;

развивать методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль,

обучение работе по модульной технологии).


Диагностические индексы:

Уровень сложности (по трехбальной шкале) изучаемого материала …………… средний

Время (в уч.часах), необходимое для изучения и выполнения модуля ………… 2 часа

Учебный элемент – 1.

Цель:

изучить основные положения и понятия науки БЖД
Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в высших учебных заведениях России с 01.09.91 г. введено Постановле­нием Совета Министров РСФСР от 14.05.91 г. № 253.

Введение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обусловлено тем, что жизнедеятельность че­ловека, направленная на преобразование природы, и создание комфортной ис­кусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Опасности для человека вызывают его собственная жизнедеятельность, разрушение духовно-нравственных основ человеческого об­щества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях приводит к катастрофическим последствиям.

Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения и особенно­сти, свой характер развития, по-своему воздействует на человека и его среду оби­тания. По причинам возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные (стихийные бедствия), техногенные, биолого-социальные и экологические. Задача дисциплины БЖД — не только познакомить студентов с этими чрезвычайными ситуациями, но и научить правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохра­нить здоровье, а может быть, и жизнь.

В XXI в. человечество вступило в эпоху грандиозных социальных, техниче­ских и культурных перемен, которую ученые называют глобальной революцией. На смену первым двум «волнам цивилизации», аграрной и индустриальной, приходит третья «волна» — постиндустриальная. Она характеризуется тем, что современные технологии достигли мощности, сопоставимой с мощностями гео­логических процессов, человечество вышло в космос, увеличивается его инфор­мационная и экономическая интеграция, повсеместно происходит демократи­зация общества, приоритетными становятся права личности, но прежде всего — необходимость обеспечить защиту человека от последствий его собственной жизнедеятельности.

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасно­стей. Это требует от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на организм человека и здоровье населения.

Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха челове­ка создает предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здо­ровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости.

Поэтому объектом комплексной научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», изучающей опасности и защиту от них человека, является комплекс отрицатель­но воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупрежде­ние и упреждение (предсказание, прогноз, опережение) потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего техниче­ские средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с по­ложительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потен­циальная опасность или группа опасностей.

Основные положения учебной дисциплины БЖД:

1. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют здоровью чело­века вред, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что уг­рожает не только человеку, но и обществу, и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересовано.

3. Обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск.

4. Неумение действовать в сложной ситуации вынуждает человека вести себя неправильно. Человек же, наученный действовать в сложных ситуациях под воздей­ствием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другим людям. Поэтому главной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование личности безопасного типа мышления и поведения.

Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в повыше­нии информированности народа. Другого пути просто нет, и вот почему.

Опас­ности по своей природе вероятностны (то есть случайны), потенциальны (то есть скрыты), перманентны (то есть постоянны, непрерывны) и тотальны (то есть всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подоз­ревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни, так как одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена учебная дисциплина «Безопасность жизне­деятельности». Можно дать такое определение этой дисциплины:

Безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасно­сти, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие спо­собы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖД не решает специальных проблем безопасности — это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, электро­безопасность, космическая безопасность и т. д.). Но БЖД обеспечивает, общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундамен­том для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы:

1. БЖД — неотъемлемая составная часть подготовки всесторонне развитой личности.

2. Этот предмет должен входить в государственные, образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения, что в инте­ресах личности, общества, государства.

В научной теории БЖД важнейшими понятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

Как биологический субъект природы, человек, для его жизнедеятельности, нуждается в таких составляющих его биологического существования, как воздух, вода, пища. Без этих природных компонентов невозможно существование человека, как биологического вида. При этом немаловажным становится вопрос, каким воздухом он дышит, какую воду пьет, какую пищу он употребляет. Если эти составляющие его биологической жизнедеятельности не отвечают необходимым допустимым требованиям к их составу, то это приводит к различным заболеваниям и другим нарушениям функций организма. В то же время человек существует в социуме и социальные условия его жизни и жизнедеятельности также оказывают огромное влияние на его здоровье и жизнь.

Таким образом, среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Пока человек живет, он находится в постоянной деятельности, и, следовательно, через свою деятельность взаимодействует с окружающей средой.

Деятельность – это активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде и благоприятное для жизни человека состояние самой среды. Опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативного воздействия или вреда, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности, или смертью. Вред человеку и окружающей среде может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), в быту, различные виды отдыха, развлечений, и даже деятельность, связанная с получением знаний.

Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна - аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности: первый – невозможность найти абсолютно безопасный вид деятельности человека и второй – ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека.

Существует также презумпция потенциальной опасности деятельности – один из принципов теории безопасности, согласно которому любая деятельность априорно считается опасной до тех пор, пока проведением соответствующих обследований и реализацией профилактических мероприятий не будут достигнуты такие условия, которые считаются безопасными. Презумпция потенциальной опасности деятельности имеет четко выраженную профилактическую направленность.

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека. Все виды опасностей (негативных воздействий), как природных, так и формируемых в процессе деятельности человека, разделяют на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные).

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности человека являются:

► сам человек, как сложная система «организм – личность», в которой причиной возникновения опасностей, а, следовательно, и возможного неблагоприятного исхода их действий, могут стать: неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека, оказывающиеся непригодными для реализации конкретной деятельности;

► процессы взаимодействия человека со средой обитания и ее элементами.

Опасность – это центральное понятие в науке «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся предметом ее исследования.

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обуславливают стихийные явления – климатические условия, флора и фауна, рельеф местности и т.п. Однако, негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается только естественными опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности, генерирует в среде обитания антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Риск – количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число заболеваний, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности, вызванных действием конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы и др.), отнесенных на определенное количество людей за конкретный период времени. В современной научной литературе риск рассматривается как опасность того, что случайное событие может негативно повлиять на возможность достижения желаемой цели.

Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека. Чем сложнее вид деятельности, тем комплекснее система защиты (безопасность этой деятельности).

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту опасностей практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов – числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются недостаточно эффективными. Оценка последствий воздействия негативных факторов по конечному результату деятельности – грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.

Выход из такого состояния дел очевиден. Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия своей деятельности и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства, мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.
ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 1:

  1. Прочитайте текст.

  2. ♣ Дайте определение БЖД как науки.

  3. ♣ Что является главной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»?

  4. ♣ Вставьте пропущенные слова в предложение:

Опасности по своей природе ______________ т.е. случайны, потенциальны, т.е. __________ перманентны, т.е. ___________ тотальны, т.е. ___________

  1. Выберите в тестах по одному верному ответу из предложенных вариантов и запишите их в таблицу:




№ теста

1

2

3

4

ответы















1. Безопасность жизнедеятельности – это:

а) свойство системы «человек – среда обитания» сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

б) индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

в) область научных знаний, изучающая общие опасно­сти, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие спо­собы защиты от них в любых условиях обитания человека.

2. Все опасности носят:

а) неопределенный характер,

б) явный характер,

в) потенциальный характер,

г) неизбежный характер.

3. Риск – это:

а) события, которые могут принести вред человеку,

б) количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека,

в) процессы, оказывающие негативное воздействие на человека.

4. Среда обитания – это:

а) окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство;

б) окружающая человека природная среда, которая содержит в себе компоненты живой и неживой природы, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и оказывают на человека определенное влияние

в) окружающая среда по месту жительства


  1. ♣ Заполните таблицу:






п/п

основные понятия БЖД

определение основных понятий БЖД


1.


опасность





2.


безопасность





3.


деятельность





4.


презумпция потенциальной опасности деятельности






  1. ♣ Какие 2 важных вывода можно сделать из аксиомы о потенциальной опасности любой деятельности?

  1. _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


  1. Что является объектом изучения комплексной научной дисциплины БЖД?

______________________________________________________________

  1. Назовите основополагающую формулу безопасности жизнедеятельности.

______________________________________________________________


Учебный элемент – 2.

Цель: изучить личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности
Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, оказываясь в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек же, наученный действовать в сложных ситуациях под воздей­ствием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другим людям. Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, то эмо­ции зачастую возникают и действуют на доведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состоятся при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, пани­кой и т. д., то есть спутниками страха?

Первым, что для этого необходимо, является знание отличительных особенно­стей личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы. Зная особенности данного типа личности, можно фор­мировать в человеке черты, которые помогают ему эффективно противосто­ять чрезвычайным обстоятельствам. В совокупности эти качества объединяются в личность безопасного типа.

Личность типа жертвы

Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует. Явления, связанные с поведе­нием жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью.

Выделяют следующие условия, которые сделали личность уязвимой и постави­ли ее в позицию жертвы:

● социально-демографические характеристики, включающие пол, возраст, на­циональность, место происшествия (особое значение играют пол и возраст);

● специфика поведения до чрезвычайного происшествия;

● особенности восприятия ситуации, в которой произошло происшествие;

● отношения, связывающие объекта (субъекта) и потерпевшего.

На основании анализа виктимологических исследований было определено, что в личностной структуре потерпевшего как типа личности имеются элементы раз­ноуровневого порядка, которые активизируются под воздействием факторов си­туации риска и являются психологическими предпосылками превращения этой личности в жертву.

Под субъективной предрасположенностью стать жертвой, можно понимать:

♦ психологические (индивидуально-психологические и социально-психологи­ческие) «дефекты» личности, приводящие к ее виктимогенной деформации;

♦ биофизиологические свойства человека, главным образом обусловленные возрастом;

♦ психопатологические особенности, что говорит о частичной социальной деза­даптации, а в результате — развитии повышенно уязвимой личности.

Как в отношении объекта, инициирующего виктимность, так и в отношении жерт­вы изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации. Это предполагает оценку суммы обстоятельств, повлиявших не только на фор­мирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения жертвы, яв­ляется особенность социализации личности, в том числе тип воспитания. Разговор может идти либо о жестком, директивном типе семейного воспитания (гиперпро­текция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение), либо о противоположном, при котором ребенок предоставлен самому себе (гипопротекции).

Таким образом, имея в виду, что важнейшим институтом социализации раннего детства остается семья, можно предположить возможность существования связи между определенным стилем взаимодействия детей и родителей и формированием психологического профиля уязвимой, то есть виктимной, личности. Каждый из этих факторов может сделать человека уязвимым, а его поведение — виктимным. Поведение типа жертвы проявляется в неординарной (эксвизитной) ситуации. В силу этого в зависимости от характера ЧС можно говорить о техногенных, социальных и других факторах виктимности. Вероятно, к виктимности следует отнести также неадекватное отношение к опасности и отношение к риску. Если говорить о типологии виктимности, то она определяется типом ЧС, в кото­рой виктимность проявляется. Кроме этого можно различать ситуативную вик­тимность и личностную виктимность, если говорить о ней как о состоянии или как о личностном радикале.

Виктимность можно классифицировать по степени осознанности. И наконец, она может быть активной или пассивной в отношении опасности и риска. Виктимность всегда предполагает субъект-объектные или субъект-субъектные отношения. Антиподом виктимной личности будет являться личность безопасного типа.

Личность безопасного типа поведения

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребно­сти в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присушим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в по­ведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофи­зиологическом и социальном.

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа высту­пает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различны­ми обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей си­лы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и существу. Таким образом, личность безопас­ного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологиче­ская готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасно­стей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка пре­одоления опасности.

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активно­сти человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореа­лизации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и право­охранительными органами и др.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средами обитания (природа, общество, техногенная среда), основными чертами личности безопасного типа можно назвать:

● общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

● бережное отношение к окружающему миру;

● грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

● наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя.

Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека.

Такими компонентами являются:

▪ предвидение опасности;

▪ уклонение от опасности;

▪ преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает:

♦ правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности, последствия опасности, правовая и нормативно-практическая подготовленность);

♦ предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социаль­ной), военных действий;

♦ предвидение опасности от собственного «Я» (грозящей самому себе, среде оби­тания, другим людям).

Осознавая возможность уклониться от опасности, человек должен:

►знать природу возникновения и характер развития опасных ситуаций;

►знать свои силы и воз­можности преодоления опасности;

► уметь правильно оценить ситуацию;

Кроме того, необходимо формировать у человека уверенность в том, что он, не сумев уклониться от опасности, все же способен преодолеть ее последствия. Человек должен:

► уметь вести себя адекватно сложности опасной ситуации (на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.);

► знать способы защиты и владеть навыками их при­менения (укрытие от опасности или во время опасности и применение способов борьбы с последствиями опасностей);

►владеть навыками само- и взаимопомощи (при ранении, при ожогах, при поражении током, при укусах ядовитых змей, в условиях автономного выживания в природе и т. д.).

Общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться к выра­ботке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и та­ким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире.



ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 2:

  1. Прочитайте текст.

2. ♣ Закончите предложение:

Виктимная личность – это ______________________________________________________

3. ♣ Заполните таблицу:



СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА

определяется наличием трех основных компонентов:


1. предвидение опасности


2. уклонение от опасности


3. преодоление опасности

1)


2)


3)


1)


2)


3)

1)


2)


3)
О Б Р А З Е Ц выполнения заданий 1-го учебного элемента модуля № 1 в рабочей тетради

_____________________________________________________________________________________________
Модуль № 1.

Тема: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
Учебный элемент – 1

Цель: изучить основные положения и понятия науки БЖД.

Задания:

1. Прочитайте текст.

2. Дайте определение БЖД как науки.

Безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасно­сти, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие спо­собы защиты от них в любых условиях обитания человека.

3. Что является главной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»?

Главной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование личности безопасного типа мышления и поведения.

4. Вставьте пропущенные слова в предложение:

Опас­ности по своей природе вероятностны, т.е. случайны; потенциальны, т.е. скрыты; перманентны, т.е. постоянны и непрерывны; тотальны, т.е. всеобщи и всеобъемлющи.


№ теста

1

2

3

4

ответы

в

в

б

а
5. Выберите в тестах по одному верному ответу из предложенных вариантов и запишите их в таблицу:

6. Заполните таблицу:



п/п

основные

понятия БЖД


определение основных понятий БЖД

1.

опасность

процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека.

2.

безопасность

состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека.


3.


деятельность

активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде и благоприятное для жизни человека состояние самой среды.


4.

презумпция потенциальной опасности деятельности

Презумпция потенциальной опасности деятельности – один из принципов теории безопасности, согласно которому любая деятельность априорно считается опасной до тех пор, пока проведением соответствующих обследований и реализацией профилактических мероприятий не будут достигнуты такие условия, которые считаются безопасными. Презумпция потенциальной опасности деятельности имеет четко выраженную профилактическую направленность.




  1. Какие 2 важных вывода можно сделать из аксиомы о потенциальной опасности любой деятельности?

Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности имеет два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:

первый – невозможность найти абсолютно безопасный вид деятельности человека,

второй – ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека.

8. Что является объектом изучения комплексной научной дисциплины БЖД?

Объектом комплексной научной дисциплины БЖД является комплекс отрицатель­но воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».

9. Назовите основополагающую формулу безопасности жизнедеятельности.

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - предупрежде­ние и упреждение потенциальной опасности.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: теоретические основы iconПрограмма вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства
Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений....
Тема: теоретические основы iconРабочая программа по дисциплине Теоретические основы электротехники
Дисциплина: «Теоретические основы электротехники» относится к циклу профессиональных дисциплин, для ее изучения студент должен обладать...
Тема: теоретические основы iconРабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления
Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и...
Тема: теоретические основы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«мдк теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста» Теоретические...
Тема: теоретические основы iconТ. В. Сазанова теоретические основы и технологии по естествознанию
В. Сазанова. Теоретические основы и технологии по естествознанию. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Тема: теоретические основы iconРеферат ргасу 19 2009 699 содержание введение 2 список использованной...
«Теоретические основы "Философии хозяйства" С. Н. Булгакова» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день
Тема: теоретические основы iconПлан введение Глава Научно-теоретические основы возрастных особенностей детского творчества
Теоретические и методические вопросы организации творчества у школьников разных возрастов на уроках изобразительного искусства
Тема: теоретические основы icon№ теоретические основы экологической экспертизы и овос 17 Тема №...
Организационно-правовые основы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (овос) 11
Тема: теоретические основы iconМетодическая разработка к практическому занятию по теме №1
...
Тема: теоретические основы iconТема Теоретические основы курса
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Тема: теоретические основы iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 6 Теоретические...
Б 6 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: Психология развития
Тема: теоретические основы iconРабочая программа дисциплины Теоретические основы органической химии...
Целями освоения дисциплины Теоретические основы органической химии биологически активных добавок являются
Тема: теоретические основы iconРефератов по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений»
Примерная тематика рефератов по дисциплине «Теоретические основы квалификации преступлений»
Тема: теоретические основы iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической...
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии
Тема: теоретические основы iconI. теоретические основы проблемы развития у старших дошкольников познавательного интереса
Психолого-педагогические основы современной теории интереса
Тема: теоретические основы iconТеоретические и технологические основы горячей штамповки порошковых...
Теоретические и технологические основы горячей штамповки порошковых карбидосталей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск