Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.11.2013
Размер117 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников

Воспитатель высшей категории, эколог, Колесникова Ольга Валентиновна.

Тема нашего эксперимента: « Системообразующая роль экологического образования как фактор познания, социализации и творческого развития дошкольника» Почему мы остановились на этой теме. Причин несколько.

Ещё в 1992 году на конференции ООН в Рио –де -Жанейро по окружающей среде была предложена концепция перехода цивилизации к устойчивому развитию , то есть к такому развитию, при котором люди будут соблюдать законы природы, изменив своё потребительское отношение к ней. С одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать приемлемые условия существования, с другой, - человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Устойчивое развитие предполагает такое совместное развитие природы и общества, когда деятельность человека вписывается в естественные природные круговороты веществ. В противном случае человеческая цивилизация прекратит своё существование.

Мы часто слышим, что планета находится на грани экологического кризиса. На самом деле, человеческая цивилизация уже была в такой ситуации ещё в эпоху неолита. В те далёкие времена, когда человек добывал пропитание , охотясь на диких животных, усовершенствование орудий охоты привело к полному истреблению крупных парнокопытных и мамонтов, основу пищевого рациона древнего человека. Природное равновесие было нарушено, человек оказался на грани голодной смерти. Но человек изобрёл земледелие, затем скотоводство. Экологический кризис был преодолён, но цена той победы огромна: население планеты сократилось более, чем в десять раз., а причина не голод, а война за охотничьи угодия.

Не то же самое ли происходит сейчас, когда более сильный, нападает на более слабого в погоне за природными ресурсами? Теперешний экологический кризис может оказаться такого масштаба, что грозит не только десятикратным уменьшением населения планеты, но и полным его исчезновением. А причина та же: рассогласованность растущих потребностей человека и ограниченностью количества природных ресурсов, включая не только нефть, но и воздух и пресную воду.

В ближайшие десятилетия проблема общепланетарной стратегии выживания цивилизации сделается приоритетным направлением научных исследований

Понадобятся люди с новым системно – экологическим мышлением.

Наша задача таких людей воспитать. Кроме того, выросли требования к качеству деятельности дошкольных учреждений. Возросли требования к результатам качества образования.

Итак, актуальность проблемы обусловлена

  • Необходимостью воспитания человека с экоцентрическим мышлением в условиях нарастания экологического кризиса

  • Современными требованиями к качеству деятельности дошкольных учреждений, выражающимися в наличии у выпускников интегративных качеств

  • Росту требований к результатам качества образования, обусловленному модернизацией культурного и общественного развития в стране и мире в целом, необходимостью формирования у воспитанников целостной картины мира. Дошкольник воспринимает окружающий мир как единое целое, поэтому и образовательный процесс необходимо строить не с позиции отдельного организма, а с позиции экосистемы.

  • Необходимостью успешной адаптации в изменяющемся быстрыми темпами мире

С сентября 2009г. ДОУ получает статус экспериментальной городской площадки по внедрению системного подхода в процесс ЭО

Воспитанников

Предметом исследования является экологическое образование дошкольников

Объектом исследования - педагогическая модель экологического образования в ДОУ.

Мы выдвинули следящую гипотезу:

Экологическое образование будет осуществляться более эффективно, если модель процесса экологического образования строить в виде целостной системы, функционально и последовательно соединяющей все формы организации жизни детей в ДОУ

Задачи исследования:

  • Выявить наличие и варианты использования системного подхода в экологическом образовании и развитии ребёнка на основе изучения научно психолого-педагогической и методической литературы.

  • Разработать модель системной организации процесса экологического образования в соответствии с природным и социокультурным окружением ДОУ, критерии и показатели оценки эффективности этой модели.

  • Подготовить условия для реализации модели в педагогической практике ДОУ.

  • Экспериментально проверить эффективность модели в условиях дошкольного учреждения.

  • Обобщить и распространить в Забайкальском крае результаты опытно-экспериментальной работы в данном направлении.

В процессе работы мы использовали следующие методы:

Эмпирические:

  • Изучение документов: протоколы – педсоветов и конференций, результаты деятельности и др.

  • Работа со словарём

  • Изучение продуктов деятельности: рефераты, дневники наблюдений, рисунки, поделки и др.

  • Наблюдение: естественное и лабораторное;

  • Беседа: индивидуальная и групповая

  • Анкета: именная и анонимная; по форме вопроса – открытая, закрытая; вопросы прямые и косвенные и др.



Теоретические методы:

  • анализ научной и методической литературы, сравнение результатов диагностики.

  • Математические методы: методы моделирования, метод визуализации данных (диаграммы, сравнительные таблицы и т.п.)

Нормативно – правовое обеспечение:

  • Закон Российской Федерации об образовании

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

  • Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

  • Федеральные государственные требования…..

  • Стратегия экологического образования в Российской Федера­ции, - М.: МНЭПУ, 2001. С. 56.

  • Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года

Попытки систематизировать процесс Э. О. впервые были предложены Николаевой С Н виде циклов наблюдений за отдельными объектами природы. Но в целом, научной и методической литературы очень мало.

Мы брали за основу следующие источники:

  • Николаева Н.Н. Система экологического образования в ДОУ

  • Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2009.

  • Н.Г. Лаврентьева, Е.В. Дедова, Н.М. Панфилова, Е.Р. Терентьева, Е.Б. Нижегородцева, Е.Б. Просвирина

  • Методика экологического образования дошкольников: аспекты интеграции. Учебно-методическое пособие./Под ред. к.п.н. Н.Г. Лаврентьевой. - Чита, Экспресс-издательство, 2010. – с.

  • Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007.

  • Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М., 2000,

  • М.С. Каган .Сущность системного подхода

Для успешной реализации эксперимента необходимо было подготовить условия:

  • Расширить материальной базы ДОУ (приобретение лабораторного оборудования, увеличительных приборов, дидактических пособий и т.д.)

  • Внедрить в учебный процесс использование технических средств обучения. Шире использовать компьютерные презентации, видеотехнику в учебном процессе.

  • Провести анализ и коррекцию педагогического процесса в ДОУ, поработать над интеграцией работы специалистов.

  • Повысить экологическую компетентность педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Большое значение мы придавали экологизации предметно – развивающей среды. Это и обустройство экологической тропинки, и расширение уголков природы и экспериментирования в группах.

ДОУ активно сотрудничает со многими учреждениями и организациями различного уровня. Совместные мероприятия с этими учреждениями расширяют кругозор детей, пополняют знания об окружающем мире.

В процессе работы мы использовали следующие диагностические материалы:

  • Тестирование воспитанников по методике «Субьективность отношения к природе» ( В. А.Ясвин- С. Д. Дерябо)

  • Диагностика экологической воспитанности старших дошкольников ( по Николаевой С.Н.)

  • Разработка диагностических материалов в рамках экспериментальной деятельности

  • Анкетирование педагогов по выявлению уровня восприимчивости к инновациям и выявления уровня инновационного потенциала

  • Акетирование по методике «Натурфил» (В.А. Ясвин)

  • Тестирование педагогов по методике ЭЗОП «Субьективность отношения к природе» ( В. А.Ясвин- С. Д. Дерябо)

  • Анкетирование родителей воспитанников «Ваше отношение к природе», «Экологическое воспитание в ДОУ и дома» (Николаева С.Н.)

В чём же состоит сущность предлагаемой нами модели экологического образования дошкольников.

Всё начинается с наблюдения, непосредственного общения ребёнка с природными объектами.

В процессе ежедневных наблюдений происходит развитие у детей представлений и элементарных понятий об отдельных объектах и явлениях природы и социокультурного мира, их характерных особенностях и взаимосвязях.

На целевой прогулке происходит развитие представлений, элементарных понятий о сообществах живых организмов, взаимосвязях в них и о компонентах неживой природы с их взаимосвязями

На экскурсии происходит развитие представлений и элементарных понятий о природных и социальных экосистемах, их характерных особенностях

Далее, в процессе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой, идёт обобщение, закрепление, углубление знаний детей.

Опыт детей закрепляется и в процессе непосредственно образовательной деятельности у специалистов ДОУ.

Интеграция содержания дошкольного компонента экологического воспитания с содержанием из разных областей знаний, прикладных и гуманитарных, в единую систему содержания, исходя из окружающей ребенка природной и социокультурной среды, способствует формированию интегративных качеств и целостной картины мира.

Опыт детей расширяется и также и через дополнительное образование.

В саду работают студии и кружки: Кружок «Юный любитель природы», «Юный астроном», Фольклорно-экологический ансамбль «Горенка», экологический театр « В гостях у сказки» и др.

Для реализации эксперимента были определены три экспериментальных и три контрольных группы разного возраста.

На предварительном этапе (2009-2010 у.г), мы провели

  • Анализ состояния экологического образования в ДОУ;

  • Тестирование родителей воспитанников, позволяющее выяснить их представления об экологическом образовании дошкольников и его значимости

  • Анализ экологической компетентности педагогов, их готовности работать в режиме эксперимента;

  • Шла подготовка документации; ( положение о совете по ОЭР. )

  • Проведён анализ природного и социального окружения ДОУ;

  • Анализ научно – педагогической литературы;

  • Корректировка системы наблюдений, экскурсий и обобщающих занятий с детьми; конечно, к началу эксперимента у нас были наработки некоторых экскурсий, занятий, наблюдений, но всё это необходимо было привести в систему.

  • Разработка целевых прогулок в природные экосистемы,

  • Апробация новой модели педагогического процесса;

  • Анализ уровня заболеваемости детей в экспериментальных и остальных группах ДОУ.

На содержательном этапе (2010-2012 у. г.), происходило постепенное внедрение новой модели экологического образования в соответствии с природным и социокультурным окружением ДОУ, коррекция учебно-воспитательного процесса, отслеживание результатов.

Шла наработка методических и диагностических материалов для пользования внутри ДОУ

Велась работа по повышению экологической компетентности педагогов и родителей воспитанников через различные формы работы.

Подводились итоги экспериментальной работы, проводился анализ полученных данных. Велась подготовка методических и диагностических материалов для публикации, подготовка для публикаций статей педагогов ДОУ в сборниках научно – практических конференций в соответствии с индивидуальными темами работ в рамках эксперимента.

Велась большая работа с родителями.

Проводился тестовый опрос родителей, выявляющий их представления друг о друге как о партнёрах по воспитанию детей; Родители привлекались к организации совместных экскурсий, вовлекались в проектную деятельность. Для родителей были организованы мастер – класса по созданию экологически здоровой домашней среды, детскому экспериментированию, проведению наблюдений на прогулках. Работа с родителями велась в двух направлениях: повышение экологической компетентности и активное участие в воспитательно – образовательном процессе.

Велась большая работа и с педагогами. Педагоги экспериментальных групп, специалисты, работающие с детьми, вносили в работу свой индивидуальный почерк. У каждого, в рамках эксперимента, было своё направление.

Был организован просмотр и анализ открытых мероприятий , психологический тренинг для педагогов, 20 педагогов повысили квалификацию через специально организованные курсы повышения квалификации на базе ЗаБГГПУ не прерывая работы

Параллельно шёл процесс наработки методических материалов. Так, в ДОУ педагоги используют в своей работе материалы по

Интеграции работы специалистов ДОУ, систему наблюдений по видам деятельности, используют наработки конспектов целевых прогулок, экскурсий в природные и социальные экосистемы; конспекты занятий, экологических развлечений, а также комплекс подобранных нами диагностических материалов в экологическом образовании дошкольников. Кроме того, вышло из печати методическое пособие

«Экологическое образование дошкольников: инновационная система организации.», и проходит процесс подготовки к печати пособие «Экологическое образование дошкольников: опытно – экспериментальная деятельность.

В своей работе мы встретились с трудностями, которые приходилось преодолевать. Это недостаточная экологическая компетентность педагогов, а также недостаточная экологическая грамотность родителей, выдвигающих на первый план необходимость углублённого изучения математики, умения читать. Ощущалась нехватка методических материалов по системной организации образовательного процесса в ДОУ.

Были сложности в оформлении материалов и подготовке их к печати.

И, конечно, сложности при нахождении тонкой грани между тем, что детям можно дать, и тем, от чего их необходимо оградить.

Мы видим модель воспитанника:

  • Проявляет активный познавательный интерес к окружающему миру. Использует наблюдение как способ познания.

  • Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту, чувствует духовную близость с ней.

  • Знает и правильно называет признаки живого. Активно выражает в речи опыт. Владеет предметными и некоторыми общими понятиями.

  • Умеет устанавливать взаимосвязи между состоянием живых существ и средой обитания, соответствием условий потребностям. Моделирует признаки объектов и связи.

  • Владеет основными трудовыми умениями, с желанием ухаживает за природными объектами, проявляя заботу и гуманное отношение к ним. Стремится к сохранению природы и знает средства охраны.

  • Старается изменить негативное отношение к природным объектам со стороны других детей и взрослых.

На наш взгляд, у нас большие перспективы для дальнейшей работы. Необходима разработка и апробация системы наблюдений, целевых прогулок и экскурсий в социокультурное окружение. Кроме того, необходимо работать над развитием умения проективных навыков у детей.

Таким образом использование системного подхода мы считаем необходимым и целесообразным, т. к. 1.появляется возможность включать и целенаправленно осуществлять в педагогическом процессе освоение дошкольниками знаний о природных и социокультурных экосистемах как целостных образованиях и 2- позволяет объединить формы педагогического процесса в одно функциональное целое.

Данная модель педагогического процесса обоснована и защищалась Лаврентьевой Н.Г. в 2000 году , идеи этой модели отражены в Концепции дошкольного ЭО принятой постановлением Коллегии Комитета общего, профессионального образования науки и молодёжной политики Администрации как дополнительный методологический документ на территории Читинской области, но для её реализации необходима была и подготовка педагогических кадров, и накопление и совершенствование регионального методического материала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск