ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА» Учебная программа
Б.3.17.1
Оценка эффективности системы
управления человеческими ресурсами бакалаврская образовательная программа
по направлению 080200.62 – «Менеджмент»
профиль "Управление человеческими ресурсами"
Разработана:
к.экон.н.,
доцент кафедры социального менеджмента
Чурилина И.Н.
Санкт-Петербург
2011 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Оценка эффективности системы УЧР» Пояснительная записка
Данная дисциплина включена в вариативный модуль профессиональных дисциплин модуль «Эффективность управления человеческими ресурсами организации» и является базовой дисциплиной раздела профиля «Управление человеческими ресурсами» бакалаврской образовательной программы по профилю «Управление человеческими ресурсами» по направлению 080200.62 – Менеджмент. Дисциплина должна быть реализована в третьем семестре, второй год обучения.
Трудоемкость дисциплины - 3 кредита (зачетные единицы), всего
108 часов, в том числе:
- аудиторная работа студентов – 54 часа (лекции – 18 часов;
семинарские занятия – 36 часов);
- самостоятельная работа студентов - 54 часа;
Форма аттестации: экзамен. Цель учебной дисциплины:
Сформировать у студентов следующие профессиональные компетенции:
Способность оценивать условия взаимосвязи и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
Способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9)
Данные профессиональные компетенции являются необходимыми в осуществлении выпускниками образовательной программы следующих видов организационно-управленческой деятельности:
Управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;
Разработка стратегий развития организации и их отдельных подразделений.
Анализ существующих форм организации управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию в области управления человеческими ресурсами.
Место дисциплины в структуре модуля
Дисциплина «Оценка эффективности системы УЧР» относится к циклу дисциплин и курсов по выбору профессиональной подготовки бакалавра по образовательной программе «Менеджмент», профиль «Управление человеческими ресурсами» и отражает требования, предъявляемые к менеджеру в области управления человеческими ресурсами организаций. Дисциплина «Оценка эффективности системы УЧР» является первой дисциплиной модуля «Эффективность управления человеческими ресурсами организации», расширяя и дополняя основные дисциплины модуля "Технологии управления человеческими ресурсами организации", модуля «Организационная культура в УЧР», модуля «Управление организационным поведением». Результаты освоения содержания:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
Количественные и качественные методы оценки экономической эффективности управления человеческими ресурсами.
Студент должен уметь:
Применять в практике управления экономические методы оценки системы управления человеческими ресурсами для разработки стратегии.
Студент должен владеть:
Технологией комплексной социально-экономической оценки эффективности управления человеческими ресурсами организации.
Принципы отбора содержания и организации
учебного материала Содержание дисциплины разрабатывается в соответствии с общенаучными принципами системности, целесообразности, научности и применимости. А также в соответствии с принципом усложнения учебного материала. Содержание учебной дисциплины Тема 1.Содержание понятия «эффективность» и основные подходы к ее оценке.
Содержание практического занятия. Разработка критериальной модели оценки эффективности системы УЧР организации.
Тема 2. Зоны потерь эффективности человеческих ресурсов организации.
Содержание практического занятия. Круглый стол «Оценка эффективности трудовой деятельности как фактор развития человеческих ресурсов».
Тема 3. Система управления человеческими ресурсами в организации.
Содержание практического занятия. Презентация методик развития и оценки эффективности человеческих ресурсов.
Тема №4. Экономическая оценка результатов труда персонала.
Содержание практического занятия. Групповое проектирование мероприятий по повышению эффективности системы УЧР анализируемых компаний. Подготовка групповой электронной презентации.
Тема №5. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы УЧР и технологии управления персоналом.
Содержание практического занятия. Экономическая и социальная оценка эффективности спроектированного комплекса мероприятий по повышению эффективности системы УЧР анализируемых компаний. Подготовка групповой электронной презентации.
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
Дисциплина:
№ п/п
| Название темы
| Виды занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами
|
| 1.
| Содержание понятия «эффективность» и основные подходы к ее оценке.
| 4
| 8
| -
| 10
| 22
| 2
| Зоны потерь эффективности человеческих ресурсов организации.
| 2
| 4
| -
| 10
| 20
| 3
| Система управления человеческими ресурсами в организации.
| 4
| 8
| -
| 12
| 22
| 4
| Экономическая оценка результатов труда персонала
| 4
| 8
| -
| 10
| 22
| 5
| Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
| 4
| 8
| -
| 12
| 22
| Итого:
| 18
| 36
|
| 54
| 108
|
Интерактивные формы занятий:
№ темы
| Формы
| 1.
| Дискуссия, презентации с использованием различных вспомогательных средств
| 2.
| Работа в группах
| 3.
| Работа в группах, кейс-метод (решение ситуационных задач)
|
Технологическая карта дисциплины
«Оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами»
2013/2014 учебный год
Наименование дисциплины *
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане*
| Количество зачетных единиц/кредитов*
| Оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами
| Ф
| трудоемкость – 108 (3 кредита):
лекции – 18 часов
практические занятия – 36
самостоятельная работа – 54
экзамен
|
Виды текущей аттестации аудиторной и внеаудиторной работы
| Количество аттестационных мероприятий
| Максимальное число баллов
| Посещение лекций
| 9
| 1 х 9 =9
| Выполнение практических работ
| 5
| 5х10=50
| Разработка критериальной модели оценки эффективности системы УЧР организации.
|
| 10
| Круглый стол «Оценка эффективности трудовой деятельности как фактор развития человеческих ресурсов».
|
| 10
| Презентация методик развития и оценки эффективности человеческих ресурсов.
|
| 10
| Групповое проектирование мероприятий по повышению эффективности системы УЧР анализируемых компаний. Подготовка групповой электронной презентации.
|
| 10
| Экономическая оценка результатов труда персонала
|
| 10
| Сообщения на семинарах (доклады) по теме, согласованной с преподавателем
| 5
| 5х5=25
| Экзамен (устный)
| 1
| 16
|
| ИТОГО:
| 100
| Альтернативный вариант экзамену
| Участие в работе СНО (статья с научным руководителем)
| 1
| 8
| Участие в конференции (тезисы, помощь, reception)
| 1
| 8
| Студент может увеличить свой рейтинг за счет выполнения следующих видов работ
| Составление списка библиографии (не менее 10 источников) по теме, согласованной с преподавателем ( по периодическим изданиям за 2003-2005 гг.)
| 0,5 балла за 1 источник
| Реферат научной статьи, согласованной с преподавателем (из профильных журналов за 2003-2005 гг.)
| 5
| Обзор интернет-сайтов по теме, согласованной с преподавателем (адрес, название, владелец, основные разделы с кратким описанием содержания, основные сервисы)
| 2 балла за 1 сайт
| Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины «Оценка экономической эффективности системы управления человеческими ресурсами»:
а) электронные образовательные ресурсы (ЭОР)1: б) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Ссылка на информационный ресурс
| Наименование разработки в электронной форме
| Доступность
| http://www.znanium.com
| Мансуров Р. Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 228 с.: ил. — (Фактор роста). - ISBN 978-5-9775-0695-3.
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
| Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 262 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0111-7, 2000 экз.
| А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. Организация труда персонала: Учебник/ - М.: ИНФРА-М, 2008. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003178-1, 3000 экз.
| Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): Монография / Б.М. Генкин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-215-0, 500 экз.
|
| Управление персоналом организации: Учеб. пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 398 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0135-3, 3500 экз.
| http://e.lanbook.com
| Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров. – «Дашков и К0», 2013.
| Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
| Авдеев В.В. Управление персоналом: оптимизация командной работы: практикум. – «Финансы и статистика», 2008.
| Дейнека А.В. Управление персоналом: учебник. - «Дашков и К0», 2010.
| Иванова С. Личная эффективность. – «Альпина Паблишер», 2012.
|
|