Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Туйметкинская основная общеобразовательная школа»
Черемшанского муниципального района Республики Татарстан Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
методическом объединении Заместитель директора директор Туйметкинского
учителей биологии, химии, по учебно-воспитательной основного общеобразовательного
географии, искусства, работе: _________ муниципального бюджетного
технологии, физкультуры /Каримова Р.Г./ учреждения:
Руководитель МО____________ 2011 г. ________/ Шарифуллина Р.В./
/Сагирова Л.М./ Протокол № 1
«__»________2011 педагогического совета
№ протокола_______ от 2011 г.
Приказ №
Рабочая программа
Учительницы географии
первой квалификационной категории
Сагировой Ландыш Мазиповны
по географии для
7 класса
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе
по географии для
6 класса
на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- федерального перечня учебников, рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный год;
- учебного плана МБОУ «Туйметкинская основная общеобразовательная школа ». на 2011-2012 учебный год;
- примерной программы по географии основного общего образования; « Просвещение», Москва, 2010 год.
- положения о рабочей программе МБОУ «Туйметкинская основная общеобразовательная школа ».
- образовательной программы МБОУ «Туйметкинская основная общеобразовательная школа».
Количество часов в неделю: 1 час;
Всего недель в год: 35;
Количество часов в год: 35 часов
Практических работ: 10
Контрольных работ: 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
Название темы
| Количество часов
| Раздел 1. Введение
| 1
| Раздел 2. План местности. Географическая карта
| 10
| Раздел 3. Литосфера
| 6
| Раздел 4. Гидросфера
| 6
| Раздел 5. Атмосфера
| 8
| Раздел 6. Биосфера
| 1
| Раздел 7. Взаимодействие компонентов природы
| 1
| Раздел 8. Человечество на Земле
| 1
| Раздел 9. Природа своей местности
| 1
|
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Раздел «План местности. Географическая карта.» расширен для изучения с 5 до 10 часов за счет разделов
«Земля как планета» и «На какой Земле мы живем», в связи с тем, что в этом разделе изучается основа географических карт, географические координаты, которые сопровождают учащихся во всех классах, но там не изучается, и в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.
Раздел «Литосфера» расширен за счет раздела «Человек на Земле».
Раздел «Гидросфера» расширен за счет раздела «Биосфера».
Раздел «Атмосфера» расширен за счет резервного времени, так как объем и разнообразие изучаемого материала очень большой.
Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. Контрольные работы:
Повторение темы: «Географическая карта»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Литосфера»
Проверочная работа по теме: «Гидросфера»
Контрольная работа по теме «Атмосфера»
Цели и задачи курса.
Начальный курс географии — первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать / понимать значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей; результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий; основные источники географической информации, методы изучения Земли; географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца; различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт; как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них; изменения происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности; географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте; давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
приводить примеры развития представлений человека о Земле; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов; составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи;; описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород своей местности; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично; универсальное значение природы. Учебная литература
Герасимова, Т.П., Неклюкова, Н.П. «Начальный курс географии» 6 класс - М.: Дрофа, 2006.
Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов общеобразовательных учебных заведений. Автор учебного материала Петрова Н.Н. 2001,Республиканский мультимедиа центр Москва.
Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений «География» (6-10 классы). Министерство образования РФ Республиканский мультимедиа центр, 2003, Москва.
Русско-татарский словарь географических терминов. Под общей редакцией А.С.Тайсина – Казань изд. «Магариф» 2010
География энциклопедия Кэрол Варли и Лайза Майлз – Москва «Росмэн» 2007.
Журналы «География для школьников», «Магариф»
Тесты по физической географии для 6 класса, К.: «Магариф» 2001
.
Календарно – тематическое планирование по географии - 6 класс
№ урока
| Кол-во часов
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Планируемые результаты
| Виды деятельности учащихся
| Оборудование
| Виды контроля,
Практические занятия
| Домашнее задание
| план
| факт
| Введение – 2 ч
| 1
| 1
|
|
| География- наука о земной поверхности. Что изучает география.
| Вводный
| Знать: предмет изучения географии.
Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственную деятельность
| Составление календаря погоды
|
| Фронтальный опрос
Организация работы по составлению календаря
| §1. в 1-3.(устно)
| 2
| 1
|
|
| Развитие географических знаний о Земле .Путешествия и географические открытия
| КБ
| Знать: основные этапы познания планеты
|
| Карта полушарий
| Фронтальный опрос . Нанести на контурную карту маршруты Х. Колумба и Ф. Магеллана
| § 2. в. 2 (письменно)
| Виды изображений поверхности Земли –8 ч. План местности- 4 ч.
| 3
| 1
|
|
| Топографический план и условные знаки. Ориентирование на местности.
| КБ
| Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.
Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности
.
| Знакомство с глобусом и географической картой.
| Глобус. Карта.
| Фронтальный опрос Топографический диктант. Чтение условных знаков. Работа с компасом
| § 9, в. – 5 (устно)
| 4
| 1
|
|
| План местности. Масштаб
| КБ
| Чтение плана местности. Определение расстояний.
| Виды изображений местности. Аэрофотоснимок Условные знаки.
Линейка транспортир, компас, нивелир планшет,карандаш, циркуль
| Практикум. Измерение раст. Линейного масштаба
| § 4,5. в-3 (стр.14, письменно)
| 5
| 1
|
|
| Изображение на плане неровностей земной поверхности.
| КБ
| Определение направлений, сторон горизонта, азимута.
| Практикум. Определение относительной и абсолютной высоты
| § 6. в. – 1, 2, 3 (устно)
| 6
|
|
|
| Основные виды съ
емки местности. Составление простейших планов местности
| П
| Определение высот точек. Изображение холма, впадины
| Практикум. Составление плана маршрутной съемки по описанию
| § 7. в – 5 (письменно)
| 7
|
|
|
| Географическая карта.
Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли.
| НМ
| Знать: форму и размеры Земли.
Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.
Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.
Уметь: определять на карте полюса, направления. Описывать по плану карту полушарий и России;
Называть и показывать полюса, экватор, линии на градусной сети; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
Владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
| Определение расстояний и направлений, высот и глубин по географической карте.
| Условные знаки. Масштаб. Шкала высот и глубин.
Глобус.
Физическая карта мира, карта полушарий, России,РТ
| Практикум.
| § 10, 14 . в – 7 стр. 27(письменно)
| 8
|
|
|
| Градусная сетка. Географическая широта.
| КБ
| Нахождение на глобусе и картах основных линий градусной сети.
| Глобус.
Физическая карта мира, карта полушарий, России,РТ
| Практикум.
| § 11. в - 3 (устно)
| 9
|
|
|
| Географические координаты. Географическая долгота.
| И
| Индивидуальная и групповая работа с атласом и к/к. Определение географических координат своего населенного пункта.
| Глобус.
Физическая карта мира, карта полушарий, России,РТ
| Практикум.
Определение географических координат.
| § 12, 13
| 10
| 1
|
|
| Изображение высот и глубин на физических картах
| НМ
П
|
|
|
|
| Земная кора (21 ч) . Литосфера – 6 ч.
| 11
|
|
|
| Земля и ее строение.
Внутреннее строение Земли.
| НМ
| Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.
Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.
Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Уметь: работать с контурной картой.
| Сравнение материковой и океанической земной коры.
| Глобус.
Физическая карта мира, карта полушарий, России,РТ
| Фронтальный опрос. Практикум «Характеристика карты своей местности»
| § 16. в – 1-3 (устно)
| 12
|
|
|
| Породы, слагающие земную кору. Горные породы и минералы.
| П
| Работа с коллекцией горных пород и минералов.
| Географ. Диктант
«Изучение свойств горных пород»
| § 17. в – 5 (письменно)
| 13
|
|
|
| Движения земной коры. Землетрясение. Вулканы.
| НМ
| Определение на карте сейсмических районов земного шара, действующих и потухших вулканов
| Глобус.
Физическая карта мира, карта полушарий, России,РТ
| Фронтальный опрос
| § 18, 19.
| 14
| 1
|
|
| Основные формы рельефа суши. Горы суши.
| КБ
| Описание географического положения гор и равнин.
| Индивид опрос. Описание равнины по типовому плану.
Обозначение на к.к. крупнейших гор и равнин
| §20, 21
| 15
| 1
|
|
| Равнины суши. Рельеф своей местности.
| НМ
|
|
|
| 16
| 1
|
|
| Рельеф дна Мирового океана
| КБ
|
|
| Сообщение уч-ся.
| § 22.
| Гидросфера – 7 ч.
| 17
| 1
|
|
| Водная оболочка Земли
Мировой океан и его части
| НМ
| Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость МО, особенности дна МО, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины и ее происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения , реки, озера.
| Составление схемы «Мировой круговорот воды».
Описание географического положения моря.
| Физическая карта мира, карта полушарий, таблица приливов и отливов
| практикум
| § 23. в-8 (устно)
| 18
| 1
|
|
| Свойства вод Мирового океана.
| НМ
| Нахождение на карте крупных течений.
| Физическая карта мира, карта полушарий, таблица приливов и отливов
| практикум
| § 25,26, 27 (обзорно)
| 19
| 1
|
|
| Волны и течения в океане
| КБ
|
|
| 20
| 1
|
|
| Охрана и изучение Мирового океана
| КБ
|
|
| Сообщение учащихся
|
| 21
| 1
|
|
| Воды суши.
| НМ
| Сравнение грунтовых и межпластовых вод.
| глобус
| практикум
| § 29.
| 22
| 1
|
|
| Река и ее части.
| НМ
| Нахождение на карте крупнейших рек России и мира.
| Физическая карта мира, карта полушарий
| практикум
| § 30.
| 23
| 1
|
|
| Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
| КБ
|
| Физическая карта мира, карта полушарий, глобус
| практикум
Обозначение на контурной карте крупнейших озер и рек мира.
| § 31, 32, 33 (обзорно)
| Атмосфера – 6 ч
| 24
| 1
|
|
| Строение атмосферы
| НМ
| Слои атмосферы. Значение и охрана атмосферы. Изучение атмосферы.
| Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы»
| Физическая карта мира, карта полушарий, глобус, календарь погоды, термометр, осадкомер, климатическая карта
| коллективная
| § 35. оформление календаря погоды
| 25
| 1
|
|
| Температура воздуха.
| П
| Ход температуры. Амплитуда. Средняя температура.
| Определение амплитуды, средних температур. Составление графиков хода температур.
| Фронтальный опрос
| § 36, 37. (наблюдение за погодой)
| 26
| 1
|
|
| Давление воздуха. Ветер.
| НМ
| Атмосферное давление. Барометр. Причины образования ветра. Бриз. Муссон.
флюгер. Анемометр. Шкала Бофорта.
| Построение графика «Роза ветров». Решение задач на изменение давления с высотой.
| практикум
| § 38, 39
наблюдение за погодой
| 27
| 1
|
|
| Водяной пар в атмосфере.
| КБ
| Абсолютная и относительная влажность. Насыщенный и ненасыщенный воздух. Туман. Облака. Виды облаков. Осадки. Осадкомер.
| Решение задач на определение относительной влажности.
| практикум
| § 40, наблюдение за погодой 41.
| 28
| 1
|
|
| Погода. Климат.
| НМ
| Воздушные массы. Прогноз погоды. Метеорология. Причины, влияющие на климат. Климат морской, континентальный, резко континентальный, муссонный, высокогорный.
| Знакомство с климатической картой мира.
| Фронтальный опрос
| §42, 43, наблюдение за погодой 45.
| 29
| 1
|
|
| Распределение тепла и света.
| НМ
| Изменение освещенности и нагрева земной поверхности. Тропики. Полярные круги. Пояса освещенности.
|
|
| Фронтальный опрос
Анализ наблюдений за погодой.
| § 44.
| Биосфера – 2 ч
| 30
| 1
|
|
| Организмы на Земле
биосфера
| НМ
| Знать разнообразие и неравномерность распределения растений и животных на Земле.
Уметь объяснять причины неравномерного распределения организмов на Земле, приводить примеры.
Объяснять воздействие организмов на земные оболочки, понятие Природный Комплекс, взаимосвязи оболочек Земли
| Подготовка сообщений о памятниках природы своего края.
|
| практикум
| § 46. в-1,2,3,5 (устно)
| 31
| 1
|
|
| Природные зоны.
Воздействие организмов на земные оболочки.
| КБ
| Знакомство с картой природных зон Работа с коллекциями.
|
| Фронтальный опрос
| § 47, 48
| Человек на Земле – 2 ч.
| 32
| 1
|
|
| Население Земли.
| НМ
| Знать: Численность и размещение населения. Расы. Народы.
Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран
| Описание расовых признаков.
| Карта населения мира
| Фронтальный опрос
| § 51, 52
| 33
| 1
|
|
| Населенные пункты.
| КБ
| Составление характеристики своего населенного пункта.
| Политическая карта
| практикум
| § 53.
| 34
| 1
|
|
| Человек- часть природы. Особенности географических комплексов своей местности
| КБ
|
| Атлас и к/к
| практикум
|
| 35
|
|
|
| Обобщение и систематизация знаний по курсу «География. 6 класс»
| П
| Уметь анализировать и обобщать предложенный материал
|
|
| Фронтальный опрос
|
|
«
|