Календарно-тематическое планирование предметной линии «Музыка»
в рамках УМК «Школа России» во 2 классе. 1 час в неделю; 34 часа в год.
№
п\п
| Тема урока
Тип урока
Форма урока
| Цели и задачи урока
| Содержание урока
| Планируемые результаты УУД обучающихся:
личностные,
предметные,
метапредметные
| Музыкальный
материал
| Дидактические
единицы
|
|
| I
| Раздел: Музыка в жизни человека
1 четверть - «Россия – Родина моя»
(3 часа). Вся Россия просится в песню…
| 1
| Мелодия
Тип - изучение нового материала
Форма –
урок – беседа.
| Цель: показать интонационно-образную природу музыкального искусства на примере музыки М.Мусоргского
Задачи:
познакомить с образами родной природы в музыке русских композиторов;
показать значение мелодии в инструментальной музыке;
отметить её песенность и выразительность.
| «Рассвет на Москве-реке»
М.Мусоргский
«Моя Россия» Г.Струве
| Мелодия, как средство музыкальной выразительности. Песенность. Песня.
Инструментальная музыка. Оркестр. Композитор.
Песенная установка.
| Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни.
воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
| 2
| Здравствуй, Родина моя!
Тип – комплексного применения знаний и умений.
Форма – урок-путешествие.
| Цель: познакомить с сочинениями отечественных композиторов о Родине.
Задачи: научить эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения.
| «Моя Россия» Г.Струве
Здравствуй, Родина моя! Ю.Чичков
| Куплетная форма. Запев. Припев.
Элементы музыкальной грамоты:
скрипичный ключ, ноты. Презентация.
| Личностные УУД: воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки.
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
| 3
| Гимн России.
Тип - изучение нового материала
Форма –
урок – презентация.
| Цель: познакомить с гимном России как с музыкальным символов государства.Задачи: дать представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их значении в жизни жителей России, понимать содержание гимна, исполнять его в соответствующем характере, познакомить с различными вариантами российского гимна.
| Гимн России
А.Александрова сл.С.Михалкова
Патриотическая песня М.Глинка
| Гимн России. Государственные символы.
| Личностные УУД: исполнять Гимн своей страны, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради.
Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке.
| II
| День, полный событий (6 часов)
| 4
| Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Тип урока – комплексное применение знаний и умений.
Форма урока – урок беседа.
| Цель: показать тембровую окраску фортепиано и его выразительные возможности.Задачи: раскрыть мир ребёнка, через музыкальные интонации и образы, познакомить с элементами музыкальной грамоты.
| Детская музыка С.Прокофьев
Детский альбом П.Чайковский
| Композитор, исполнитель, динамические оттенки: форте и пиано, названия танцев: вальс, полька, тарантелла
| Личностные УУД: понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель. Регулятивные УУД: узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков.
| 5
| Природа и музыка. Прогулка.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – урок – прогулка.
| Цель: познакомить с творчеством русских композиторов – классиков, показать выразительные возможности музыки в изображении образов родной природы.Задачи: понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыки.
| Утро-вечер С.Прокофьев
Прогулка С.Прокофьев,
Прогулка М.Мусоргский
| Фортепиано. Рояль. Элементы нотной грамоты. Длительности нот.
| Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений, понимание графических знаков для ориентации в нотном письме, овладение умениями и навыками интонационно – образного анализа муз.произведения.
Регулятивные УУД: определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
| 6
| Танцы, танцы, танцы.
Тип урока – комплексное применение знаний и умений.
Форма урока - урок танцев.
| Цель: научить определять основные музыкальные жанры (песня, танец, марш.)
Задачи: развивать умение сравнивать различные по характеру произведения, выделять в них средства музыкальной выразительности, наблюдать за музыкальным развитием на основе сходства и различия муз. интонаций и образов.
| «Камаринская», «Вальс», «Полька»
П.Чайковский
«Тарантелла» С.Прокофьев
| Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт.
| Личностные УУД: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,
выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Регулятивные УУД: соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора, воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности, выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников.
| 7
| Эти разные марши. Звучащие картины.
Тип урока - комплексное применение знаний и умений.
Форма урока – урок-беседа.
| Цель: расширить представления о музыкальных жанрах, их стилистических особенностях и различиях.Задачи: учить соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов,
| «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский
«Ходит месяц над лугами», «Марш», «Шествие кузнечиков» С.Прокофьев
| Основные музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальный размер. Сильная и слабая доля. Такт.
| Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.
Коммуникативные УУД: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
| 8
| Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – урок сказка.
| Цель: познакомить с музыкальными и речевыми интонациями на примере музыки П.Чайковского, С. Прокофьева и др.Задачи: находить сходства и различия в прослушанных на уроке муз.произведениях, определять их жанр, музыкальную интонацию, передавать настроение музыки в пении, музыкльно – пластическом движении,
| «Нянина сказка»,
«Мама» П.Чайковский
«Сказочка» С.Прокофьев
«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов
| Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Колыбельная. Куплетная форма. Запев. Припев.
| Личностные УДД: понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Познавательные УУД: формирование интереса к к музыкальным занятиям и , позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
| 9
| Обобщающий урок
Тип урока – урок контроля и коррекции знаний.
Форма урока –
урок – концерт.
| Цель: обощить музыкальные впечатления второклассников за 1 четверть.Задачи: закрепить полученные знания и умения по предмету. продемонстрировать желание заниматься музыкально – творческой деятельностью, развивать творческие способности обучающихся.
| Музыкальный репертуар I четверти по выбору учителя.
| Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Мелодия. Песенность, маршевость, танцевальность.
Динамические оттенки. Названия нот.музыкальный размер. Куплетная форма и др.
| Личностные УУД: познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе, к людям, их обычаям, традициям.
Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками.
Регулятивные УУД: воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов – классиков в музыкальную культуру страны., оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.
| III
| «О России петь, что стремиться в храм» (7 часов)
| 10
| Великий колокольный звон.
Звучащие картины.
Тип урока – Изучение нового материала.
Форма урока –
урок - путешествие в прошлое.
| Цель: показать красоту и величие русской духовной музыки, её значения в жизни русского человека.
Задачи: показать историю колоколов на Руси, их значение в жизни русского человека, познакомить с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки с жизнью и другими видами искусства.
| «Великий колокольный звон» М.Мусоргский (видео – фрагмент оперы «Борис Годунов»), «Праздничный трезвон» Ростовские звоны.
| Духовная музыка. Колокольные звоны. Благовест. Трезвон. Набат. Звонница. Ритм. Колокольня. Традиция. Обычаи.
Картины русских художников.
| Личностные УУД: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.
Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения)
| 11
| Русские народные инструменты. Музыкальные традиции родного края.
Тип урока - усвоение новых знаний.
Форма урока – урок презентация.
| Цель: познакомить с музыкальными и фольклорными традициями края.
Задачи: запомнить названия народных музыкальных инструментов, уметь различать их по тембрам и внешнему виду, разбираться в многообразии музыкальных форм народной инструментальной музыки: наигрыш, пляска, вариация.
| «Калинка» Р.н.п.
«Светит месяц» - вариации на тему р.н.п.»Камаринская» р.н.м. «Тимоня» - народная мелодия Курской области.
| Фольклор. Загадки о русских народных инструментах.
Народные инструменты: балалайка, рожок, гармонь, дер.ложки, кугиклы.
| Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории Родного края.
Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях,
Коммуникативные УУД: формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса ( название форм инструментальной народной музыки и названия муз. инструментов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.
| |