Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 179.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер179.49 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа

Пояснительная записка


Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Глина бывает разная – красная, голубая, белая, желтая. На её цвет влияют добавки других минералов.

Глина издавна используется для изготовления предметов обихода, игрушек и украшений. Глиняные изделия всегда кажутся теплее и трогательнее остальных — ведь вместе со следами рук они хранят и частичку души мастера.

Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому занятия по керамике считаются очень хорошей арттерапией. Психологи говорят, работая с глиной, агрессивный человек находит выход своим чувствам, а неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию. Непоседливым и неусидчивым глина помогает - научиться концентрироваться. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема, позволяет приобщиться к древнейшему искусству. Так неживая природа становится детям понятнее, ближе и интереснее.

На занятиях курса «Гончарная мастерская» ребята научатся создавать собственные, пускай сначала несложные глиняные поделки. Занятия будут способствовать развитию у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности личности.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания. Оно обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, несут в себе тонкое понимание природы. Декоративно-прикладное искусство доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Воспитанники получат возможность не только познакомиться с игрушками, изготовленными в разных местностях России, но и сами научатся мастерить глиняные игрушки, создавать различные образы.

Гончарное дело относится к наиболее древним видам деятельности человека, в котором накоплен опыт многих тысячелетий. Многообразие методов формования и декорирования изделий из глины, многостадийность керамической технологии, делают изготовление изделий сложным, но интересным и увлекательным занятием.

Программа объединения " Гончарное дело " рассчитана на два года обучения.

1 год - 72 учебных часа в каждой подгруппе.

2 год - 72 учебных часа в каждой подгруппе.

Занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа, что связанно с особенностями технологии изготовления.
Количество детей в группе: 1 года – 9 человек, 2 года – 9 человек.

Возраст обучаемых- 9 лет и старше.

Занятия проводятся теоретические и практические, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Во время учебного процесса используются различные формы организации работы:

фронтальная – занятие проводится со всей группой

групповая - для выполнения практической работы, выполнения коллективных работ группа делится на малые группы по 3-6 человек.

индивидуальная- работа проводится с детьми, которым трудно усваивать материал, с детьми, которые проявляют повышенный интерес и имеют успех в данном виде деятельности.

Форма проведения занятий: занятие-урок, занятие-беседа, занятие-игра, экскурсия.

Для расширения кругозора детей, проводятся экскурсии в музеи, на выставки, познавательные лекции, беседы, дискуссии.

Новизна данной программы определяется учётом особенностей контингента детей доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.

Цели и задачи программы:

Общими целями занятий являются - развитие у детей эмоционально - эстетического отношения к традиционной и национальной культуре. Формирование теоретических знаний и практических умений. Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Обучающие задачами, реализующими цели можно считать:

-обучение технике работы на гончарном круге,

- обучение основам цветоведения и композиции,

Воспитательные задачи

- приобщить к общечеловеческим ценностям,

- воспитание патриотизма,

- воспитание гармоничных межличностных отношений.

Развивающие задачи

- развитие художественного вкуса,

- развитие творческих способностей,

- развитие интереса к народному творчеству.

Прогнозируемый результат

На занятиях 1 года обучения дети изучат историю гончарного дела. Научатся различным приёмам формования. Освоят технику работы на гончарном круге. Изучат приёмы росписи гончарных изделий. Познакомятся с основами композиции и цветоведения. Начнёт формироваться интерес к народному искусству. Научаться бесконфликтному общению. Образуются творческие группы.

Дети 2 года обучения закрепят полученные навыки и ознакомятся с другими приёмами работы на гончарном круге. Научатся творчески подходить к выполнению работы. Познакомятся с разнообразием материалов и способов декорирования. Появляется устойчивый интерес к творческой деятельности. Дети научаться сотрудничать друг с другом. Формируется творческий коллектив.

Контроль за усвоением материала проводится по сравнительной шкале (успехи, рост, достижения и т.д.) Контроль производится для того чтобы выявить усвоение материала ребенком, проверить выполнение целей и задач. В течении года контроль осуществляется в виде опроса детей по изученным темам. В конце учебного года проводятся тесты, просмотры работ и выставки.

Цели и задачи 1 года обучения

- знакомство с историей гончарного дела, с художественными национальными традициями

- обучение основам цветоведения

- обучение основам композиции,

- обучение основам работы на гончарном круге,

- знакомство с материалами и инструментами.

- обучение формованию на гончарном круге простейших изделий по собственным эскизам,

учебно – тематический план

1 – го года обучения




ТЕМА

Количество часов

теория

практика

итого

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Материаловедение, цветоведение

1

3

4

3

Композиция, орнамент

1

3

4

4

История возникновения и развития гончарного промысла

2




2

5

Приёмы работы на гончарном круге

1

3

4

6

Изготовление на гончарном круге цветочных горшков (простой формы)

2

10

12

7

Изготовление гончарных изделий с элементами лепки

2

8

10

8

«Глиняная игрушка как древний символ народного искусства»

Лепка и раскрашивание павлина.

Лепка и раскрашивание коня.

Лепка и раскрашивание барыни.

Лепка и раскрашивание коровы и барана.

Лепка и раскрашивание петуха и лебедушки.

Лепка глиняных игрушек по образам, созданными детьми.

2

18
2

2

4

4

4
2

20

9

Обжиг гончарных изделий

2

6

8

10

Массовая работа

1

3

4

11

Итоговое занятие

1

1

2

ВСЕГО:

16

56

72



Содержание 1 года обучения


  1. Вводное занятие

Организационные вопросы. Ознакомление с оборудованием кабинета Знакомство с правилами внутреннего распорядка и планами на учебный год. Инструктаж по противопожарной безопасности и антитеррору.

Практическая работа.

Выбор старосты. Уточнение расписания. Просмотр иллюстраций. Показ работы на гончарном круге.

Изучение плана пожарной эвакуации. Учебная эвакуация детей из помещения.


  1. Материаловедение, цветоведение.

Устройство гончарного круга. Инструменты: цикли, стеки, шаблоны и т.д.

Виды и свойства глины. Свойства и техника нанесение на изделия глазури, ангобов, гуаши, акрила.

Практическая работа.

Подготовка глины для работы на гончарном круге.

Композиция, орнамент

Симметрия, асимметрия, равновесие в композиции. Виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, архитектурный.

Практическая работа.

Построение различных видов композиции. Сбор элементов орнаментов.

Роспись гончарных изделий.


  1. История возникновения и развития гончарного промысла

История возникновения гончарного круга в Египте, Греции и на Руси. Ручной гончарный круг, ножной круг и электрический гончарный круг. Современные заводы по производству гончарных изделий.
Практическая работа

Просмотр иллюстраций гончарных изделий с характерными формами эпохи и местности. Зарисовка разнообразных видов гончарных изделий. Просмотр фильма о Гжельском народном промысле.


  1. Приёмы работы на гончарном круге

Центровка глины на гончарном круге, замес глины на круге, последовательность изготовления заготовки для гончарных изделий.

Практическая работа.

Изготовление заготовки на гончарном круге. Отработка техники замеса глины на круге, центровки глины. Работа с помощью инструментов.


  1. Изготовление на гончарном круге цветочных горшков (простой формы)

Формование на гончарном круге из заготовки изделий простых форм.

Практическая работа.

Отработка техники изготовления изделий простых форм. Использование циклей и шаблонов. Изготовление цветочных горшков.


  1. Изготовление гончарных изделий с элементами лепки

Просмотр иллюстраций гончарных изделий с элементами лепки. Техника изготовления изделий с элементами лепки.

Практическая работа.

Создание собственного эскиза изделия. Изготовление на гончарном круге изделий. Лепка и соединение деталей.


  1. «Глиняная игрушка как символ народного искусства»

Народные традиции в выборе тем и образов глиняных игрушек.

Солярные (солнечные) знаки в росписи игрушек.

Практическая работа.

Этапы изготовления игрушки.

Способы лепки и окраски.



  1. Обжиг гончарных изделий

Старинные и современные технологии обжига.

Практическая работа.

Подготовка изделия к обжигу. Обжиг изделий.

  1. Массовая работа

Беседы, дискуссии, тестирование, вечера, походы. Посещение выставок, музеев.

Практическая работа.

Проведение тематических вечеров, походов. Подготовка работ к выставкам. Правила поведения на выставке.

11.Итоговое занятие

Просмотр работ выполненных учащимися за учебный год. Итоговая аттестация. Подведение итогов работы за год.

Прогнозируемый результат

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- историю возникновения и развития гончарного дела,

- устройство гончарного круга,

- технику работы на гончарном круге,

- технологию работы с различными материалами и инструментами,

- основы цветоведения,

- основы композиции: симметрия, асимметрия, равновесие.

Уметь:

- формовать на гончарном круге изделия простой формы,

- составлять композиции для росписи гончарных изделий,

- научиться пользоваться материалом.

Контроль осуществляется в течение года в виде контрольных занятий по темам. В конце учебного года проводится итоговый просмотр работ.

Цели и задачи 2 года обучения

- развивать у детей любовь к искусству и художественный вкус

- познакомить с различными способами декорирования новыми материалами

- углубить знания по цветоведению и композиции

- совершенствовать технику работы на гончарном круге

- научить формовать на гончарном круге изделия сложной формы

- научить изготавливать декоративные композиции, используя гончарные изделия.
учебно – тематический план
2 – го года обучения



ТЕМА

Количество часов

теория

практика

итого

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Материаловедение, цветоведение

1

3

4

3

Композиция, орнамент

1

3

4

4

Национальность формы гончарных изделий

2

2

4

5

Методы декорирования

2

2

4

6

Совершенствование техники работы на гончарном круге

1

3

4

7

Изготовление на гончарном круге сосудов сложной формы

2

16

18

8

Изготовление композиций из гончарных изделий

2

16

18

9

Обжиг гончарных изделий

2

6

8

10

Массовая работа

1

3

4

11

Итоговое занятие

1

1

2

ВСЕГО:

16

56

72



Содержание 2 года обучения


  1. Вводное занятие

Организационные вопросы. Знакомство с правилами внутреннего распорядка и планами на учебный год. Инструктаж по противопожарной безопасности и антитеррору.

Практическая работа.

Выбор старосты. Показ образцов гончарных изделий.

Изучение плана пожарной эвакуации. Учебная эвакуация детей из помещения.

  1. Материаловедение, цветоведение

Разнообразие инструментов для формования. Свойства различных видов глины. Подготовка глины к работе, сушка, обжиг. Современные материалы для росписи керамики. Цветовые отношения. Дополнительные цвета, контрасты.

Практическая работа

Изготовление инструментов для работы на гончарном круге. Замес глины. Цветовое решение росписи эскиза изделия.
3.Композиция, орнамент

Особенности составления композиций для гончарных изделий. Орнаменты разных стран.

Практическая работа

Зарисовка элементов египетского, греческого и славянского орнамента. Создание композиции.


  1. Национальность формы гончарных изделий

Гончарные изделия Египта, Греции, Руси. Характерные особенности форм и линий.

Практическая работа

Эскизы гончарных изделий. Чертёж изделия. Формование изделия по чертежу.


  1. Методы декорирования

Скульптурные (рельеф, ажур и т. д.),живописные (роспись, декорирование штампами), технологические (глазурование, ангобирование, лощение).

Практическая работа

Декорирование гончарных изделий.


  1. Совершенствование техники работы на гончарном круге

Техника работы на гончарном круге. Приёмы формования изделий сложной формы.

Практическая работа

Изготовление изделий. Использование различных инструментов для создания сосудов.

  1. Изготовление на гончарном круге сосудов сложной формы

Просмотр иллюстраций. Техника изготовления сосудов сложной формы.

Практическая работа

Эскиз сосудов сложной формы. Изготовление сосудов на гончарном круге по своим эскизам.


  1. Изготовление композиций из гончарных изделий

Создание эскиза композиции. Стадии изготовления композиции.

Практическая работа

Изготовление отдельных деталей композиции. Консервирование деталей. Составление композиции по эскизу.


  1. Обжиг гончарных изделий

Устройство печей для обжига в разных странах, их сходства и различие. Современные электромуфельные печи.

Практическая работа.

Подготовка изделия к обжигу. Обжиг изделий.


  1. Массовая работа

Беседы, дискуссии, тестирование, профориентация, вечера, походы. Посещение выставок, музеев.

Практическая работа.

Проведение тематических вечеров, походов. Подготовка работ к выставкам, оформление работ. Правила поведения на выставке.
11.Итоговое занятие

Просмотр работ выполненных учащимися за учебный год. Итоговая аттестация. Подведение итогов работы за год.

Прогнозируемый результат

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- отличие гончарных изделий по форме и росписи

- новые современные материалы для декорирования изделий

- технологию работы с различными материалами и инструментами

- композицию и цветоведение

- изучить технику по изготовлению на гончарном круге изделий сложной формы.

Уметь:

- в полном объеме владеть техникой работы на гончарном круге

- разрабатывать эскиз гончарного изделия и формовать его на гончарном круге

- изготавливать изделия сложной формы

- свободно составлять композиции для декорирования гончарных изделий

- научиться свободно пользоваться материалом

- делать сбор элементов

- построить орнамент с учётом традиций предложенного стиля
Контроль осуществляется в течение года в виде контрольных занятий по темам. В конце учебного года проводится итоговый просмотр работ.
Условия реализации программы

Материально - техническая база и техническое оснащение

Занятия проводятся в специально подготовленном для работы с глиной кабинете. В кабинете имеется гончарный круг и раковина с водой. Помещение освещено лампами дневного света. Для работы с глиной имеются круглые станочки. В кабинете есть шкаф для методической литературы и методических пособий. Лаки и краски хранятся в металлическом сейфе. Лакируют изделия и обжигают в специальном помещении – мастерской, оборудованной вытяжной вентиляцией и электромуфельной печью.
Список литературы


  1. Захаров А. И. Основы технологии керамики. – М.; РХТУ, 2005.

  2. Иманов Г.М. Производство художественной керамикки.- М.; Высшая школа, 1985.

  3. Комарова Т.С. , Савенков А.И. Коллективное творчество детей - М : .Российское пед. агенство , 1998 .

  4. Мелик - Пашаев А. Вопросы художественной педагогики .- Искусство школе 1992.

  5. Миловский А. Народные промыслы . - М .: Мысль, 1994.

  6. Носик Б.М. Народное искусство - М.: Планета 1987 .

  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Роспедагенство,1996.

  8. Основы художественного ремесла / под. ред. В.А. Барадулина.- М. Просвещение,1979.

  9. Поверин А. Гончарное дело.- М.; Культура и традиции, 2002.

  10. Полунина В.Н. Искусство и дети .- М.:Просвещение,1992.

  11. Родели Л.Д. Нароодное декоративно-прикладное искусство - М. : Прсвещение, 1984.

  12. Федотов Г.Я. Послушная глина - М.:АСТ-Пресс, 1997.

13. Поверин А. Гончарное дело.- М.; Культура и традиции, 2002.

Утверждено Приказом

КОУ «Порецкий детский дом

имени И.Н. Ульянова»

Минобразования Чувашии

90 от 13 сентября 2013 года

Программа по дополнительному образованию «ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО»

на 2013 – 2015 учебный год


Программа рассчитана на обучающихся 3 – 11 классов

Срок реализации разработанной программы: 2 года

Разработчик программы: Чеснокова Е.А.,

воспитатель высшей квалификационной категории.

с. Порецкое, 2013 г

Занятия по гончарному искусству № п/п Тема занятия Кол-во занятий
1. Вводный урок. Ознакомление с гончарным кругом, материалами и инструментами, техника безопасности, мастер-класс. 1 занятие
2. Перебивка глины и центровка шайбы на гончарном круге. 1 занятие
3. Поднятие глины в цилиндр, выборка внутренности, разводка в стороны. 1 занятие
4. Закрепление занятия 3:

работа над цветочным горшком или кашпо 1 занятие
5. Закрепление занятия 3:

работа над поддоном для цветочного горшка 1 занятие
6. Закрепление занятия 3:

- работа над кружкой или стаканом (форма свободная);

- лепка ручки и приставка к форме. 1 занятие
7. Работа над горшком, салатником, конфетницей, миской (на выбор). 1 занятие
8. Закрепление предыдущих занятий(предмет на выбор).

Декорирование и роспись ранее сделанных предметов – по сырцу ангобами). По ходу занятия ознакомление с красками для керамики и техникой нанесения. 1 занятие
9. Работа над вазой, кувшином, крынкой (предмет на выбор). 1 занятие
10. Закрепление занятия 9:

- доводка формы (проточка);

- роспись по сырцу. 1 занятие
11. Выполнение формы с крышкой (кружка, кувшин, горшок, сахарница, шкатулка). 1 занятие
12. Закрепление занятия 11:

- проточка и подгон крышки;

- лепка элемента хвоточка и посадка на форму. 1 занятие
13. Работа над чайником из 4-х деталей: основа, крышка, носик, ручка. 1 занятие
14. Закрепление занятия 13:

- подгон крышки к форме;

- приставка носика к основе;

- ручка – оттяжка и приставка. 1 занятие
15. Декорирование и роспись форм выполненных на занятиях 11, 13. 1 занятие
16. Работа над сборной формой из нескольких деталей: ваза для фруктов, подсвечник, керамика на выбор. 1 занятие
17. Закрепление занятия 16:

Подгонка и приставка деталей выполненных на занятии. 1 занятие
18-20. Роспись и декорирование предметов на выбор. 1 занятие

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск