Скачать 283.32 Kb.
|
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов» (МБОУ «СО Роговатовская школа с УИОП» ) Владимира Ленина ул., д. 1, с. Роговатое, Старооскольский р-н, Белгородская обл., 309551 тел. (4725) 49-06-89 E-mail: st-rogov@yandex.ru
Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» 2 класс (базовый уровень) Учитель: Жильникова Галина Сергеевна 2013-2014 учебный год I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, В.Г. Горяева, и др.(Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Предметная линия учебников под ред. Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2012г.) Общие цели начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство»: 1) формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; 2) овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 2 класса обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений под ред. Б.М. Неменского: Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 2 класса начальной школы под редакцией Б. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. В авторскую учебную программу изменения не внесены. Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской. Формой организации учебного процесса является урок, а также нетрадиционных форм занятий: уроков – экскурсий, практических занятий, проектов. Основные формы итоговой и промежуточной аттестации: тестовые работы, художественно-практические задания. II. Общая характеристика учебного предмета Цель данной программы в области формирования системы знаний, умений: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Задачи:
III. Описание места учебного предмета в учебном плане Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство»во 2 классе рассчитана на34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недель), в т.ч. диагностические работы: тестирование-1, художественно-практическое занятие-1, итоговая практическая работа-1; неурочные формы занятий: проекты -2.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Приоритетная цель художественного образования в школе во 2 классе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческогоопыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 2 класса обеспечивает достижениеучащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: 1) чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; 2) уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; 3) понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 4) сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; 5) сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; 6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; 8) умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; 9) умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) овладение логическими действиями сравнения, классификации по родовидовым признакам; 6) овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; 7) использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; 8) умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; 9) умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; 10) осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности , базирующихся на ИКТ; 5) знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); 6) знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; 7) понимание образной природы искусства; 8) эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; 9) применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; 10) способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; 11) умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 12) усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; 13) умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; 14) способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 15) способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу; 16) умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ; 17) освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основ графической грамоты; 18) овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 19) умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; 20) умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСКУССТВО И ТЫ Как и чем работает художник? (8ч) Три основных цвета — желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). Реальность и фантазия(7ч) Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чем говорит искусство (11ч) Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). |