Скачать 120.41 Kb.
|
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных классов (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, Ефименкова, О.В. Елецкая, Л.С. Волкова, В.С. Кукушкина). Современная школа должна быть готова к работе с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был наделен природой. По мнению И.И. Сунагатуллиной, «наиболее полно эта задача может быть реализована в общеобразовательной школе адаптивного типа, учебно-воспитательный процесс который отвечал бы социокультурным особенностям региона, социальным запросам населения и требованиями государства к образовательным стандартам, гибко реагирующим на психофизиологические особенности, способности и склонности детей» (22,114). Как видим, современная общеобразовательная школа ставит перед учителем начальных классов серьезные проблемы, к решению которых он не всегда готов или готов формально, имея определенные теоретические знания, но слабую практическую готовность к их решению. Можно констатировать тот факт, что учителя начальных классов общеобразовательной школы недостаточно хорошо готовы к решению проблемы развития устной и письменной речи младших школьников (2,11). По словам И.И. Сунагатуллиной, «наиболее эффективным в решении данной проблемы будет тандем в работе школьного логопеда и учителя начальных классов. Школьный логопед и учитель начальных классов дополняют друг друга и решают специфические задачи в развитии речевой деятельности учащихся» (22,123). Учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного сделать два: окино – окно и т. п. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. В контрольных работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв. Большую помощь в преодолении недостатков письменной речи обучающихся оказывает учитель-логопед. Между тем учитель должен знать, с какими ошибками нужно обращаться к логопеду, когда ребенку нужна именно логопедическая помощь. Таким образом, одна из задач логопеда – четко разграничивать для учителя специфические и орфографические ошибки. По мнению С.Л. Яшлевой, «взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов становится более тесной. Учителю-логопеду необходимо информировать учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости в течение учебного года» (25,34). На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках литературного чтения и литературного слушания в 1 классе часто используются скороговорки, потешки. Учитель-логопед обязательно подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника. Учитель начальных классов с помощью учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом. По мнению О.В. Елецкой, «одно из важных условий коррекционной работы – выработка единых требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика» (5,29). Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, научить педагога отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы обучающегося. К сожалению, этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителя. Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки. О.В. Елецкая в книге «Организация логопедической работы в школе» пишет, что «целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках» (5,29). На индивидуальных консультациях и беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению дисграфии: 1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза. Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания. Более успешно совершенствуются слухопроизносительные дифференцировки, если они проводятся в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Аналогичную работу на уроке предусматривает программа общеобразовательной школы. Обычно большая часть этой работы проводится в первом классе в течение добуквенного периода и в четвертом классе, во время письменного фонетического разбора. Во втором и третьем классах такой работе уделяется минимум рабочего времени. В работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю: - во время письма запретить проговаривание тем детям, у которых нарушения звукопроизношения, на логопедических занятиях ученик проговаривает, а логопед дублирует проговаривание, произносит правильно. - использовать на уроках игры и задания на развитие фонематического слуха в любой этап урока.
Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Формируются умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Могут использоваться сигнальные карточки на каждом уроке, выполняя домашние задания.
При формировании слогового анализа и синтеза работу начинают со вспомогательных приемов (отстучать, отхлопать слово по слогам и назвать количество слогов). Опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, обучающиеся усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения на определение количество слогов в слове (поднять соответствующую цифру), записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количество слогов, восстановить слова, определить пропущенный слог, найти в предложении слова с определенным количеством слогов, из беспорядочных слогов составить слова, выделить первый звук, выделить из слова и записать слог с заданным гласным.
В работе выделяются следующие направления: - уточнить структуру предложения; - развивать функции словоизменение и словообразование; - работа по морфологическому анализу состава слова; - работа с однокоренными словами.
Проводить работу в следующих направлениях: - развивать зрительное восприятие, узнавание формы, величины и цвета; - работа над расширением объема и уточнения зрительной памяти; - формирование пространственных представлений; - развитие зрительного анализа и синтеза. Для развития зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания: - назвать контурные изображения предметов; - назвать перечеркнутые контурные изображения предметов; - выделить контурные изображения или наложенные друг на друга изображения. Можно подобные задания давать и на узнавание букв. Также развивают зрительную память с помощью игр «Чего не стало?», «Что изменилось?».
Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук затрагивают расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В связи с этим на уроках желательно выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, шнуровки, раскрашивание. Можно проводить комплексные разминки, по рекомендациям В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия. Е.А. Борисова советует, « уделить внимание тем играм с пальчиками, ход которых сопровождается небольшими стихами. Особенно полезной, по мнению автора, такая работа будет тем детям, которые страдают общим недоразвитием речи. Так как в игровой форме поможет увеличить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Учитель начальных классов может использовать такие упражнения на уроках русского языка и чтения и при ознакомлении с окружающим миром» (1,5). По мнению В.С. Кукушкиной, «учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и учителями начальной школы сделает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения» (12,32). Подводя итог можно сделать вывод, что фундаментальную важность на современном этапе развития образования приобретает профессиональная компетентность учителя начальных классов по вопросам нарушений письма. Это связано как с увеличением количества младших школьников, требующих специальной педагогической помощи и поддержки, так и с ростом количества учащихся массовой школы испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ. Следует отметить, что чем компетентнее будет организована совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, тем эффективнее пойдет развитие и устранение нарушений письменной речи. Таким образом, в современных публикациях отводится важная роль сотрудничеству учителя-логопеда и учителя начальных классов в обеспечении эффективной работы по устранению нарушений письменной речи младших школьников. Важным условием эффективной коррекционно-педагогической работы выступает психолого-педагогическая грамотность учителя начальных классов в вопросах нарушений письменной речи и ее выявления и коррекция. По данным Л.Н. Ефименковой, О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, в качестве основных направлений сотрудничества определяют: диагностическое и коррекционно-развивающее. Традиционными формами взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов являются консультации, беседы, выступления на педагогических советах, методических объединениях, на которых четко разграничиваются для учителя начальных классов специфические и орфографические ошибки, а также со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом. Но в то же время эти формы взаимодействия недостаточно разнообразны и поэтому необходим поиск новых форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов. Список использованной литературы
|
Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда при обучении... Учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»,... | Интегрированное занятие учителя начальных классов, педагога-психолога... | ||
Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция... Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы | И. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы... Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | ||
Тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи... Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | Н. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка | ||
Сычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших... Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ» | Первая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Взаимосвязь в работе учителя начальных классов, дефектолога и логопеда, способствующая усвоению учебного материала детьми с овз | ||
Анализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной... | Отчёт учителя начальных классов моу «сош №83» Верховой Светланы Вячиславовны... Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | ||
Новинки библиотеки Благодарим за подаренные книги Кашину В. П., зам директора по учебно-воспитательной работе, Сыропятову Н. Е., учителя русского языка... | Справка по итогам классно-обобщающего контроля в 5 классах. Цель... Приглашались учителя начальных классов кустовых школ, учителя-предметники, классные руководители, родители. Присутствовали 13 учителей,... |