Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников





Скачать 120.41 Kb.
НазваниеНаправления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников
Дата публикации26.07.2014
Размер120.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных классов (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, Ефименкова, О.В. Елецкая, Л.С. Волкова, В.С. Кукушкина).

Современная школа должна быть готова к работе с каждым ребенком,

какой бы особенностью восприятия мира он ни был наделен природой.

По мнению И.И. Сунагатуллиной, «наиболее полно эта задача может быть реализована в общеобразовательной школе адаптивного типа, учебно-воспитательный процесс который отвечал бы социокультурным особенностям региона, социальным запросам населения и требованиями государства к образовательным стандартам, гибко реагирующим на психофизиологические особенности, способности и склонности детей» (22,114).

Как видим, современная общеобразовательная школа ставит перед учителем начальных классов серьезные проблемы, к решению которых он не всегда готов или готов формально, имея определенные теоретические знания, но слабую практическую готовность к их решению.

Можно констатировать тот факт, что учителя начальных классов общеобразовательной школы недостаточно хорошо готовы к решению проблемы развития устной и письменной речи младших школьников (2,11).

По словам И.И. Сунагатуллиной, «наиболее эффективным в решении данной проблемы будет тандем в работе школьного логопеда и учителя начальных классов. Школьный логопед и учитель начальных классов дополняют друг друга и решают специфические задачи в развитии речевой деятельности учащихся» (22,123).

Учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного сделать два: окино – окно и т. п.

Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.

В контрольных работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв. Большую помощь в преодолении недостатков письменной речи обучающихся оказывает учитель-логопед. Между тем учитель должен знать, с какими ошибками нужно обращаться к логопеду, когда ребенку нужна именно логопедическая помощь. Таким образом, одна из задач логопеда – четко разграничивать для учителя специфические и орфографические ошибки.

По мнению С.Л. Яшлевой, «взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов становится более тесной. Учителю-логопеду необходимо информировать учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости в течение учебного года» (25,34).

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках литературного чтения и литературного слушания в 1 классе часто используются скороговорки, потешки. Учитель-логопед обязательно подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.

Учитель начальных классов с помощью учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом.

По мнению О.В. Елецкой, «одно из важных условий коррекционной работы – выработка единых требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика» (5,29).

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, научить педагога отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы обучающегося. К сожалению, этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителя.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

О.В. Елецкая в книге «Организация логопедической работы в школе» пишет, что «целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках» (5,29).

На индивидуальных консультациях и беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению дисграфии:

1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Более успешно совершенствуются слухопроизносительные дифференцировки, если они проводятся в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Аналогичную работу на уроке предусматривает программа общеобразовательной школы. Обычно большая часть этой работы проводится в первом классе в течение добуквенного периода и в четвертом классе, во время письменного фонетического разбора. Во втором и третьем классах такой работе уделяется минимум рабочего времени.

В работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

- во время письма запретить проговаривание тем детям, у которых нарушения звукопроизношения, на логопедических занятиях ученик проговаривает, а логопед дублирует проговаривание, произносит правильно.

- использовать на уроках игры и задания на развитие фонематического слуха в любой этап урока.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.

Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Формируются умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Могут использоваться сигнальные карточки на каждом уроке, выполняя домашние задания.

  1. Развитие слогового анализа и синтеза.

При формировании слогового анализа и синтеза работу начинают со вспомогательных приемов (отстучать, отхлопать слово по слогам и назвать количество слогов). Опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, обучающиеся усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения на определение количество слогов в слове (поднять соответствующую цифру), записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количество слогов, восстановить слова, определить пропущенный слог, найти в предложении слова с определенным количеством слогов, из беспорядочных слогов составить слова, выделить первый звук, выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

  1. Устранение аграмматической дисграфии.

В работе выделяются следующие направления:

- уточнить структуру предложения;

- развивать функции словоизменение и словообразование;

- работа по морфологическому анализу состава слова;

- работа с однокоренными словами.

  1. Устранение оптической дисграфии.

Проводить работу в следующих направлениях:

- развивать зрительное восприятие, узнавание формы, величины и цвета;

- работа над расширением объема и уточнения зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза.

Для развития зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания:

- назвать контурные изображения предметов;

- назвать перечеркнутые контурные изображения предметов;

- выделить контурные изображения или наложенные друг на друга изображения.

Можно подобные задания давать и на узнавание букв.

Также развивают зрительную память с помощью игр «Чего не стало?», «Что изменилось?».

  1. Развитие моторики.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук затрагивают расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В связи с этим на уроках желательно выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Это могут быть всевозможные штриховки, шнуровки, раскрашивание. Можно проводить комплексные разминки, по рекомендациям В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Разминка содержит комплекс упражнений для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.

Е.А. Борисова советует, « уделить внимание тем играм с пальчиками,

ход которых сопровождается небольшими стихами. Особенно полезной, по мнению автора, такая работа будет тем детям, которые страдают общим недоразвитием речи. Так как в игровой форме поможет увеличить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Учитель начальных классов может использовать такие упражнения на уроках русского языка и чтения и при ознакомлении с окружающим миром» (1,5).

По мнению В.С. Кукушкиной, «учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи. Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и учителями начальной школы сделает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения» (12,32).

Подводя итог можно сделать вывод, что фундаментальную важность на современном этапе развития образования приобретает профессиональная компетентность учителя начальных классов по вопросам нарушений письма. Это связано как с увеличением количества младших школьников, требующих специальной педагогической помощи и поддержки, так и с ростом количества учащихся массовой школы испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ.

Следует отметить, что чем компетентнее будет организована совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, тем эффективнее пойдет развитие и устранение нарушений письменной речи.

Таким образом, в современных публикациях отводится важная роль сотрудничеству учителя-логопеда и учителя начальных классов в обеспечении эффективной работы по устранению нарушений письменной речи младших школьников. Важным условием эффективной коррекционно-педагогической работы выступает психолого-педагогическая грамотность учителя начальных классов в вопросах нарушений письменной речи и ее выявления и коррекция. По данным Л.Н. Ефименковой, О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, в качестве основных направлений сотрудничества определяют: диагностическое и коррекционно-развивающее. Традиционными формами взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов являются консультации, беседы, выступления на педагогических советах, методических объединениях, на которых четко разграничиваются для учителя начальных классов специфические и орфографические ошибки, а также со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом. Но в то же время эти формы взаимодействия недостаточно разнообразны и поэтому необходим поиск новых форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Список использованной литературы

  1. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. – 36 с.

  2. Бунина В.С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. – № 8. – С. 10 – 12.

  3. Вавилкина Г.М. Методические приоритеты. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2006. – № 5 – С. 25.

  4. Дефектология. Словарь-справочник /Автор-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 208 с.

  5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2007. – 162 с.

  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

  7. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте:  Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

  8. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников// Дефектология. – 1984. – №1. – С. 52 – 55.

  9. Корнев А.Н.  Нарушение чтения и письма у детей – СПб.: Речь, 2003 – 330 с.

  10. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

  11. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004 – 210 с.

  12. Кукушкина В.С. Логопедия в школе: практический опыт. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. 368 с.

  13. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.

  14. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1983. – 244 с.

  15. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004. – 395 с.

  16. Наша новая школа. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.09 №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 №17785 // Вестник Образования. – 2010. – №2. – С. 44 – 73.

  17. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: 1989 – 223 с.

  18. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. / И.Н. Садовникова /– М., 2003. – 296 с.

  19. Садовникова И.Н. Нарушение чтения и письма и их преодоление у младших школьников. – М., 1995– 256 с.

  20. Сардина Т.Г. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/564381/

  21. Слобин Д. Когнетивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика/ Под. ред. А.М. Шахнаровича. М., 1984. – 159 с.

  22. Сунагатуллина И.И. Подготовка учителя начальных классов к работе с детьми с нарушениями речи // Логопед. – 2009. – №6. – С. 114 – 125.

  23. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского.- М., 1999. – 159 с.

  24. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито-Центр, 1996. – 47 с.

  25. Яшлева С.Л. Взаимодействие в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2010. – № 5 – С.34 .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconВзаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда при обучении...
Учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»,...
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconИнтегрированное занятие учителя начальных классов, педагога-психолога...

Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconРабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция...
Специфика работы учителя логопеда в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconИ. А. Краснощекова учитель иностранного языка цо№1458 ювао г. Москвы...
Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconТема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи...
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconН. Г. Санникова Обучение младших школьников связной письменной речи
Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconСычёва марина владимировна диагностика учебных достижений младших...
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconПервая смена: учителя начальных классов Вторая смена: учителя начальных классов
План эвакуации, определяет порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и направлен на сохранение здоровья и жизни...
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взаимосвязь в работе учителя начальных классов, дефектолога и логопеда, способствующая усвоению учебного материала детьми с овз
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconАнализ работы логопеда школы №197 за 2011-2012 учебный год
Зачислено на школьный логопункт с 15. 09. 20012 года 8 первоклассников для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной...
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconОтчёт учителя начальных классов моу «сош №83» Верховой Светланы Вячиславовны...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconНовинки библиотеки
Благодарим за подаренные книги Кашину В. П., зам директора по учебно-воспитательной работе, Сыропятову Н. Е., учителя русского языка...
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушений письменной речи младших школьников iconСправка по итогам классно-обобщающего контроля в 5 классах. Цель...
Приглашались учителя начальных классов кустовых школ, учителя-предметники, классные руководители, родители. Присутствовали 13 учителей,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск