Скачать 144.35 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5» Шпаковского муниципального района Ставропольского края Краевая научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» Исследовательская работа « Становление аналитической химии в России»
2009-2010 учебный год Введение Тема работы: «Аналитические методы исследования молока» Цель работы: Познакомиться с аналитическими методами. Основополагающий вопрос: Можно ли молоко, купленное на рынке, использовать в пищу? Задачи:
5. Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной). Методы исследования:
Актуальность темы:
План исследования коровьего молока, купленного на рынке г. Михайловска.
1. Определение органолептических показателей качества молока. 1.1 Определение внешнего вида молока. 1.2 Определение цвета молока. 1.3 Определение консистенции молока. 1.4 Определение запаха молока. 1.5 Определение вкуса молока. 2. Определение физических показателей молока. 2.1 Определение степени чистоты молока. 3. Определение химических показателей молока. 3.1 Определение кислотности молока. 3.2 Определение белка в молоке. 3.3 Определение жирности молока методом экстрагирования. 3.4 Определение соды в молоке. 3.5 Определение крахмала в молоке. 3.6 Определение крахмала в молоке. II. Выводы. Экспериментальная работа 1 Определение органолептических показателей качества молока. 1.1 Определение внешнего вида молока. Оборудование: стеклянный цилиндр 100-250мл или химический стакан. Пояснение к заданию. Внешний вид молока оценивается при его осмотре в прозрачном сосуде. Отмечается:
Ход работы. 1. Налили молоко в химический стакан (или цилиндр) до середины объема. 2. Рассмотрели, есть ли в нем загрязнения, примеси, отметили однородность. 3. Дали молоку отстояться в течение 3-5минут и отметили отсутствие осадка. Вывод: Молоко однородно, без осадка, загрязнений и примесей.
Оборудование: мерный цилиндр на 100-250мл, белый лист бумаги. Пояснение к заданию. Цвет молока бывает:
Ход работы.
Вывод: Молоко имеет слегка желтоватый цвет.
Оборудование: большая пробирка с пробкой. Пояснения к заданию: Консистенция определяется по следу, остающемуся на стенках сосуда после его взбалтывания. При нормальной консистенции после стекания молока со стенок остается равномерный след. Ход работы.
Вывод: На стенках пробирки остался равномерный желтый цвет, следовательно, консистенция молока нормальная.
Оборудование: пробирка с пробкой. Пояснение к заданию: Свежее молоко имеет слабый специфический запах. Чем может пахнуть молоко:
Ход работы.
Вывод: Молоко имеет ярко выраженный специфический запах.
Оборудование: Стеклянный стакан или пластиковый стаканчик Реактивы: вода питьевая. Пояснения к заданию. Молоко должно быть комнатной температуры. Полость рта ополаскивается небольшим количеством молока (5-10мл). Вкус доброкачественного молока слегка сладковатый. Со временем появляется вкус:
Ход работы.
Вывод: Молоко имеет ярко выраженный специфический вкус. 2 Определение физических показателей молока. 2.1 Определение степени чистоты молока. Материалы и оборудование: мерный цилиндр на 100-250ил, ватные и бумажные фильтры, воронка, химический стакан. Пояснение к заданию:В молоко при его получении, транспортировке, хранении, могут попасть покровный волос с животного, частицы корма, подстилки, пыли, а с ними и микроорганизмы. Загрязненное молоко быстро портится. Для определения в молоке механических примесей (чистоты) нужно опустить 50-100мл молока через фильтр. Загрязненность ватного кружка (фильтра) сравнить со стандартным эталоном. По степени загрязненности молока делят на три группы:
Ход работы.
Вывод: Молоко не оставило на фильтре даже следов, следовательно, механических примесей меньше 3мг на литр. 3. Определение химических показателей молока
Материалы и оборудование: бюретка, пипетки на 10 и 20 мл молока, колба коническая на 100мл. Реактивы:
Пояснение к заданию: По кислотности молока можно судить о его свежести и натуральности. Парное молоко обладает бактерицидными свойствами, имеет амфотерную реакцию на лакмус (красная лакмусовая бумажка синеет, а синяя краснеет) Через некоторое время в молоке начинают развиваться микроорганизмы, прежде всего молочнокислые бактерии, которые сбраживают молочный сахар и образуют молочную кислоту, что повышает кислотность молока. Кроме того, кислотность молока с кислотным характером белков. Кислотность молока тем выше, чем дольше хранится оно неохлажденным. Титруемую кислотность молока определяют в условных градусах Т0 (Тернера). Под условным градусом Т, понимают количество миллилитров децинормального раствора (0,1Н) щелочи (NaOH и KOH), необходимое для нейтрализации 100мл молока. Индикатором служит 1-процентный раствор фенолфталеина.
К 50 мл. молока прибавить 4 мл. раствора фенолфталеина и титровать полученную смесь раствором щелочи до появления розовой окраски. Удвоенный объем прибавленного реагента (в мл.) численно равен количеству градусов кислотности молока. Свежее молоко должно иметь 16-18 и не выше 21 градусов кислотности! 2. Проба на кипячение. Нагреть в пробирке несколько мл. молока и посмотреть, свернулось оно или нет. Свертывание молока произойдет только в том случае, если кислотность молока выше 23 градусов! Ход работы.
Вывод: Для выражения кислотности исследуемого молока в условных градусах Тернера (Т0) количество миллиметров щелочи, израсходованной на титрование 10мл молока, умножьте на 10, т.е. сделайте перерасчет на 100мл молока. Например, на титрование пошло 1,8мл 0,1Н щелочи. Титруемая кислотность составит: 1,8 * 10=180Т. Следовательно молоко свежее. 3.2 Определение белка в молоке. Материалы и оборудование: колба на 10-200мл, химический стакан на 100мл, бюретка, стеклянная палочка. Реактивы:
Ход работы.
1-процентного спиртового раствора фенолфталеина.
Вывод: На титрование 10 мл молока (после добавления 2 мл нейтрального формалина) израсходовано 1.7 мл 0,1 Н щелочи; содержание белка будет составлять: 1,7.1,94=3,298% (после округления – 3,3%). 3.3 Определение жирности молока методом экстрагирования Оборудование: аналитические весы, фарфоровая чашка, пипетка Мора (15 мл), сушильный шкаф, делительная воронка с притертой пробкой, коническая колба (~200 мл). Реагенты: обезвоженный диэтиловый эфир (для обезвоживания органического растворителя его несколько часов выдерживают в закрытой посуде в контакте с заранее прокаленным сульфатом натрия или хлоридом кальция, после чего фильтруют). Пояснение к заданию: Насыпать в фарфоровую чашку мелконарезанную фильтровальную бумагу, слегка примять её, затем прилить 15 мл молока. После того как оно полностью впитается в бумагу, поместить чашку в сушильный шкаф и выдержать её при температуре не выше 100 С до полного удаления воды. Высушенные кусочки бумаги, содержащие белки, жиры и другие вещества, поместить в делительную воронку и прилить к ним 100 мл обезвоженного диэтилового эфира. Закрыть делительную воронку хорошо притертой стеклянной пробкой, перемешать и оставить стоять на 1 час. Затем вновь перемешать и слить всю жидкость в предварительно взвешенную с точностью до 0,002 г стеклянную колбочку. При необходимости диэтиловый эфир можно профильтровать через слой сухой ваты. После испарения органического растворителя (тяга!) довести остаток в колбе до постоянной массы высушивая при 110 – 120 С. Расчет содержания жира Ж в молоке по формуле: m * 100 Ж= -------------( %) V * d где m – масса жира в колбочке, г; d – плотность молока, г/см3; V – объем взятого для анализа молока, мл. Плотность молока можно найти путем взвешивания определенного его объема, или с помощью ареометра. Если молоко разбавлено, то его плотность и жирность становятся меньше, чем соответственно 1,029 г/см3 и 3%! Вывод: По результатам расчета жирность молока составила 4,7 %, при плотности молока 1,23 г/см3, следовательно исследуемое молоко не разбавлено, жирность молока средняя. 3.4Определение соды в молоке. Материалы и оборудование: пробирка с пробкой. Пояснение к заданию: Соду добавляют в молоко для того, чтобы скрыть его повышенную кислотность. Нейтрализуя молочную кислоту, сода не задерживает развитие гнилостных микроорганизмов и способствует разрушению витамина С. Такое молоко не пригодно для употребления в пищу. Ход работы.
Вывод: Сода в молоке не обнаружена.
Материалы и оборудование: пробирка, спиртовка, держалка. Пояснения к заданию: Крахмал или муку добавляют в молоко, чтобы придать ему более густую консистенцию после разбавления водой. Ход работы.
Вывод: Крахмал в молоке не обнаружен. Выводы по работе:
1.1 Молоко однородно, без осадка, загрязнений и примесей. 1.2 Молоко имеет слегка желтоватый цвет. 1.3 На стенках пробирки остался равномерный желтый цвет, следовательно, консистенция молока нормальная. 1.4 Молоко имеет ярко выраженный специфический запах. 1.5 Молоко имеет ярко выраженный специфический вкус.
2.1 Молоко не оставило на фильтре даже следов, следовательно, механических примесей меньше 3мг на литр. 3. Молоко обладает допустимыми химическими показателями, а именно: 3.1 Для выражения кислотности исследуемого молока в условных градусах Тернера (Т0) количество миллиметров щелочи, израсходованной на титрование 10мл молока, умножьте на 10, т.е. сделайте перерасчет на 100мл молока. Например, на титрование пошло 1,8мл 0,1Н щелочи. Титруемая кислотность составит: 1,8 * 10=180Т. Следовательно - молоко свежее. 3.2 На титрование 10 мл молока (после добавления 2 мл нейтрального формалина) израсходовано 1.7 мл 0,1 Н щелочи; содержание белка будет составлять: 1,7.1,94=3,298% (после округления – 3,3%). 3.3 По результатам расчета жирность молока составила 4,7 %, при плотности молока 1,23 г/см3, следовательно исследуемое молоко не разбавлено, жирность молока средняя. 3.4 Сода в молоке не обнаружена. 3.5 Крахмал в молоке не обнаружен. Итог: молоко пригодно к употреблению. Используемая литература: 1.В.И. Астафуров; Основы химического анализа; Учебное пособие по факультативному курсу для уч-ся 9-11 классов средней школы; М; «Просвещение»; 1989г. 2. Интернет-ресурсы: 3. http://www.tstu.ru/win/kultur/nauka/vernad/imena.htm 4. http://www.ise.stavsu.ru/pedlab/?m=avtors5 Приложения. Таблица № 1 «Кисломолочные продукты, которые готовят различные народы»
|
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Культура речи один из важнейших показателей уровня культуры человека | Научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» «Утро вечера мудренее?» Источник: Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. — Спб.: Речь, 2006. 371с | ||
V городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги... Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества | Список учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической... Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа) | ||
Положение о IХ городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | Школьная научно- практическая конференция «Первые шаги в науку» с. Благодатное 27. 02. 13г Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Международная научно-исследовательская конференция учащихся и педагогов... Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной... | Заявка на участие в муниципальном этапе краевого форума «Молодежь... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
Департамент Образования города Москвы Московская городская научно-практическая... Нейронные сети. Их применение, роль и значимость в современной и будущей экономике | 8 февраля 2013 года в День Российской науки в нашей школе прошла... О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» | ||
О проведении XI районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» В целях выявления и поддержки одаренных школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, создания пространства для их содержательного... | Курского муниципального района Ставропольского края Использование заимствований из английского языка в повседневной речи Исследовательская работа | ||
О V городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения городской научно-практической конференции школьников... | Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые... Богомолова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса моу покров-Рогульской сош пошехонского мр | ||
Положение о I х городской научно-практической конференции школьников Настоящее Положение определяет цели и задачи городской научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку», порядок... | О XVI городской научно-практической конференции школьников в г. Лесосибирске Данное Положение представляет информацию, необходимую для организации и проведения XVI городской научно-практической конференции... |