Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт





Скачать 65.11 Kb.
НазваниеФормирование интереса учащихся к химии с помощью икт
Дата публикации14.09.2014
Размер65.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Формирование интереса учащихся к химии с помощью ИКТ

Хамитова Юлия Науфалевна

учитель химии, МБОУ «СОШ №5» г.Кумертау РБ

e-mail: mulyukova89@mail.ru

Образование в современном мире рассматривается как ключевой фактор развития общества.

Для меня как учителя химии важным является то, что в последние годы наблюдается снижение интереса учащихся к обучению химии, несмотря на то, что химия – наука удивительная. Она изучает состав и свойства окружающих нас веществ, на основе полученных знаний позволяет создавать новые вещества и прогнозировать области применения уже изученных. Роль химии в жизни человека огромна. С ее помощью человек получает вещества с заданными свойствами, а из них производят продукты питания, одежду, обувь, технику, транспорт, современные средства связи и многое другое. Практически все, что сделано человеком и окружает нас, создано с помощью химии.

Хотя химия очень интересная наука, но и одна из самых сложных общеобразовательных наук. Успешно овладеть даже базовым уровнем школьного курса химии непросто. Современные ученики не понимают значимость изучения химии и необходимость химических знаний. С каждым годом интерес к обучению химии снижается. Поэтому моя задача как педагога состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательной деятельности, повысить интерес школьников к химии, ведь качество знаний учащихся во многом зависит от интереса к учебному предмету.

Что же нужно сделать, чтобы школьники полюбили предмет? Как привить интерес к изучению химии?

Самым главным фактором привития интереса к химии является наглядность. Ведь урок химии без наглядности невозможен. Изучать то, что не видишь и не понимаешь как это происходит, не интересно.

Решить эту проблему помогут информационно-коммуникационные технологии, так как в настоящее время дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ и традиционные источники получения информации, такие как учебник или просто речь учителя утрачивают свое прежнее значение. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ.

Применение компьютерных технологий в работе учителя позволит достичь целей образования современных школьников, но при условии, что цели образования станут для обучающегося личностно значимыми.

Уроки с применением ИКТ отличаются от классической системы обучения. Цель применения компьютера на уроке химии – это создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся. В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образование – происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок остается главной составной частью учебного процесса и основной формой взаимодействия учителя и ученика. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Современный урок невозможен без использования ИКТ, особенно это касается предметов естественнонаучного профиля, так как именно они формируют единую картину мира.

Использование электронных образовательных ресурсов определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала.

На уроках изучения новой темы – это теоретическая поддержка курса, а также всевозможные фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, флеш-анимации, демонстрационные опыты, презентации, созданные мной, интерактивные модели, таблицы, в общем, все то, что поможет учащимся в изучении новой темы и сделает урок понятным и красочным.

Для таких уроков я обычно использую мультимедийную презентацию, выполненную в программе Power Point с применением электронных дисков, выбрав заранее необходимые фрагменты. Из моей коллекции электронных дисков я использую следующие: «Наглядная химия», «Открытая химия», «Уроки химии Кирилла и Мефодия». Также на уроках изучения нового материала мной используются флеш-анимации и видеофрагменты демонстрационных опытов, которые я нахожу на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (ЕКЦОР). Большую помощь при изучении нового материала оказывают и информационные модули ОМС, которые размещены на сайте «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» (ФЦИОР). С помощью графики и анимации можно показать, как постепенно появляется структурная формула вещества, как последовательно происходит уравнивание сложных реакций; можно отобразить механизм химических реакций: какие химические связи рвутся, а какие образуются вновь, как при этом реагирующие молекулы ориентируются друг с другом; можно отобразить с какой скоростью проходит реакция и так далее.

Практические занятия тоже можно проводить с применением ИКТ. Изучение химии без эксперимента невозможно. Только в результате экспериментальной работы происходит более наглядная иллюстрация сути изучаемого явления или процесса. В курсе изучения химии встречаются опыты, которые очень интересны, но могут причинить вред здоровью учащихся. К опасным опытам в школьном химическом кабинете можно отнести:

  1. Ожогоопасные эксперименты (химические ожоги от кислот и щелочей, термические ожоги при неправильном пользовании спиртовками или электронагревательными приборами).

  2. Взрывоопасные эксперименты, вызванные горением смесей газов или паров горючих и легковоспламеняющихся веществ.

  3. Пожароопасные эксперименты, вызывающие непредвиденную вспышку легковоспламеняющихся веществ.

  4. Эксперименты, связанные с получением или использованием вредных газов и веществ, отравляющих воздух или вызывающих отравление при случайном попадании в желудок.

Например, при взаимодействии концентрированной азотной кислоты с белым фосфором происходит возгорание фосфора в кислоте и выделяется ядовитый газ оксид азота (IV). При соприкосновении белого фосфора с кислородом воздуха может произойти самовозгорание белого фосфора. При попадании концентрированной азотной кислоты на кожу возникает химический ожог.

В последние годы появилась еще одна проблема проведения практических работ – это аллергические реакции учеников на различные запахи и нехватка реагентов.

Опасные для здоровья опыты наиболее интересны для школьников. Для проведения практических работ и демонстрационных опытов без опасения причинения вреда здоровью учащихся можно использовать виртуальную лабораторию «Химия 8-11 класс. Виртуальная химическая лаборатория».

Но данный подход не предполагает полную замену «естественного» химического эксперимента «виртуальным», а взаимодополняет его. Основные обязательные школьные эксперименты, обучающиеся выполняют сами, так сказать «в живую, чтобы почувствовать химию своими руками и увидеть своими глазами».

На уроках контроля и проверки знаний, а также на уроках обобщения и систематизации знаний и умений нам опять таки помогут электронные образовательные ресурсы в виде тестов и тренажеров с возможностью разобрать свои ошибки. Данные электронные ресурсы можно найти на сайтах «ЕКЦОР» и «ФЦИОР».

Выбирая для своих уроков электронные образовательные ресурсы, я слежу за тем, чтобы они были насыщены интерактивными компонентами, яркостью, наглядностью, возможностью показать, то, что нельзя увидеть, обеспечивали организацию самостоятельной деятельности учащихся, а самое главное, заинтересовывали учеников химической наукой.

Уроки с применением ИКТ будут обладать огромным числом достоинств, если их правильно и грамотно организовать. К достоинствам относятся: наглядность в представлении учебного материала, экономия времени на уроке, улучшение усвоения нового материала, формирование пространственного и логического мышления детей, возможность моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести, воспроизведение химических экспериментов с опасными для здоровья реактивами, организация самостоятельной работы учащихся с информацией и заинтересованность учеников в изучении химии.

Единственным недостатком ИКТ, по-моему, мнению является то, что не все школы оснащены полным комплектом оборудования для применения электронных образовательных ресурсов на уроках.

Без ИКТ сейчас трудно представить образовательный процесс. Яркие и познавательные презентации и электронные пособия являются прекрасным дополнением к уроку.

ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Из выше сказанного мной видно, что применение ИКТ на уроках химии способствует формированию интереса учащихся к химии, развивает желание и умение учиться. На уроках с использованием ИКТ даже «слабые» учащиеся работают более активно, с интересом смотрят демонстрационные опыты и выполняют задания.

Литература:

  1. Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии: Пособие для учителей. – 3-е изд., доп. – М: Просвещение, 1983.

  2. Коновалов В.Н. Техника безопасности при работах по химии: Пособие для учителей. – 3-е изд., исправ. – М: Просвещение, 1980.

  3. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004.

  4. Конев М.Н. «Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения» //Химия в школе,2008, №5

  5. Нечитайлова Е.В. «Информационные технологии» //Химия в школе, 2005, №3

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР):http://fcior.edu.ru/

  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР): http://school-collection.edu.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconПрограмма дополнительного образования по химии «Химия за пределами учебника»
Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению...
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconВнеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект 2012»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconПрограмма кружка по химии «занимательная химия»
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconКазанскийиздательскийдо м
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconГазоноведение
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconМарусин А. В
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconФакультет социологии
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconУральский институт
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconВ. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconАрс Паулина
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconМотивы научного исследования
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconПрограмма Элективного курса
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconКвн. Профессия археолог
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт icon«Что мы знаем об алкоголе?»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconКак я пришел к трезвости
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Формирование интереса учащихся к химии с помощью икт iconСамая чистая отрава
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск