Экологические аспекты преподавание химии в школе





Скачать 253.88 Kb.
НазваниеЭкологические аспекты преподавание химии в школе
Дата публикации18.09.2014
Размер253.88 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Химия > Реферат
Экологические аспекты преподавание химии в школе
Введение

В наше непростое время. Когда химия как наука превратилась в изгоя общества. Приходиться пересматривать и содержание предмета и методы его преподавания, изменяя не только акценты, но приоритеты, чтобы преодолеть хемофобию.

Основные вопросы курса должны определяться как важность приобретения знаний для развития интеллекта учащихся, так и востребованность этих знаний в реальной жизни человека и в его практической деятельности. С этой точки зрения необходим прогресс в деле химического образования, так как без него невозможно удовлетворение объективных потребностей общества в широком использовании достижений химической науки и промышленности.

Концепция современного школьного химического образования строится на принципах гуманизации, индивидуализации и дифференциализации обучения, большое внимание уделяется экологическим аспектам, развитию общей культуры, укреплению здоровья школьников, повышению их экологической грамотности.
Актуальные темы.

Химия, как одна из фундаментальных областей знаний, в значительной мере определяет развитие других важнейших направлений науки и техники. Известно, что без химии, химических процессов и химических продуктов не может существовать ни одно производство, ни одна отрасль современной экономики и социальной сферы.

Необходимо сделать так, чтобы учащиеся понимали практическую значимость химии, ее связь с повседневной жизнью. Они должны убедиться в возможности нахождения посредством химии ответов на другие «почему» из сферы своих жизненных и производственных интересов. Особенно важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей, ведь с веществами, способными принести вред человеку, сегодня контактирует практически каждый из нас. Однако не многие из потребителей, использующих лекарственные препараты, косметические и парфюмерные средства, красители, пластмассы, удобрения, волокна, различные виды топлива и т.д., имеют представление об опасностях, связанных с применением. Это противоречие обусловливает многие беды, обрушивающиеся на людей. К сожалению, в большинстве школ активная просветительская работа с учащимися, связанная с характеристикой основных свойств распространившихся в быту и на производствах химических соединений, особенно в аспекте их влияния на окружающую среду, ведётся крайне слабо и нерегулярно. В основном учащиеся получают лишь общетеоретические представления, не адаптированные к реалиям жизни и особенно к экологической проблематике.

Негативное отношение к химии приводит к неприспособленности к цивилизованной, современной жизни, экологической безграмотности, следствием которых будет не только ущемленность в образовании школьников, но и подготовка экологических бомб замедленного действия. Это лишь углубит конфликт человека и природы.

В последние годы в ряде научных и учебных центров разных стран были начаты работы, касающиеся химико-экологического образования, но зачастую они имели декларативный характер.

Свою задачу я вижу в тои, чтобы воспитывать у учащихся стремление к добыванию знаний; сделать так, чтобы сам процесс обучения увлекал их; способствовал развитию познавательной активности, интереса к предмету. С этой целью я включаю в программу курса химии рассмотрение экологических и валеологических вопросов. Данная программа направлена на формирование у учащихся естественно-научных представлений об окружающем мире и его законах, гуманистических отношений и экологически грамотного поведения, интеллектуальное нравственное совершенствование учащихся. Содержание программы подготавливает ребят к осознанному восприятию химической картины мира и предлагает реализацию интегрированного принципа, т. Е. требует от учащихся применения знаний и умений из различных предметов естественного цикла. Актуальность работы обусловлена комплексом проблем, заключающихся в преодолении известной абстрактности предмета химии, предвзятости в её оценке, во взаимосвязи химических понятий с экологическими аспектами реальной жизни человека.

Цели и задачи работы:
- рассмотрение основных принципов экологизации химического образования;

- анализ форм и методов (приемов) формирования экологической культуры в обучении химии;

- характеристика роли человека в процессе познания, преобразования и использования природы.

Практическая значимость работы заключается в том, что она содержит методические исследования экологических комментариев к основным положениям курса химии, позволяющие осваивать законы химии на конкретных экологических примерах; рассмотрение приемов формирования осознанного отношения к природе, экологически грамотного поведения в неблагоприятных условиях окружающей среды.

Результаты внедрения работы в лицее № 4 показали ее эффективность и практическую ценность, возрастание интереса учащихся к предметам естественно- экологического цикла; позволили переосмыслить различные подходы к рассматрению вопросов использования достижений химии в практической деятельности человека, к значению прикладного характера химических знаний.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на педагогических советах лицея № 4, на заседаниях научно-методического совета кафедры естественно- экологического цикла лицея. На семинаре директоров школ Коминтерновского района был дан урок « Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» совместно с учителем физики Гелемеевым С.П., базирующийся на физических, хим., и экологических аспектах проблемы. По материалам работы опубликованы статьи в сборнике «Образование г. Воронежа на рубеже веков. Образовательная область «Естествознание». Химия «На грани двух тысячелетий, на переломе двух веков».
ГЛАВА 1
Состояние проблемы экологизации преподавания химии в

науке и практике.



    1. Необходимость введения экологического образования в средней школе и его основные принципы.


Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Первой страной, ощутившей отрицательное влияние химического загрязнения природной среды, стала Япония. В этой стране свыше 80% территории испытывают на себе непосредственное влияние промышленного производства. Японцы первыми заговорили о проблеме «когай», означающей опасность вреда от загрязнений окружающей среды. Вскоре с этой проблемой столкнулись и в других странах [2,с.10]. Рост загрязнения окружающей среды проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. Обычно основные претензии населения обращены к химии [18,с.20]. Между тем по уровню загрязнения химическая промышленность заметно уступает топливно-энергетическому комплексу, автотранспорту, черной и цветной металлургии и даже промышленности строительных материалов [18,.21]. Последние годы наиболее неблагополучной является ситуация по загрязнению атмосферы города Воронежа бензапиреном, содержащимся в выхлопах автомобилей, и пылью, удельный вес нестандартных лабораторных анализах которых ежедневно составляют 15-20%. Эколого-геохимическая обследование почвенного покрова показало, что весьма неблагополучна обстановка по загрязнению почвы свинцом и цинком. Доля неудовлетворительных анализов проб почвы составляет по городу в целом 19,3 и 15,5% соответственно, причем в промышленной правобережной части города эта величина увеличивается до 40-46%. Между тем именно эти ингредиенты являются своеобразными индикаторами увеличения заболевания детей. Среди детских заболеваний в Воронеже преобладают болезни органов дыхания (65%),уровень которых превышает аналогичные среднероссийские показатели в 1,2 раза по городу в целом. Профилактики повышенного контроля требуют, кроме того, новообразования, врожденные аномалии, пространственные различия уровней которых достоверно коррелирует с интенсивностью загрязнения окружающей среды [10, с.26].

Установлены связи между концентрациями в атмосфере формальдегида и заболеванием бронхиальной астмой, а так же большого содержания в атмосфере пыли с болезнями крови. Пневмонии чаще регистрируются в районах с повышенным содержанием свинца и оксида углерода. По мере увеличения интенсивности загрязнения воздушного бассейна у детей наблюдаются выраженные изменения гематологических показателей и ответный рост заболеваемости.

В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. Осуществить такой анализ сложно, но можно выделить два основных аспекта общей проблемы. Первый аспект относится к областям политики и социологии и касается противоречий в развитии экономики.

Второй аспект связан с подготовленностью самого человека к использованию достижений естественных наук в производственных и бытовых сферах.

Легкое, чисто технократическое отношение к природе, прямое экологическое невежество привели к ряду катастроф с необратимыми последствиями. Факты чудовищного загрязнения очень красноречивы и горячо порицаются населением. Однако имевшие место рецидивы редко анализировались и обычно оценивались лишь с эмоциональных позиций. Так и возникла хемофобия. Между тем строгий учет обстоятельств показывает, что имеющие место экологические срывы обычно определяются не особенностью химии, а лишь низкой квалификацией и не всегда должной нравственностью работников.

Первопричиной же всех отмеченных бед, кроме ошибок в планировании и строительстве, являются застаревшие упущения в преподавании химии в средней школе и как следствие этого- недостаток населения химических знаний [17,с.2]. Выявляется поразительное противоречие; с химическими веществами и процессами систематически имеют дело все люди, но при этом с пониманием могут корректировать свои действия лишь немногие. Однако следует отметить, что именно на уроках химии можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательство человека в природную среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на нём.

Необходима кропотливая работа по изменению сознания человека в отношении природопользования и воспитанию, привитию экологической культуры.

Стратегия природопользования, опиравшаяся на идею могущества человека и его растущий над природой в эпоху НТР, долгое время казавшаяся незыблемой, на поверку оказалась всего лишь стратегией «яблоневой идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по перестройке сознания людей, по его экологизации. Осознание данной ситуации способствовало постановке серьезнейших задач., как в практической области, так и в сфере фундаме6ртальных научных исследований. Экологическими проблемами стали заниматься представители самых разных наук, причем не только естественных, но и гуманитарных. Обусловлено это тем, что на ряду с необходимостью разработки новой стратегии природопользования и создания принципиально новых промышленных технологий стала задача экологической перестройки сознания людей, широкой пропаганды экологических знаний [2, с. 11].

Главное- это реализация принятых решений, которая зависит в конечном счете о нас самих, наших знаний, убеждений, воли. Здесь необходимы принципиально новое экологическое мышление, преодоление потребительской психологии в отношении к природе. Общество должно знать основные законы развития природы, находить пути решения проблем, научиться принимать решения в ситуациях нравственного выбора и прогноза, т.е. пройти всю цепочку от экологических знаний к экологическому мышлению и экологически оправданному поведению [1,с.15].

Формирование высокой экологической культуры возможно при условии, если в содержание школьного образования будут выходить следующие элементы: система знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; система норм и правил отношения к природе, умение и навыки по ее изучению и охране[22,с.3-5].

Экологическое образование и воспитание- одна из основных задач школы.


    1. Содержание экологического образования на уроках химии.


Экологическое образование и экологическое воспитание-два основных акцента, связанных с формированием отношения к природе. При экологическом обучении внимание педагога концентрируется на процессе передачи и усвоения учениками накопленного опыта экологических отношении, а при экологическом воспитании- на формировании соответствующих качеств личности. Конечная же цель экологического обучения и воспитания едино- формирование оптимальных отношений человека со средой его обитания. Реализуется в рамках единого педагогического процесса. По существу же конечная цель гораздо глубже. Она состоит в обеспечении условий для интеллектуального, личностного и социального развития учащихся, воспитания у них чувство личной ответственности за состояние к окружающей среды, стремление глубоко разобраться в сущности и противоречивости происходящих перемен в экологическом развитии нашей планеты [20,с.18]

Система экологических знаний должна обеспечить перелом в сознании людей, их миропонимании, отношений к природным богатствам. Экология стала знамением современного этапа развития общечеловеческой культуры. Поэтому целью экологического образования становится формирование экологической культуры. В понятие экологической культуры включают знания и навыки, уровень нравственного и эстетического развития мировоззрения, способы и формы общения людей [20, с.4; 22, с.4]

Содержание экологического образования столь богато и разнообразно, что не может быть развёрнуто в рамках одного или нескольких предметов. Поэтому педагоги говорят о междисциплинарном характере экологического образования, о широких возможностях практически всех учебных предметов и особом значении каждого в формировании экологической культуры учащихся. Пример тому - реализация экологических знаний в начальной школе не только в курсе «Природоведения», но и в новых учебных программах школьных дисциплин. Разрабатываемые курсы ставят своей целью вовлечение всех учащихся в процесс всестороннего познания мира и повышения общего уровня их знаний. Приоритет в новых программах получают те предметы, которые более значимы в настоящее время и остаются актуальными на последующие десятилетия.

Междисциплинарный подход требует определения функции каждого предмета в общей системе экологического образования, выделения межпредметных связей, обобщения межпредметных подходов, которые формируют целостность всех учебных дисциплин, объединенных целью – познания окружающего мира. Содержание учебных дисциплин нуждается в межпредметной координации и поэтапной интеграции соответствующих знаний[6. с.5].

Экологическое образование неразрывно связано с познание диалектического характера взаимодействия элементов в системе «человек-общество-природа». Отражение этого триединства и составляет то ядро, которое в содержании общего образования позволяет на уровне межцикловых связей раскрыть мир природы и мир людей как единое целое.

Модель экологического образования включает не только содержательную структуру, но и основные условия для достижения цели.


Содержание.

Методы. Педагогические

средства. Наглядные средства. Формы организации.


Культура поведения

Активная жизненная позиция

Культура профессиональ- ного труда

Факторы экологического образования, определяющие у школьников от-ветственное отношение к природной среде [20, c. 7-8].

Следует разъяснить подрастающему поколению, что нынешнее состояние окружающей среды таит в себе такую же опасность для человечества, как и ядерная война. Разница лишь в одном – экологические проблемы более коварны... Опасным заблуждением является утешение надеждой, что челове-чество сумеет остановиться в разрушении окружающего нас мира, когда приблизиться в плотную к экологической гибели. Будет поздно! В этом и все коварство проблемы.

Умное, тонкое экологическое воспитание и образование новых поколений – вот та сила, которая еще может заморозить и повернуть вспять заведенные стрелки чудовищного механизма, грозящего разрешением нашей планеты. [11,c.17-21].
13

Познание сущности окружающего нас мира выступает интегрирующим звеном предметов естественного цикла, и немаловажная роль в экологизации образования отводится обучению химии.

Наряду с усвоением основ базовой науки, включающих ее язык, важнейшие факты, понятия, теории и законы, доступные обобщения мировоззренческого характера обучения химии должно способствовать: развитию и интеллектуальному совершенствованию личности; формированию у учащихся экологически целесообразного поведения, разумного отношения к себе, людям, окружающей природной среде; выработке понимания общественной потребности в развитии химии, формированию у обучающихся отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности.

Отбор экологического материала для включения в учебные программы по химии должен проводиться с учетом основных принципов дидактики. Главными критериями служат научность, доступность для изучения, логическая связь с содержанием учебного предмета, что позволяет осуществить педагогически обоснованный отбор вопросов по химическим аспектам экологии, разработать содержание и методику их изучения на уроках химии.

Какое же место в общей системе экологического образования занимает химическое образование?

Традиционно главная цель обучения химии заключается в том, что ученика необходимо было ввести в мир веществ (как природных, так и созданных человеком), заложить основу понимания причин его многообразия, сформировать не только общее представление о способах получения и областях применения веществ, Нои практические умения обращаться с ними. Недостаточная информация о биологической роли веществ, их вредном воздействии на организм человека и окружающую среду выдвинула еще одну образовательную задачу в

14

обучении химии – на основе Фундаментальных химических знаний сформировать системные знания о химических аспектах экологии и экологических проблем. Эта система включает знания о веществах живой природы, о взаимодействиях, связанных с проявлением жизни в растительном и животном мире, о химических взаимосвязях организмов между собой и окружающей средой, о взаимодействии антропогенных факторов как на самого человека, так и на все живое [15, c.3]

Система экологических и химикоэкологических понятий в химическом образовании включает вопросы круговорота веществ в природе, изменения и превращения энергии в биосфере, рассмотрение средообразующий функции вещества, а отсюда и глобальных проблем, интегративных свойств экосистем, таких как наличие биогенных веществ и их химическое преобразование; самовосстановление экосистем, антропогенные изменения в экосистемах; реализация закономерностей взаимодействия органов со средой в практической деятельности человека, в охране окружающей среды; законы сохранения материи и энергии, единство материального мира; противоречия во взаимодействии общества и природы, развитие общества за счет ресурсов природы.

Экология и химия взаимодополняют друг друга. Внедрение в экологию принципов термодинамики породило продукционно-энергитическую экологию, которая исследует закономерности рассеяния потока энергии в пищевых цепях. Взгляд на многообразие экологических отношений через призму неорганической химии обнаруживает широкий спектр явлений, обусловленных воздействием человека на биосферу и неживую природу. Важным компонентом притодных процессов на планете являются глобальная циркулярная и превращения, претерпеваемые таким основным элементами, как углерод, азот, водород, сера и фосфор…. Многии неорганические соединения способны повлиять и уже влияют
15

на климат планеты и состояние ее атмосферы, на качество той природной среды, в которой живет человек, а следовательно, и на здоровье людей

В рамках неорганической химии представляет интерес обратить внимание не только на антропогенные деформации природных циклов химических веществ и применение качества окружающей среды, ну и на поиск решений социально-экологических проблем : энергетической, сырьевой и др.Например, перспективы водородной энергетики; роль кислорода и озона в обеспечении жизни на Земле ; металлы в биосфере и организме человека и т.д.

Огромную роль в экологических отношениях играют процессы, относящиеся к области органической химии. Органические соединения составляют основу той части биосферы, которую В.И.Вернадский называл «Живое вещество». Жизнь людей как биологических индивидов обусловлена сложными преобразованиями органических веществ в организме человека и обмена веществ с окружающей средой. Наконец, само выживание человечества сегодня невозможно без широкого использования органических вещей в быту, в медицине, промышленности, сельском хозяйстве и т.д.

Понимание роли органических веществ в существовании и развитии сложного социобиосферного комплекса Земли в целом и основных его частей составляет важную сторону химического прочтения современной экономики [2, с.25-26, Сю 91-92].

Достижения экологии служат фундаментом для решения ряда актуальных задач современности. В частности, с данными ,полученными экологией
16

Логию здорового образа жизни: в приоритете духовных потребностей по сравнению с материальными, заботе о сохранении своего физического здоровья. Такая личность в юудущем буднт способна в своей профессиональной деятельности руководствоваться принципами экологического и нравственного императивов {15, с. 3}.

Обратим к проблеме организации преподавания химии в средней школе. На пути преобразования предметного обучения и создания системы экологического воспитания школьников учитель встречается с определенными трудностями. Во- первых, возникшая в обществе хемофобия, вызывающая у детей изначальное пренебрежение к предмету. Во-вторых, абстрактность самого предмета.

Главное- изменить (экологизировать) собственное мировоззрение, осознать свою ответственность (человеческую и профессиональную) за подготовку экологически образованного подрастающего поколения. Необходимо осуществлять систематическое информирование о достижениях химии в защите окружающий среды.

1.3. Обзор литературных источников по вопросам экологического всеобуча.

Курс химии, изучаемый в современной средней школе, не решает в полной мере задач экологического образования и воспитания. Вопросы экологии заявлены декларативно, глубоко не изучается и лишь «контурно» намечены. Однако мероприятия по изучению влияние химических процессов и химических соединений на окружающую среду не могут в полной мере заменить систематического изучения этих вопросов.

Химия- один из важнейших предметов, на базе которого формируется диалектика- материалистические представления об окружающим мире.

17

Согласно ныне действующей программе выпускники IX-го класса имеют о химии весьма неполные, отрывочные представления, так как вопросы органической и общей химии изучаются в X-XI классах. С учётом дифференциации обучения в старших классах многие учащиеся могут совсем не изучать химию, что приведёт к полному незнанию целого ряда жизненно важных вопросов и осложнит существование человека в современном мире, поскольку выпускники школ не будут понимать, к примеру, причин вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир и биосфера в целом и другие подобные вопросы.

Таким образом, необходимо коренное изменение программы по химии, а соответственно и курса химии в целом.

На кафедре методики преподавания предметов естественно-математического цикла МГИУУ разработана новая программа курса химии «Экология и диалектика» и на ее основе проведен эксперимент в двадцати школах г. Москвы и Московской области. Ее отличительной особенностью является то, что на ее основе выпускники IX класса получают общее представление о химической науке в целом, а также о всех ее разделах. На базовой ступени, завершающейся девятым классом, учащиеся знакомятся с ролью и местом химии в современной хозяйственной деятельности человека, ее влияние на окружающую среду и способами преодоления негативного воздействия практической деятельности человека на флору, фауну и человеческий организм, связанной с использованием химических производств.

В данной программе много внимания уделено постановке химических экспериментов использованию различных наиболее важных химических соединений в практической деятельности человека, их влиянию на окружающую среду и человеческий организм. Через знание химических соединений, химических явлений у учащихся формируется особое отношение к среде обитания человека,

18

Создается база правильного понимания проблем экологии, без которого невозможносуществования человечества в современном мире; формируется представление о сложности противоречивости различных процессов, в том числе и химических, что позволяет на этой основе, привлекая знания из других курсов естественно- математического цикла, формировать диалектико-материалестическое понямание окружающей деятельности. Вместе с тем этот курс химии должен решать и задачи воспитания профессионалов – химиков, а так же людей, для которых необходимо глубокое знания химии для успешной реализации своих профессиональных задач. Он призван создать фундамент прочных химических знаний, на основе которых можно формировать более высокий уровень знания и понимания химии в Х – XI классах средней школы. В данном курсе предполагается реализация дифференцированного обучения, учитывающего особенности усвоения химических знаний как учащимся с пониженным уровнем воспитания учебного материала, так и учащимся, у которых изначальный уровень понимания химии достаточно высок.

Разработанная программа «Экология и диалектика» предполагает глубокую взаимосвязь с биологией, физикой, географией и др. дисциплинами, изучаемыми в школе, что позволит сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире.

Однако, эта программа рассчитана на углубленное изучение предмета с пропедевтическим курсом в VII классе и пригодна лишь в специализированных школах или классах. Специалистам МПГУ им. Ленина Г.Н Зверевой и В.М.Назаренко был разработан ряд интегрированных курсов : «Биосфера и человек» , «экология и цивилизация», экологизированный курс химии ; « от темы к теме.
19

Программа интегрированного курса «Биосфера и человек» предназначена для учащихся старших классов и средних специальных заведений гуманитарного профиля. Этот подход тем более актуален, что в гуманитарном образовании в последнее время усилилась тенденция к сокращению курсов естественнонаучных дисциплин, и в первую очередь химии. Интеграция естественнонаучных знаний позволяет решить проблему формирования целостного восприятия окружающего мира, развить интерес к химической науке и сформировать на хорошем уровне химические знания.

Целью этого курса является экологизация сознания учащихся, популяризация учения. Ведущие идеи курса: человек-причина появления экологических проблем, и только человек может их разрешить; целостность и многообразие мира. Внимание акцентированно на изучении самой природы, разнообразия уровней организации жизни, эволюции как органического мира, так и взаимоотношений человека и природы.

Но курс “Биосфера и человек” очень специфичен и заявлен в качестве отдельного специализированного предмета в X-XI классах. Однако, не в каждой школе в учебном плане имеются дополнительные часы на введение данного курса [19,c.44].

В.М.Назеренко предложила экологизированный курс “Экология и цивилизация” , имеющий ярко выряженный междисциплинарный характер, включающий филосовско-исторические, социально-нравственные, биологические, географические и физико-химические аспекты экологических проблем.

В рамках экологического обучения и воспитания проводится пропедевтика в I-VII классах в виде изучения курса “Окружающий мир” (I-II Кл.), “Природоведение” (I-IV Кл.) происходит дальнейшее накопление знаний учащихся о природных объектах, некоторых закономерностях развития природы, фактах антропогенного влияния на окружающую среду; обучение школьни-

20

ков анализу и моделированию несложных ситуаций. На этом этапе наиболее эффективен путь экологизации учебных дисциплин в сочетании с проблемными факультативными курсами, кружковой и краеведческой работой.

В процессе обучения химии в VIII и IX классах важно включить рассмотрение проблем защиты окружающей среды от химического загрязнения. В основу экологизированного курса химии положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ; их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов; причинах нарушения биогеохимических циклов; роли химии в решении экологических проблем.

На завершающем этапе обучения (X_XI кл.) совершенствование химических знаний продолжается в процессе усвоения курса органической и общей химии. Его содержание позволяет развить идеи проявления химических законов в природных процессах; понять такие экологические закономерности, как цикличность и непрерывность обмены веществом между составляющими компонентами биосферы.

Экологизированный курс химии X кл. дополняется факультативным курсом «Химия и охрана окружающей среды», в котором раскрыты химические аспекты экологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Составной частью этого курса является лабораторный практикум, предполагающий организацию исследовательской деятельности учащихся по изучению антропогенного воздействия на природные объекты.

Учебная дисциплина «Экология и цивилизация» введена параллельно с изучением курса химии в X и XI классах (14, с.43).

Вследствие интегрированности этих курсов осуществление программ происходит в рамках нескольких предметов и несколькими учителями.

Для VIII – XI классов была предложена программа экологизированного курса химии: от темы к теме. Основное внимание в ней сосредоточено на тех яв-
21

Лениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации: глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотный дожди, накопление в почве токсичных тяжёлых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.

В содержание программы заложены следующие идеи:

- природа в своём естественном развитии находится в динамическом равновесии;

- непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменения химического состава компонентов окружающей среды, приводящего к смещению природного равновесия;

- химические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании и разумном преобразовании окружающей среды человеком [13,c.35].

Роль химии в решении экологических проблем на современном этапе значительна:

А) Изучая состав, строение, свойства, как ведёт себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает оно и продукты его превращений на биологические темы;

Б) Раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного и “безболезненного” вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы.

В) Используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды среды или качества готовой продукции ряда отраслей промышленности (химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической), химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вред-

22

Ных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.

Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявившемся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.

Ценность этой программы состоит в том, что экологические понятия находят отклик в каждой теме по химии, расширяя, углубляя и систематизируя знания учащихся основных химических закономерностей, их взаимосвязи с состоянием окружающей среды. При рассмотрении любого химического вопроса экологические аспекты могут быть представлении либо в виде краткого сообщения, доклада на уроке, защиты реферата, постановки экологического эксперимента или решения экологической задачи, помогающей осваивать законы химии конкретных экологических примерах.

Калининой А.А (МПГУ им.В.И.Ленина),Алексеевым С.В. (ЛГИУУ), Беккером А.Мю (МНПО «Синтез»), Добрыниной Н.А. (МГУ им..М.В.Ломоносова) разработаны программы факультативных курсов по экологическому образованию школьников: «Здоровый образ жизни человека в условиях загрязненной биосферы», «Основы общей экологии и охрана окружающей среды», «Экологические проблемы Ленинградской области», «Биологическая роль химических элементов». Эти факультативные курсы обеспечивают формирование системы знаний учащихся (уровень экологического сознания) с элементами экологической культуры (ценностная ориентация школьников на научно обоснованное природопользование). Для более полного изучения основ экологии в связи с основами химии необходимы общеобразовательные циклы, содержащие общеэколо-
25

Шении этих заданий повышается уровень мотивации учения и облегчается сам процесс получения знаний.

При дифференциации по интересам технология Н.П. Гузика соприкасается с культурно воспитывающей технологией обучения И.Н. Закатовой, способствующей гуманизации образования. Как состояния часть данной технологии выступает отделение экологической культуры: ознакомление с проблемами сохранения природы, среды обитания человека, уникальной человеческой культуры: воспитание любви к природе , углубленное изучение географии, биологии и химии. В качестве специфических часто методических и локальных технологий может быть применена технология экологического воспитания Н.Т. Суравегиной, Т.В.кучер и др.

В целях экологизации преподавания химии используют и технологии сотрудничества, групповые технологии, оказывающие стимулирующее действие на развитие ребёнка. Они предполагают коммуникацию, общение ,обмен учащихся информацией, взаимопонимание.

Процесс обучения базируется также на альтернативных технологиях и технологиях развивающего обучения, основывающихся на принципах антропософии, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия лежит в основе вальдорфской педагогики Р.Штейнера. Развитие интеллектуальных способностей осуществляется по технологии Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Развивающее обучение учитывает и использует закономерность развития , приспосабливается к уровню и особенностям ребенка {3, с. 80-83: с109: с. 119-122: с.1516 с. 181}

Применение этих технологий поз0воляет ориентировать личность школьника н6а восприятие всего окружающего как заинтересованного исследователя, испытывающего личную ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы.
26

Фрагменты вышеупомянутых технологий Н.П Гузика, И.Н Закатовой, НТ Суравешной, ТВ Кучер, Р Штейнера, ДБ Эльконина и ВВ Давыдова я используя при проведении уроков экологической направленности и внеклассных мероприятий по экологической тематикею

2.2. Формы проведения занятий экологического всеобуча при преподавании химии.

С профессиональной точки зрения меня привлекают нестандартные формы проведения занятий и учёта знаний учащихся, такие как уроки-зачёты, уроки-семинары, уроки-конференции, использование дидактических, ролевых и деловых игр, элементов тетрализации. Я использую взаимообогащающее взаимодействие естественно-научных дисциплин для формирования целостного отношения к природе, мотивации норм здорового образа жизни.

С целью усиления экологической направленности школьного образования ввожу рассмотрение вопросов экологоии в учебный материал каждой темы, предоставляю слово ученикам-дежурным экологам для освещения наиболее важных экологических проблем в рамках данной темы, что позволяет наиболее полно использовать экологические знания для формирования бережного отношения учащихся к природе, их готовности к активным действиям по её охране.

Моя педагогическая концепция по экологизации преподавания химии близка экологизированному курсу химии: от темы к теме В.М. Назаренко. На уроках я использую экологические эксперименты, задачи или вопросы, практические работы экологической направленности.

При изучении строения и свойств переходных металлов я провожу семинарское занятие «Особенности строения d-элементов и влияние их на окружающую среду и здоровье человека». Метод этого урока – семинар развивающего и обучающего типа.

Целями урока являются обобщение знаний учащихся о периодическом законе, строении атомов, состоянии электронов в атомах; закрепление умений составлять электронные схемы, формулы, сравнить химические элементы по хи-
27

мической активности; ознакомление учащихся с некоторыми закономерностями, обусловливающими распространенность металлов в природе, их токсичность, долю участия в метаболизме живых организмов, на основании положения элементов – металлов в периодической системе; раскрытие причин загрязнения окружающей среды d-элементами, указание основных источников загрязнения; формирование умения школьников прогнозировать и анализировать последствия загрязнения природной среды металлов; ознакомление с основными направлениями по предупреждению загрязнений.

Девизом урока я выбрала слова Д.И.Менделеева: “Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем”.

План семинара

1)Положение d-элементов в периодической системе.

2)Особенности строения атомов d-элементов, их свойства.

3)d- элементы и живой организм.

4)Биологическая роль и токсическое действие d- элементов.

5)Проблема загрязнения окружающей среды металлами и пути ее решения.

6)Нахождение d- элементов в природе. Полезные ископаемые, содержающие d- элементы в Воронежской области.

В начале урока актуализирую знания и провожу индивидуальный и фронтальный опрос.

а) Индивидуальный опрос.

1. Работа по карточкам.

2. Какие элементы называются d-элементами?

3. Дать характеристику положения d- элементов в периодической системе.

4. Особенности строения атомов d- элементов; заполнение электронами энергетических подуровней, явление “провала электрона”.

б) Фронтальный опрос.
28

1. Дать современную формулировку периодического закона.

2. В чем физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и периода?

3. Какие квантовые числа описывают состояние электронов в атоме?

4. Какие правила лежат в основе составления графической схемы строения атома?

5. Составить графические схемы и написать электронные формулы строения атомов следующих химических элементов скандия, железа, ниобия, («провал» электрона) (проверка через гороскоп)

На втором этапе предлагаю учащимся выполнить текстовое задание по трем вариантам. Свои ответы они оформят на фильтрованной бумаге, пропитанной фенолфталеином, капая в нужное, по их мнению, положение раствором щелочи. В случае правильного ответа на бумаге появляется цветной сигнал.

Это позволяет сразу оценить работу учащихся.

Далее рассказываю о биологической роли и токсичном действии d- элементов.

Особенность строения атомов d- элементов обусловлена наличием в них избытка валентных орбиталей и недостатком

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экологические аспекты преподавание химии в школе iconОбщие химические и экологические закономерности
В середней школе учащиеся изучают химию в течение ряда лет. Многие довольно хорошо сдают выпускной экзамен по химии. Однако…
Экологические аспекты преподавание химии в школе icon“Космические технологии (научно-технические, экологические и экономические аспекты)”
Как устроена ракета?
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание ведется по умк автора О. С. Габриеляна. Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен...
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconЭкологические аспекты производства
Работа выполнена коллективом кафедры процессов и аппаратов химической технологии рхту им Д. И. Менделеева
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconДоклад на тему: «Энергетическая проблема мира и пути её решения»
Научная студенческая конференция «социальные и экологические аспекты мирового экономического развития»
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconЭкологические аспекты трансформации ферментного пула почвы при нефтяном...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconЭкологические аспекты реакции моллюсков dreissena polymorpha (pallas,...
Студенты старших курсов, магистранты и аспиранты российских вузов (знание английского языка обязательно)
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconДоклад на научной студенческой конференции 7 декабря 2006 года «Социальные...
Сравнительный анализ научно-технологического потенциала промышленно развитых стран мира
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconПрактикум по общей химии Москва 2013г Лабораторный практикум по общей химии
Методическое пособие предназначено, в первую очередь, для студентов факультета инженерной механики, изучающих курс общей химии в...
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconМетодическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
«Экологические основы природопользования» предназначена для реализации фгос к практической подготовке выпускников учреждений среднего...
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс органической химии в 10 классе (базовый уровень) рассчитан на 2 часа в неделю, общее число часов – 68 и соответствует стандарту...
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconРабочая программа по Информатике и икт 9 класс
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconРабочая программа дисциплины «Уголовная ответственность за экологические правонарушения»
Целями освоения дисциплины «Уголовная ответственность за экологические правонарушения» являются: формирование у студентов личностных...
Экологические аспекты преподавание химии в школе iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Экологические аспекты международной безопасности»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск