Скачать 336.02 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации Тайшетского района Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева Адаптационная авторская педагогическая разработка программы элективного курса для 9 класса Химические вещества в повседневной жизни человека (форма учебная) Автор разработки: Никитюк Любовь Фёдоровна, учитель химии МОУ СОШ № 85 г. Тайшет – 2011 г. Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе программы Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель- 2005г», г. Волгоград. Программа увеличена с 12 до 17 часов за счёт добавления экспериментально-практических работ в количестве 5 часов. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных курсов, позволяющих расширить знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету. Особенно интересен данный курс для обучающихся, решивших выбрать в 10-11 классах социально-экономический профиль. Так как содержание данного курса имеет интегрированный характер, то будет интересен и тем девятиклассникам, кто выберет общеобразовательный профиль, так как способствует выстраиванию индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Актуальность программы: содержание данного курса знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту (поваренная соль, вода, спички, карандаши, бумага). Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычайные свойства. Данный курс позволяет сформировать у обучающихся умения работать с книгой; самостоятельно добывать знания, используя компьютерные технологии; рационально организовывать свой труд, что, безусловно, необходимо современному человеку любой профессии. Данный курс не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира; даёт химическую картину мира, природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Формой отчётности по изучению данного элективного курса могут быть: -проектные работы, тематика которых приводится в программе; -рефераты и доклады по изученным темам. Результатами изучения данного элективного курса обучающимися станут следующие личностные результаты: - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, позитивное отношение к труду, целеустремлённость, самоконтроль и самооценка; - способность анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием веществ; -возможность строить своё поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе и соблюдения техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами; -планировать и проводить химические эксперименты; -оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами. Примерные темы творческих работ:
УМК:
Программа элективного курса Тема 1.Вода (2 часа) Вода в масштабе планеты. Круговорот воды в природе. Вода в организме человека. Пресная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды. Химические и физические свойства воды. Тема 2. Поваренная соль (3 часа) Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Физические свойства поваренной соли. Получение и очистка поваренной соли. Использование хлорида натрия в химической промышленности. Экспериментально-практическая работа: очистка загрязнённой поваренной соли. Тема 3. Спички (2 часа) История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные реакции, протекающие при зажигании спичек. Спичечное производство в России. Экспериментально-практическая работа: получение белого фосфора. Тема 4. Бумага (2часа) Пергаментные, шёлковые и современные книги. Целлюлоза. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги, их практическое использование. Тема 5. Карандаши и акварельные краски (3 часа) Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок. Экспериментально-практическая работа: получение берлинской лазури и турнбулевой сини. Тема 6. Стекло (3 часа) История стеклоделия. Оконное стекло. Химический состав стекла. Цветное и хрустальное стекло. Виды декоративной обработки изделий из стекла. Экспериментально-практическая работа: свойства оксидов. Тема 7. Охрана окружающей среды (2 часа) Влияние человека на изменение состава воздушной среды. Календарно-тематическое планирование
ПАСПОРТ на адаптационную авторскую педагогическую разработку Химические вещества в повседневной жизни человека I раздел (заполняется автором разработки) а)Никитюк__Любовь Фёдоровна_____________________________________________ учитель химии МОУ СОШ_№ 85____________________________________________ г.Тайшет, улица Шевченко, дом № 1__________________________________________ __________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес б)_элективный курс по химии________________________________________________ предмет, предметная область в) для обучающихся девятых классов__________________________________________ для каких классов (групп) предназначена разработка г)______________________________________________________________________________ с какого времени разработка используется д) Программа элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» является предметно-ориентированной. Она позволяет развить общекультурные________ компетентности обучающихся; расширить методологические знания в области________ практического использования химических веществ. Курс способствует расширению и__ углублению предметных знаний; развитию общих приёмов интеллектуальной и_______ практической деятельности; развитию познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования; познавательной мотивации в широком смысле, развитию опыта самореализации и коллективного взаимодействия.__________________ авторская оценка разработки II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения) а) Элективный курс для обучающихся девятых классов «Химические вещества в______ повседневной жизни человека» носит интегрированный характер и направлен на_______ удовлетворение познавательных интересов обучающихся. Он может рассматриваться как курс, «поддерживающий» изучение основного курса химии в рамках_________________ научно-естественного профиля, и как курс, служащий выстраиванию_________________ индивидуальной_образовательной траектории обучающихся как в общеобразовательном классе, так и в социально-экономическом. Программа курса знакомит обучающихся с тем, как получают материалы и некоторые химические вещества, которые_______________ используются_ человеком в быту. Кратко знакомит обучающихся с основами__________ химической технологии – вопросами, традиционно сокращаемыми при изучении курсов химии; с «техническими» приёмами и «маленькими хитростями» использования_______ материалов и веществ, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в целом – способствует раскрытию_ «химической» стороны окружающего мира. Данный курс____ способствует формированию у обучающихся приёмов безопасного обращения с________ бытовыми химическими веществами и умений оказывать первую помощь при__________ отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами. Эти знания и умения,___ бесспорно, необходимы любому человеку._________________________________________ оценка разработки б) _Форма учебная__________________________________________________________ форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации) в) Данная разработка предназначена для использования в качестве элективного курса в предпрофильной подготовке обучающихся____________________________________ ________________________________________________________________________________ где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая, внеклассная работа и т.п. III раздел (заполняется экспертом на основании Положения об авторских разработках)
Данная программа элективного курса соответствует всем требованиям Положения об экспериментальных и авторских разработках_______________________________________ 2. Ведущие теоретические идеи авторской разработки: -степень новизны: курс включает материал, который не изучается по предмету, или изучается более углублённо. В каждой теме есть экспериментально-практические______ работы, что даёт обучающимся ценный опыт обращения с веществами.________________ - научность содержания: курс даёт возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину мира и природы, и включает ценный опыт практической деятельности человека____________________ - ключевые понятия, авторской разработки: ведущая идея данного курса – помочь__ обучающимся в выборе профиля; восполнить пробелы их подготовки по предмету,____ существенно расширяет их кругозор. Даёт возможность получить реальный опыт_____ обращения с химическими веществами. Помогает вооружить обучающихся прочными_ навыками_______ самостоятельной умственной работы.____________________________ 3. Содержательную характеристику авторской разработки. (наличие проблемных вопросов, заданий творческого характера, контрольных, тестовых заданий). Курс предусматривает задания творческого характера: доклады, рефераты, проекты____ 4. Реализация принципов преемственности и перспективности. Программа полностью реализует принципы преемственности изучения предмета._______ Материал излагается понятно, от простого к сложному.______________________________ 5. Практическая направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концепции целостного педагогического процесса.). Данная разработка способствует более полному усвоению материала по предмету,______ формированию у обучающихся позитивного отношения к труду, целеустремлённости и__ бережному отношению к природе, а также соблюдению техники безопасности при______ обращении с бытовыми химическими веществами._________________________________ . Наличие критериев и диагностического сопровождения по выявлению результативности авторской разработки, чувствительность к возможным сбоям В авторской разработке нашли отражение формы контроля знаний обучающихся, что___ позволит выявить результаты авторской разработки.________________________________ 7. Степень апробации. _______________________________________________________________________________ Эксперт: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 г. Тайшета имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ 28.05.2011 г. №6 ПОВЕСТКА ДНЯ: 3.О рассмотрении программы элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека», автор программы Никитюк Л.Ф. Докладчик: Никитюк Л.Ф. |
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс «Исследование информационных моделей» в старшей школе Пояснительная записка В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т е в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение... | ||
Пояснительная записка к элективному курсу «Я все на свете измеряю»,... Элективный курс составлен на основе авторского методического пособия «Электив 7-9»М., Знание,2006, под редакцией Денбебер С. В.,Зуевой... | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | ||
Программы элективных курсов и проектной деятельности элективный курс «Резьба по дереву» Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Пояснительная записка. Данный элективный курс составлен в соответствии... Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ №2783 от... | Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного... | ||
Пояснительная записка элективный курс «Создание электронных ресурсов... Элективный курс «Создание электронных ресурсов по международному гуманитарному праву» разработан для учащихся 9 классов на основе... | Пояснительная записка к элективному курсу в 10 классе «Генетика человека» Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных курсов» М., Дрофа, 2006г | ||
Элективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,... Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа | Программа элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк... Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа | ||
Программа элективного курса «Удивительный мир геологии» предназначена... Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных... | Поступления в библиотеку в первом квартале 2013 г Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных... | ||
Рабочая программа по биологии элективный курс Программы элективного курса «Генетика человека» Ю. В. Филичевой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,... | Материально- техническое обеспечение моу сош с. Клинцовка Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных... |