Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук Кафедра русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
020100.62 Химия (профиль подготовки –
«Химия элементоорганических соединений») (бакалавриат)
050100 Педагогическое образование (профиль подготовки –
«Биология») (бакалавриат)
Институт естественных наук
Курс 2, семестр 1
Москва 2013
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры [название кафедры, номер протокола заседания кафедры и дата его проведения], утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________. Составитель:
доцент, кандидат филологических наук, Шапошников Ю.С.
Рецензент (рецензенты)
[ученая степень, звание, подпись, Ф.И.О.] Заведующий кафедрой:
Профессор, доктор филологических наук Ярыгина Е.С.
ЧАСТЬ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует требованиям ФГОС ВПО по специальности 020100.62 «Химия» и 050100 «Педагогическое образование» (профиль подготовки – «Биология») (бакалавриат).
Цель дисциплины: формирование лингвистической, коммуникативной и риторической компетенции бакалавра профиля подготовки «Химия элементоорганических соединений» и бакалавра педагогического образования.
Задачи:
1. Овладение риторическими знаниями о правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях.
2. Изучение и использование коммуникативно-речевых (риторических) умений.
3. Осознание специфики коммуникативно-речевых ситуаций в профессиональной деятельности бакалавра.
4. Изучение опыта анализа и создания профессионально значимых типов высказываний.
5. Развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач.
Место дисциплины в ООП: дисциплина «Русский язык и культура речи» упорядочивает систему знаний бакалавра о русском языке, развивает речевые навыки. Межпредметные связи имеют следующие дисциплины: история отечества, иностранный язык, психология и др.
Требования к первоначальному уровню
подготовки обучающихся
Владение языковыми нормами (в рамках программы школы).
Знание классических текстов русской литературы XIX в. (в рамках программы школы).
Знание изобразительно-выразительных средств языка (в рамках программы школы).
Дисциплина ориентирует на такие виды профессиональной деятельности
Владение технологиями общения;
Ораторское искусство;
Соблюдение педагогической этики общения;
Систематическое повышение профессионального уровня студента как будущего работника педагогической сферы.
Требования к уровню освоения дисциплины
Студенты должны овладеть следующими образовательными достижениями:
Излагать свои мысли ясно, выразительно и последовательно;
Владеть языковыми нормами;
Знать и применять на практике правила речевого этикета;
Иметь представление об этапах подготовки к публичному выступлению и уметь применять свои знания на практике.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи среди других наук о языке.
Виды и формы речевого общения.
Вербальные и невербальные стороны общения.
Речевая деятельность в педагогической сфере.
Основы и традиции ораторского искусства.
Физкультура и этика речи.
Форма итогового контроля: зачет.
Компетенции
Коммуникативно-речевая
Риторическая
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Культура речи среди других наук о языке. Исторические корни культуры речи: риторика. Краткая история риторических учений. Общая и частная риторики. Современная концепция культуры речи.
Виды и формы речевого общения. Профессиональное общение. Особенности общения в профессиональной среде (социально-культурная деятельность).
Вербальные и невербальные стороны общения. Особенности русского речевого поведения. Невербальные средства общения.
Речевая деятельность в социально-культурной сфере. Роль монолога и диалога в речи. Совершенствование навыков чтения. Совершенствование навыков слушания. Совершенствования навыков говорения. Совершенствование навыков письменной речи.
Основы и традиции ораторского искусства. Роль риторических знаний в становлении учителя. Риторическое наследие античности (Платон, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан). Понятие этоса, пафоса и логоса в риторике. Особенности развития русской риторики. Роды и виды красноречия. Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление. Культура дискутивно-полемической речи учителя.
Физкультура и этика речи. Этика и речь педагогической (физкультурной) деятельности. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – 560 с.
Дополнительная
Аристотель. Риторика. Любое издание.
Платон. Диалоги. СПб.: «Азбука-классика», 2008. – 448 с.
Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. – 512 с.
Сидорова М.Ю., Савельева В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Харьков – М.: АСТ, 2000. – 464 с.
ЧАСТЬ II Направление: Химия и Педагогическое образование (бакалавриат)
профили: Химия элементоорганических соединений, Биология
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 1
Количество часов на дисциплину: 48
Количество аудиторных часов на дисциплину: 38
из них лекций – 20
практических занятий – 18
Вид итогового контроля: зачет
Компетенции: коммуникативно-речевая, риторическая
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
дисциплины / курса
| Уровень / ступень образования
(бакалавриат, магистратура)
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)
| Количество зачетных единиц / кредитов
| Русский язык и культура речи
| Бакалавриат
| А
| 4
|
Смежные дисциплины по учебному плану
| Культурология, история отечества, иностранный язык, психология
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
(проверка знаний и умений по дисциплине)
| Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды
текущей аттестации
| Аудиторная
или
внеаудиторная
| Минимальное количество баллов
| Максимальное количество баллов
| Посещение практических
и лекционных занятий
|
| аудиторная
| 5
| 10
| Участие в обсуждении проблем культуры речи на практических
занятиях
|
| аудиторная
| 5
| 10
| Выступление с рефератом на
практическом занятии
|
| аудиторная
| 5
| 10
| Моделирование ситуативного поведения в профессиональной сфере
| Контрольная работа
| аудиторная
| 5
| 20
| Культура ораторской речи
| Контрольная работа
| аудиторная
| 5
| 20
| Средства коммуникации в социально-культурной деятельности
| Контрольная работа (комп.
презентация)
| аудиторная
| 5
| 10
| Итого:
| 30
| 80
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
| Тема или задание текущей аттестационной работы
| Виды текущей аттестации
| Аудиторная
или
внеаудиторная
| Минимальное количество баллов
| Максимальное количество баллов
| Античная риторика (на примере одного из ораторов)
| Реферат
| внеаудиторная
| 5
| 10
| Конспект одного раздела из монографии основного библиографического списка
| Письменная работа
| внеаудиторная
| 5
| 10
| или
| Библиографические источники по одной из тем курса
| Библиография
| внеаудиторная
| 5
| 10
| Анализ научного текста
| Письменная работа
| внеаудиторная
| 5
| 10
| Итого максимум:
| 10
| 20
|
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации – 31 баллов. Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам лекционных и практических занятий, обязательное выполнение двух любых заданий из дополнительного модуля (по выбору студента).
Тематический план курса
Лекции
По плану: 20 ч.
Исторические корни культуры речи: риторика. Краткая история риторических учений. Современная концепция культуры речи – 2 ч.
Рекомендуемая литература
Граудина Л.К. Основные признаки культуры речи как языковедческой дисциплины//Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – С. 25 – 43.
Виды и формы речевого общения. Профессиональное общение – 2 ч.
Моделирование коммуникативно-речевых ситуаций в педагогической деятельности – 2 ч.
Культура речевого поведения – 2 ч.
Традиции ораторского искусства – 4 ч.
Роды и виды красноречия – 2 ч.
Рекомендуемая литература
Кохтев Н.Н. Роды и виды красноречия// Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – С. 98 - 105.
Структура ораторской речи – 2 ч.
Подготовка речи и выступление – 2 ч.
Понятие о споре. Споры в современном обществе – 2 ч.
Русское вербальное коммуникативное поведение – 4 ч.
Рекомендуемая литература
Стернин И.А. Опыт описания русского коммуникативного поведения// Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта: Наука, 2007. – С. 181 – 219
Практические занятия
По плану: 18 ч.
1. Риторические традиции античности .
Слушание и обсуждение рефератов. - 2 ч.
Рекомендуемая литература
- Аристотель. Риторика. Любое издание.
- Платон. Горгий //Диалоги. СПб.: «Азбука-классика», 2008. – С. 85 – 202.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 4 – 28.
- Цицерон Марк Туллий. Против Катилины. Первая речь // Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Харьков – М.: АСТ, 2000. – С. 131 – 144. 2. Риторические дисциплины ХХ в. и традиционная риторика - 2 ч.
Рекомендуемая литература
- Граудина Л.К. Краткие сведения из истории // Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.: Норма, 2005. – С. 8 – 12.
- Рождественский Ю.В. Риторические научные дисциплины ХХ в. // Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 56 – 62.
3. Культура социально-политической речи – 2 ч.
4. Культура академической речи – 2 ч.
5. Культура судебной речи – 2 ч.
6. Культура социально-бытовой речи – 2 ч.
7. Духовное красноречие – 2 ч.
8. Совершенствование навыков чтения. Выполнение упражнений – 2 ч.
Рекомендуемая литература
Надеина Т.М. Совершенствование навыков чтения //Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 41 – 75.
9. Совершенствования навыков слушания - 2 ч.
Рекомендуемая литература
Надеина Т.М. Совершенствование навыков слушания //Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 76 – 102.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Роды и виды красноречия (общая характеристика).
Виды социально-политического красноречия (с указанием российских представителей).
Особенности отечественного академического красноречия (с указанием представителей).
Специфика русского судебного красноречия XIX в.
Структура ораторской речи (составные части, их краткая характеристика).
Подготовка речи и выступление (традиция и логика основных этапов).
Химия (биология) и культура речи: традиции и современность.
Примечание: в качестве примеров даны темы для второй контрольной (Базовый модуль). Темы моделирования могут быть произвольны (по выбору преподавателя). Тема третьей контрольной указана в технологической карте.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФРАТОВ
Демосфен как оратор.
Риторическая практика Цицерона.
Особенности софистической риторической школы.
Роль физических упражнений в подготовке будущего оратора.
Риторические труды М.В. Ломоносова.
Ломоносовский период в русской риторике.
Роль М.М. Сперанского в развитии риторики XIX в.
Становление культуры речи как науки (научный вклад В.В. Виноградова, С.И. Ожегова и др.).
Контент-анализ как научная дисциплина.
Теория американской риторической традиции: дисциплина «The speech».
Основы неориторики.
Социально-политическое красноречие.
Академическое красноречие.
Судебное красноречие.
Духовное красноречие.
Базовые коммуникативные черты русского менталитета.
Аспекты русского вербального коммуникативного поведения.
Этический компонент социально-культурной деятельности.
Роль филологии в развитии гармоничной личности.
Роль общей культуры в развитии гармоничной личности.
Вопросы для собеседования (Дополнительный модуль)
Культура речи как наука.
Разделы науки о языке (обзор).
Особенности развития риторики в Древней Руси.
Риторическое учение М.В. Ломоносова.
Тенденции в развитии русской риторики XIX в.
Культура речи и развитие риторических идей в СССР.
Роды и виды красноречия.
Структура ораторской речи.
Подготовка речи и выступление.
Основы дискутивно-полемической речи.
Споры в современном обществе.
Коммуникативное поведение в РФ.
Вербальные средства в педагогической деятельности.
Невербальные средства в педагогической деятельности.
Чтение как вид речевой деятельности.
Совершенствование навыков диалогической речи.
Совершенствование навыков монологической речи.
Этика и речь в педагогической деятельности (преподавании химии/биологии).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Студент, набравший к концу семестра не менее 31 балла, считается
аттестованным.
Согласно технологической карте без выполнения дополнительного модуля студент может набрать 80 баллов. Для получения большего количества баллов студенту необходимо сделать задания из дополнительного модуля (по согласованию с преподавателем).
Система оценок 75 − 100
| 8 -10
| 5
| отлично
| 41 − 74
| 5 - 7
| 4
| хорошо
| 30 − 40
| 3 - 4
| 3
| удовлетворительно
| Менее 30
| 2 и менее
| 2
| неудовлетворительно
|
Зачет предусматривается для желающих повысить свой балл (по согласованию с преподавателем) и неуспевающих по уважительной причине (пропуски по болезни и т.п.). ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ
Оформление титульного листа:
Вверху: ГОУ ВПО МГПУ;
В середине: тема реферата: название темы, под темой: Выполнил (а):…,
Проверил (а):…….;
Внизу: Москва – 20....
2. Все страницы реферата должны быть пронумерованы.
3. На второй странице должно быть содержание реферата с указанием страниц.
В конце реферата должна быть представлена библиография в алфавитном порядке, например:
Культура русской речи: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. д.ф.н. Граудина Л.К., д.ф.н. Ширяев Е.Н. – М.: Норма, 2005. – 560 с.
Объем реферата не должен превышать 10 – 15 страниц (14 кегль, Times New Roman, интервал 1,5).
Неотформатированный, скаченный из Интернета реферат проверке не подлежит.
Примечание: максимальная оценка за реферат – 10 баллов. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ
Основные положения представляются в сжатой форме.
Содержание доклада должно соответствовать его теме.
Объем доклада – от 3 до 5 страниц печатного текста (14 кегль, Times New Roman, 1,5 интервал).
В докладе должны быть указаны источники используемой информации.
Примечание: максимальная оценка за доклад – 5 баллов.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ
1. Конспект выполняется от руки, разборчивым почерком!
2. Вначале указываются выходные данные монографии или учебного пособия, затем – название конспектируемого раздела.
3. Конспект должен быть развернутым.
4. Сокращения в оригинальном тексте должны производиться за счет примеров.
5. Определения терминов должны быть соответствующим образом выделены.
Примечание: максимальная оценка за конспект: 10 баллов ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИРОВАНИЮ
СИТУАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ)
Образец задачи: Вы должны выступить перед незнакомой аудиторией с небольшим сообщением на тему (тема выбирается в соответствии с изучаемым разделом курса).
1. На решение задачи отводится не более 10 минут.
2. Решение должно быть осмысленным и четким.
3. При первоначальном опыте разрешается использование конспекта лекции и дополнительной литературы. При повторном решении использование конспектов и литературы исключается.
Примечание: решение (в количестве 4х) на контрольной работе оценивается максимально в 20 баллов; решение тренировочных педагогических задач на практических занятиях оценивается максимально в 5 баллов.
ТРЕБОВАНИЯ К БИБЛИОГРАФИИ
Оформление библиографии:
Например, 1. Культура русской речи: Учеб. пособие для вузов / Отв. Ред. Д.ф.н. Граудина Л.К., д.ф.н. Ширяев Е.Н. – М.: Норма, 2005. – 560 с.
Библиография должна насчитывать не менее 50 источников.
Год издания источника − не ранее 2000 г.
В библиографию могут войти учебники, учебные пособия, УМКД для вузов, а также монографии, посвященные проблемам социально-культурной деятельности, культуры речи, речевой коммуникации и риторики.
Примечание: максимальная оценка за составление библиографии – 10 баллов.
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Носитель виртуальной информации необходимо подписать, указав свои данные и тему презентации.
2. Компьютерная презентация должна содержать не менее 15 слайдов.
3. Основным в презентации является текст.
4. Текст и его оформление должны соответствовать избранной теме.
5. На последнем слайде презентации необходимо указать источники используемой информации. При указании на Интернет-сайт необходимо указать его название.
Примечание: Максимальное количество за компьютерную презентацию – 5 баллов. Презентация, представленная в качестве контрольной работы, максимально оценивается в 10 баллов. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Курс «Русский язык и культура речи» на бакалавриате направления «Химия» и педагогического образования профиля «Биология» предполагает наличие у преподавателя знаний не только в области лингвистики. Необходимо сформировать бакалавра, свободно владеющего словом, и легко ориентирующегося в незнакомой обстановке. Русский язык в целом и культура речи в частности способствует формированию коммуникативно-речевой компетенции студента.
В качестве метода обучения был взят интерактивный метод, предполагающий бóльшую самостоятельность студента. Такая самостоятельность необходима в балльно-рейтинговой системе. Следовательно, в преподавании культуры речи исключается пассивный метод обучения. На этапе организации эффективной работы на практических занятиях это особо важно (в частности, для решения задач, моделирующих те ситуации, с которыми студент может столкнуться на практике). Эта методика помогает наиболее продуктивно развить творческий потенциал студентов, отказаться от традиционных, но устаревших методов.
Возможно и привлечение мультимедийных средств обучения (не везде!). Например, итоговое занятие по культуре ораторской речи мы рекомендуем проводить в форме защиты компьютерных презентаций. Это позволяет преподавателю лучше уяснить степень освоения материала студентами, раскрыть их ораторские способности в процессе защиты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
«Русский язык и культура речи» ‒ курс, рассчитанный на большую самостоятельную работу студента. В задачу последнего входит правильно организовать свое рабочее время и наиболее эффективно изучить предложенный преподавателем материал. Особенно важно не только посещать, но и активно участвовать в практических занятиях.
Высоко могут быть оценены только полноценные ответы, качественно сделанные презентации и доказательно выполненные педагогические задачи.
Рекомендуется внимательно изучать всю основную, а также дополнительную литературу курса.
При подготовке рефератов и докладов студент должен чаще пользоваться академической печатной литературой, нежели сайтами Интернета, зачастую дающими поверхностную или искаженную информацию. |