Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного





Скачать 175.02 Kb.
НазваниеОтчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного
Дата публикации31.12.2014
Размер175.02 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Химия > Отчет


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»
УДК 372.854

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной и инновационной деятельности

Тверского государственного университета

д.т.н., Каплунов И.А.

___________________________

«17» декабря 2012 г.

М.П.

ОТЧЕТ

По программе развития деятельности студенческих объединений

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет» на 2012-2013 гг.

по проекту № 1.1.10 Школа «Юного химика»

вид отчета: годовой

Руководитель проекта : Жабреева Маргарита Андреевна

г. Тверь 2012 г.

Список исполнителей

Руководитель проекта


подпись, дата

Жабреева М.А.

Исполнители :







лаборант

подпись, дата

Новикова В.В.

лаборант

подпись, дата

Цветкова И.С.













Реферат

Отчет 18 с., 2 ч., 0 рис., 1 табл., 9  источников, 0 приложений

Ключевые слова: Школа юного химика, эксперимент, занимательная химия, школьники.

Объект исследования: учащиеся средних и общеобразовательных школ.

Цель работы: Популяризация химического образования и химических специальностей в плане профессиональной ориентации учащихся средних и общеобразовательных школ.

Методы (методология) проведения работы: эксперимент, исследование, игровые технологии, компьютерные технологии.

Результаты работы: Многие школьники, занимавшиеся в школе «Юного химика», в дальнейшем выбирали химию как свою специальность и поступали либо на химико-технологический факультет, либо в другие вузы химического профиля. Некоторые школьники продолжали индивидуальную научную работу и выступали с научными докладами на IX Региональных Менделеевских чтениях (12.12.12). Были организованы и проведены два дня открытых дверей на химико-технологическом факультете. Студенты, участвующие в работе школы «Юного химика», как правило, вместе с основной образовательной программой успешно осваивали доп. квалификацию «Преподаватель».

Результаты работы представлены в следующих публикациях:

1. Жабреева М.А., Цветкова И.С., Новикова В.В. Реализация проекта «Школа юного химика» в Тверском государственном университете. Материалы Всероссийской Интернет-конференции школьников и студентов «Сократ». Томск, 2012 г. – Режим доступа к статье – http://planeta.tspu.ru/index.php?ur=810&ur1=1203&ur2=1403&flag=1&id1=862&id2=4&id3=159

Индикаторы выполнения работ по проекту:

Мероприятие

Наименование показателя

Ед. измерения

Целевое значение

Достигнутое значение

% выполнения целевого показателя

1.1.10. Название проекта: Проект «Школа юного химика»

Общее количество выпускников школы «Юного химика»

чел.

15

15

100

Количество выпускников школы «Юного химика» поступивших на профильные специальности в ВУЗы

чел.

80

76

95

Доля выпускников школы «Юного химика» поступивших на химико-технологический факультет университета

%

15

10

67

Значимость работы:

Химия как наука имеет не только специальный, но и общечеловеческий, т.е. гуманитарный, аспект. Выявляя и используя ее “гуманитарный потенциал” в школе «Юного химика», можно весьма предметно (а значит, и наиболее убедительно) учить молодежь диалектике, формировать у нее диалектико-материалистическое мировоззрение, вырабатывать у нее новый (планетарный) стиль мышления, опирающийся на современное естественно научное миропонимание. Одновременно намного эффективнее решались бы задачи эстетического, экологического воспитания школьников.

Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей; химия может способствовать в конечном счете выработке правильного отношения к окружающему миру и, в частности, активной жизненной позиции. Ведь выпускнику школы – независимо от того, кем он впоследствии станет, - важно знать, что мир познаваем, что случайность не обязательно вредна, что можно и нужно уметь ориентироваться в жизни, насыщенной случайностями, а при необходимости и уметь перестраиваться, что в изменяющемся мире есть тем не менее “опорные точки”, инварианты (что бы не менялось, а энергия сохраняется; что бы не происходило, а правда в конце концов торжествует), что по мере углубления знаний картина мира неизбежно усложняется, становится диалектичнее, так что вчерашние “перегородки” более не годятся. Таким образом, химия оказывает огромное влияние на формирование жизненной позиции молодежи.

Сегодня важно учитывать, что химия – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей. Эта функция химия не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей. Нужно отметить и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и химии в частности.

Занятия студентов со школьниками мотивируют и студентов, и школьников к углубленному изучению химии. Непосредственное общение студент-школьник на занятиях, с одной стороны, положительно влияет на преемственность поколений, способствует критическому переосмыслению самооценки студентов, а с другой стороны, позволяет школьникам посмотреть на себя как на будущих абитуриентов химико-технологического факультета.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования:

В дальнейшем планируется проводить выездные занятия школы «Юного химика» в школах города Твери и Тверской области. Данная форма работы уже была опробована в МОУ СОШ № 48 (тема занятия «Индикаторы») и Тверском лицее (Тема занятия «Химическая сказка»), что вызвало большой интерес у школьников данных образовательных учреждений.

С целью популяризации химического образования планируется организация и проведение химических КВНов, конференций, конкурсов, а также консультации мероприятий с участием учителей Тверской области при поддержке Тверского областного института усовершенствования учителей. Данные формы работы позволят увеличить контингент обучающихся в школе «Юного химика».

Планируется участие в «Студенческом научном форуме 2013»

(г. Москва).
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 8

1. Реализация проекта школа «Юного химика» 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

ВВЕДЕНИЕ


На химико-технологическом факультете для школьников 8, 9, 10 кл. г. Твери работает школа «Юного химика». Школьники занимаются в условиях учебных химических лабораторий экспериментальной работой. К этим занятиям привлечены старшекурсники факультета.

Уже 4 года работает школа «Юного химика» на химико-технологическом факультете. Занятия проводятся для школьников 8. 9, 10 классов каждую неделю. Обычно присутствуют от 25 до 30 школьников. Занятия проводят студенты-старшекурсники и магистры факультета под руководством опытных преподавателей с участием инженеров факультета. Школа «Юного химика» не подменяет общеобразовательную школу, а удачно дополняет ее, так как факультет имеет значительно более широкие возможности для реализации различных химических экспериментов.

Задачи:

1. Повышение мотивации углубленного изучения химии путем привлечения школьников к участию в химическом эксперименте.

2. Возбуждение интереса к химии как к науке и возможно, к будущей специальности.

3. Побуждение школьников к участию в самостоятельной научной работе.

4. Культивирование естественнонаучного мировоззрения.


1. Реализация проекта школа «Юного химика»


1.1. Основные цели и виды деятельности школы:

1. Основанной целью деятельности Школы является популяризация химического образования и химических специальностей в плане профессиональной ориентации учащихся средних и общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и суворовского училища.

2. Повышение мотивации углубленного изучения химии путем привлечения школьников к участию в химическом эксперименте.

3. Возбуждение интереса к химии как к науке и возможно, к будущей специальности.

4. Побуждение школьников к участию в самостоятельной научной работе.

5. Культивирование естественнонаучного мировоззрения школьников.

6. Участие в научных конференциях, круглых столах, проектах, проводимых университетом, другими образовательными учреждениями города Твери и Тверской области.

7. Участие в профориентационной работе химико-технологического факультета.

8. Содействие обмену опытом с аналогичными организациями школ, других вузов Российской Федерации и других стран.

Задачи:

  1. Повышение мотивации углубленного изучения химии путем привлечения школьников к участию в химическом эксперименте.

  2. Возбуждение интереса к химии как к науке и возможно, к будущей специальности.

  3. Побуждение школьников к участию в самостоятельной научной работе.

  4. Культивирование естественнонаучного мировоззрения.

1.2.Организация деятельности школы «Юного химика»

1. Школа «Юного химика» организует свою деятельность на основании годового плана работы.

2. Школа взаимодействует для достижения своей цели и реализации видов деятельности со всеми заинтересованными подразделениями университета и образовательными учреждениями города Твери и Тверской области.

3. Деятельность Школы преимущественно строиться на некоммерческой основе.

4. Предусматривается смешанное финансирование деятельности школы «Юного химика»: внебюджетные средства университета и химико-технологического факультета, а также спонсорские взносы.

Многие школьники, занимавшиеся в школе «Юного химика», в дальнейшем выбирали химию как свою специальность и поступали либо на химико-технологический факультет, либо в другие вузы химического профиля. Некоторые школьники продолжали индивидуальную научную работу и выступали с научными докладами на студенческих научных конференциях. Студенты, участвующие в работе школы «Юного химика», как правило, вместе с основной образовательной программой успешно осваивали доп. квалификацию «Преподаватель».

На химико-технологическом факультете для школьников 8, 9, 10 классов города Твери и Тверской области разработан и успешно с 2007 года реализуется проект «Школа юного химика». Разработана программа «Школы юного химика». Школьники занимаются в условиях учебных химических лабораторий экспериментальной работой. Занятия для школьников в кружке бесплатные, поэтому в них участвуют и ребята из неблагополучных и малообеспеченных семей. Занятия проводят студенты-старшекурсники и магистры факультета под руководством опытных преподавателей с участием инженеров факультета. Занятия проходят на кафедрах неорганической и аналитической химии, органической химии и физической химии. Каждое занятие школа «Юного химика» не подменяет общеобразовательную школу, а удачно дополняет ее, так как факультет имеет значительно более широкие возможности для реализации различных химических экспериментов. А это, в свою очередь, позволяет наглядно показать «красоту химической науки». Занятия студентов со школьниками мотивируют и студентов, и школьников к углубленному изучению химии Занятия со школьниками 8 - 9 классов ставят целью заинтересовать учащихся химией, научить их химическому эксперименту, ознакомить с основами химии, программа школы направлена на подготовку школьников к олимпиадам. Непосредственное общение студент-школьник на занятиях, с одной стороны, положительно влияет на преемственность поколений, способствует критическому переосмыслению самооценки студентов, а с другой стороны, позволяет школьникам посмотреть на себя как на будущих абитуриентов химико-технологического факультета.

Посещая занятия на химико-технологическом факультете школьники знакомятся с новыми разделами химии, такими как аналитическая химия, коллоидная химия, кристаллохимия, представление о которых невозможно получить в рамках школьной программы. В рамках наших занятий школьники имеют возможность получить элементарные навыки работы с химической посудой, сборки химических установок и на современных приборах: Фурье ИК-спектрофотометре, электронном микроскопе, центрифугах, аналитических весах.

При подготовке занятий студенты основываются на актуальные задачи, проблемы и интересы школьников. Школьники принимают активное участие при выборе темы занятия. При появлении новых идей возможна корректировка плана занятий. Каждое занятие индивидуально, логически завершенное и не основывается на информации предыдущих занятий поэтому школьники в любое время могут начать посещать занятия. Студенты и преподаватели стараются отвечать на все возникающие у школьников вопросы.

1.3. Наличие документа об использовании научных результатов

Проект школа «Юного химика» - победитель Всероссийского конкурса научных, образовательных и инновационных проектов студенческих научных обществ ( г. Казань, 2012 г.).

  1. Программа школы «Юного химика»


Занятие №1.Удивительный мир химии

Цель: посредством эффектных опытов проявить интерес школьников к химии

Опыт 1. Обнаружение белков

Опыт 2. Обнаружение сахарозы

Опыт 3. «Снег» в любое время года

Опыт 4. Фараоновы змеи» из сульфаниламидных препаратов

Опыт 5. С бриллиантовым зеленым («зеленкой»)

Опыт 6. Качественная реакция на пероксид водорода

Занятие №2. Химическая посуда и техника безопасности

Цель работы: изучить химическую посуду и ознакомиться с правилами поведения в химической лаборатории.

Занятие №3. Агрегатное состояние вещества

Цель: познакомиться с агрегатными состояниями веществ.

Опыт 1. Возгонка йода.

Опыт 2. Выделение углекислого газа из соды.

Опыт 3. Малорастворимые сульфаты

Опыт 4. Взаимодействие тиосульфата натрия с иодом

Занятие №4. Кислород, азот, аммиак

Цель: изучить свойства кислорода, азота и аммиака

Опыт 1. Горение в кислороде S, P, Fe

Опыт 2. Получение кислорода

Опыт 3. Получение азота (вулкан)

Опыт 4. Получение аммиака

Опыт 5. Химические свойства аммиака

Занятие №5. Получение газов в лаборатории

Цель: Получить газы и доказать их наличие

Опыт 1. Получение

Опыт 2. Получение водорода

Занятие №6.Получение ацетилена и изучение его свойств

Цель работы: получить ацетилен и изучить его свойства.

Опыт 1. Получение ацетилена взаимодействием карбида кальция с водой

Опыт 2. Реакция ацетилена с перманганатом калия

Опыт 3. Получение ацетиленида серебра

Опыт 4. Образование ацетиленида меди

Занятие №7. Опыты алхимиков

Цель: Познакомиться с интересными опытами по химии

Опыт 1.Получение «золота»

Опыт 2. "Серебрение" медных монет.

Опыт 3. Ацетон и медная проволока

Занятие №8. Химия в быту

Цель: Познакомиться с интересными опытами по химии которые можно провести дома

Опыт 1. Плавающий картофель

Опыт 2. "Взрыв".

Опыт 3. Соль из газов

Занятие №9. Реакции обмена

Цель: Изучение реакций обмена.

Опыт 1. Золотой дождь

Опыт 2. Дым без огня

Опыт 3. Кровь без раны

Занятие №10. Цветные реакции

Цель: познакомиться с цветными реакциями в химии

Опыт 1. Твердофазная реакция

Опыт 2. Разноцветное пламя

Опыт 3. Химические водоросли

Опыт 4. Химическая радуга

Опыт 5. Реакции на соль марганца

Занятие №11. Щелочные металлы

Цель: изучить свойства щелочных металлов

Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой

Опыт 2. Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием

Опыт 3. Взаимодействие натрия с медным купоросом.

Занятие 12.Химический фейерверк

Цель: Ознакомиться с демонстративными опытами, в результате которых образуются фейерверки

Опыт 1. Дым без огня

Опыт 2. Вулкан Рудольфа Бёттгера

Опыт 3. Выделение и возгорание фосфина

Занятие №13. Индикаторы

Цель: изучить действие индикаторов в разных средах.

Опыт 1. Цветы на женский праздник

Опыт 2. Фиалки Роберта Бойля

Опыт 3. Малиновый фонтан

Занятие №14.Химические водоросли

Цель: вырастить «химическую водоросль»

Занятие №15.Получение кристаллов

Цель: изучение процесса роста кристаллов и их свойств, знакомство с мерной посудой.

Опыт. Химический сад

Занятие №16. Электрохимическая гравировка

Цель: изучение электрохимических процессов, знакомство с мерной посудой.

Опыт. Электрохимическая гравировка

Занятие №17. Определение жесткости воды

Цель: научиться вычислять жесткость воды

Опыт 1. Определение временной жесткости

Опыт 2. Определение общей жесткости

Занятие №19.Мыло. Понятие о синтетических моющих средствах (СМС).

Цель работы: получить представление о действии мыла и СМС, провести качественные реакции.

Опыт 1. Выделение свободных жирных кислот из мыла

Опыт 2. Образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот

Занятие №20.Реакции мыла

Цель: Провести омыление различных жиров щелочью, изучить растворимость мыла в воде, составить уравнение реакции, написать механизм, сделать выводы.

Опыт 1. Омыление жиров щелочью в водно-спиртовом растворе

Опыт 2. Растворимость и обменные реакции мыла

Опыт 3. Оценка степени непредельности жиров

Занятие №21. Получение азокрасителей

Цель: Из соли диазония получить азокрасители в пробирке и на

ткани, отметить их цвет, составить уравнения реакций, написать механизм

реакции азосочетания, сделать выводы

Занятие №22. Реакция серебряного зеркала

Цель: провести реакцию серебряного зеркала, познакомиться с реактивом Толленса

Занятие №23. Новогодние сюрпризы или интересные опыты по химии

Цель: Провести опыты связаные с новым годом

Опыт 1. Горящий снег

Опыт 2. Фейерверк в жидкости.

Опыт 3. Буран в стакане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Многие школьники, занимавшиеся в «Школе юного химика», в дальнейшем выбирали химию как свою специальность и поступали либо на химико-технологический факультет, либо в другие вузы химического профиля. Некоторые школьники продолжали индивидуальную научную работу и выступали с научными докладами на студенческих научных конференциях. Студенты, участвующие в работе «Школы юного химика», как правило, вместе с основной образовательной программой успешно осваивали доп. квалификацию «Преподаватель».

Перспективы развития «Школы юного химика»:

  1. Расширение «географии» школьников, которые имеют возможность посещать занятия.

  2. Организация в будущем выездных занятий в школах районных центров и не только.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии / В.Н. Алексинский. –М.: ЭКСМО – Пресс, 1995. – 98 с.

2.Емельянова Е.О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах / Е.О. Емельянова, А.Г.Иодко.–М.: Химия, 2004.

3.Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. –М.: Химия, 2004.

4.Исаев Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе /Д.С. Исаев –Тверь: Славянский мир, 2007.

5.Нифантьев Э.Е. Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии / Э.Е. Нифантьев, М.К.Верзилина, О.С. Котлярова О.С. –М.: Просвещение,1983.

6.Павлович С.А. Изготовление приборов для школьных лабораторных занятий / С.А. Павлович. –М.: Химия, 1929.

7.Цветков А.А. Эксперимент по органической химии в средней школе /А.А. Цветков. – М.: Изд-во Школьная пресса, 1983.

8.Шкурко Д. Забавная химия /Д. Шкурко. –Л.: Изд-во Детская литература, 1976.

9. Платонова Т.И.История химии и естественных наук / Т.И. Платонова. –Тверь: Изд-во ТвГУ,2008 – 96 с.

10. Жабреева М.А., Цветкова И.С., Новикова В.В. Реализация проекта «Школа юного химика» в Тверском государственном университете. Материалы Всероссийской Интернет-конференции школьников и студентов «Сократ». Томск, 2012 г. – Режим доступа к статье – http://planeta.tspu.ru/index.php?ur=810&ur1=1203&ur2=1403&flag=1&id1=862&id2=4&id3=159.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчет по программе развития деятельности студенческих объединений...
По проекту №1 «Фитодизайнерская деятельность по оптимизации территориальной структуры подразделений университета»
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconПрограмма развития деятельности студенческих объединений образовательных...
«фитодизайнерская деятельность по оптимизации территориальной структуры подразделений университета»
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчет о реализации Программы развития деятельности студенческих объединений...
Мероприятие «Международный научно-исследовательский проект «Б. Н. Чичерин – русский либерал» (срок реализации ноябрь 2013 г.)
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчет о реализации Программы развития деятельности студенческих объединений...
Мероприятие «Театрализованное представление «Культурно-исторический вернисаж (о жизнедеятельности Тамбовских меценатов» (срок реализации...
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного icon1. Пояснительная записка
Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета...
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconНиколай Левашов Россия в кривых зеркалах
Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета...
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconПравила разработки прогноза баланса трудовых ресурсов
Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета...
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconКонкурс инициативных научных проектов, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант)
Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета...
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconКонкурс международных инициативных научно-исследовательских проектов...
Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета...
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconКонкурс на лучший инновационный проект бизнес-инкубатора тгу название...
Программы развития деятельности студенческих объединений Национального исследовательского Томского государственного университета...
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчет о результатах самообследования филиала федерального государственного...
Филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчет государственного бюджетного образовательного учреждения среднего...
Основные задачи колледжа в соответствии с концепцией развития образовательного учреждения
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчет государственного бюджетного образовательного учреждения
Историческая справка. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчёт по самообследованию филиала
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Тюменский государственный...
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчет по результатам самообследования федерального государственного...
Сведения о повышении квалификации преподавателями и сотрудниками фгбоу «Медицинский колледж»
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений федерального государственного бюджетного образовательного iconОтчет по результатам деятельности Государственного бюджетного образовательного...
Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск