Скачать 172.99 Kb.
|
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой - доцент, к.м.н. Декан факультета -профессор, д.м.н. /Соловьева Н.В./ /Буюклинская О.В./ «___»_______________200 г. «___»_______________200 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине_____Гематология________________________________ Для специальности 060112 «Медицинская биохимия»______________ Кафедра__Патофизиологии _________________ Курс_______5__________________________________________________ Семестр____9__________________________________________________ Лекции____20____________(час.) Практические (семинарские) занятия_40______________(час.) Самостоятельная работа____30______(час.) Всего часов____90_________ Экзамен______-____________________ (семестр) Зачёт ________9___________________ (семестр) 2008 г.
1.1. Цель: формирование у будущего специалиста научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития болезней системы крови, умения использовать метод патофизиологического анализа для решения профессиональных задач (биохимического моделирования болезни, схем диагностического поиска и терапии различных заболеваний и патологических состояний), научить студентов дифференцировать клетки крови и костного мозга по морфологическим и другим признакам в норме и при патологии, обучить методам лабораторного исследования крови и костного мозга, принципам диагностики гематологических заболеваний. 1.2. Задачи изучения дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен: Знать: - морфологические, биохимические, цитохимические и функциональные характеристики эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов в норме и при патологии; - этиологию, патогенез, клинико-лабораторные проявления наиболее частых заболеваний системы крови; - принципы диагностики наиболее частых заболеваний системы крови; - типовые изменения показателей крови при заболеваниях органов и систем; - причины, виды и последствия изменения общего объема крови; - механизмы компенсации и принципы терапии при острой кровопотере. Уметь: - применять полученные знания при изучении клинических дисциплин; - решать профессиональные задачи, используя знание общих закономерностей и конкретных механизмов возникновения гематологических изменений; - по данным гемограммы формулировать заключение о наличии и виде типовой формы патологии системы крови; - формулировать заключение об этиологии, патогенезе, принципах и методах выявления (диагностики) болезней системы крови. Владеть навыками: - интерпретации результатов наиболее распространенных методов лабораторной диагностики заболеваний системы крови; - решения ситуационных задач по основным формам патологии крови; - анализа лейкоцитарной формулы; - расчета цветового показателя; - определения в мазках крови патологических форм эритроцитов; - подсчета и оценки индекса ядерного сдвига; - отличия основных форм лейкозов по картине периферической крови; - определения гематокритного показателя и характеристики видов гипер- или гиповолемии; - оценки степени тяжести кровопотери; - работы со справочной и научной литературой.
5.Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
5.2. Содержание разделов Раздел 1. Введение в гематологию. Основы учения о крови, теории кроветворения. Тема 1. Введение в гематологию. Основы кроветворения, патология объема крови. Предмет и задачи гематологии. Основные этапы развития гематологии в России. Основные методы гематологии. Кровь как внутренняя среда организма, функции крови. Гемограмма здорового человека. Основные показатели, методы их определения и расчета, возрастные гематологические нормы. Лабораторные методы исследования состояния костного мозга, клеточный состав костного мозга. Органы кроветворения. Эмбриональное кроветворение. Теории кроветворения. Современная схема кроветворения. Учение о стволовой кроветворной клетке. Номенклатура клеток крови. Клеточные основы кроветворения. Регуляция кроветворения. Раздел 2. Патофизиологические основы заболеваний системы крови Тема 2. Система эритрона – норма и патология. Эритропоэз, виды, критерии эффективности. Морфо-функциональная характеристика эритроцитов в норме. Патологические формы эритроцитов. Нарушения эритропоэза. Эритроцитозы, классификация и характеристика отдельных видов. Анемии. Общие сведения (понятие, классификация, неспецифические и специфические клинико-лабораторные проявления). Постгеморрагическая анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Железо-дефицитная и железо-рефрактерная анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. В12-, фолиеводефицитная анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Гипо- и апластические анемии. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Механизмы разрушения эритроцитов. Гемолитические анемии. Этиология, классификация, патогенез. Приобретенные гемолитические анемии. Этиология, классификация патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Наследственные гемолитические анемии. Мембранопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Наследственные гемолитические анемии. Энзимопатии, этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Наследственные гемолитические анемии. Гемоглобинопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Тема 3. Норма и патология лейкона. Лейкон, понятие, кинетика. Морфофункциональная характеристика клеток белой крови в норме и при патологию. Патологические формы лейкоцитов. Лейкоцитозы. Виды, причины и механизмы развития. Физиологические и патологические лейкоцитозы. Изменения лейкоцитарной формулы. Нарушения структуры и функции отдельных видов лейкоцитов, их роль в патологических процессах. Понятие об ядерных сдвигах. Виды. Клиническое значение подсчета индекса ядерного сдвига. Лейкопении. Виды, причины и механизмы развития. Клинические проявления и осложнения. Агранулоцитоз. Понятие. Виды. Причины и механизмы развития, основные проявления. Лейкемоидные реакции. Виды лейкемоидных реакций, их этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Отличия от лейкозов, значение для организма. Лейкозы: характеристика понятия, принципы классификации. Этиология лейкозов и гематосарком, роль вирусов, химических канцерогенов, ионизирующей радиации в их возникновении. Атипизм лейкозов; морфологическая, цитохимическая, цитогенетическая и иммунологическая характеристика лейкозных клеток. Особенности кроветворения и клеточного состава периферической крови при разных видах лейкозов и гематосарком. Основные нарушения в организме при гемобластозах, их механизмы. Особенности картины периферической крови при остром миело- и лимфобластном лейкозе.Особенности картины периферической крови при хроническом миело- и лимфолейкозе. Лимфогрануломатоз. Понятие, этиопатогенез, принципы диагностики. Тема 4. Система регуляции агрегатного состояния крови – норма и патология. Понятие о системе РАСК. Современные представления об основных факторах, участвующих в поддержании агрегатного состояния крови. Тромбоцитопоэз, характеристика, регуляция, кинетика тромбоцитов. Морфофункциональная характеристика тромбоцитов в норме и при патологии. Сосудисто-тромбоцитарный и плазменный компоненты системы РАСК (роль сосудистой стенки, клеток крови (лейкоцитов, тромбоцитов) плазменных факторов в регуляции свертывания и фибринолиза). Методы оценки функционального состояния сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза. Геморрагические диатезы и синдромы. Классификация. Виды кровоточивости. Вазопатии. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Тромбоцитопении. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Тромбоцитастении Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Коагулопатии. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Болезнь Виллебранда. Тромбофилия, понятие. Тромботические состояния, этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. ДВС-синдром – современные взгляды на этиопатогенез. 5.3. Тематическое планирование
5.4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - подготовка докладов по вопросам для самостоятельного изучения. Вопросы для подготовки докладов на занятиях:
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Основная литература
6.2. Дополнительная литература
6.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы 1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология [электронный ресурс]: прилож. на компакт — диске/ П.Ф. Литвицкий. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 2.Медицина 6 курс [электронный ресурс]: лекции для студентов: учеб. Пособие для абитуриентов и студентов мед., биол., хим. вузов.- электрон. текстовые дан. - М.: равновесие, 2005. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Перечень приборов на кафедре патофизиологии: - микроскопы, электрокардиографы, наборы инструментов для экспериментов, термостат, кодоскоп, диапроектор, мультимедийный комплекс. Наглядные пособия – таблицы, слайды для диапроектора. Список таблиц кафедры патофизиологии:
Комплект таблиц к учебнику П.Ф. Литвицкого (2002).
Комплекты слайдов для диапроэктора:
Кинофильмы: 1. Анемии у детей 2. Геморрагические диатезы 8. Содержание текущего и итогового контроля 8.1. Текущий контроль Формы контроля:
Содержание контрольных мероприятий: 1. Наборы тестовых заданий прилагаются в материалах для контроля знаний. 2. Темы реферативных сообщений (указаны в разделе самостоятельной работы). 3.Практические навыки – оценка гемограмм, мазков крови. Гемограммы:
8.2. Итоговый контроль Формы контроля: зачет. Перечень вопросов к зачету: Теоретическая часть
Практическая часть
|
Рабочая учебная программа по дисциплине «л итературная критика эпохи... Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма» | Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании... Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Уголовное право. Модуль часть особенная» Рабочая учебная программа по дисциплине «Уголовное право. Модуль часть особенная» составлена в соответствии с требованиями ооп: 030900.... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Финансы» разработана в соответствии... Финансы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 64 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Финансы» разработана в соответствии... Финансы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 47 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Философия» разработана в... Философия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 68 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Международная макроэкономика»... Макроэкономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 53 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей) Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности... Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном... Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Прокурорский надзор» разработана... Прокурорский надзор [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 52 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Физическая культура» разработана... Физическая культура [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 32 с | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Пространственная экономика»... Пространственная экономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 24 с | Рабочая учебная программа по дисциплине «Операционные системы» разработана... Операционные системы [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 17 с |