Скачать 248.76 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор С.Н. Цыбусов _________________________ «___» ______________ 20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Название дисциплины КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОХИМИИ Шифр специальности 060103 Педиатрия Квалификация выпускника - специалист Факультет ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ Форма обучения ОЧНАЯ 2012 Рабочая программа вариативной части учебного плана разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «ПЕДИАТРИЯ» (060103), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ №1118 Министерства образования и науки РФ от 08 октября 2010 г.), а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой биохимии ГОУ ВПО МГСМУ (зав. кафедрой д.м.н. профессор Т.Н.Вавилова) и кафедрой биохимии ГОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития РФ (зав. кафедрой профессор Л.А.Данилова). Составители рабочей программы: Ерлыкина Елена Ивановна, д.б.н., профессор, зав.кафедрой биохимии им. Г.Я. Городисской; Обухова Лариса Михайловна, д.б.н., старший преподаватель кафедры биохимии им. Г.Я. Городисской. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №19 , май 2012г.). Заведующий кафедрой, звание Ф.И.О. проф. Ерлыкина Е.И.________________________ «_21___» ______мая______2012__г. СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой методической комиссии: доцент Ловцова Л.В.______________ «___» ______________ 20__г. СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ___проф. Потемина Т._Е._______________ «___» ______________ 20__г. 1.Цели и задачи дисциплины: Основная цель освоения дисциплины КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОХИМИИ – участие в формировании ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ (ОК- 5) и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ (ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-18) КОМПЕТЕНЦИЙ, овладеть знаниями об основных закономерностях метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека, о молекулярных механизмах функций организма человека и их нарушений при патологических состояниях и умение применять полученные знания при решении клинических задач при работе с пациентами- детьми и подростками. Задачами дисциплины являются освоение студентами теоретических знаний и практических умений в соответствии с требованиями ФГОС ВПО:
2. Место дисциплины в структуре ООП академии: 2.1 Дисциплина «Клинические аспекты биохимии» относится к математическому, естественно-научному циклу дисциплин, базовой части ФГОС ВПО по специальности 060103 Педиатрия ( код учебного цикла С2). В общей системе подготовки врачей биохимия занимает особое положение - это наука, дающая, с одной стороны, фундаментальные знания о молекулярных механизмах функционирования организма человека, а с другой - является прикладной медицинской наукой, знания которой необходимы каждому врачу. 2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: - в цикле математических, естественно-научных дисциплин (биология, химия; физика, математика; медицинская информатика;; анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология). Например:
Навыки: работы с биологическим материалом - ФИЗИКИ (наименование предшествующей учебной дисциплины
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами. Дисциплина «Клинические аспекты биохимии» является предшествующей для изучения дисциплин:
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:
5. Распределение трудоемкости дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5,2 Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:
5,3 Распределение лекций:
5.4. Распределение тем практических занятий:
5.5. Распределение самостоятельной работы студента по видам:
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины. 6.1. Формы текущего контроля, виды оценочных средств:
6.2 Примеры оценочных средств: 1.АЛКАПТОНУРИЯ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОБМЕНА: 1). Метионина 2). Цистеина 3) Аденозина 4) Тирозина 5) гистидина 2. АКТИВНОСТЬ α-АМИЛАЗЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ: 1) острого гломерулонефрита 2) вирусного гепатита 3) острого панкреатита 4) острого артрита 5) пневмонии 3. ЦЕРУЛОПЛАЗМИН – ЭТО БЕЛОК, СВЯЗЫВАЮЩИЙ: 1) железо 2) медь 3) свободный гемоглобин 4) альбумин 5) билирубин. Ситуационные задачи: 1. У новорожденных детей в области шеи и верхней части спины имеется особая жировая ткань - так называемый "бурый жир", который у взрослых отсутствует. Бурая окраска зависит от высокого содержания митохондрий. Бурый жир имеется также у зимоспящих животных. В митохондриях бурого жира на каждый атом поглощенного кислорода образуется менее одной молекулы АТФ. Какой физиологической функцией определяется низкое значение Р/О в буром жире новорожденных? 2. У детей часто вирус гриппа нарушает синтез фермента карбомаилфосфатсинтетазы. При этом возникает рвота, головокружение, судороги, возможна потеря сознания. Укажите причину наблюдаемых симптомов. Для этого: а) Напишите схему орнитинового цикла. б) Укажите, концентрация какого вещества повышается в крови больного. в) Объясните механизм его токсического действия на нервную систему. г) Объясните, какую диету можно рекомендовать при данном нарушении. 3. У новорожденного ребенка наблюдается потемнение мочи при контакте с воздухом. Вспомнив энзимопатии обмена аминокислот, объясните, накоплением какого продукта обусловлен этот симптом. Обмен какой аминокислоты нарушен при данном заболевании? Назовите это заболевание, напишите схему соответствующего процесса. 6.3 Оценочные средства, рекомендуемые для включения в фонд оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации. 1. В ОСНОВЕ БОЛЕЗНИ ВИЛЬСОНА-КОНОВАЛОВА ЛЕЖИТ ДЕФЕКТ СИНТЕЗА: 1) прямого билирубина 2) непрямого билирубина 3) церулоплазмина 4) гликогена 5) мочевой кислоты 2. Из приведённого перечня выберите физиологические пределы колебаний концентрации белка в плазме крови в г/л: 1) 40 - 60 2) 60 - 80 3) 80 - 90 4) 90 – 100 5)100 – 110 3. Из приведённого перечня выберите пределы колебаний физиологической концентрации глюкозы в крови натощак: 1) 3,3 - 5,5.ммоль/л 2) 4,4 - 7,7ммоль/л 3) 6,6-8,3 ммоль/л. 4) 5,5 - 8,5 ммоль/л 5). 2.5 -4.5 ммоль/л 4. Из приведённого перечня выберите кофермент, в состав которого входит витамин В2 : 1) НАД 2) НАДФ 3) ФАД 4) ТПФ 5) НS-КоА 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 7.1. Перечень основной литературы:
7.2. Дополнительная литература
7.3 . Программное обеспечение: Интернет-ресурсы. 1. MedLine. 2. PubMed. 3. учебные материалы на сайте академии СДО. 7.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Электронная база данных «Консультант студента». Электронная библиотека медицинского вуза. Компьютеры кафедры имеют логин и пароль для входа. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудитории, оснащённые лабораторными столами, вытяжными шкафами. Бани, фотоэлектроколориметры, лабораторные центрифуги, термостаты, спектрофотометры, иономеры, лабораторная посуда, штативы, наборы соответствующих реактивов, лабораторные животные (белые крысы), скальпели, лезвия, пинцеты, чашки Петри, колбы, пробирки, склянки для реактивов; фильтровальная бумага; ноутбук с мультимедийной приставкой (для чтения лекций), компьютеры, принтеры, сканнеры. 9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины: 1. имитационные технологии: компьютерная симуляция, ситуация- кейс, игровое проектирование. 2. неимитационные технологии: лекции ( проблемная, визуализация), дискуссия. Всего 80% интерактивных занятий от объема аудиторных часов при практических занятиях и 100% - при чтении лекций. |
Рабочая программа вариативной части учебного плана разработана в... Российской Федерации (Приказ №1118 Министерства образования и науки РФ от 08 октября 2010 г.), а также с Примерной программой изучения... | Самостоятельная работа 120 часов формы контроля: экзамен в 12 семестре... Фгос впо по специальности «Педиатрия», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1122 | ||
Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», утвержденным приказами Министерства... | Рабочая программа по дисциплине педиатрия для специальности 060201... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности педиатрия, утвержденным приказом Министерства образования... | ||
Рабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности... Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой... | Рабочая программа дисциплины (модуля) «Высокомолекулярные соединения» Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана по направлению... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Нанотехнологии и новые материалы Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана по направлению... | Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 «Зоотехния» Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 – «Зоотехния» и рабочим учебным планом, утвержденным ректором... | ||
Самостоятельная работа 24 часов форма контроля зачет в 7 семестре... Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основании фгос впо, в соответствии с целями (миссией) и задачами ооп впо и учебного плана по направлению... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Педиатрия» Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №18 от 23 мая 2012 г.) | Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060103 «педиатрия» Целью освоения дисциплины является участие в формировании у выпускников следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В 3 Пчеловодство по направлению подготовки бакалавров Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 110400. 62 Агрономия | Рабочая программа по дисциплине б 10 Кормление животных по направлению подготовки бакалавров Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 111100. 62 Зоотехния | ||
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060103 педиатрия утвержденным приказом Министерства образования... | Рабочая программа по дисциплине в 10 Зоотехнический анализ кормов... Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 111100. 62 Зоотехния |