1. Химический состав живых организмов





Название1. Химический состав живых организмов
страница1/7
Дата публикации28.01.2015
Размер0.91 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Химия > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования
НоВОСИБИРСКИЙ национальный исследовательский государственный Университет
Факультет естественных наук


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

Саблина С.Г.

«__» _____________ 20__ г
УчебнО-МЕТОДИЧЕСКИй кОМПЛЕКс
«Физиологическая химия»


Кафедра Молекулярной биологии


Лекторы – к.х.н., доцент Н. В. Кудряшова,

к.х.н., профессор С. Д. Мызина



Новосибирск

2013 г.
Учебно-методический комплекс ориентирован на студентов 3 курса факультета естественных наук, специальность «биохимия». В состав разработки включены: программа курса лекций, структура курса, приведены образцы рефератов по курсу, примеры контрольных вопросов по материалам лекций, даны примеры вопросов на контрольных работах, коллоквиумах и экзамене.

Составители:

Кудряшова Наталья Васильевна

Мызина Светлана Дмитриевна
Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках реализации Программы развития НИУ-НГУ


© Новосибирский государственный университет, 2013
Содержание:





Аннотация рабочей программы

4

1.

Цели освоения дисциплины

5

2.

Место дисциплины в структуре ООП

5

3.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиологическая химия»

6

4.

Структура и содержание дисциплины

7




Рабочий план

8




Программа курса лекций

9




Тема 1. Химический состав живых организмов

9




Тема 2. Молекулярные механизмы межклеточной химической сигнализации

18




Тема 3. Биохимия процессов пищеварения

21




Тема 4. Биохимия движения

23




Тема 5. Биохимия межклеточного матрикса

25




Тема 6. Биохимия дыхания

26




Тема 7. Каскад свертывания крови

27




Тема 8. Биохимические основы защитных реакций

28

5.

Образовательные технологии.

30

6.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

30

7.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

31

7.1.

Темы рефератов для биологов

31

7.2.

Темы рефератов для медиков

32

7.3.

Образцы рефератов

33

8.

Оценочные средства текущего контроля успеваемости (примеры вопросов на коллоквиумах, контрольных работах и экзаменах).

45




Образцы вопросов для подготовки к коллоквиуму.

45

8.1.

Коллоквиум № 1

45

8.2.

Коллоквиум № 2

48

8.3.

Образцы вопросов для подготовки к экзамену.

49

8.4.

Образцы вопросов на контрольных работах

52

9.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

54

10.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

55


Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Физиологическая химия» является частью биологического цикла ООП по направлению подготовки «020400 БИОЛОГИЯ» в области, касающейся вариативной части профессионального цикла. Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук и на Медицинском факультете Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Новосибирского государственного университета (НГУ) кафедрой молекулярной биологии.

Содержание дисциплины охватывает основы химических аспектов физиологических процессов, протекающих в организмах и клетках, современных высокочувствительных методов анализа соединений, содержащихся в живых организмах.

Дисциплина предназначена для повышения биологической и химической грамотности и развития абстрактного и структурного стиля мышления у студентов-биологов и медиков, и нацелена на формирование у выпускника общекультурных компетенций: ОК-6, ОК-8, профессиональных компетенций: ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-11.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, рефераты, коллоквиумы, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа студента.

Результатом прохождения дисциплины является итоговая оценка по пятибалльной шкале (экзамен).

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

Текущий контроль. Формой текущего контроля при прохождении дисциплины «Физиологическая химия» является контроль посещаемости занятий, сдача коллоквиумов, рефератов и написание контрольных работ.

Для того чтобы быть допущенным к экзамену, студент должен выполнить следующее:

− в ходе обучения посетить не менее 75 % лекционных занятий;

− написать на положительные оценки две контрольные работы или сдать на положительные оценки два коллоквиума.

В случае отсутствия на контрольной работе по уважительной причине (наличие медицинской справки) контрольную работу можно переписать в течение недели от окончания срока действия справки.

В зависимости от результатов работы в течение семестра студент имеет право на получение оценки без экзамена (отличной оценки-«автомата»). Для этого он должен:

− в ходе прохождения дисциплины посетить не менее 75 % лекционных занятий,

− сдать коллоквиумы и написать контрольные работы на оценку «отлично».

Итоговый контроль. Итоговую оценку за семестр студент может получить на экзамене в конце семестра в виде любой положительной или неудовлетворительной оценки, в случае отсутствия у него «отличной оценки-автомата» по результатам работы в семестре.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2.5 зачетных единицы, 90 академических часов. Программой дисциплины предусмотрены 32 часа лекционных занятий, 4 часа на контрольные работы и коллоквиумы, 2 часа на экзамен, а также 48 часов самостоятельной работы студентов, включая 24 часа на подготовку к экзамену.
1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Физиологическая химия», или «Функциональная химия» имеет своей целью формирование у студентов профессиональных научно-исследовательских навыков по использованию современных биологических и химических знаний за счет теоретического и практического усвоения:

  1. широкого спектра методов и подходов биоорганической и биологической химии, молекулярной биологии, иммунохимии, физиологии;

  2. теоретических основ, достижений и проблем биохимии, биоорганической химии, молекулярной биологии, физиологии;

  3. молекулярных механизмов ферментативного катализа;

  4. использования приобретенных знаний и навыков для решения задач медицинской биохимии, ветеринарной биохимии, биологического контроля окружающей среды.


В рамках курса даются базовые знания по химическим аспектам физиологических процессов. Это, в первую очередь, химический состав живых организмов и потребности в веществах и энергии. Ферментативные реакции в физиологических процессах со сложной пространственной организацией и тонкими механизмами регуляции.

На лекциях разбираются наиболее важные и распространенные биохимические процессы, протекающие в организме. Биохимия процессов пищеварения, дыхания, свертывания крови. Молекулярные основы сократительных систем и движения. Молекулярные механизмы межклеточной химической сигнализации. Биохимические основы защитных реакций. Студенты самостоятельно готовят рефераты по актуальным темам медицинской биохимии.

Основной целью освоения дисциплины является формирование у студента понимания о связи физиологических процессов с биохимическими реакциями. Для достижения поставленной цели главной задачей курса является научить студентов на основании химических структур, реакций и функций ориентироваться в проявлениях различных физиологических процессов и уметь связать возникающие изменения в функционировании организмов на молекулярном уровне как с определенными физиологическими проявлениями, так и с развитием патологических реакций в разных органах и тканях, а также в организме в целом.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Физиологическая химия» является частью биологического цикла ООП, вариативная (профильная) часть профессионального цикла, по направлению подготовки «020400 БИОЛОГИЯ», уровень подготовки – «бакалавр».

Дисциплина «Физиологическая химия» опирается на следующие дисциплины данной ООП:

  • Математика (математическая статистика);

  • Физика (электромагнитное излучение, кулоновское взаимодействие, дифракция);

  • Неорганическая химия (строение и свойства атомов, периодический закон, строение молекул, теория химической связи, стереохимия);

  • Физическая химия (природа химической связи в молекулах и кристаллах, химическая термодинамика, фазовые диаграммы);

  • Органическая химия (классификация и номенклатура соединений, строение молекул, изомерия);

  • Введение в биологию;

  • Ботаника (про- и эукариоты, высшие организмы);

  • Зоология позвоночных;

  • Молекулярная биология (структура и функции белков и нуклеиновых кислот, гены и геномы, самоорганизация живых систем, биотехнология, биология и медицина);

  • Физиология


Результаты освоения дисциплины «Физиологической химии» используются в следующих дисциплинах данной ООП:

  • Биохимия;

  • Молекулярная биология;

  • Иммунология.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиологическая химия»:

  • общекультурные компетенции:

  • использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

  • проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);




  • профессиональные компетенции:

  • использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

  • демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

  • демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);

  • демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК-11);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать задачи современной физиологической химии и основные понятия структурной и функциональной организации всех уровней организации клетки и организма;

  • иметь представление о взаимосвязи таких фундаментальных биологических дисциплин как клеточная биология, физиология, генетика;

  • знать системы биохимического метаболизма, биохимические цепи и циклы, протекающие в живых организмах, и регуляцию этих процессов;

  • знать главные химические компоненты клетки, пространственную структуру биополимеров;

  • знать роль ферментов, классы ферментативных реакций, коферменты и простетические группы,

  • уметь – грамотно излагать свои знания по всем вопросам программы курса «Физиологическая химия» и работать с научной и учебной литературой.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетные единицы, всего 90 академических часов.

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекция

Лабораторные работы

Семинарские занятия

Контр. работа

Домашние задания

Самост. работа

Экзамен




11

Химический состав живых организмов

66

11-4

88













24







12

Молекулярные механизмы межклеточной химической сигнализации

66


5-7

66













64







13

Биохимия процессов пищеварения

66


8-9

44







22




84




Контрольная работа или коллоквиум

14

Биохимия движения

66

110

22













22







15

Биохимия межклеточного матрикса

66

111

22













22







16

Биохимия дыхания

66

112

22













22







17

Каскад свертывания крови

66

113

22













22







18

Биохимические основы защитных реакций

6

6

114-16

66







22




24




Контрольная работа или коллоквиум




























224

22

Экзамен





Итого

990

6

332







44




748

22



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Химический состав живых организмов iconЛабораторная работа «Химический состав клетки»
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и...
1. Химический состав живых организмов iconКонспект №1 «Химический состав клетки»
В состав живых организмов входит большая часть химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Для 24 известны функции,...
1. Химический состав живых организмов icon1. Химический состав живых организмов
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 "Биология"...
1. Химический состав живых организмов icon1. Химический состав живых организмов
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01...
1. Химический состав живых организмов icon1. Химический состав живых организмов
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 "Биология"...
1. Химический состав живых организмов iconХимический состав клетки
«Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов» или Презентация на тему
1. Химический состав живых организмов iconРазнообразие растений
...
1. Химический состав живых организмов iconТематическое планирование по биологии. Составлено с учетом программы и учебника
...
1. Химический состав живых организмов iconЛекции Название лекции Круг вопросов Период: октябрь-январь 1 Входной тест 2
Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни
1. Химический состав живых организмов iconПризнаки живых организмов. Основные отличия живых организмов и неживой природы
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
1. Химический состав живых организмов iconУважаемые коллеги! Информируем, что к III общероссийскому семинару...
Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни
1. Химический состав живых организмов iconТематическое планирование по биологии, 6 класс
Многообразие живых организмов, основные признаки. Отличие живого от неживого Основные признаки живых организмов
1. Химический состав живых организмов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам...
1. Химический состав живых организмов iconРабочая программа По предмету «Биология. Многообразие живых организмов»...
Программа предназначена на изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» в образовательных учреждениях
1. Химический состав живых организмов iconОкб астрон
Приемник (3) электромагнитных сигналов имеет устройство для извлечения частотных составляющих, характерных для живых организмов,...
1. Химический состав живых организмов iconРабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»
Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н. И....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск