Скачать 437.23 Kb.
|
ХИМИЯ 1. Особенности заданий единого государственного экзамена по химии 2009 г и рекомендации по подготовке выпускников. Анализ результатов ЕГЭ по химии в Московской области позволил сформулировать следующие рекомендации учителям для подготовки выпускников в новом 2009/10 уч. г. 1. Для подготовки выпускников средних общеобразовательных учебных заведений к успешной сдаче ЕГЭ по химии учителю вместе с учащимися необходимо проанализировать структуру и содержание теста, в соответствии с которым и проводится итоговое испытание. Для этого учителю нужно внимательно просмотреть три документа: спецификацию, кодификатор и демонстрационную версию теста. Сделать это можно на сайтах: www.fipi.ru или www.edu.ru. Каждый сдающий ЕГЭ по химии должен быть готов к тому, что на выполнение экзаменационной работы, состоящей из трех частей и включающей в себя 45 заданий, отводится 3 астрономических часа, или 180 минут. В официальных документах данное время рекомендуется распределить так:
Однако учителю следует рекомендовать учащимся экономить время на относительно легких частях А и В для того, чтобы использовать больший резерв времени при выполнении части С, которая является самой сложной, а, значит, и самой «дорогой» в балльном отношении. Необходимо напомнить, что при выполнении тестовых заданий выпускники могут воспользоваться:
Первая часть теста (30 заданий части А) включает в себя задания с выбором одного верного ответа из предложенных четырех вариантов. Данная часть является самой простой и охватывает все важнейшие разделы школьной программы общей, неорганической и органической химии. Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл, т.е. при абсолютно верном выполнении первой части ЕГЭ экзаменующийся может заработать 30 баллов ( чуть более 45 % от максимально возможного). Анализируя структуру тестовых заданий части А, можно выделить три их типа:
Простой выбор предполагает задания на утверждение. Например: Число σ-связей в молекуле ацетона равно:
Верный ответ в данном задании легко определить, если помнить, что каждому водороду в сложном веществе соответствует одна σ-связь, а в каждой двойной связи только одна σ-связь. Верный ответ -3. К тестовым заданиям простого выбора также можно отнести задания на отрицание (в таких заданиях могут встречаться частица «не», слова «никогда», «не только, но и»). Например: Бутен-1 не реагирует:
Верный ответ 4, так как в первых трех вариантах ответов речь идет о реакциях присоединения (гидрирования, гидрогалогенирования и гидратации), характеризующих непредельные соединения, к которым относится бутен-1. Усложненный выбор предполагает задание с более сложной формулировкой. Например: В перечне названий
к соединениям, вступающим в реакцию серебряного зеркала, относятся те, которые обозначены цифрами:
Реакция серебряного зеркала является качественной реакцией на карбонильную альдегидную группу. Поэтому нетрудно сразу определить два верных варианта, в которых названы альдегиды – 1 и 4. Следовательно, верный ответ – 2. Чтобы окончательно утвердиться в выборе, учителю следует напомнить учащимся, что метановая (муравьиная кислота) является веществом с двойственной функцией – альдегидокислотой, - т.е. будет единственной карбоновой кислотой, которая дает реакцию серебряного зеркала. Задания на суждения представляют собой два суждения, каждое из которых может быть верным или не верным. Например: Верны ли следующие суждения о переработке нефти:
В результате перегонки нефти получают бензин и керосин, но не метан, поэтому суждение А не верно. Крекинг или расщепление состоит в разрыве больших углеводородных молекул на более мелкие, соответствующие бензиновой фракции. Верный ответ -2. Вторая часть теста (10 заданий части В) включает в себя задания, среди которых можно выделить три основных типа:
В первом типе заданий данной части нужно установить соответствие между двумя столбиками. Например: Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления хлора в нем Формула вещества
Степень окисления
Учителю следует обратить внимание учащихся на тот факт, что ответ в заданиях подобного типа записывается в соответствующих таблицах в бланках ответов в виде последовательности цифр (в данном случае - 2554). В заданиях второго типа данной части необходимо выбрать несколько (почти всегда, - три) правильных ответа из множества предложенных. Например: Для спиртов характерны реакции:
А в этом случае экзаменующиеся должны записать ответ в порядке возрастания цифр, т.е. - 236. Учителю необходимо обратить внимание учащихся во время подготовки к ЕГЭ, что цифры записываются подряд, без пробелов и запятых. В заданиях третьего типа части В (В9-В10) предлагается решить задачу и округлить ответ до целых чисел или десятых и сотых долей (в тесте указано, до какого знака необходимо провести округление). В задании В9 предлагается вычислить массу растворенного вещества по его массовой доле в массе раствора. В задании В10 нужно рассчитать массу вещества или объем газа по известному количеству вещества (массе или объему) из участвующих в реакции. Часть В является более сложной по сравнению с частью А и отражает все важнейшие разделы школьной программы общей, неорганической и органической химии на более высоком уровне. Учителю следует довести до сведения учащихся, что каждое верно выполненное задание В1 – В8 оценивается в два балла, а задания В9-В10 – в один, т.е. при абсолютно верном выполнении второй части ЕГЭ, выпускники могли заработать 18 баллов (чуть более 27 % от максимально возможного). Третья часть теста - 5 заданий части С, - включает в себя задания повышенной сложности. Каждое задание данной части индивидуально и нестандартно. Учитель во время подготовки к ЕГЭ должен обратить внимание выпускников на структуру и содержание каждого задания части С. В задании С1 предлагается, используя метод электронного баланса, составить уравнение какой-либо окислительно-восстановительной реакции и определить окислитель и восстановитель. Задания С1 можно условно разделить на три типа: пропущены формулы каких-либо веществ в правой части уравнения, пропущены формулы каких-либо веществ в левой его части, формулы веществ пропущены в обеих частях уравнения. Максимальный балл за это задание – 3 балла (1-ый балл ставится за написание баланса, 2-й – за написание уравнения, 3 - за определение окислителя и восстановителя). В задании С2 даны четыре или пять веществ, между которыми нужно написать четыре уравнения реакций, причем при этом необходимо использовать все указанные в задании вещества. Данное задание является, пожалуй, самым сложным из всех заданий теста ЕГЭ и проверяет знания химических свойств неорганических веществ. Максимальный балл в данном задании – 4 балла (по 1 баллу ставится за каждое верно написанное уравнение реакции). В задании С3 необходимо осуществить цепочку из пяти превращений между органическими веществами, в которой пропущено несколько звеньев. Максимальный балл в данном задании – 5 баллов (по 1 баллу ставится за каждое верно написанное уравнение реакции). В задании С4 необходимо рассчитать массу (объем, количество вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке и указано в задании в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества или содержит примеси. Максимальный балл за верное выполнение данного задания – 4 балла (баллы ставятся за каждое промежуточное действие). В задании С5 необходимо определить молекулярную формулу вещества. Максимальный балл 2 (баллы ставятся за каждое промежуточное действие). Таким образом, за верное выполнение части С можно набрать 18 баллов (чуть более 27 % от максимально возможного). Учитель подчеркивает, что задания части С проверяют опытные учителя-эксперты, в отличии от частей А и В, которые проверяются с помощью компьютера. Поэтому важно при заполнении бланков выбранные или найденные ответы частей А и В записывать аккуратно и внимательно, а при оформлении ответов по заданиям части С, по возможности, не использовать сокращения в словах и максимально полно записывать решение задач. В качестве совета учитель формулирует следующую рекомендацию. Можно выполнять решение любого задания части С с любого звена, каждое из которых имеет свою цену в 1 балл. В этом случае выпускники наберут какое-то количество баллов из максимально предусмотренного тестом за полное и правильное выполнение задания. Например, почти каждый экзаменующийся сможет определить в задании С1 окислитель и восстановитель или записать уравнение реакции для задачи С4, тем самым обеспечив себе по 1 баллу за каждое действие. Другими словами, необходимо рекомендовать выпускникам выполнять все фрагменты, которые они могут выполнить по каждому заданию части С. Максимально возможное число первичных баллов за тест ЕГЭ по химии 2009 г равно 66. Подобный анализ структуры, содержания и системы оценивания теста ЕГЭ поможет выпускникам общеобразовательных учреждений не только психологически подготовиться к экзамену, но и позволит лучше выполнить задания экзаменационного теста и набрать максимально возможное число баллов. 2. При выборе верного ответа необходимо использовать логику. Нужно рекомендовать выпускникам сразу же исключать те варианты, которые содержат неправдоподобные признаки. Например, задание: Графит и алмаз — это:
В данном случае, даже слабо знающий химию выпускник, уверенно можно отбросить 4-й вариант, так как любой, даже школьник начальных классов, знает, что и алмаз, и графит — это твердые вещества. Имея самые элементарные представления об алмазе и графите, можно отбросить также и 2-й вариант ответа, так как обе модификации углерода обладают разными свойствами, т. е. будут различными веществами. Исключая заведомо неверные ответы, можно тем самым заметно сузить поле выбора. Еще один пример использования логики – в рядах веществ обращать внимание на первые или последние звенья в предлагаемых вариантах ответа. Например. Степени окисления кислорода возрастают в ряду веществ:
Если сразу обратить внимание на последние звенья вариантов ответа -Na2SO4, O2F2, Cl2O, Ca(ClO)2, - то можно сделать вывод: верный вариант ответа - 2, так как во всех остальных случаях кислород имеет степень окисления -2. 3. При выполнении заданий первой части необходимо опасаться вариантов ответов-ловушек, т. е. правдоподобных ошибочных ответов. Например: К одному классу неорганических соединений принадлежат вещества, формулы которых:
Некоторые выпускники поторопятся выбрать 2-й вариант ответа, считая, что в нем приведены формулы оксидов, и не обратят внимания на то, что OF2 оксидом не является, ибо у кислорода в этом соединении степень окисления +2, а не - 2. Другие выберут 4-й вариант ответа и опять допустят неточность, так как соли — это продукты замещения атомов водорода в молекуле кислоты на атомы (ионы) металла, и поэтому нитрид кальция к солям относить некорректно. 4. Если задание кажется трудным или непонятным, рекомендуйте пропускать его, не тратить зря время. Так как среди последующих заданий теста вашим выпускникам обязательно встретятся такие, с которыми они справятся, а задержавшись на трудных или непонятных заданиях, они не успеют выполнить остальные и, следовательно, не доберут те баллы, которые могли бы получить. Учителю необходимо подчеркнуть, что в любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми очень сложно справиться, — так запрограммировано. Поэтому нет никакого смысла тратить эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Эта рекомендация должна быть адресована, прежде всего, медалистам. Для успеха им необходимо категорически отказаться от комплекса отличника, который обязывает делать все, и даже больше того, делать правильно. Тест учитель может рекомендовать учащимся выполнять в два этапа. На первый - отводить два часа из отпущенных трех. За это время выпускникам нужно пройти все задания. Тогда они успеют набрать максимум баллов на легких для них заданиях. За оставшийся час на втором этапе они смогут подумать и добрать еще некоторое количество баллов на трудных заданиях, которые вначале пропустили. На первом этапе нужно думать только о текущем задании, т. е. стараться забыть все, что было в предыдущем, так как задания в тестах не связаны друг с другом, и поэтому те знания, которые выпускники применили в одном задании теста (решенном или пропущенном ими), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и верно решить другое. 5. Необходимо рекомендовать выпускникам быть предельно внимательными и сосредоточенными. При выполнении заданий на первом этапе нужно обязательно читать каждое из них до конца, так как нередко тестируемые пытаются понять условие задания по первым словам и достраивают концовку в собственном воображении, допуская тем самым досадные ошибки в самых легких вопросах. На втором этапе при выполнении пропущенных на первом этапе заданий, если ученики не уверены в правильности выбранного ответа, то пусть они доверяют своей интуиции. Хотелось бы обратить внимание учителей химии на следующие, казалось бы, не имеющие отношения к химии оплошности выпускников, из-за которых, однако, они могут потерять немало баллов. Например, часто встречается такая ошибка, когда тестируемый, выполняя задание «сумма коэффициентов в уравнении реакции», забывает посчитать коэффициент 1, который перед формулами не записывается. Аналогичную ошибку допускают и при подсчете индексов: индекс 1 в формуле также не записывается, но он есть, и в сумме индексов должен быть учтен. При выполнении расчетных задач следует обратить внимание на единицы измерения величин. Например, выполняя задание: «Какая масса бензола (кг) может быть получена из 672 м3 (н. у.) ацетилена при 75%-ном выходе продукта от теоретически возможного?», экзаменуемые должны перевести м3 в л, а г в кг. 6. Успешное выполнение заданий теста ЕГЭ зависит, в первую очередь, от знания химической номенклатуры. Так, если требуется определить число соединений, формулы которых в тестовых заданиях записаны не в строчку, лучше всего дать название каждому веществу по его формуле. Аналогично «работает» номенклатура и при определении числа изомеров, и при определении характерных свойств классов органических соединений. Учитель должен рекомендовать выпускникам отнестись к химическому языку с должным почтением: он вместо препятствия к заветной высокой сумме тестовых баллов может стать средством к достижению этой цели. Так, при выполнении заданий на определение гомологов и изомеров первые легко можно узнать по названиям — у них начало и конец названий будут одинаковыми, например: 2-метил...диен-1,3 (бута-, пента-, гекса-, гепта- и т. д.). Количество выпускников, сдававших ЕГЭ по химии в Московской области в 2009 году, составило 2133 человека Анализ выполнения заданий Части А Часть А включала 30 заданий с выбором ответа из основных блоков кодификатора: «химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». Задания части А проверяли владение следующими умениями:
Обобщенные результаты выполнения заданий части А ЕГЭ по химии выпускниками общеобразовательных учреждений Московской представлены в таблице 4. Таблица 4 Результаты выполнения заданий базового уровня (часть А) участниками ЕГЭ 2009 г.
|
Методическое пособие издано с целью оказания Вам помощи в успешной... Об утверждении персонального состава председателей, заместителей председателей предметных комиссий государственной экзаменационной... | Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки... Цельурока: Изучить особенности строения предельных углеводородов, их физические и химические свойства | ||
Порядок проведения инструктажа выпускников (поступающих) во время... Ппэ) на данный экзамен, по процедуре проведения экзамена, по заполнению полей бланков единого государственного экзамена (далее –... | Методические материалы по подготовке к егэ-2013 В целях подготовки к проведению в Санкт-Петербурге в 2013 году государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного... | ||
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа С 2006 года проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Данная статья содержит методические... | Рекомендации выпускникам: Уважаемые выпускники! Прежде, чем давать... Внимательно изучите «Правила для выпускников», тогда многие вопросы по организации и проведению единого государственного экзамена... | ||
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Формационно-коммуникационно-технологическая компетентность» «Методическая компетентность» включают в себя по 9 заданий. Пятый раздел... | Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (философские науки)» –... | ||
Приказ №362, Порядком проведения единого государственного экзамена,... О местах и порядке регистрации заявлений на сдачу единого государственного экзамена в городе Москве в 2013 году | Программа итоговой Государственной аттестации выпускников по специальности... Ппэ) на данный экзамен, по процедуре проведения экзамена, по заполнению полей бланков единого государственного экзамена (далее –... | ||
Тесты по предметам; инструкции по подготовке и участию выпускников... Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента,... | Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого... Открыть пункты проведения экзамена (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по математике 03 июня 2013... | ||
Программа по химии для вступительных испытаний в Маргу (собеседование)... Экзаменационное задание для письменного экзамена может содержать до 7 вопросов, включая расчетные задачи | План мероприятий по подготовке к проведению егэ в Санкт-Петербурге... В целях подготовки к проведению в Санкт-Петербурге в 2013 году государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного... | ||
Тесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» [Текст]... Рабочая программа курса химии 8 класса, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Программы... | Методические рекомендации по подготовке к сдаче государственного экзамена В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... |