Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Количество часов
| Уровень освоения
|
Введение
| 1.Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
| 1
| 1
|
Раздел 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
|
| 63
|
|
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии
|
| 8
|
|
| 1.Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
|
| 2
|
| 2.Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
|
| 2
|
| 3.Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
|
| 2
|
| 4.Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.
|
| 2
|
| 5.Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины
|
| 2
|
| 6.7.8.Самостоятельная работа обучающихся. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям. Составление схем превращений различных классов неорганических соединений
| 3(3)
|
|
Тема 1.3. Строение вещества
|
| 11
|
|
| 1.Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
2.Ковалентная химическая связь. Механизм образования 2ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи.
Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
|
| 2
|
| 3.Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
|
| 2
|
| 4.Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
|
| 2
|
| 5.Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
|
| 2
|
| 6.Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
|
| 1
|
| 7.Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис
|
|
|
| Лабораторная работа №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
|
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка рефератов на темуЗначение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Доклады на тему: История открытия периодического закона и периодической системы. Жизнь и творчество Д.И. Менделеева. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
| 4
|
|
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
|
| 11
|
|
| 1.Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
|
| 2
|
| 2.Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы.
|
| 2
|
| 3.Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации.
|
|
|
| 4.Кислоты, основания и соли как электролиты.
|
|
|
| 5.Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.
|
|
|
| Практическая работа №1. Приготовление раствора заданной концентрации.
|
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Изучение тем: Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.
| 4
|
|
| Контрольная работа №1.Проверка знаний по теме Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
|
|
|
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
|
| 9
|
|
| 1.Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
|
| 2
|
| 2.Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
|
| 2
|
| 3.Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Гидролиз солей.
|
| 2
|
| 4.Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
|
|
|
| Лабораторная работа №2 Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
|
| 1
|
| Лабораторная работа №3 Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.
|
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Изготовление гипсовой повязки. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.
| 3
|
|
Тема 1.6. Химические реакции
|
| 12
|
|
| 1.Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
|
| 1
|
| 2.Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
|
| 1
|
| 3.Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов
|
| 2
|
| 4.Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
|
| 2
|
| 5.Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.
|
| 2
|
| 6.Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.
Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы.
|
| 2
|
| 7. Реакция замещения мед
Лабораторная работа №4.5.6.и железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.
|
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся. Изучение тем: Понятие о рН раствора.. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов. Основные способы получения кислоты. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Способы получения солей.
Гидролиз солей.
| 3
|
|
Тема 1.7. Металлы и неметаллы
|
| 12
|
|
| 1.Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
|
| 2
|
| 2.Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Производство чугуна и стали.
|
| 2
|
| 3.Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности..
|
| 2
|
| 4.Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов
|
|
|
| Лабораторная работа №7 Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.
|
|
|
| Практическая работа№2.
Получение, собирание и распознавание газов.
|
|
|
| Практическая работа№3.
Решение экспериментальных задач.
|
|
|
| 8.Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.
|
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающихся Изучение тем: Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.
Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.
Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы
| 4
| 1
|
| Контрольная работа №2.Проверка знаний по теме классификация неорганических веществ.
|
|
|
Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
|
| 53
|
|
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
|
| 8
|
|
| 1.Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
|
| 1
|
| 2.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
|
| 2
|
| Лабораторная работа №8. Изготовление моделей молекул органических веществ.
|
|
|
| 3.Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
|
| 2
|
| 4.Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
|
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов: Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Производство чугуна и стали.
| 3
|
|
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
|
| 17
|
|
| 1.Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
|
| 2
|
| 2.Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация в бензол
|
| 2
|
| 3.Алкины. гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Химические свойства алкинов: горение, замещение, разложение, дегидрирование.
|
|
|
| 4.Применение этилена на основе свойств.
|
| 3
|
| 5.Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена
|
|
|
| 6.Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
|
|
|
| 7.Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
|
| 2
|
| 8.9..Природныеисточники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
|
| 3
|
| Лабораторная работа №9 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
|
|
|
| 10.Основные направления промышленной переработки природного газа.
Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг.
|
| 2
|
| 11.Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.
|
|
|
| Самостоятельные работы обучающихся. Подготовка рефератов: Коксохимическое производство и его продукция. Дискуссия на тему « Роль алканов в жизни человека» Подготовка материала на тему: «Применение алканов. Взрывоопасность метана»
| 5
|
|
| Контрольная работа №3 Проверка знаний по теме Углеводороды и их природные источники
|
|
|
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
|
| 15
|
|
| 1.Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
|
| 2
|
| 2.Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
|
|
|
| Лабораторная работа №10.11.Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).
|
|
|
| 3.Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
|
| 2
|
| 4.Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
|
| 2
|
| 5.Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой
|
| 2
|
| . Лабораторная работа №.12.13.Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
|
|
|
| 6.Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Лабораторная работа №14.Доказательство непредельного характера жидкого жира.
|
| 2
|
| 7.8.Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
.
|
| 1
|
| 9.10.Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид
|
|
|
| Самостоятельные работы обучающихся Рефераты на тему:
«Метанол и этанол. Использование»
«Токсичность фенолов» Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.
Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.
| 6
|
|
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
|
| 12
|
|
| 1.Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
|
| 2
|
| 2.Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
|
| 1
|
| 3.Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Лабораторная работа №15 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании
|
| 1
|
| 4.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. 6.Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
|
| 2
|
| Контрольная работа №4 Проверка знаний по теме кислородо и азотосодержащие органические соединения.
|
|
|
| Практические работы№4№5. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон
|
|
|
| Самостоятельные работы обучающихся.Подготовка презентаций: Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.
Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.
| 45
|
|
| 5.Дифференцированный зачет
|
|
|