Программа элективного курса «Химия и окружающая среда»





НазваниеПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Дата публикации15.03.2015
Размер99.9 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
Министерство образования РС (Я)

МКУ «УО» МР «Горный улус» РС (Я)

ДПОП «НИМЦ»

МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ экспертным советом

Директор МБОУ МСОШ ДПОП «НИМЦ»

Платонов К.И. ______________________________

«___»___________»2012г. «___»___________»2012г.

Программа элективного курса

«Химия и окружающая среда»

7 класс

Автор программы: Жиркова Анна Семеновна

учитель химии и биологии

2012
Пояснительная записка

Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие их исследовательских навыков.

Прежде всего, элективный курс помогает решить следующие задачи:

  1. Вооружить учащихся знаниями и умениями, необходимыми для выполнения химических опытов по исследованию влияния различных антропогенных факторов на живой организм.

  2. Раскрыть особенности научно-технического прогресса с позиций охраны природы.

  3. Сформировать у учащихся привычки, умения и навыки экологически оправданного поведения.

  4. Привлекать школьников к чтению и изучению научной и научно-популярной литературы.

Курс имеет образовательно–воспитательный характер и состоит из теоретического (19ч) практического блоков (15ч). Его организация основано на применении личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению, воспитанию и развитию учащихся.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические работы, лабораторные работы, а также самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.

Лабораторные и практические работы химического характера занимают важное место в данном элективном курсе, так как способствует изучению этого курса, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельности человека, облегчают понимание фактического материала.

Основными требованиями при отборе практических работ были наглядность, доступность и нетрудоемкость при выполнении экспериментов. Эти работы не требуют специального оснащения и могут быть выполнены на том оборудовании, которое имеется в кабинетах химии, биологии и физики. Расчеты при выполнении этих работ сравнительно просты и не вызывают затруднений у учащихся 7 классов.

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Учебно - тематический план


№ темы

Наименование изучаемой темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Введение. Ознакомление с программой элективного курса и ее целью. Система экологических и химико-экологических понятий.



Лекция.

Выбор тем исследовательских работ.

Ознакомление с лабораторным оборудованием. Техника безопасности

2

Антропогенные загрязнения окружающей среды – следствие деятельности человека.



Лекция. Сообщения учащихся




3,4

Вода жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод



Лекция. Сообщения учащихся




5,6

Жесткость воды и способы ее устранения. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе



Лекция. Решение расчетных задач.




7,8

Причины загрязнения морей и океанов нефтью и нефтепродуктами. Источники загрязнения гидросферы населенного пункта.



Лекция. Сообщения учащихся




9

Практическая работа №1. Анализ качества воды озера «Орто-Кюель».






Практическая работа

10

Практическая работа №2. Определение содержания в воде озера «Орто-Кюель» загрязняющих веществ (фосфатов, нитратов, солей свинца).






Практическая работа

11,12

Практическая работа №3. Определение жесткости воды.






Практическая работа

13, 14

Живая почва – это жизнь; этапы разложения органики; этапы почв.



Лекция




15, 16

Охрана почвы – основа жизни; опустынивание; засоление; загрязнение.



Лекция. Сообщения учащихся




17,18

Практическая работа №5. Механический состав почвы.






Практическая работа

19,20

Практическая работа №6. Определение содержания фосфатов в почве






Практическая работа

21,22

Практическая работа №7. Определение нитратов и нитритов в почве.






Практическая работа

23,24

Химические загрязнения среды и здоровье человека



Лекция. Сообщения учащихся




25

Тяжелые металлы и здоровье человека



Лекция.




26,27

Загрязнение окружающей среды продуктами жизнедеятельности человека



Лекция. Сообщения учащихся




28,29

Загрязнение окружающей среды продуктами жизнедеятельности человека.



Лекция




30,31

Практическая работа №9. Определение содержания нитратов в овощных культурах.






Практическая работа

32,33

Практическая работа №10. Определение свинца в растениях.






Практическая работа

34

Заключительное занятие. Конференция.



Конференция. Защита исследовательских работ







ИТОГО

34ч

19ч

15ч


Содержание курса

Введение
Занятие 1. Введение. Ознакомление с программой элективного курса и ее целью. Система экологических и химико-экологических понятий.

Форма занятия: лекция

Образовательный продукт: опорный конспект
Занятие 2. Антропогенные загрязнения окружающей среды – следствие деятельности человека.

Форма занятия: лекция

Образовательный продукт: опорный конспект
Тема 1. Вода и ее охрана
Занятие 3, 4. Вода жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод

Форма занятия: лекция

Образовательный продукт: опорный конспект.
Занятие 5, 6. Жесткость воды и способы ее устранения. Вода в быту, промышленности, сельском хозяйстве, природе

Форма занятия: семинар

Образовательный продукт: сообщения, таблица.
Занятие 7, 8. Причины загрязнения морей и океанов нефтью и нефтепродуктами. Источники загрязнения гидросферы населенного пункта.

Форма занятия: семинар

Образовательный продукт: сообщения, таблица.
Занятие 9. Практическая работа №1. Анализ качества воды озера «Орто-Кюель».

Образовательный продукт: отчет.
Занятие 10. Практическая работа №2. Определение содержания в воде озера «Орто-Кюель» загрязняющих веществ (фосфатов, нитратов, солей свинца).

Образовательный продукт: отчет
Занятие 11,12 . Практическая работа №3. Определение жесткости воды.

Образовательный продукт: отчет.

Тема 2. Почва как особое природное тело
Занятие 13, 14. Живая почва – это жизнь; этапы разложения органики; этапы почв.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.
Занятие 15, 16. Охрана почвы – основа жизни; опустынивание; засоление; загрязнение.

Форма занятия: семинар, групповая работа.

Образовательный продукт: таблица.
Занятие 17,18 Практическая работа №5. Механический состав почвы.

Образовательный продукт: отчет
Занятие 19,20 . Практическая работа №6. Определение содержания фосфатов в почве.

Образовательный продукт: отчет
Занятие 21, 22. Практическая работа №7. Определение нитратов и нитритов в почве.

Образовательный продукт: отчет

Тема 3. Окружающая среда и здоровье человека
Занятие 23, 24. Химические загрязнения среды и здоровье человека.

Форма занятия: лекция

Образовательный продукт: опорный конспект
Занятие 25. Тяжелые металлы и здоровье человека.

Форма занятия: семинар, групповая работа

Образовательный продукт: таблица, схема
Занятие 26,27. Загрязнение окружающей среды продуктами жизнедеятельности человека.

Форма занятия: семинар, работа в группах.

Образовательный продукт: структурно-логические схемы, доклады.
Занятие 28,29. Качество природной среды и здоровье человека. Основные загрязнители окружающее среды.

Форма занятия: семинар.

Образовательный продукт: сообщения.
Занятие 30,31 . Практическая работа №9. Определение содержания нитратов в овощных культурах.

Образовательный продукт: отчет
Занятие 32,33. Практическая работа №10. Определение свинца в растениях.

Образовательный продукт: отчет
Занятие 34. Заключительное занятие. Конференция. Защита исследовательских работ.


Требования к результатам обучения


  • Знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории с учетом специфики работы с почвами и удобрениями.

  • Уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием.

  • Иметь понятие об агрохимии, гидрохимии и истории их развития.

  • Знать основные свойства почвы, воды, растений; количественные показатели содержания тех или иных элементов в почве, воде, растениях; значение азота, фосфора для жизнедеятельности растений; основы классификации почв и удобрений; основные способы применения удобрений.

  • Уметь сопоставлять и интерпретировать полученные результаты опытов.

  • Уметь выпускать стенгазету, написать и публично защитить реферат с использованием дополнительной литературы и результатов своих экспериментов.

Литература для учащихся:


  1. Орлова А.Н., Лейвак Ш.И. От азота до урожая. – М.: Просвещение, 1983. 68с.

  2. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу.- М.: Просвещение, 1984. – 77с.

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 82с.

  4. Козлова Т.В. Химия и окружающая среда. // 1 сентября. Химия. – 1997. - №8. – С.13-16.

  5. Сенин Б.К.. Химия для вас и вашего дома. – Феникс.: Ростов на дону: - 1999


Литература для учителя:


  1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология 10 класс. - М.: Дрофа, 2002. – 247с.

  2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992. – 73с.

  3. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

  4. Козлова Т.В. Химия и окружающая среда. // 1 сентября. Химия. – 1997. - №8. – С.13-16.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconРабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда
Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» icon«Учебно-методический комплекс 151001 «Промышленность и окружающая среда»
Целью изучения курса Промышленность и окружающая среда является формирование у инженерно-технических специалистов представления об...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда...
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconУрок элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека»
Цели: Рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении атмосферы и его воздействии на организм человека
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПрограмма элективного курса «Физика в профессиях»
Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconМетодические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда»
Учебная дисциплина «Человек и окружающая среда» включена в учебный план на V курсе и состоит из лекционных занятий (в общей сложности...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту»
Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно- тематическое планирование курса допрофессионального обучения старшеклассников «Здоровье и окружающая среда»
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Своя игра» по теме «Химия и окружающая среда». В мероприятии приняли участие учащиеся 9-11 классов, где показали знания по химии...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconЭлективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным....
Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство»...
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск