Скачать 341.71 Kb.
|
Почаева Н.Д. Учитель Головинской средней школы Судогодского района Владимирской области. Конспекты занятий к элективному курсу по химии: В мире химических профессий. Уважаемые коллеги, автор приносит извинения за «сырой» материал и желает успехов в вашем благородном труде! Занятие 1. Учитель. Наш элективный курс называется «В мире химических профессий». Вы познакомитесь с химическими специальностями, узнает, какими способностями должен обладать химик, попробуете себя в роли химиков, сделаете для себя вывод - какой род деятельности нужно выбрать в будущем. Если даже вы не хотите быть химиками, узнаете, что во многих профессиях также необходимы знаниях по химии. Задание. Напишите, пожалуйста, какие профессии вы хотели бы получить в будущем. А затем мы рассмотрим, каким образом они связаны с химией. Учитель. Записывает на доске классификацию профессий по признаку – предмет труда: человек – техника (Ч-Т), человек – природа (Ч –П), человек – человек (Ч –Ч), человек – знаковая система(Ч -З), Человек – художественный образ(Ч -Х). Затем, записанные учащимися профессии классифицируются вместе с учениками, определяют связь специальности с химией. Учителю можно этот список расширить. Ч – Т. Эти профессии связаны с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, а также производство и переработка металлов, неметаллов, полуфабрикатов,… Это – металлурги (инженеры - технологи), инженер – химик, технолог по производству волокон, пластмасс, каучука, бумаги, иск.кожи,… Эти специалисты должны знать химические процессы своих производств. Ч – Ч. Эти профессии направлены на воспитание, обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Это – лаборант химической лаборатории в учебном заведении, учитель химии, фельдшер – лаборант, санитарный врач, эксперт – криминалист. Все они должны владеть знаниями по химически свойствам веществ, их превращениям, явлениям сопровождающие эти превращения. Ч – П. Эти профессии направлены на взаимодействие человека с природой. Это – агроном, должен знать какие удобрения бывают. Эколог – должен знать как влияют химические вещества на живые организмы. Животновод – должен знать состав и свойства кормов. Техник, инженер – технолог по производству молочных продуктов, мясопродуктов, хлебобулочных изделий, биопрепаратов, морепродуктов, сахара должен знать всю технологическую цепочку. Ч – З. Эти профессии связаны с цифрами, формулами, схемами, картами, рисунками, диаграммами,… Это – химик, который должны знать всю химию. Фармацевт – провизор, должен знать состав, свойства лекарств. Лаборант измерительной лаборатории: металлографической, ренгеноструктурной, спектральной, полярографической – должны знать строение вещества. Ч –Х. Эти профессии связаны с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актерской деятельностью. Это- рестовратор, скульптор, дизайнер, художник, стекловар, стеклодув, ювелир, фотограф, кузнец – все они должны знать состав и свойства веществ и материалов с которыми работают. Интереснее, если будут показаны картинки или видеоматериал по этим профессиям. Учитель. Вы, ребята, выбрали профессии, которые хотите получить. Давайте посмотрим, есть ли у вас к ним склонности. Тест 1 (Журнал «Химия и жизнь», № 5, 1981, Лисичкин Г.В., Коробейникова Л.А.) Интересы и склонности. С левой стороны листа напишите одно под другим числа от 1 до13. Для ответов на вопросы используйте такие обозначения: очень нравится ++; нравится +; не нравится -; очень не нравится --. Записав сверху вниз ответы на первые 13 вопросов, начинайте вновь с верхней строки, с 14-го вопроса; процедура повторяется с 27-го, 40-о, 53-го и 66-говопросов. Отвечайте по возможности быстро, чтобы на тест ушло не более 10 мин. Нравится ли вам:
Обработка результатов: в каждой горизонтальной строке подсчитайте алгебраические суммы плюсов и минусов, результаты внесите в график, показанный на рисунке. Номера строк, отложенные на горизонтальной оси, означают при расшифровке: 1 – физика и математика, 2 – химия, 3 – электро- и радиотехника, 4 – техника, 5 – геология и география, 6 – биология и сельское хозяйство, 7 – филология и журналистика, 8 – история, 9 – педагогическая и воспитательная работа, 10 – медицина, 11 – сфера обслуживания, 12 – искусство, 13 – военное дело. Учитель. Делает вывод для каждого ученика. Для химика важен повышенный интерес к химии, физике, математике. Химики должны обладать следующими способностями (далее представлены компоненты химических способностей (авт. Лисичкин Г.В., Коробейникова Л.А.), просьба к учителям адаптировать термины к возрасту учащихся и дать пояснения): точное ощущение и восприятие внешних свойств веществ (цвет, запах) и изменения происходящие в процессе химических превращений; развитые гравитационные ощущения; хорошая координация движений; развитое ощущение времени и пространства; быстрота реакции; способность к автоматизму в работе руками; аналитико – синтетические качества ума; развито ассоциативное мышление; способность к абстрагированию, оперированию символами и числами; развито образное мышление; пространственное воображение; подвижность мыслительных процессов; большой объем внимания; наблюдательность; ситуативная сообразительность; логическая, терминологическая, механическая память; положительное отношение к работе с веществами; трудолюбие; целеустремленность; настойчивость; решительность; терпение, систематичность, методичность в работе; аккуратность; осторожность и осмотрительность в работе. Разумеется, выдающимся химиком надо родиться, но добросовестным специалистом вполне можно стать, развивая в себе необходимые способности. В процессе наших занятий вы не только узнаете, какие компоненты химических способностей у вас плохо развиты, но и сможете некоторые натренировать, а так же как их развивать самостоятельно. Занятие 2. Учитель. Сегодня Вы попробуете себя в роли частных предпринимателей. Попробуете открыть химический завод. Как вы думаете, что для этого нужно? Ученик. (Предполагаемый результат) Сырье, деньги, аппаратура, энергия, рабочие. Транспорт, знать химические процессы, условия протекания химических процессов, рынок сбыта, очистные сооружения, чтобы не отравлять окружающую среду и людей. Учитель. Верно! Деньги мы возьмем в банке! Но для этого нужно составить бизнес – план. Чем мы с вами и займемся ближайшие занятия. Начнем с анализа сырья. (Смотрите учебник Химия 11 кл, Габриелян О.С.) В нашем регионе есть месторождения глины, известняка. Других месторождений нет. Так, что же мы будем выпускать? Можно кирпич, стекло. Но уже есть такие заводы. Это конкуренты. Можно начать производить аммиак, тем более, что для этого нужен азот, а его в воздухе 78% по объему. Также нужен водород, который можно получить из воды, разложением ее под действием электрического тока, из природного газа, путем разложения в присутствии определенных катализаторов и нагревании. Аммиак нужен для получения азотной кислоты, которая необходима для получения минеральных удобрений. Вот и рынок сбыта. Аммиак вернется к нам в виде минеральных удобрений. Сырье мы нашли, что дальше? Ученик. (Предполагаемый результат) Нужно узнать какие химические процессы лежат в основе получения аммиака. Учитель. Верно! 3H2 + N2↔ 2NH3 + Q Обратимая, экзотермическая реакция. Значит надо создать условия для того, чтобы реакция шла в одном направлении. Какие это условия? Ученик. (Предполагаемый результат) Это высокое давление и не высокая температура. Но чтобы ускорить реакцию нужно использовать катализаторы. Учитель. Верно! Куда девать тепло, которое выделяется в результате реакции, и как поступить с исходными веществами, которые не прореагировали, ведь 100% выход продуктов не бывает. Ученик. (Предполагаемый результат) Нужно использовать тепло для нагревания исходных веществ. А непрореагировавшие вещества использовать еще раз. Учитель. Верно! Таким образом, мы с вами применяем принцип безотходного производства. А также принцип теплообмена. Как же отделить продуты реакции (аммиак) от оставшихся исходных веществ? Ученик. (Предполагаемый результат) Использовать физические свойства всех этих веществ, например, температуру сжижения. По справочным данным Н2 – 0С , N2 – (-210)0С, NH3 - 0С. Учитель. Верно! Таким образом, мы добрались до аппаратуры. Какое оборудование необходимо? Надо учитывать все условия и свойства. Ученик. (Предполагаемый результат) Так как реакция экзотермическая, значит, аппарат должен выдерживать высокую температуру. Если, для ускорения реакции используется катализатор, значит, для него в аппарате нужны полки. Так как исходные вещества газообразные, значит, нужен компрессор. Используя принцип теплообмена – нужен теплообменник. Для отделения продуктов реакции от непрореагировавших исходных веществ, на основе их физических свойств, необходим холодильник. Для получения газа водорода из воды электролизным методом, нужно использовать электролизер. Учитель. Верно! Давайте посмотрим, какие аппараты используются на настоящих заводах. (Смотрите учебник химии 9 кл, Рудзитис Г.Е.) Занятие 3. Учитель. Теперь мы знаем, где добыть сырье для нашего производства, какие аппараты необходимы. Что же дальше? (При ведении этого занятия рекомендуется использовать наглядные пособия_ картинки, видео материал, компьютерные презентации, а так же держать в поле зрения схему технологической цепочки производства аммиака и показывать участок работы того или иного специалиста.) Ученик. (Предполагаемый результат) Нам нужны специалисты. Учитель. Верно! Какие специалисты необходимы? Прежде всего, это – инженер-технолог. Инженер-технолог на химическом заводе или комбинате — главный специалист. Под руководством технолога происходит пуск установки, вывод на оптимальный режим ее работы, то есть создание таких условий или параметров, когда при наименьших затратах сырья и энергии получается наибольшее количество нужного продукта и с самым высоким качеством. Инженер-технолог всегда в поиске. Как улучшить экономические показатели производства, повысить качество получаемых веществ, как использовать отходы, чтобы они тоже приносили пользу, а не отравляли окружающую природу? Изменились показатели исходного сырья — ведь природа, дающая его, не придерживается стандартов: перед технологом возникает задача найти такие параметры технологического процесса, чтобы конечный продукт по качеству не отличался от требуемого. Решение этих задач основано на опыте и больших знаниях. Инженеру-технологу требуется знание физики, математики и, конечно, химии, общих технических и инженерных дисциплин: черчения, теоретической механики, теории машин и механизмов, сопротивления материалов. Будущие технологи изучают общую химическую технологию, основы химического анализа, процессы и аппараты химической промышленности, контрольно-измеритель- ные приборы и автоматику, основы работы с электронно-вычислительными машинами. Инженер-технолог должен обладать интеллектуальными и специальными умениями и навыками, применять знания, пользоваться логическими приемами: сравнения, обобщения, анализ. Также должен обладать наблюдательностью, ситуативной сообразительностью, быстротой реакции. Аппаратчик (химического производства). Представьте себе наш завод по синтезу аммиака: ряд соединенных трубами больших резервуаров (емкостью в десятки, сотни или тысячи кубометров), систему их загрузки, подогрева (печи, паропроводы), приборы контроля, вентили (краны), переключатели, рукоятей управления загрузкой, подогревом, охлаждением и т. п. Вся совокупность технических сооружений и средств, обеспечивающих нормальные режимы протекания определенных химических реакций, называется аппаратом, а управляющие им люди — аппаратчиками. Процессы превращения веществ, протекающие в химических аппаратах, ненаблюдаемы. Чтобы управлять этими процессами, о них приходится судить в основном по показаниям приборов, по лабораторным пробам. В зависимости от показаний приборов, анализов, а также опираясь на инструкции, правила, свои познания (в области химической технологии и т. п.), аппаратчик рассчитывает и регулирует подачу химического сырья, полуфабрикатов, электроэнергии и обеспечивает другие факторы (условия) протекания химических реакций. Основная цель — обеспечить получение определенного вещества (например, аммиака) в требуемом количестве и заданного качества (без примесей \ и т. д.). Начавшийся химический процесс активно идет по своим законам. Его также нельзя просто «остановить» без ущерба для результата, как нельзя остановить начатый прыжок с трамплина. Его нужно бдительно регулировать по определенным правилам и довести до конца. Если не следить за ходом химического процесса, он может выйти из нормальных режимов, и, как следствие, произойдет брак или даже авария (взрыв, пожар, утечка вредных газов и т. п., в зависимости от обстоятельств). Аппаратчик должен многое знать, а главное — уметь быстро принимать правильное решение по ходу технологического про- цесса. От него требуется хорошее оперативно-практическое мышление, способность не теряться в аварийной обстановке. Машинист-компрессорщик – его работа требует знаний основ механики и химии, законов термодинамики и электротехники. Он должен знать устройство, принцип работы и правила эксплуатации оборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматов, сущность и схему технологического процесса синтеза аммиака и его зависимость от режима работы компрессоров, физико-химические свойства сжимаемых газов. Он должен знать возможные типичные неполадки в работе оборудования, причины их возникновения и способы устранения, систему сигнализации и блокирования. Он должен уметь читать чертежи и схемы, знать слесарное дело, потому что в его обязанности | входит участие в профилактическом и капитальном ремонте. Катализаторщик, для успешного выполнения своих функций должен знать как состав различных катализаторов, их свойства, требования, предъявляемые к катализаторам, так и закономерности протекания каталитических процессов. Отмечаем, что в обязанности катализаторщика входит приготовление и замени отработанного катализатора. Поэтому он должен: а) знать технологию приготовления; б) уметь готовить контактную массу; в) знать технологию замены катализатора; г) обладать навыком- менять катализатор. В настоящее, время. все цеха синтеза аммиака переведены на автоматическое управление. Работник, ведущий технологический процёсс центрального пульта управления, называется оператором. В его обязанности входит контролировать и координировать работу отдельных узлов производства. С помощью_ контрольно-измерительных приборов он непрерывно получает информацию о расходе сырья и вспомогательных_материалов, температуре и давлении в колонне синтеза, уровне жидкого аммиака в сепараторе, составе газовой смеси, скорости передвижения веществ и т. д., записывает необходимые данные, анализирует их и управляет работой автоматических регуляторов. Он непрерывно осмысливает технологическую ситуацию и находится в состоянии постоянной готовности принять решение. Оператор должен знать химическое строение веществ, их состояние, плотность, относительную атомную и относительную молекулярную массу, основные законы химии, а также химические формулы, состав и свойства всех веществ, с которыми работает. Кроме того, ему необходимо знать устройство, принцип действия и правила эксплуатации оборудования, назначение контрольно-измерительных приборов. Оператор должен быть наблюдательным, уметь распределять свое внимание, обладать хорошей памятью, сообразительностью, быстро ориентироваться в сложившейся технологической ситуации, принимать экстренные решения в аварийных условиях и вместе с тем быть уравновешенным, спокойным, дисциплинированным, ибо ему приходится иметь дело с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами. Лаборанты заводской лаборатории играют важную роль. Так как, все процессы происходят в закрытых аппаратах, т. е. ненаблюдаемы, все вышеуказанные специалисты судят о протекающих реакциях только по приборам или на основе лабораторных анализов. В нашем случае – катализаторщик узнает об отравлении катализатора, инженер-технолог и оператор – о выходе продукта и степени его чистоты, компрессорщик – о составе и качестве исходной смеси. Поэтому лаборанты должны уметь выполнять эксперимент, соблюдать правила работы с веществами и приборами, готовить растворы, составлять графики, выполнять вычисления… Эколог – специалист, который проводит экспертизу и прогноз (оценку влияния производственных процессов на окружающую среду, природохозяйственные объекты человека), участвует в экологической оценке различных хозяйственных мероприятий и проектов. Он должен знать такие науки – биология, климатология, метеорология, технология производства, правовые нормы охраны природы. Также уметь аналитически мыслить, наблюдать, уметь убеждать. К слову об охране окружающей среды: конечно же, наилучшим способом решения проблемы снижения вредности производства, служит применение безотходного производства. В нашем случае – непрореагировавшие газы многократно возвращаются в производство. В других случаях к современным методам относятся фильтрация, пыле-, газоуловители, обезвреживание, биологическая очистка, осаждение в специальных отстойниках, химические методы и т.д… Все равно это не панацея, необходимо систематически контролировать состояние окружающей среды. Инженер по охране труда и технике безопасности – этот специалист, который контролирует обеспечение безопасности труда работников. Ему необходимо следить за предельно допустимыми концентрациями (ПДК) вредных веществ в воздухе производственных помещений и на территории предприятий, а так же за строгое соблюдение мер для предотвращения пожаров и быстрой ликвидацией возможных возгораний. Он контролирует обеспечение работников индивидуальными средствами защиты от вредных веществ. Менеджер - специалист, который занимается поиском рынка сбыта продукции, а также сырья и оборудования. Должен знать экономику, технологию производства. Учитель. Давайте подведем итог, вернемся к нашему бизнес-плану. Итак, что нам нужно для открытия химического завода по производству аммиака? Ученик. (Предполагаемый результат) 1. Сырье: Н2 из природного газа, N2 из воздуха, Н2О, 2. Оборудование: компрессор, колонна синтеза, теплообменник, холодильник, сепаратор, печь для разложения природного газа и получения водорода, газоуловители, винтеляторы, средства спец защиты. 3. Специалисты: Технолог, оператор, аппаратчик, катализаторщик, менеджер, лаборант. 4. Аренда или строительство помещения, лучше за городом. 5. Социальный пакет: Охрана здоровья работников (санатории, дома отдыха), повышение квалификации. |
Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе | Литература: 25 Разработчик – Пащенко Ольга Николаевна, учитель информатики моу новогородковской средней общеобразовательной школы Одинцовского района... | ||
Основные направления эволюционного процесса (2 часа) ... | Конспект занятия в средней группе 2010г. «Чтобы зубы были крепкими» Автор Макарова Светлана Борисовна, учитель начальных классов, с. Просторы Кваркенского района Оренбургской области | ||
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) Цель работы кружка Автор: учитель изо и черчения моу шолоховской средней общеобразовательной школы Красносельского района Костромской области | План-конспект урока по окружающему миру Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Карабаново, Владимирской области,... | ||
Конспект урока по географии в 6 классе по теме «Вулканы» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Карабаново, Владимирской области,... | Рабочая программа по технологии (художественная обработка древесины) Ильин Иван Юрьевич, учитель технологии муниципального общеобразовательного учреждения Итомлинской средней общеобразовательной школы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Ковалева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания мбоу рассветовской средней общеобразовательной школы Аксайского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: учитель математики моу хотимль-Кузменковской средней общеобразовательной школы Хотынецкого района Орловской области Никитина... | ||
Конспект урока по математике Составила и провела учитель I квалификационной категории Куединской средней общеобразовательной школы №1- базовой школы, Власова... | Калугина А. А. Учитель начальных классов моу евсеевской средней общеобразовательной... Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) | ||
Модель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель... «Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный | Учебного кабинета №22 Заведующая кабинетом: учитель начальных классов... Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области | ||
Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения Краснодонской... Формами самоуправления являются: Управляющий совет школы, Педагогический совет школы, родительский комитет школы | Урок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года» Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного... |