Характеристика инструментария





Скачать 122.57 Kb.
НазваниеХарактеристика инструментария
Дата публикации18.08.2013
Размер122.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Химия 10 класс (март-апрель)

Характеристика инструментария


Каждый вариант проверочной работы содержал 14 заданий: 12 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 2-х заданий с кратким ответом, при этом все задания были базового уровня сложности. На выполнение всей проверочной работы отводилось 45 минут

Задания тестов выявляли знание основных элементов содержания курса химии для 10 класса и проверяли умения:

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций;

  • характеризовать химические свойства основных классов органических веществ;

  • составлять уравнения химических реакций.

Результаты


Работу по химии выполняли 4035 обучающихся 10-х классов из 196 образовательных учреждений. Средний процент выполнения тестов – 71%.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме.



Рис.1
Представленные данные свидетельствуют о том, что десятиклассники успешно справились с диагностической работой. Наибольшее количество учащихся получили за выполнение заданий от 10 до 14 баллов, при этом 38% учеников справились с работой на «отлично», набрав от 12 до 14 баллов, а 12% учащихся с неудовлетворительным уровнем подготовки выполнили менее 6 заданий.

В таблице 1 представлены средние результаты выполнения заданий по контролируемым элементам содержания, которые входили в два комплекта тестов (март и апрель).

Таблица 1


Проверяемые элементы содержания


средний процент выполнения

март

апрель

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах

60%

76%

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

82%

82%

Классификация органических соединений. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

73%

84%

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола)

66%

76%

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола

59%

67%

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

54%

69%

Взаимосвязь органических соединений

69%

65%

Основные способы получения углеводородов (в лаборатории)

66%

78%

Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории)

55%

74%

Природные источники углеводородов, их переработка

70%

77%

Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ

45%

52%

Среднее:

66%

74%


Обращает на себя внимание тот факт, что учащиеся, выполнявшие работу в апреле, показали более высокие результаты. Это можно объяснить тем, что в конце учебного года проходит обобщающее повторение изученного материала, поэтому учащиеся имеют возможность закрепить знания, полученные ранее.

Примеры проблемных заданий

Наиболее низкий процент выполнения учащиеся продемонстрировали при решении расчетных задач по уравнению химической реакции. Рассмотрим пример подобной задачи.

Пример 1.

Определите массу воды, которая получится при полном сгорании метана объемом 11,2 л (н.у.) в соответствии с уравнением реакции

CH4 + 2O2  CO2↑ + 2H2O.

Правильный ответ: 18 г. (44% ).
Решение задачи предполагало установление пропорциональной зависимости между количеством (объемом) метана и количеством (массой) выделившейся воды. В условии задачи было приведено уравнение реакции, которое позволяет установить количественное соотношение метана и воды 1:2. Несмотря на это, только 44% учащихся верно вычислили массу воды.

Хотя результаты решения подобных задач в апреле выше, чем в марте, всё же нельзя говорить о качественно более высоком уровне выполнения этих заданий.
Затруднения возникли при выполнении заданий, проверяющих усвоение знаний о свойствах и способах получения кислородсодержащих органических веществ.

Пример 2.

Для пропанола характерно взаимодействие с


1)

NaOH (р-р)

(21%)

2)

Na

(56%- правильный ответ)

3)

Cu(OH)2

(18%)

4)

CO2

(5%)


Выполнение задания предполагало применение знаний о свойствах предельных одноатомных спиртов: взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, горение, каталитическое окисление. Среди вариантов ответа присутствует щелочной металл Na (ответ 2), но только 56% учащихся продемонстрировали знание свойств спиртов и выбрали верный ответ. Достаточно большое число учащихся (21%) ошибочно считают, что спирты взаимодействуют с растворами щелочей (ответ 1). И ещё 18% учащихся допустили ошибку, выбрав ответ 3 – Cu(OH)2.
Учащиеся продемонстрировали слабое знание свойств альдегидов. Даже наиболее характерные их свойства – окисление альдегида оксидом меди(II), которая является также качественной реакцией на альдегиды, а также восстановление альдегида водородом, знают только чуть более 50% учащихся.

Пример 3.

При взаимодействии ацетальдегида с гидроксидом меди (II) образуется

1)

этилацетат (10%)

2)

этиловый спирт (13%)

3)

уксусная кислота (52% - правильный ответ)

4)

этилат меди (II) (24%)


Только 52% учащихся, выполнявших это задание, указали правильно продукт окисления ацетальдегида.
Пример 4.

При восстановлении ацетальдегида водородом образуется

1)

этанол (49% - правильный ответ)

2)

уксусная кислота (16%)

3)

ацетилен (25%)

4)

Этиленгликоль (10%)


Верный ответ (1 - этанол) смогли дать только 49% учащихся. Ошибочно указали в качестве продукта этой реакции ацетилен (ответ 3) 25% учащихся, уксусную кислоту – 16%, этиленгликоль – 10% учащихся.

Пример 5.

При окислении метанола оксидом меди (II) образуется


1)

(47% - правильный ответ)

2)

(38%)

3)

СН4 (7%)

4)

СН3 – О – СН3 ( 8%)


Верный ответ (1) выбрали только 47% учащихся, а ошибочный ответ (2) указали 38% учащихся. Характер этой ошибки говорит о том, что учащиеся не записали формулу исходного вещества и продукта реакции, а выбирали ответ «умозрительно».

Подобные ошибки наиболее распространены среди учащихся при выполнении тестовых заданий с выбором ответа. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, необходимо в процессе обучения требовать от учащихся записи формул веществ, упоминающихся в условии тестовых заданий, а также составления необходимых уравнений реакций.
Учащиеся продемонстрировали недостаточно прочные знания о применении изучаемых органических веществ.

Пример 6.

В качестве экономичного топлива в быту используют

1)

этанол (6%)

2)

бензин (17%)

3)

каменный уголь (15%)

4)

природный газ (62% - правильный ответ)


Только 62% учащихся знают, что наиболее экономичным топливом является природный газ. Достаточно большое число учащихся (17% и 15% соответственно) считают таким топливом бензин и каменный уголь.
Задания, проверяющие знания генетической взаимосвязи органических веществ, выполнены учащимися вполне удовлетворительно. Но характер допущенных ошибок опять говорит о том, что ими была нарушена необходимая процедура выполнения тестовых заданий. Учащиеся в большинстве случаев не составили уравнения реакций, заложенные в схеме превращения веществ, поэтому выбирали наиболее «приглянувшийся» вариант ответа. Рассмотрим следующие примеры заданий.
Пример 7.

В схеме превращений

веществом «X» является

1)

(61% - правильный ответ)

2)

(20%)

3)

(12%)

4)

(7%)

Выполнение задания предполагает следующий ход рассуждений. Вещество X должно удовлетворять как первому, так и второму химическому превращению. То есть его можно получить в одну стадию из этана, а затем из этого вещества можно получить предельный одноатомный спирт. Только 61% учащихся, верно, выбрали вещество C2H5Br (ответ 1). Неверно указали вещество CH3OH 20% учащихся. Скорее всего, они действовали наугад, т.к. это вещество не соответствует ни одному из превращений в схеме. Ещё 12% учащихся указали вещество С2Н2. Это вещество вполне удовлетворяет первому химическому превращению, но его невозможно использовать для второго превращения.

Пример 8.

В цепочке превращений



веществом «X» является


1)

ацетилен

(15%)

2)

этанол

(16%)

3)

этан

(59% - правильный ответ)

4)

бензол

(10%)


Так же, как и в предыдущем примере, налицо характерная ошибка, обусловленная нарушением процедуры выполнения задания. Практически одинаковое число учащихся (15% и 16%) выбрали неверные ответы (1 и 2). Эти вещества возможно получить в результате первого химического превращения, но их нельзя использовать для второго превращения в соответствии с условием задания.

Знание учащимися принципов классификации и номенклатуры органических веществ проверялось с помощью заданий с выбором ответа, а также с помощью заданий «на соответствие». Результаты выполнения заданий показали уверенное овладение этими знаниями. Учащиеся верно указывают класс органического вещества по его молекулярной формуле. Можно отметить лишь некоторые затруднения.
Пример 9.
Установите соответствие между формулой вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.


ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС (ГРУППА)

ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

А)

СН3СООН

1)

одноатомные спирты

Б)

С6Н5ОН

2)

карбоновые кислоты

В)

С6Н6

3)

арены







4)

фенолы


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В












Правильный ответ: 2 4 3.

Результат выполнения этого задания оказался значительно ниже, чем других заданий на этот элемент содержания. Только 42% учащихся верно указали ответ. Большинство остальных учащихся допустили ошибку с определением фенола С6Н5ОН. Они ошибочно отнесли его к классу одноатомных спиртов.
Выводы

88% учащихся 10-х классов по результатам итоговой диагностики овладели основными знаниями и умениями по курсу органической химии.

Однако в 22 образовательных учреждениях из 196 участвовавших в диагностике от 40% до 80% учащихся показали неудовлетворительный уровень подготовки.

Учащиеся, получившие оценку «2» за выполнение диагностической работы, выполнили отдельные задания по классификации и номенклатуре (тривиальной и международной) органических соединений, а также природным источникам углеводородов, их переработке. При этом ни по одной теме нет элементов содержания, освоенных на достаточном уровне (процент выполнения заданий не менее 65%).

Учащиеся, получившие оценку «3» за выполнение диагностической работы, показали хорошее (выше 65%) овладение такими элементами содержания как:

  • типы связей в молекулах органических веществ, функциональная группа;

  • классификация и номенклатура(тривиальная и международная) органических соединений;

  • природные источники углеводородов, их переработка.

Умение решать расчетные задачи по уравнению химической реакции не сформировано (выполнение заданий - 34%).
Учащиеся, получившие оценку «4» за выполнение тестовой диагностической работы, уверенно овладели большинством проверяемых элементов содержания. Затруднения у этой категории учащихся вызвали задания (выполнение ниже 65%), направленные на проверку следующих элементов содержания:

  • характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола;

  • характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров;

  • основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории);

  • взаимосвязь органических соединений.

С решением расчетных задач по уравнению химической реакции справились менее половины учащихся, получивших оценку «4» .
Учащиеся, получившие оценку «5» за выполнение диагностической работы, показали уверенное усвоение всеми проверяемыми элементами содержания курса органической химии. Все задания выполнены на уровне 90% и выше. С решением расчетных задач по уравнению химической реакции справились 83% учащихся этой группы.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Характеристика инструментария iconХарактеристика инструментария
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального...
Характеристика инструментария iconХарактеристика инструментария
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев М., «Русское слово», 2010 и в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта...
Характеристика инструментария iconПрограмма с/п «Молодежнинское»
Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных...
Характеристика инструментария iconНоминации
Программно-педагогические средства (ппс), разработанные на основе мультимедийного инструментария виртуальной среды
Характеристика инструментария iconСтановление и развитие в россии педагогической конфликтологии и ее...
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института
Характеристика инструментария iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработка методического инструментария социально-экономической оценки результативности реализации
Характеристика инструментария iconХарактеристика учителей по категориям
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы
Характеристика инструментария icon2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5
Характеристика инструментария iconЮридического/физического лица, юридический адрес/контактная информация
Сборник методических материалов и инструментария для разработки и реализации Программ модернизации систем профессионального образования...
Характеристика инструментария iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся...
Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе
Характеристика инструментария iconФедеральная служба государственной статистики
Об утверждении статистического инструментария для организации Минспорттуризмом России федерального статистического наблюдения за...
Характеристика инструментария iconКалендарный план по информатике для 11-х классов 2012 2013 учебный год
Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией
Характеристика инструментария iconМинистерство образования и науки российской федерации
«План семинаров для освоения инновационного инструментария повышения педагогической культуры работников образования и культуры»
Характеристика инструментария iconЭкзаменационные вопросы по дендрологии фитоценоз, его характерные...
Общая характеристика семейства Маслинные. Морфо-экологическая характеристика и хозяйственное значение важнейших родов и видов
Характеристика инструментария icon«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для...
О порядке формирования регионального банка контрольно–измерительных материалов по аттестации педагогических работников на соответствие...
Характеристика инструментария iconРеферат На тему: Стерилизация
Стерилизация. Подготовка инструментария к стерилизации. Контроль качества стерилизации. Приготовление моющих и дезинфицирующих растворов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск