Скачать 122.57 Kb.
|
Химия 10 класс (март-апрель)Характеристика инструментарияКаждый вариант проверочной работы содержал 14 заданий: 12 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 2-х заданий с кратким ответом, при этом все задания были базового уровня сложности. На выполнение всей проверочной работы отводилось 45 минут Задания тестов выявляли знание основных элементов содержания курса химии для 10 класса и проверяли умения:
РезультатыРаботу по химии выполняли 4035 обучающихся 10-х классов из 196 образовательных учреждений. Средний процент выполнения тестов – 71%. Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме. Рис.1 Представленные данные свидетельствуют о том, что десятиклассники успешно справились с диагностической работой. Наибольшее количество учащихся получили за выполнение заданий от 10 до 14 баллов, при этом 38% учеников справились с работой на «отлично», набрав от 12 до 14 баллов, а 12% учащихся с неудовлетворительным уровнем подготовки выполнили менее 6 заданий. В таблице 1 представлены средние результаты выполнения заданий по контролируемым элементам содержания, которые входили в два комплекта тестов (март и апрель). Таблица 1
Обращает на себя внимание тот факт, что учащиеся, выполнявшие работу в апреле, показали более высокие результаты. Это можно объяснить тем, что в конце учебного года проходит обобщающее повторение изученного материала, поэтому учащиеся имеют возможность закрепить знания, полученные ранее. Примеры проблемных заданий Наиболее низкий процент выполнения учащиеся продемонстрировали при решении расчетных задач по уравнению химической реакции. Рассмотрим пример подобной задачи. Пример 1. Определите массу воды, которая получится при полном сгорании метана объемом 11,2 л (н.у.) в соответствии с уравнением реакции CH4 + 2O2 CO2↑ + 2H2O. Правильный ответ: 18 г. (44% ). Решение задачи предполагало установление пропорциональной зависимости между количеством (объемом) метана и количеством (массой) выделившейся воды. В условии задачи было приведено уравнение реакции, которое позволяет установить количественное соотношение метана и воды 1:2. Несмотря на это, только 44% учащихся верно вычислили массу воды. Хотя результаты решения подобных задач в апреле выше, чем в марте, всё же нельзя говорить о качественно более высоком уровне выполнения этих заданий. Затруднения возникли при выполнении заданий, проверяющих усвоение знаний о свойствах и способах получения кислородсодержащих органических веществ. Пример 2. Для пропанола характерно взаимодействие с
Выполнение задания предполагало применение знаний о свойствах предельных одноатомных спиртов: взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, горение, каталитическое окисление. Среди вариантов ответа присутствует щелочной металл Na (ответ 2), но только 56% учащихся продемонстрировали знание свойств спиртов и выбрали верный ответ. Достаточно большое число учащихся (21%) ошибочно считают, что спирты взаимодействуют с растворами щелочей (ответ 1). И ещё 18% учащихся допустили ошибку, выбрав ответ 3 – Cu(OH)2. Учащиеся продемонстрировали слабое знание свойств альдегидов. Даже наиболее характерные их свойства – окисление альдегида оксидом меди(II), которая является также качественной реакцией на альдегиды, а также восстановление альдегида водородом, знают только чуть более 50% учащихся. Пример 3. При взаимодействии ацетальдегида с гидроксидом меди (II) образуется
Только 52% учащихся, выполнявших это задание, указали правильно продукт окисления ацетальдегида. Пример 4. При восстановлении ацетальдегида водородом образуется
Верный ответ (1 - этанол) смогли дать только 49% учащихся. Ошибочно указали в качестве продукта этой реакции ацетилен (ответ 3) 25% учащихся, уксусную кислоту – 16%, этиленгликоль – 10% учащихся. Пример 5. При окислении метанола оксидом меди (II) образуется
Верный ответ (1) выбрали только 47% учащихся, а ошибочный ответ (2) указали 38% учащихся. Характер этой ошибки говорит о том, что учащиеся не записали формулу исходного вещества и продукта реакции, а выбирали ответ «умозрительно». Подобные ошибки наиболее распространены среди учащихся при выполнении тестовых заданий с выбором ответа. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, необходимо в процессе обучения требовать от учащихся записи формул веществ, упоминающихся в условии тестовых заданий, а также составления необходимых уравнений реакций. Учащиеся продемонстрировали недостаточно прочные знания о применении изучаемых органических веществ. Пример 6. В качестве экономичного топлива в быту используют
Только 62% учащихся знают, что наиболее экономичным топливом является природный газ. Достаточно большое число учащихся (17% и 15% соответственно) считают таким топливом бензин и каменный уголь. Задания, проверяющие знания генетической взаимосвязи органических веществ, выполнены учащимися вполне удовлетворительно. Но характер допущенных ошибок опять говорит о том, что ими была нарушена необходимая процедура выполнения тестовых заданий. Учащиеся в большинстве случаев не составили уравнения реакций, заложенные в схеме превращения веществ, поэтому выбирали наиболее «приглянувшийся» вариант ответа. Рассмотрим следующие примеры заданий. Пример 7. В схеме превращений веществом «X» является
Выполнение задания предполагает следующий ход рассуждений. Вещество X должно удовлетворять как первому, так и второму химическому превращению. То есть его можно получить в одну стадию из этана, а затем из этого вещества можно получить предельный одноатомный спирт. Только 61% учащихся, верно, выбрали вещество C2H5Br (ответ 1). Неверно указали вещество CH3OH 20% учащихся. Скорее всего, они действовали наугад, т.к. это вещество не соответствует ни одному из превращений в схеме. Ещё 12% учащихся указали вещество С2Н2. Это вещество вполне удовлетворяет первому химическому превращению, но его невозможно использовать для второго превращения. Пример 8. В цепочке превращений веществом «X» является
Так же, как и в предыдущем примере, налицо характерная ошибка, обусловленная нарушением процедуры выполнения задания. Практически одинаковое число учащихся (15% и 16%) выбрали неверные ответы (1 и 2). Эти вещества возможно получить в результате первого химического превращения, но их нельзя использовать для второго превращения в соответствии с условием задания. Знание учащимися принципов классификации и номенклатуры органических веществ проверялось с помощью заданий с выбором ответа, а также с помощью заданий «на соответствие». Результаты выполнения заданий показали уверенное овладение этими знаниями. Учащиеся верно указывают класс органического вещества по его молекулярной формуле. Можно отметить лишь некоторые затруднения. Пример 9. Установите соответствие между формулой вещества и классом (группой) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Правильный ответ: 2 4 3. Результат выполнения этого задания оказался значительно ниже, чем других заданий на этот элемент содержания. Только 42% учащихся верно указали ответ. Большинство остальных учащихся допустили ошибку с определением фенола С6Н5ОН. Они ошибочно отнесли его к классу одноатомных спиртов. Выводы 88% учащихся 10-х классов по результатам итоговой диагностики овладели основными знаниями и умениями по курсу органической химии. Однако в 22 образовательных учреждениях из 196 участвовавших в диагностике от 40% до 80% учащихся показали неудовлетворительный уровень подготовки. Учащиеся, получившие оценку «2» за выполнение диагностической работы, выполнили отдельные задания по классификации и номенклатуре (тривиальной и международной) органических соединений, а также природным источникам углеводородов, их переработке. При этом ни по одной теме нет элементов содержания, освоенных на достаточном уровне (процент выполнения заданий не менее 65%). Учащиеся, получившие оценку «3» за выполнение диагностической работы, показали хорошее (выше 65%) овладение такими элементами содержания как:
Умение решать расчетные задачи по уравнению химической реакции не сформировано (выполнение заданий - 34%). Учащиеся, получившие оценку «4» за выполнение тестовой диагностической работы, уверенно овладели большинством проверяемых элементов содержания. Затруднения у этой категории учащихся вызвали задания (выполнение ниже 65%), направленные на проверку следующих элементов содержания:
С решением расчетных задач по уравнению химической реакции справились менее половины учащихся, получивших оценку «4» . Учащиеся, получившие оценку «5» за выполнение диагностической работы, показали уверенное усвоение всеми проверяемыми элементами содержания курса органической химии. Все задания выполнены на уровне 90% и выше. С решением расчетных задач по уравнению химической реакции справились 83% учащихся этой группы. |
Характеристика инструментария Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального... | Характеристика инструментария Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев М., «Русское слово», 2010 и в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта... | ||
Программа с/п «Молодежнинское» Характеристика образовательных программ (характеристика учащихся, характеристика образовательной программы, характеристика учебных... | Номинации Программно-педагогические средства (ппс), разработанные на основе мультимедийного инструментария виртуальной среды | ||
Становление и развитие в россии педагогической конфликтологии и ее... Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка методического инструментария социально-экономической оценки результативности реализации | ||
Характеристика учителей по категориям Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения Мостовинской средней общеобразовательной школы | 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата 7 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 5 | ||
Юридического/физического лица, юридический адрес/контактная информация Сборник методических материалов и инструментария для разработки и реализации Программ модернизации систем профессионального образования... | Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся... Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе | ||
Федеральная служба государственной статистики Об утверждении статистического инструментария для организации Минспорттуризмом России федерального статистического наблюдения за... | Календарный план по информатике для 11-х классов 2012 2013 учебный год Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией | ||
Министерство образования и науки российской федерации «План семинаров для освоения инновационного инструментария повышения педагогической культуры работников образования и культуры» | Экзаменационные вопросы по дендрологии фитоценоз, его характерные... Общая характеристика семейства Маслинные. Морфо-экологическая характеристика и хозяйственное значение важнейших родов и видов | ||
«Определение критериев и подбор диагностического инструментария для... О порядке формирования регионального банка контрольно–измерительных материалов по аттестации педагогических работников на соответствие... | Реферат На тему: Стерилизация Стерилизация. Подготовка инструментария к стерилизации. Контроль качества стерилизации. Приготовление моющих и дезинфицирующих растворов.... |