Скачать 141.83 Kb.
|
Дисциплина: ХимияНазвание курса: Химия для будущего фермера.ФИО, должность автора (авторов) программы: Антипина Галина Григорьевна, учитель химии первой квалификационной категории Саринской средней школы Кувандыкского района Бакирова Руфия Ахматчиевна, учитель химии первой квалификационной категории Чесноковской средней школы Переволоцкого района Класс, на который рассчитана программа: 9 класс Сроки реализации программы: 16 часов Краткая аннотация программы: Программа курса по выбору «Химия для будущего фермера» предназначена для предпрофильной подготовуи учащихся 9 класса. Она дополняет и расширяет содержание курса химии основной школы. Способствует формированию у учеников осознания необходимости приобретения новых знаний о веществах, используемых для улучшения свойств почв, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, их влиянии на окружающую среду и здоровье человека. Программа: Пояснительная записка Программа курса по выбору «Химия для будущего фермера» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 16 часов. Цель программы: Развитие познавательного интереса учащихся к предмету и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе. Задачи:
Программа ориентирует девятиклассников на выбор профилей естественно - научного направления по окончании основной школы, а в дальнейшем - на освоение сельскохозяйственных профессий. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, экскурсий. Данный курс может изучаться как в сельских, так и в городских школах. Знания, полученные школьниками необходимы для грамотной обработки почвы и выращивания фруктов, овощей, картофеля, зерновых и цветочных культур на дачных (приусадебных) участках и в теплицах, а также при кормлении и содержании КРС. Программа включает следующие разделы:
Содержание программы позволяет показать учащимся значение химических знаний для успешного ведения сельского хозяйства: повышения плодородия почв, урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства. Вопросы, изучаемые в данном курсе, актуальны и интересны. Их знание поможет в производстве конкурентоспособных продуктов питания, улучшении качества питания людей, снижении стоимости пищевых продуктов. Содержание занятий по этому курсу отражает связь теории с практикой, включает элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения. В процессе изучения курса используются индивидуальная, парная и групповая формы обучения, а также разнообразные методы и средства обучения. Для активизации познавательной деятельности учащихся применяются различные виды самостоятельной работы школьников с учебной и дополнительной литературой, элементы технологии развивающего обучения. Широко используется химический эксперимент. Лабораторные и практические работы позволяют учащимся выработать умения, необходимые для дальнейшего изучения химии и практической деятельности: наблюдать и объяснять химические реакции, фиксировать результаты опытов, обращаться с химическими реактивами и оборудованием, соблюдать правила техники безопасности. Лабораторные и практические работы, проделанные учениками, фиксируются в тетрадях в виде отчетов. Изучение предлагаемого курса может сопровождаться проведением экскурсий, опытов в полевых условиях. Завершается изучение курса защитой рефератов или итоговой конференцией. Учебно-тематический план
Содержание изучаемого курса Тема 1. Понятие об агрохимии (3 часа). Почва. Виды почв Оренбургской области их состояние. Роль химических элементов в жизни растений. Макро и микроэлементы. Демонстрация коллекции почв. Отбор образцов почвы для агрохимического исследования. Определение механического состава почв. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги. Тема 2. Как получить высокий урожай (4 часа)? Удобрения и их классификация. Органические удобрения: торф, навоз, и т.д. Минеральные удобрения и их классификация. Важнейшие азотные, фосфорные, калийные удобрения, их свойства. Микроудобрения, их роль в питании растений. Нормы внесения удобрений и проблема охраны природы. Приготовление растворов удобрений. Решение расчетных задач. Демонстрации: Ознакомление с образцами удобрений, изучение внешнего вида и физических свойств. Лабораторный опыт: Растворимость удобрений в воде, изучение смешиваемости удобрений. Практикум: Распознание минеральных удобрений с помощью качественных реакций. Тема 3. Защита растений (3 часа). Вредители и болезни растений. Классификация и важнейшие представители пестицидов (инсектициды, гербициды, фунгициды). Меры предосторожности при использовании пестицидов. Нормы применения. Влияние пестицидов на живые организмы. Демонстрации: Коллекция различных пестицидов. Таблицы с химическими формулами некоторых средств защиты растений (не для запоминания). Тема 4. Роль химии в животноводстве (3 часа). Классификация кормов, виды кормов, нормы и рационы кормления. Значение минеральных элементов в кормлении животных, кормовые добавки, их виды. Экскурсия на животноводческую ферму: Практическое занятие «Определение чистоты, жирности, плотности молока». Тема 5. Опасное ли это явление - стимуляторы роста (1 час)? Фитогормоны и стимуляторы роста. Применение фитогормонов и их синтетических аналогов в растениеводстве. Гуминовые препараты – стимуляторы роста. Демонстрации: Коллекция стимуляторов роста и плодоношения растений; таблицы «Влияние биостимуляторов на рост растений и животных». Тема 6. Если бы я стал фермером (2 часа). Подготовка и защита творческих работ по данной тематике. Итоговая конференция. Слет ученических производственных бригад. Закладка опытов на пришкольном участке. Темы рефератов.
Темы исследовательских работ.
Методические рекомендации Курс по выбору «Химия для будущего фермера» предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы занятий: лекции, семинары, исследовательские работы, экскурсии, защиты творческих работ. При изучении курса рассматривается использование химических соединений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, в том числе и в личном подсобном хозяйстве. Приобретение новых знаний особенно значимо для учащихся сельских школ и тех ребят, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с сельскохозяйственным производством. Необходимо использовать местный материал, по возможности организовывать экскурсии на местное сельскохозяйственное предприятие, химическую лабораторию и т. п. Примеры расчетных задач к данному курсу. Задача №1. Чтобы приготовить бордосскую жидкость (препарат против фитофторы - грибкового заболевания огородных растений), используют медный купорос - пентагидрат сульфата меди (׀׀). Рассчитайте число атомов кислорода и водорода, которые содержатся в 350 г кристаллогидрата состава CuSO4 .5H2O Задача №2. При недостатке азота в почве листва яблонь бледно-зеленая, рано желтеет и опадает, рост веток слабый. Какой объем 2% раствора нитрата аммония (плотность раствора1006г/л) следует использовать для подкормки яблоневого сада площадью 150м3 при норме внесения NH4NO3 на суглинистых почвах, равной 45-55 г/м2?. Задача №3. Если в почве не хватает фосфора, то листья яблони мелкие, темно-зеленые с голубым, а иногда с бронзовым или пурпурным оттенком. Засыхающие листья становятся очень темными, часто даже черного цвета. При остром недостатке фосфора начинается преждевременный листопад с нижней части побегов. Цветение яблонь, голодающих без фосфора, задерживается, а плоды получаются кислыми. Норма внесения в почву двойного суперфосфата Ca(H2PO4)2 30г/м2; а площадь сада 800м2. Какой объем воды потребуется для приготовления 5% раствора всего Ca(H2PO4)2 , вносимого в почву по этой норме? Задача №4. Помимо основных элементов питания, таких как азот, фосфор, калий, растения нуждаются и в микроэлементах, без которых они не могут нормально развиваться. Например, при полном отсутствии в почве соединений меди плодовое дерево становится больше похоже на куст. Картофель и помидоры при нехватке меди заболевают фитофторой. Обычно в почве бывает достаточно меди, особенно в тех, местах, где применялась в качестве ядохимикатов бордосская жидкость. Однако на осушенных болотах и торфянниках этого микроэлемента может оказаться слишком мало; его недостаток восполняют, опрыскивая растения раствором медного купороса- кристаллогидрата сульфата меди (II) состава CuSO4 .5H2O (4г на 10 л воды). Рассчитайте молярную концентрацию и массовую долю (в процентах) CuSO4 в этом растворе. Плотность раствора 1,03 г/мл. Практическая работа. Анализ механического состава почвы и определения рН среды почвенного раствора. Оборудование и реактивы: Штатив с муфтой и кольцом, две пробирки, лупа увеличительная, бумага фильтровальная, воронка, пластина стеклянная, спиртовка, пластина для капельного анализа, почва, лакмус в капельнице.
Литература для учащихся
7. Малышкина, В. Занимательная химия./В.Малашкина. – Санкт - Петербург, «Тригон», 2001, - 464 с. 8.Савич, И. А. Основы животноводства 9-10./ И.А.Савич, А.Е.Ставровский.- М.: Просвещение, 1987. 9.Сударкина, А. А. Основы агрохимии: Учеб. Пособие по фак. курсу для учащихся./А.А.Сударкина, И.И.Евсеева, А.Н.Орлова. - М.: Просвещение, 1981. 10.Седельников, В. П. Заботливая помощница./В.П.Седельников. - Киев: Рад. Шк., 1987 – 166 с. 11.Справочник школьника. Химия /Сост.М.Кременчугская, С.Васильев; Под ред.И. Пышнограевой . – М.: Филолог, об-во «Слово». Компания «Ключ – С», 1996 - 480с. 12.Харлампович, Г.Д. и др. Многоликая химия: Кн. для учащихся /Г.Д.Харлампович, А.С.Семенов, В.А.Попов. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с. Литература для учителя
|
Название: 900 дней и ночей Название темы и раздела учебного курса: Великая война и Великая Победа. История нашей страны | Рабочая программа по географии (название учебного предмета, курса,... Программа курса географии 5–9 классов составлена на основе программы География: программа: 5 – 9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина... | ||
Название курса Основной курс "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" предназначен для студентов первого курса отделения прикладной инфоматики... | Название курса Основной курс "Математическая логика и теория алгоритмов" предназначен для студентов первого курса отделения прикладной инфоматики... | ||
Название курса «Алгебра». 9 класс Цель изучения курса: изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления... | Рабочая программа по истории (название учебного предмета, курса,... ... | ||
Программа курса «Философия» Название курса. «Философия». Курс относится к разделу Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Календарно-тематический план по магистерской программе «Мировая экономика»... Календарно-тематический план по магистерской программе «Мировая экономика» по дисциплине (название читаемого курса) Экономика международного... | ||
Пояснительная записка цель данного курса Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный... | Освоение методики экспериментального исследования мира на уроках тризформатики в начальной школе Доклад базируется на «Пермской версии» пропедевтического курса информатики [1–4] (рабочее название курса – «тризформатика») и опыте... | ||
Название курса Смирнова Е. В., ст преподаватель кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу | Название предмета или курса Рабочая программа учебного курса по алгебре для 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый... | ||
Название предмета или курса Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый... | Название Примечание Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя | ||
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для... Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Название курса Дисциплина "Теория расписаний" предназначена для студентов механико-математических факультетов университетов |