Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира





Скачать 309.11 Kb.
НазваниеЗадача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира
страница1/3
Дата публикации22.05.2015
Размер309.11 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Химия > Задача
  1   2   3
Е.В. Бахман, учитель химии МБОУ СОШ № 54

Преподавание химии в гуманитарных классах

В школьном образовании неуклонно сокращается время, выделенное на изучение химии. На изучение предмета на базовом уровне официально отведен 1 час в неделю. Если учителю удается убедить руководство школы в необходимости увеличить часы, «…то у учащихся появляется возможность не проходить, а изучать, не знакомиться, а усваивать это содержание» (О.С.Габриелян).

Статус химии как непрофильной дисциплины в гуманитарных, физико-математических и прочих классах и школах имеет следствием низкую мотивацию на ее изучение для большинства учащихся.

Повышению мотивации учащихся (по Габриеляну О.С.) способствует:

  • усиление прикладного характера содержательной и процессуальной сторон обучения, подчеркивания связи химии с повседневной жизнью;

  • раскрытие связи изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью;

  • использование в учебном материале социального или философского оттенка;

Учитель должен изменить свое отношение к преподаваемому предмету от химиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия ) к использованию человекоцентрического (когда обучение химии строится на основе учета интересов, склонностей и особенностей учащихся).

Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира.

Хотя в своем выступлении на седьмом Московском педагогическом марафоне учебных предметов (7 апреля 2008 года) О.С.Габриелян и говорил о том, что нет смысла загружать учащихся сведениями, превышающими базовый стандарт (для 1 часа в неделю, по моему, и он большой), дабы не привести к обратному эффекту: нежеланная, немотивированная и непосильная перегрузка учащихся превращает химию в скучный и нелюбимый предмет. Плюс к этому остро стоит вопрос накопляемости оценок.

Чтобы как- то решить эти трудности с этого учебного года я хочу ввести систему портфолио.

Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире.

Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, - это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к системе целеполагания и оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Проблема самостоятельного и осознанного целеполагания актуальна еще и потому, что рынок труда все более жестко начинает оценивать образовательные результаты не только по формальному наличию соответствующего документа (сертификата, диплома, удостоверения о повышении квалификации и т.п.), а по реальным навыкам, умениям, более совершенному профессиональному опыту, сформированным компетенциям, которые требуется продемонстрировать в первый же день после приема на работу или для дальнейшего профессионального обучения. Это связано с тем, что стремительно изменяющаяся экономическая действительность не дает ни времени, ни права на "профессиональное благодушие" – сегодня все диктуется жесткой экономической или финансовой целесообразностью, или необходимостью становиться конкурентоспособным. Это относится не только к отдельному человеку, но и к предприятиям, фирмам, образовательным учреждениям, и даже целым отраслям экономики.

В ходе специально проведенных исследований учеными установлено, что одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение определять образовательные цели и критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Использование технологии "портфолио", призвано решить данную и многие другие проблемы, связанные с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности ученика.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике, портфолио «настраивается» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта – различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

В последние несколько десятилетий в развитых зарубежных странах портфолио школьника является одной из альтернативных форм образовательного целеполагания, отвечающих требованиям новых социально-экономических реалий. Конечную цель учебного портфолио многие зарубежные авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности конкретного обучающегося. Систематическое фиксирование своих достижений, постоянный анализ причин успехов и неудач, своего отношения к тому или иному виду деятельности – все это помогает не только понять свое предназначение в жизни, определиться с будущей профессией (а для специалиста – и может быть со сменой уже освоенной профессии), но и интуитивно (а при наличии специальной помощи и поддержки со стороны педагога, родителя, консультанта и осознанно) выйти на понимание необходимости самому ставить цели любой учебной деятельности, результаты которой в дальнейшем можно и нужно фиксировать в своем личном портфолио.

Термин "портфолио" пришел в педагогику из политики и бизнеса.

1. Портфолио - открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая постоянно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик;

2. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближённых к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированному не только на процесс оценивания, но и самооценивания,

активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.

3. Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

4. Портфолио систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

5. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Несмотря на различные подходы к определению понятия, можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

В настоящее время совершенно четко обозначилась необходимость поиска эффективных способов обучения школьников навыкам самостоятельного определения собственных целей образования.

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:
•  развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
•  сформированность умения решать задачи;
•  сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);

•  развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
•  сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

Конечная цель учебного портфолио заключается в свидетельстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, а основной смысл - «показать все, на что ты способен».

Педагогическая философия портфолио, выраженная в формуле "Возьми ответственность за свое образование в свои руки", предполагает:
•  смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
•  интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности ученика;
•  перенос педагогического ударения с оценки на самооценку обучающихся.

Данные особенности портфолио позволяют обучающимся при его активном и систематическом использовании постепенно научиться самостоятельно не только оценивать свои достижения в различных областях, что, безусловно, уже само по себе является фактом, достаточным для того, чтобы признать педагогическую целесообразность повсеместного и постоянного использования портфолио, но и выходить на использование его основного предназначения – помогать обучающимся осознавать цели образования как образования для себя и в течение всей жизни.

Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

  • постоянно поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением классической пятибалльной отметки.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников.
Рамочные стандарты

Рабочая группа Минобразования и науки России разработала подход, в котором задаются рамочные стандарты этого документа.

В предлагаемом варианте портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

Каждый раздел имеет описание по подходам к его наполнению, преимуществам каждого из разделов и существующим ограничениям. Эти подходы не являются жесткой инструкцией, необходимой к исполнению, а рассматриваются как варианты.

Блок А: «Портфолио документов» -портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, предполагающий возможность как качественной, так и количественной оценки

его материалов. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

В чем преимущества данного раздела? Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Однако есть и ограничения. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не раскрывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п.

Блок Б: «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный раздел предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Он может оформляться в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Преимущества данного раздела: он дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Примерный вариант записей в «портфолио работ»: проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);

техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание);

работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);

другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах);

элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия);

различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность);

занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты);

участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат);

участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика);

спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда); другое.

В «портфолио работ» учащийся представляет, во-первых, «ведомость» или «зачетную книжку» о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки.

Во-вторых, может представить сами работы, проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа.

В-третьих, могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.п., не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы и т.п.

В-четвертых, ученики могут представлять собственные изделия, например модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconДоклад учителя истории мбоу сош №8 Яровой О. А
...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconДоклад на тему: Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе...
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку максимальную подготовку к жизни в постоянно меняющемся мире. Поскольку...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconЗадача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического...
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconПрезентация как способ повышения мотивации учащихся на уроках английского языка
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать так же методы обучения,...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconОсвоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование...
Тематическое планирование составлено на основе обязательного минимума содержания образования по ивт, представляет собой один из возможных...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация по теме «Биология как наука, методы исследования, свойства живого, уровни организации, роль биологии в жизни человека...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconЗадача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического...
...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconРеферат Задача иммунной системы состоит в том, чтобы поддержать наследственно...
Стресс-индуцированное подавление клеточных иммунных реакций. Роль нейроэндокринного контроля иммунной системы
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconПояснительная записка изучение информатики и информационных технологий...
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2012-2013...
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconОбществознание понятие общества
Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Индивид с "психопатологией" скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconJournref
Зачем собственно нужно научный стиль? Его функциональное назначение состоит в том, чтобы обеспечить адекватную передачу научной информации,...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconИспользование икт на уроках химии и биологии
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?...
Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого человека, показать ее вклад в формирование единой научной картины мира iconПоурочное планирование по разделу
Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск