Скачать 130.13 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан) ________________________________ «___» _________________ 2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.14 ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ХИМИИ 1. Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины является изучение студентами материала по истории химической мысли и методологии науки на протяжении длительного отрезка времени. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент должен усвоить общие черты развития химии в тот или иной период. В ходе самостоятельной подготовки к семинарам по дисциплине уметь вдумчиво отбирать материалы о жизненном и творческом пути, научных связях ученых-химиков, иметь ясное представление о значении и характере вклада, который был сделан ими в развитие химии. Показать понимание путей развития химической науки, ее связь со смежными дисциплинами и влияние на другие естественные науки. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины: 4.1. Разделы дисциплины и виды знаний:
4.2. Содержание разделов дисциплины: 4.2.1. Становление химии. Химические знания в древности и в средние века. Возникновение химии. Натурфилософские учения в древней Греции. Алхимия. Иатрохимия. 4.2.2. Химия как самостоятельная область научного знания. Первая научная теория – учение о флогистоне. Общая характеристика состояния науки к 18 в. Возникновение учения о флогистоне. Отношение ученых к флогистонной теории. 4.2.3. Развитие аналитической и пневматической химии. Кислородная теория А.Лавуазье. Аналитическая химия. Пневматическая химия. Открытие углекислого газа, водорода, кислорода, азота. Создание кислородной теории А.Лавуазье. Утверждение кислородной теории. 4.2.4. Становление химической науки в России. Выдающиеся ученые-химики 18 века. Научное наследие М.В.Ломоносова. Преемник Ломоносова – Т.Е. Ловиц. Просветительская деятельность русских химиков. 4.2.5. Создание и утверждение атомно- молекулярного учения. Корпускулярная теория Бойля – Лемери. Атомистика Ньютона. Атомно-корпускулярное учение М.В.Ломоносова. Атомистическая теория Дальтона. Молекулярная теория Авогадро. Реформа атомно-молекулярного учения С.Канниццаро. Утверждение атомно-молекулярного учения. Конгресс в Карлсруэ. 4.2.6. Возникновение и развитие теоретических представлений в органической химии. Теория сложных радикалов, теория многоосновных кислот, изомерия, гомология, теория типов Жерара, стереохимия, теория химического строения А.М. Бутлерова. 4.2.7. Основные черты развития химии в России в 19 веке. Научные школы химиков. Начало фундаментальных исследований по химии. Термохимические исследования Г.И.Гесса. Первая научная школа химиков – неоргаников. Первая научная школа химиков – органиков Н.Н.Зинина. Выдающиеся химики-органики: А.М.Бутлеров, Н.Н.Зинин, В.В.Марковников, М.Г.Кучеров. Физико-химические исследования Д.П.Коновалова и его научная школа. Физико-химические исследования Н.Н.Бекетова и его учеников. 4.2.8. Учение о периодичности. Д.И.Менделеев и научные направления его исследований. Открытие и утверждение периодического закона. Состояние учения о периодичности на рубеже 19 – 20 в. Физическое обоснование закона периодичности и разработка формальной теории периодической системы. Историческая роль учения о периодичности. 4.2.9. Физическая химия. Учение о растворах, теория кислот и оснований, термохимия, химическое равновесие, химическая кинетика, учение о катализе, электрохимия, создание теории цепных реакций. 4.2.10. Выдающиеся российские химики 20 века. Научное наследие В.И.Вернадского. И.А.Каблуков, В.А.Кистяковский, Л.А.Чугаев, Н.С.Курнаков, А.Е.Фаворский, С.В.Лебедев, Н.Д.Зелинский, Н.А.Шилов, П.А.Ребиндер, А.Н.Несмеянов, Н.М.Эмануэль, Н.Н.Семенов, А.Н.Фрумкин, А.Е.Ферсман, Ю.А.Золотов. 4.2.11. Вклад ученых-химиков Сибири в развитие науки. Известные ученые-химики, работавшие в Томске. Томская школа электрохимиков. 5. Лабораторный практикум:
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 6.1. Рекомендуемая литература: а) основная:
б) дополнительная:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: Контролирующая компьютерная программа по дисциплине «история и методология химии». 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Большая химическая лаборатория, мультимедийное оборудование. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 8.1. Методические рекомендации преподавателю: Химия принадлежит к той категории наук, которые своими практическими успехами в особенно высокой степени способствовали повышению благосостояния человечества. Понять, как современная наука достигла столь выдающихся результатов можно, лишь зная историю ее развития, которая творится конкретными личностями. Программа данной дисциплины призвана дать доступ студентам к интересному познавательному материалу по истории химической мысли на протяжении длительного отрезка времени. Обогатить новыми сведениями о жизненном и творческом пути выдающихся ученых-химиков, их исследовательской, педагогической и общественной деятельности. В новом свете увидеть известную информацию об открытиях в различных областях химической науки, познакомиться с научными достижениями ученых, работавших в Томске, узнать о созданных ими научных школах. Теоретические знания, полученные из лекционного курса, закрепляются на лабораторных занятиях. Промежуточные срезы знаний проводятся после изучения основным тем курса письменно (контрольные работы и (или) тестирование), либо устно (коллоквиумы). Тестирование проводится в компьютерном классе с использованием специальной программы. Задания для тестирования находятся на сайте ТГПУ. Тестирование студенты могут осуществлять в свободном доступе в качестве самостоятельной подготовки как по отдельным темам, так и в по дисциплине в целом. В течение всего обучения студенты выполняют индивидуальные задания, разрабатываемые преподавателем по всем изучаемым темам курса, могут выполнять курсовую работу или рефераты. Изучение дисциплины заканчивается итоговым зачетом. 8.2. Методические указания для студентов: 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ:
8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету:
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050101.65 «Химия». Программу составила: к.х.н., доцент кафедры неорганической химии __________ Князева Е.П. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры неорганической химии протокол № ___ от _____________года. Зав. кафедрой неорганической химии _____________________ Ковалева С.В. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией биолого-химического факультета ТГПУ протокол № _ от _____________ года. Председатель методической комиссии биолого-химического факультета ________________________ И.А. Шабанова Согласовано: Декан БХФ _____________________ Минич А.С. |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Физическая химия является одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, формирующих научное представление об окружающем... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель ознакомить студентов с основами химии высокомолекулярных соединений в объеме соответствующем обязательному минимуму, изложенному... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель данной дисциплины: дать современные научные представления о развитии органического мира на Земле и основных механизмах биологической... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о составе, строении, преобразованиях в процессе жизнедеятельности соединений, входящих... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать у студентов представление о торфе как природном образовании, в котором физические, химические и биологические... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель дисциплины: освоение студентам основных закономерностей наследования и изменчивости признаков организмов, их генетической основы... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Данная дисциплина должна вооружить студентов разнообразными методиками химического эксперимента, приобрести опыт экспериментальной... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Целью курса является приобретение студентами знаний, отражающих с химической точки зрения картину мира, развивающих их способности... |