Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор С.Н. Цыбусов
____________________________ «___» ______________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Название дисциплины
БИОХИМИЯ
Шифр специальности
060103
Факультет
ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ Форма обучения
ОЧНАЯ
2012
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «педиатрия» (060103), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ № 1118 Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой биохимии ГОУ ВПО МГСМУ (зав. кафедрой д.м.н. профессор Т.Н.Вавилова) и кафедрой биохимии ГОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития РФ (зав. кафедрой профессор Л.А.Данилова).
Составители рабочей программы:
Ерлыкина Елена Ивановна,
д.б.н., профессор, зав.кафедрой биохимии им. Г.Я. Городисской;
Загоскин Павел Павлович,
к.м.н., доцент кафедры биохимии им. Г.Я. Городисской.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол № , 2012г.).
Заведующий кафедрой, звание Ф.И.О. проф. Ерлыкина Е.И.________________________ «____» ____________20__г.
СОГЛАСОВАНО:
Председатель цикловой методической комиссии :
доцент Ловцова Л.В.______________ «___» ______________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ___проф.Потемина Т._Е._______________ «___» ______________ 20__г.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель – сформировать знания об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека на молекулярном, клеточном и органном уровне целостного организма и умение применять полученные знания при решении клинических задач.
Задачи:
изучение студентами и приобретение знаний о химической природе веществ, входящих в состав живых организмов, их превращениях, связи этих превращений с деятельностью органов и тканей, регуляции метаболических процессов и последствиях их нарушения;
формирование у студентов умений пользоваться лабораторным оборудованием и реактивами с соблюдением правил техники безопасности, анализировать полученные данные результатов биохимических исследований и использовать полученные знания для объяснения характера возникающих в организме человека изменений и диагностики заболевания;
формирование навыков аналитической работы с информацией (учебной, научной, нормативно-справочной литературой и другими источниками), с информационными технологиями, диагностическими методами исследованиями.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
2.1 Дисциплина «Биохимия» относится к математическому, естественно-научному циклу дисциплин, базовой части ФГОС ВПО по специальности 060103 «Педиатрия» (код учебного цикла С1). В общей системе подготовки врачей биохимия занимает особое положение - это наука, дающая, с одной стороны, фундаментальные знания о молекулярных механизмах функционирования организма человека, а с другой, является прикладной медицинской наукой, знания которых необходимы каждому врачу.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: ОБЩЕЙ И БИООРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Знания: Основ формульного материала, химических закономерностей и механизмов химических реакций органических и неорганических веществ
Умения: анализировать результаты лабораторных исследований
Навыки: работы с химическими реактивами и химическим лабораторным оборудованием
БИОЛОГИИ
Знания: Особенности строения и фунционирования различных организмов, основ строения и функционирования клеток
Умения: оформления лабораторных журналов, анализа полученных данных
Навыки: работы с биологическим материалом
ФИЗИКИ
Знания: Физических закономерностей и основ работы лабораторного оборудования
Умения: оформления лабораторных журналов
Навыки: работы с лабораторным оборудованием
Является предшествующей для изучения дисциплин:
патофизиология, клиническая патофизиология;
фармакология;
микробиология, вирусология;
иммунология;
профессиональные дисциплины.
3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
-способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, владению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
-способностью и готовностью выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9); В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
правила работы и техники безопасности в химических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, витаминов;
основные метаболические пути их превращения; ферментативный катализ; основы биоэнергетики;
роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;
химико-биологическую сущность процессов, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях в организме детей и подростков;
основные механизмы регуляции метаболических превращений белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов;
диагностически значимые показатели биологических жидкостей (плазмы крови и мочи) у здорового человека;
Уметь:
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности, лабораторным оборудованием;
правильно оценивать современные теоретические концепции в биологической химии, молекулярной биологии и клинической биохимии;
использовать знания для анализа сущности общепатологических процессов и механизма действия лекарственных препаратов;
применять полученные знания при изучении последующих медико-биологических клинических дисциплин, в дальнейшем – в лечебно-профилактической деятельности;
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков;
выполнять тестовые задания в любой форме, решать ситуационные задачи на основе теоретических знаний.
Владеть:
методами оценки нормативных возрастных биохимических показателей;
приемами работы с медико-технической аппаратурой;
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
медико-анатомическим понятийным аппаратом;
навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования детей и подростков.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
| 120
| 72
| В том числе:
| Лекции
| 57
|
|
| 32
| 25
| Практические и лабор. занятия (ПЗ)
| 135
|
|
| 88
| 47
| Самостоятельная работа (всего)
| 96
|
|
| 60
| 36
| В том числе:
| Реферат
| 20
|
|
| 12
| 7
| Другие виды самостоятельной работы
(подготовка к практическим занятиям, семинарам и зачетам)
| 76
|
|
| 48
| 20
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
|
|
| Эк-за-мен
| Общая трудоемкость:
|
|
|
|
|
| часов зачетных единиц
| 288
8
|
|
| 180
5
| 108
3
|
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| Коды компетенций
| Формы рубежного контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Строение и функции белков и аминокислот
| Классификация и физико-химические свойства протеиногенных аминокислот. Классификация белков: простые и сложные, глобулярные и фибриллярные, мономерные и олигомерные. Физико-химические свойства белков: растворимость, ионизация, гидратация, осаждение. Уровни структурной организации белков: первичная, вторичная, надвторичная, третичная и четвертичная структуры, домены, субдомены, надмолекулярные структуры. Связи, поддерживающие структуры белка: дисульфидные, ионные, водородные, гидрофобные. Взаимосвязь структуры и функции. Денатурация и ренатурация.
Функции белков: структурная, каталитическая, транспортная, рецепторная, регуляторная, защитная, сократительная. Свойства простых белков. Гистоны, альбумины. Структурные белки: тубулины, кератины, коллаген, эластин. Миоглобин и гемоглобин. Конформационные изменения и кооперативные взаимодействия субъединиц гемоглобина. Эффект Бора. Роль 2,3 – бисфосфоглицерата. Роль протеомики в оценке патологических состояний.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 2.
| Ферменты
| Общие представления о катализе (энергетическая диаграмма реакции, переходное состояние, энергия активации). Механизмы катализа. Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды. Единицы активности ферментов. Специфичность действия ферментов. Кинетика ферментативных реакций. Уравнение и график Михаэлиса-Ментен. Преобразование Лайнуивера-Бэрка. Металлоферменты и ферменты активируемые металлами. Кофакторы и коферменты. Водорастворимые витамины (тиамин, рибофлавин, никотинамид, пиридоксин, пантотеновая кислота, кобаламины, фолиевая кислота, биотин), как предшественники коферментов.
Химическое строение жирорастворимых витаминов:A, D, E, K, F и их биологическая роль. Провитамины, активные формы витаминов А и D. Гиповитаминозы и гипервитаминозы, патологические проявления при этих состояниях. Ингибирование активности ферментов: обратимое, необратимое, конкурентное, неконкурентное. Регуляция скоростей синтеза и распада ферментов. Индукция и репрессия синтеза ферментов. Компартментация ферментов. Аллостерическая регуляция. Ингибирование по принципу обратной связи. Ковалентная модификация ферментов: ограниченный протеолиз проферментов, фосфорилирование и дефосфорилирование. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Органоспецифические ферменты. Энзимодиагностика и энзимотерапия. Белковые ингибиторы ферментов. Ингибиторы ферментов как лекарственные препараты. Наследственные энзимопатии.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 3.
| Введение в обмен веществ. Биологическое окисление. Окислительное фосфорилирование. Универсальные метаболические процессы. Цикл ди- и трикарбоновых кислот (цикл Кребса).
| Обмен с окружающей средой. Переваривание основных пищевых веществ (жиров, белков и углеводов). Метаболизм: анаболические, катаболические и амфиболические реакции. Специфические и общие пути катаболизма. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты: строение пируватдегидрогеназного комплекса (ферменты и коферменты). Цикл лимонной кислоты (цикл Кребса): последовательность реакций и характеристика ферментов. Реакция субстратного фосфорилирования в цикле лимонной кислоты, макроэргические соединения. Энергетическая и пластическая функции цикла Кребса. Регуляция активности пируватдегидрогеназного комплекса и цикла лимонной кислоты. Классификация оксидоредуктаз: оксидазы, дегидрогеназы, пероксидазы, окигеназы. Митохондриальные и микросомальные монооксигеназы: строение и биологическое роль. Организация дыхательной цепи митохондрий: мультиферментные комплексы, переносчики электронов. Хемиосмотическая теория. Образование и использование электрохимического потенциала (Н+). Протонная АТФ-аза и транспортные системы митохондрий. Окислительное фосфорилирование, коэффициент Р/О. Дыхательный контроль. Ингибиторы дыхательной цепи и разобщители с окислительным фосфорилированием. Энергетический обмен и теплопродукция.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 4.
| Гормоны. Гормональная регуляция метаболических процессов
| Передача сигналов в клетку. Мембранные рецепторы. Строение G-белков. Образование вторичных посредников: циклических нуклеотидов, инозитолтрифосфата, диацилглицерола. Роль Са2+. Виды протеинкиназ. Метаболические изменения в ответ на сигнальные молекулы. Внутриклеточная передача сигнала. Гормональная регуляция как механизм межклеточной и межорганной координации обмена веществ. Клетки-мишени и клеточные рецепторы гормонов. Гормоны гипоталамуса: либерины и статины. Гормоны гипофиза. ПОМК как предшественник АКТГ, -липотропина, эндорфинов. Строение и биологическая роль вазопрессина и окситоцина. Йодсодержащие гормоны, строение и биосинтез. Изменение обмена веществ при гипертиреозе и гипотиреозе. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена, участие паратгормона и кальцитонина, активных форм витамина D. Гормоны поджелудочной железы. Строение, механизм действия инсулина, глюкагона. Инсулиновый рецептор. Биосинтез и распад адреналина. Гормоны коры надпочечников: минерало- и глюкокортикоидов. Половые гормоны: мужские и женские, влияние на обмен веществ. Гипер- и гипопродукция гормонов.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 5.
| Обмен углеводов
| Строение основных моно-, олиго- и полисахаридов. Общие пути обмена глюкозы в клетке. Синтез и распад гликогена. Механизм ветвления гликогена. Ковалентная модификация и аллостерическая регуляция гликогенфосфорилазы и гликогенсинтазы. Механизм синхронизации мышечного сокращения и гликогенолиза. Гликогенозы. Гликолиз: последовательность реакций. Гликолитическая оксидоредукция. Субстратное фосфорилирование. Ключевые реакции глюконеогенеза. Аллостерическая регуляция ферментов гликолиза и глюконеогенеза. Роль фруктозо-2,6-бисфосфата. Реакции пентозофосфатного пути превращения глюкозы. Образование восстановительных эквивалентов и рибозы. Челночные механизмы переноса восстановительных эквивалентов из цитозоля в матрикс митохондрий. Метаболизм фруктозы и галактозы. Регуляция уровня глюкозы в крови. Источники глюкозы крови. Цикл Кори и глюкозо-аланиновый цикл. Почечный порог для глюкозы, глюкозурия. Толерантность к глюкозе.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 6.
| Обмен липидов
| Обмен жирных кислот. Активация и транспорт жирных кислот в митохондрии. Роль карнитина. -окисление насыщенных и ненасыщенных жирных кислот с четным числом атомов углерода. Синтез и использование кетоновых тел. Гиперкетонемия, кетонурия, ацидоз при сахарном диабете и голодании. Биологическая роль -, - и пероксисомального окисления жирных кислот. Образование малонил-КоА. Пальмитатсинтазный комплекс: строение, последовательность реакций. Источники восстановительных эквивалентов. Микросомальная система удлинения жирных кислот. Обмен полиненасыщенных жирных кислот. Образование эйкозаноидов, их биологическая роль. Синтез и распад триацилглицеролов и глицерофосфолипидов: последовательность реакций. Различия синтеза ТАГ в печени и жировой ткани. Взаимопревращение глицерофосфолипидов. Жировое перерождение печени. Липотропные факторы. Синтез холестерола; реакции образования мевалоновой кислоты. Регуляция активности ГМГ-КоА-редуктазы. Экскреция холестерола. Желчные кислоты (первичные и вторичные), Транспортные липопротеины: строение, образование, функции. Апобелки. Роль липопротеинлипазы и лецитин-холестерин-ацилтрансферазы (ЛХАТ). Метаболизм плазменных липопротеинов. Атеросклероз. Коэффициент атерогенности. Гормональная регуляция липолиза и липогенеза.
Липидный состав биологических мембран. Амфифильная природа мембранных липидов. Текучесть мембран, влияние на нее жирнокислотного состава мембранных липидов, поливалентных катионов, холестерола. Мембранные белки: интегральные и периферические. Ассиметрия мембран. Сборка мембран. Микротранспорт: пассивный транспорт (простая и облегченная диффузия), активный транспорт (первичный и вторичный). Унипорт и котранспорт (симпорт и антипорт). Белковые каналы и белки переносчики. Макротранспорт: эндоцитоз (пиноцитоз и фагоцитоз) и экзоцитоз. Жидкостный и адсорбционный пиноцитоз. Окаймленные ямки и пузырьки. Роль клатрина. Лизосомы, аппарат Гольджи и мембранный транспорт. Липосомы, как модель биологических мембран и транспортная форма лекарственных препаратов.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 7.
| Обмен белков и аминокислот
| Транспорт аминокислот в клетку. Распад белков в тканях с участием протеасом и катепсинов. Дезаминирование аминокислот: прямое (окислительное и неокислительное), непрямое. Трансаминирование. Аминотрансферазы, их использование в энзимодиагностике. Обезвреживание аммиака: восстановительное аминирование 2-оксоглутарата и синтез глутамина. Орнитиновый цикл синтеза мочевины. Транспорт аммиака. Глюкозо-аланиновый цикл и транспорт глутамина. Гипераммонемии. Глутаминаза почек, компенсация ацидоза. Введение аминокислот в общий путь катаболизма и глюконеогенез. Декарбоксилирование аминокислот. Биогенные амины: образование, биологическая роль и инактивация. Полиамины: биологическая роль. Распад глицина и метаболизм одноуглеродных групп. Обмен серина и треонина. S-аденозилметионин, реакции метилирования. Синтез креатина: биологическая роль, клиническое значение определения в моче и плазме крови креатина и креатинина. -аланиновые дипептиды: карнозин и анзерин, их биологическая роль. Обмен фенилаланина и тирозина. Фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм. Обмен триптофана.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 8.
| Обмен нуклеотидов
| Представление о биосинтезе пуриновых нуклеотидов. Роль ФРПФ. Происхождение атомов пуринового кольца. ИМФ как предшественник АМФ и ГМФ. Регуляция синтеза пуриновых нуклеотидов. Катаболизм пуриновых нуклеотидов. Пути регенерации пуриновых нуклеотидов. Нарушения метаболизма пуринов: подагра, синдром Леша-Найхана. Синтез пиримидиновых нуклеотидов. Синтез дезоксирибонуклеотидов. Использование ингибиторов синтеза дезоксирибонуклеотидов в химиотерапии онкологических заболеваний. Регуляция синтеза пиримидинов. Конечные продукты распада пиримидинов. Нарушения метаболизма пиримидинов.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 9.
| Матричные биосинтезы
| Репликация. Строение репликативной вилки. ДНК-полимераза. ДНК-лигаза. Фрагменты Оказаки. Деградация и репарация ДНК. Транскрипция: промоторы, терминаторы. ДНК-зависимая РНК-полимераза. Процессинг РНК. Малые ядерные РНК, их биологическая роль. Репликация. Генетический код. т-РНК, строение и функции. Рибосомы. Этапы синтеза белка (инициация, элонгация, терминация). Посттрансляционная модификация. Фолдинг. Ковалентные преобразования радикалов аминокислот. Ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот и белка. Регуляция матричных биосинтезов.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Промежуточный
зачет
| 10.
| Биохимия крови и мочи
| Кровь – часть внутренней среды организма. Главнейшие функции крови. Белковый спектр плазмы. Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы. Глобулины, их характеристика. Общие закономерности действия каскадных протеолитических систем крови; их взаимосвязи в осуществлении защитных функций. Роль антипротеиназ плазмы. Эндогенные ингибиторы протеиназ (альфа-1-антитрипсин, антиплазмин, альфа-2-макроглобулин и др.). Белки «острой фазы». Белки-переносчики ионов металлов (трансферрин, церулоплазмин). Ферменты плазмы: «собственные» и поступающие при повреждении клеток. Диагностическая ценность анализа ферментов плазмы. Небелковые органические компоненты плазмы. Важнейшие азотсодержащие соединения. Минеральные вещества крови: распределение между плазмой и клетками; нормальные диапазоны концентраций важнейших из них. Форменные элементы крови. Особенности метаболизма в эритроцитах и лейкоцитах. Основные закономерности функционирования и взаимосвязь ренин-ангиотензин-альдостероновой и калликреин-кининовой систем. Вазоактивные пептиды. Дыхательная функция крови. Молекулярные механизмы газообмена в легких и тканях. Кинетика оксигенирования миоглобина и гемоглобина. Буферные системы крови: бикарбонатная, фосфатная, белковая и гемоглобиновая. Причины развития и формы ацидоза и алкалоза; возможные последствия этих отклонений для состояния зубочелюстного аппарата.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Программированный
контроль
| 11.
| Биохимия соединительной ткани. Особенности метаболизма соединительной ткани.
| Биохимия межклеточного матрикса. Организация межклеточного матрикса. Общие сведения о структуре коллагеновых белков. Фибриллообразующие коллагены. Коллагены, ассоциированные с фибриллами. Нефибриллярные (сетевидные) типы коллагена. Коллагены, образующие микрофибриллы. Синтез коллагена. Этапы внутриклеточного синтеза: транскрипция, трансляция, посттрансляционная модификация, роль аскорбиновой кислоты, формирование коллагеновых фибрилл вне клетки. Нарушения синтеза коллагеновых белков у человека. Неколлагеновые белки межклеточного матрикса. Эластин. Синтез и распад эластина. Изменения в структуре эластина при патологических процессах. Протеогликаны и гликозаминогликаны. Большие протеогликаны. Малые протеогликаны. Протеогликаны богатые лейцином. Протеогликаны, ассоциированные с клетками. Синтез протеогликанов. Распад протеогликанов. Распад гликозаминогликанов. Мукополисахаридозы. Неколлагеновые белки со специальными свойствами. Адгезивные и антиадгезивные белки. Факторы роста. Катаболизм белков межклеточного матрикса. Регуляция активности матриксных металлопротеиназ. Базальная мембрана. Протеогликаны базальных мембран. Процесс ремоделирования костной ткани.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Программированный
контроль
| 12.
| Биохимия печени. Обмен хромопротеинов. Антитоксическая функция печени.
| Синтез на примере синтеза гемоглобина. Обмен железа. Гемоглобинопатии. Железодефицитные анемии. Распад гемоглобина в тканях: образование билирубина, его дальнейшие превращения; судьба желчных пигментов. Общие представления о желтухе и ее вариантах (гемолитическая, обтурационная, паренхиматозная; желтуха новорожденных). Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче.
Антитоксическая функция печени. Эндогенные и чужеродные токсические вещества. Обезвреживающая функция печени. Микросомальное и немикросомальное окисление. Реакции конъюгации. Токсикология этилового алкоголя. Пути и механизмы его обезвреживания в печени.
Значение печени в метаболизме лекарственных препаратов.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Программированный
контроль
| 13.
| Биохимия нервной системы.
| Химический состав нервной ткани. Энергетический обмен в нервной ткани. Биохимия возникновения и проведение нервного импульса. Медиаторы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глутаминовая кислота, глицин, гистамин. Нарушение обмена биогенных аминов при психических заболеваниях.
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Программированный
контроль
| 14.
| Биохимия мышечной ткани.
| Белки миофибрилл, молекулярная структура: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Особенности энергетического обмена в мышцах; креатинфосфат. Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и деинервации мышц. Креатинурия. Особенности метаболизма миокарда
| ОК-5;
ПК-2;
ПК-9.
| Программированный
контроль
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| №№ разделов данной дисциплины, необходимых
для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
|
| Гигиена
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1.
| Микробиология, вирусология
| +
| +
| +
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Иммунология
| +
| +
|
|
| +
| +
|
| +
|
|
|
|
| +
|
| 3.
| Патофизиология, клиническая патофизиология
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 4.
| Фармакология
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| Профессиональные дисциплины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| цикла медико-профилактических дисциплин;
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| цикла клинических дисциплин
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| цикла педиатрических дисциплин
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| цикла терапевтических дисциплин
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| цикла хирургических дисциплин
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды учебной работы
| Всего
час.
|
|
|
|
| Лекц.
| Практ.
зан.
| СРС
| 1.
| Строение и функции белков и аминокислот
| 2
| 5
| 3
| 10
| 2.
| Ферменты
| 6
| 15
| 7
| 26
| 3.
| Введение в обмен веществ. Биологическое окисление. Окислительное фосфорилирование. Универсальные метаболические процессы. Цикл ди- и трикарбоновых кислот (цикл Кребса).
| 4
| 8
| 10
| 22
| 4.
| Гормоны. Гормональная регуляция метаболических процессов
| 4
| 9
| 5
| 18
| 5.
| Обмен углеводов
| 6
| 20
| 13
| 39
| 6.
| Обмен липидов
| 10
| 27
| 21
| 58
| 7.
| Обмен белков и аминокислот
| 8
| 18
| 13
| 39
| 8.
| Обмен нуклеотидов
| 2
| 3
| 2
| 7
| 9.
| Матричные биосинтезы
| 2
| 6
| 6
| 14
| 10.
| Биохимия крови и мочи
| 2
| 6
| 2
| 10
| 11.
| Биохимия соединительной ткани. Особенности метаболизма соединительной ткани.
| 2
| 4
| 3
| 9
| 12.
| Биохимия печени. Обмен хромопротеинов. Антитоксическая функция печени.
| 4
| 6
| 5
| 15
| 13.
| Биохимия нервной системы.
| 3
| 4
| 3
| 10
| 14.
| Биохимия мышечной ткани
| 2
| 4
| 3
| 9
| |