«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектеп» ММ
ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»
Система организации и проведения индивидуальной внеклассной работы
по химии.
Учитель : Мощенко Л.А.
2012 г.
Система организации и проведения индивидуальной внеклассной работы
по химии.
Учитель химии: Мощенко Л.А.
Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы.
Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана.
Основные цели внеклассной работы по предмету – помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.
Во внеклассной работе по химии большое внимание уделяется межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся и понимания роли химии в жизни человека.
Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее, содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др.
В зависимости от содержания и адекватно ему следует выбирать форму и вид внеклассной работы по химии: массовая – химический вечер, олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по химии, викторина, час химии, лекция-концерт, конференция, экскурсия, химические общества и т.д.; групповая –химический кружок, выпуск стенной газеты, изготовление стенда и т.д.; индивидуальная – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, изготовление оборудования для химического кабинета и др.
.
Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.
У учителя химии имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности учащихся, осуществления трудового воспитания в процессе изучения химии.
При планировании и проведении индивидуальной внеклассной работы учителю необходимо учитывать некоторые аспекты: психологические особенности учащихся старших классов, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.
Индивидуальную внеклассную работу по химии можно разделить на 2 направления: учебное и воспитательное.
Учебная работа
1 Индивидуальные консультации по повышению качества знаний проводится согласно графика: понедельник, вторник, среда для учащихся 8-11 классов. После выставления предварительных итогов за 1 четверть были сформированы группы учащихся.
1 группа учащиеся, отстающие по всем темам учебной программы. Таких учащихся в
8 классах – 9
9 классах – 8
Учащиеся были ознакомлены с графиком работы. День проведения консультации записан в дневник. Был составлен план работы со слабоуспевающими учащимися. В плане указаны сроки и ожидаемый результат.
2 группа учащиеся, отстающие по отдельным темам учебной программы (учащиеся потенциальные хорошисты)
В 9 классах – 9 учащихся
В 10 «А» - 3 учащихся
В 11 «А» классе – 6 учащихся
3 группа учащиеся потенциальные отличники, имеющие одну или две «4».
В 11 «А» - 3 учащихся. Дауренбекова А. Нугуманов Д. Лиханская Т.
С этими учащимися проводились индивидуальные консультации в течение 1 четверти.
Трое учащихся не смогли повысить успеваемость из-за пропусков учебных занятий (Игошин.В. Коляев С. Ким С.)
Из 2 группы не изменилось качество знаний Байбасуновой Д. Сулейменовой А.
Для проведения зачетных дней были составлены вопросы для учащихся 8, 9 классов в электронном виде. Все данные о работе были занесены в Журнал по повышению качества знаний, проведен мониторинг успеваемости и качества знаний за 1 четверть.
Все учащиеся посещающие консультации ведут индивидуальные тетради, в которых записывается тема и задания. По записям в тетрадях можно проследить повышение качества знаний, успеваемости учащихся.
2 Индивидуально – коррекционная работа с учащимися КРО.
С учащимися 9 классов проводится индивидуальные консультации (Васильев А. Лекомцев В Нурпеисова К Носенко Ю.) Так же заведены тетради индивидуальной работы. Результат проведения таких занятий есть только у Нурпеисовой К., которая старательно выполняет домашнее задание, работает на уроке, посещает консультации.
3 Индивидуальное обучение на дому.
Является формой внеклассной работы по предмету. С учащимся 8 «Л» класса Шатровым Дмитрием ведется обучение на дому по химии. Данные по работе собраны в индивидуальной папке учителя.
4 Подготовка учащихся к олимпиадам.
За 1 четверть учащиеся приняли участие в следующих олимпиадах:
Дистанционная, Республиканская юниорская олимпиада (2 учащихся)
Олимпиада Уральского округа (1 учащаяся)
Ак бота (10 учащихся)
Школьный тур областной олимпиады (2 учащихся)
Областная олимпиада по химии (4 учащихся) – приняли участие учащиеся 8,9 классов.
5 Написание рефератов, докладов, создание презентации.
Воспитательная внеклассная работа проводится с целью расширения знаний учащихся. Так при проведении Декады химии, посвященной Международной Менделеевской олимпиаде, были проведены тематические мероприятия:
Конференция «Научный подвиг Д.И. Менделеева».
Созданы презентации по теме «Казахстанские ученые химики»
Учащимися подготовлены и проведены классные часы по теме: «Вода – источник жизни на Земле», «Биосфера – арена великих круговоротов веществ».
Учащиеся приняли участие в конкурсе сочинений «Химия вокруг нас», «Развитие химии».
Учащаяся 11 класса Будник Л. Стала дипломантом олимпиады в КГУ.
Отрицательным в данной работе является то, что за последние 5 лет не выделяются часы на факультативные занятия с учащимися и работу химического кружка, при проведении занятий летней интеллектуальной площадке не планируются занятия по химии. |