Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения





Скачать 71.11 Kb.
НазваниеЦель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения
Дата публикации23.06.2013
Размер71.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Урок: «Познакомьтесь, это химия!»


Цель:
1. Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией.
2. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления.


Метод проведения: рассказ, беседа на основе демонстрационных и лабораторных опытов.


Оснащение и оборудование урока.
1. На доске запись: «Вступление в науку химию. Химия – наука о веществах и их превращениях.
2. Химический стакан с водой, стеклянная палочка и трубочка, предметное стекло, сливной стакан, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, воронка, платочек, держалка, щипцы, штатив с пробирками, индикаторная бумага, тонкая полоска хлопчатобумажной ткани, смоченная раствором чая, питьевая сода, колба с водой.
Реактивы: растворы уксусной кислоты, соляной кислоты, силиката натрия, карбонат кальция, вода, спирт, хлорид бария, серная кислота, калий, фенолфталеин, поваренная соль, нашатырный спирт, жидкость для мытья посуды


Демонстрационные опыты.
1. «Получение газированной воды» (взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой)

2. «Дым без огня»
3. «Несгораемый платочек» (горение платочка, смоченного водой и спиртом)
4. «Получение молока» (взаимодействие хлорида бария с серной кислотой)
5. «Газированная вода с сюрпризом» (взаимодействие воды с калием в присутствии фенолфталеина)

6.»Извержение вулкана»


Лабораторный опыт. «Очистка поваренной соли»


Ход урока.
Ведущий 1. Вас сегодня пригласили в кабинет на урок удивительной науки – химии. Это очень серьёзная и умная наука. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”? Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.
Посмотрите вокруг себя: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Их не надо страшиться, потому что тому, кто познает основы химии, она дает возможность получать нужные для человека вещества. Очень часто мы, говоря «химическое вещество», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека. Оказывается это не совсем так. Все, что нас окружает, состоит из химических веществ, мы ими дышим, их пьем, их едим.
- Как вы думаете, химические вещества могут превращаться друг в друга? Конечно, да! Что мы вдыхаем? А выдыхаем? Значит, в нашем организме кислород превращается в углекислый газ! Это не какое-нибудь, а химическое превращение!
- Это превращение вредно или полезно для организма?
Представьте себе, что произойдет, если мы перестанем дышать. Оказывается, химические превращения могут быть полезными и даже необходимыми! Так стоит ли нам бояться химических явлений или химических веществ? Конечно, нет!
Посмотрите, в этой колбе – газ. Из него можно получить многие полезные вещества: игрушки, бензин, лекарство… А из вот этого куска угля, который человек сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарство, краски, ручки, ткани, пластмассы. А вот из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта.
Итак, ребята, химия – наука, умеющая творить чудеса. В этом определении химии, которое по случайности не вошло в учебники, нужно твёрдо усвоить, что химия – это наука. И как всякая наука, она требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.


Вам конечно же хочется увидеть чудеса? Это возможно.
1. Возьмем пищевую соду, растворим её в небольшом количестве воды и добавим несколько капель уксусной кислоты. Что мы наблюдаем?
Сейчас нам, наверное, в первую очередь ответят девочки. Кто из вас помогает маме печь печенье, блины, оладьи? Оказывается это химическое превращение помогает тесту подниматься за счет выделяющегося газа, и оно получается мягкое и пышное.
У нас получилась газированная вода. Но вас я этой водой угощать не буду, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещается.

2. Посмотрите на эту бумажку. Эта бумага имеет замечательное свойство: она меняет цвет в зависимости от того вещества, с которым столкнется. Например, при соприкосновении со щелочами она становится синей, а с кислотами – красной. Какого цвета стала бумажка после соприкосновения со слюной? Синей, значит, слюна имеет щелочную реакцию. А куда попадает пища изо рта? В пищевод, затем в желудок. В этой пробирке у меня раствор вещества, которое содержится в желудочном соке. Давайте поместим в нее нашу индикаторную бумагу. Бумага окрасилась в красный цвет. Кто запомнил, при взаимодействии, с какими веществами бумага становится красной? Правильно, с кислотами. Значит, в желудочном соке есть кислота. Она называется соляной.

3. А теперь проверим, какое вещество входит в состав хлеба и картофеля. В этой пробирке у меня клейстер, приготовленный из крахмала. Я добавлю в него каплю обыкновенного йода. Что мы видим? Верно, клейстер приобрёл темно-фиолетовую окраску. Всегда, когда будут встречаться йод и крахмал мы будем видеть такой цвет. Теперь возьмем кусочек хлеба и разрезанный картофель, капнем йодом. О чём нам сигнализирует появление фиолетовой окраски? Изменение окраски это последствия произошедшей между крахмалом и йодом химической реакции. Дома вы сами можете проверить, какие продукты содержат крахмал, а какие - нет, выступив в роли исследователей.

4. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т .

Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.


5. От удивления вы, наверное, вспотели. Вам нужен платочек? Я вам могу дать несгораемый волшебный платочек. Не верите, смотрите: поджигаем, горит, но не сгорает. Разве это не волшебство?

6. Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики, можем его получить из простой воды. (Опыт) Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой.

7. А сейчас получим много газированной воды с сиропом и с сюрпризом. (Опыт) Возьмём воду, капнем в нее каплю бесцветного вещества (фенолфталеина) и бросим маленький твёрдый кусочек. Вот сироп и готов.

8. Опыт «Извержение вулкана». Чтобы приготовить вулкан, вполне безопасный и тем не менее очень эффектный, потребуется тарелка, пластилин, питьевая сода (гидрокарбонат натрия), уксусная кислота (можно воспользоваться столовым уксусом - 3 - 9%-ным раствором уксусной кислоты), краситель (можно взять фукорцин из домашней аптечки или красный пищевой краситель, или даже свекольный сок), любая жидкость для мытья посуды.

Пластилин делят на две части и одну из них раскатывают в плоский "блин" - основание вулкана, а из второй лепят полый конус с отверстием наверху (склоны вулкана). Защепив обе части по краям, надо налить внутрь воду и убедиться, что "вулкан" не пропускает ее снизу. Объем внутренней полости "вулкана" не должен быть очень велик (лучше всего 100-200 мл, это емкость чайной чашки или обычного стакана). Вулкан на тарелке ставят на поднос.

Чтобы "зарядить" вулкан "лавой", готовят смесь жидкости для мытья посуды (1 столовая ложка), сухой питьевой соды (1 столовая ложка) и красителя (достаточно нескольких капель). Эту смесь наливают в "вулкан", а потом добавляют туда уксус (четверть чашки). Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа. Из жерла вулкана показывается ярко окрашенная пена...

Вот какие чудеса может творить химия! Но чудеса – это для непосвещенных людей. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, химические превращения, или химические реакции. Кто же скажет о чём наука химия? ( О веществах и их превращениях) Правильно, молодцы!

Ведущий 2. Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо вам знакомой поваренной солью. Случилась беда. Соль смешалась с песком и глиной, а другой нет. Что же делать?..
В очистке вам поможет химическое оборудование, оно у вас на столах. Это химический стакан, палочка для размешивания, фильтровальная бумага, воронка, держалка, стёклышко для выпаривания, спиртовка, сливной стакан.
Проверим, как вы запомнили название оборудования. Я буду называть различные предметы, а вы их должны поднять… Молодцы!
Выполнение лабораторного опыта.
Возьмите химический стакан, высыпьте в него загрязненную соль. Стеклянной палочкой помешайте полученную смесь, пока соль не растворится. Когда соль растворится, перестаньте мешать, положите палочку на стол, на своё место. Так, все растворили?
Возьмите в руки фильтр. вставьте в воронку и поставьте в стакан. Поставив стеклянную палочку в угол воронки, налейте отстоявшуюся жидкость на фильтр. Смотрите, не перелейте через край!
Обратите внимание! Через фильтр проходит вода и становится прозрачной, на фильтре остаются частички песка и глины. Где же соль? Конечно, соль в воде. Как же выделить соль из воды? Воду надо выпарить. Для этого возьмите спиртовку, поставьте ее на середину стола, снимите колпачок и зажгите. А теперь возьмите держалку, укрепите в ней стеклышко, нанесите полученный фильтрат и прогрейте все стеклышко. Только не касайтесь фитиля, стеклышко может лопнуть. Что вы наблюдаете? Пар. Это испаряется вода. А на стёклышке что? Белая чистая соль самого высшего качества.

- Вот вы и сами научились делать чудеса. Какие? ( Из загрязненной соли получать чистую).
- А как вы это делали? ( Растворяли, фильтровали, выпаривали.)
- А пригодится ли вам это в жизни? ( Да. Если будет у нас грязная соль, мы сумеем её очистить)

Роль химии заметней год от года,

Решить задач ей много предстоит.

Растет число химических заводов,

И химия упорно входит в быт

Она везде и в нас самих она,

Хотя порой ее не замечаем.

А ведь нам пища разная нужна,

Богатая жирами и белками.

Без химии ты глух и слеп

И никому помочь не можешь

Не вырастишь хороший сад

И дом хороший не построишь

Жизнь вокруг себя поймешь, познаешь

Разрешишь любой серьезный спор,

Без огня в дороге яйца сваришь

И без спичек разведешь костер

У химии большие перспективы

Она во всем на помощь к нам идет

Чтоб жил народ и лучше и красивей ,

Чтобы шагнул уверенно вперед


- Наш урок закончен. До новых встреч на уроках удивительной и умной науки химии.

Л и т е р а т у р а

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995;

Волынова Л. Г., Сейдалиева Л. К. и др. Химия. Предметная неделя в школе. Планы и конспекты мероприятий. Волгоград: Учитель , 2005. – 142 с.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2010;

Кожанова Э.А. Как я провожу урок-игру. Химия в школе, 1995, № 6, с. 21.

Природа, 2007, № 3; Там же, 2006, № 5;

Наука и жизнь, 1994, № 8;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения icon«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.»
Цель урока: заинтересовать учащихся историей книги, рассказать о роли, которую играла книга в развитии человечества, вызвать у ребят...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconУчимся быть толерантными
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения icon7 учитель Н. А. Лысенко Радужный 2014
Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, его значение в жизни человека; уметь объяснять наличие атмосферы Земли, явления,...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconСодержание: Актуальность опыта
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальная тематика и современный материал, отвечающий интересам и уровню школьников, использование новых инновационных технологий...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconТема: цель, задачи и содержание дисциплины
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconВнеклассное мероприятие для гпд занятие-практикум
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconКонспект Новогоднего клубного часа в группе продленного дня
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconВнутришкольный контроль деятельности групп продленного дня гбоу сош №1307
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки нестандартные отличаются от традиционных дополнительным фантазийным элементом, способствующим вызвать интерес и стремление...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconКгбоу спо (ссуз) «минусинский педагогический колледж им. А. С. Пушкина»...
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconКонспект занятия театрального кружка по теме: «Театр в гостях у воспитанников...
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconКалендарно-тематическое планирование по физике 8 класс
Объяснять физические явления на основе знаний о внутренней энергии тел и ее изменении
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconКонспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса «Будем сотрудничать!»...
...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обобщить, закрепить, повторить знания, умения полученные за курс 7 класса; активизировать стремление к самостоятельности, к...
Цель: Заинтересовать учащихся 6 и 7 класса наукой химией. Вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления. Метод проведения iconК ритерии оценки деятельности воспитателя гпд для установления стимулирующих...
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск