МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» имени Ивана Фёдорова УТВЕРЖДАЮ Первый проректор по учебной работе ______________Т.В. Маркелова
«_____» ___________2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины ____ Экология _________________
(указывается наименование в соответствии с учебным планом) По направлению подготовки 230400.62 – «Информационные системы и технологии»
(указываются код и наименование направления подготовки) По профилю подготовки _Информационные системы и технологии
(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП) Факультет _ФИТИМ____________________________
Кафедра химии
Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва — 2012
Разработчики:
Доцент кафедры «Химия» к.х.н, доцент М.В. Зеленская
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) Доцент кафедры «Химия» к.т.н, доцент И.Г. Рекус
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рецензенты:
Проф. д.х.н., проф. А.П.Кондратов
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Проф. д.х.н., проф. В.Ю.Конюхов
(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры химии
(дата) ____________ 201 г, протокол № . Зав. кафедрой ________________/ / Одобрена Советом факультета ФИТИМ
(дата) ____________ 201 г, протокол № Председатель______________/ /
Индекс по учебному плану
| Цикл
| Компонент
| Базовая часть
| вариативная часть
| по выбору студента
| Б.2.Б5
| Гуманитарный и социальный
и экономический цикл
|
|
|
| Математический и естественнонаучный цикл
| +
|
|
| Профессиональный цикл
|
|
|
|
Форма
обучения
| курс
| семестр
| Трудоемкость дисциплины в часах
| Форма
итогового
контроля
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Лекции
| Семинарские (практически) занятия
| Лабораторные занятия
| Курсовая
Работа (проект)
| Самостоятельная работа
|
| Очная
| 1
| 1
| 72
| 36
| 18
|
| 18
|
| 36
| зачет
| Очно-заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Экология» являются:
- ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки о биосфере и экосистемах;
- формирование у студентов целостного естественнонаучного, экологического мировоззрения на основе знания особенностей функционирования экосистем;
- воспитание навыков экологической культуры.
Дисциплина является естественнонаучной.
Задачи дисциплины:
- изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;
- формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможности их преодоления.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Математический и естественнонаучный цикл. Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки «Информационные системы и технологии».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе. Существует логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Экология» с другими дисциплинами цикла – математикой, физикой и химией. Дисциплина «Экология» служит естественной базой для более глубокого усвоения такой дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности». 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ» Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по профилю подготовки «Информационные системы и технологии»:
а) общекультурных (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; постановке цели и выбору путей её достижения; умением логические верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК–1);
пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);
готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
б) профессиональных (ПК):
способностью использовать знания основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-14);
способностью использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности в области экологии и других областях (ПК-18);
способностью проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-23).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
факторы, определяющие устойчивость биосферы, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу; принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; организационные и правовые средства охраны окружающей среды; способы достижения устойчивого развития;
уметь:
осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; грамотно использовать нормативно-
правовые акты при работе с экологической документацией;
владеть:
методами экономической оценки ущерба от деятельности предприятия, методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| 1
| -
| -
| -
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Лекции
| 18
| 18
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| -
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| -
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18
| 18
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
|
|
|
| В том числе:
| -
| -
| -
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| -
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Зач.
| Зач.
|
|
|
| Общая трудоемкость часов
| 72
| 72
|
|
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИИ. Экология как наука о взаимоотношении живых организмов с неживой средой их обитания. Биосфера и развитие В.И.Вернадским учения о биосфере. Ноосфера. Экосистемы как структурные элементы биосферы.
Три типа вещества в биосфере – косное, биокосное, живое. Способы накопления и распространения солнечной энергии в биосфере - геохимический и биогеохимический круговороты веществ и энергии.
Теория происхождения жизни А.И. Опарина. Прокариоты и эукариоты. Роль живых организмов в формировании почвы, состава атмосферы, поверхностных вод и, следовательно, в эволюции климата планеты.
Классификация живых организмов по типу питания - автотрофы и гетеротрофы; их роль в биологическом круговороте веществ и энергии.
Современные экологические проблемы: изменение атмосферы и климата, негативные изменения литосферы и гидросферы, изменение биоты, нерациональное использование и истощение запасов природных ресурсов, негативное влияние загрязненной окружающей среды на здоровье человека и т.д.
Условная классификация загрязнений окружающей среды: механическое, химическое, физическое и биологическое. Экологический мониторинг, классификация систем мониторинга.
Предельно-допустимые концентрации (ПДК) веществ в окружающей среде.
Разновидности ПДК и единицы их измерения для различных сред – атмосферы, почвы, водоема. Классы опасности веществ.
Раздел 2. ЗАЩИТА ГИДРОСФЕРЫ
|