Скачать 166.7 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт естественных наук Кафедра химии Учебно-методический комплекс Химия целлюлозы и лигнина Направление 020100.62 «Химия» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения очная Сыктывкар 2012 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт естественных наук Кафедра химии УТВЕРЖДЕНО На заседании учебно-методической комиссии ИЕН «_3_» сентября 2012 г. Протокол № 1 Председатель УМК Л.А.Тулаева ___________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Химия целлюлозы и лигнина» Направление 020100.62 «Химия» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения очная Блок дисциплин Б3 ДВ 3 Семестр 7 Всего учебных занятий – 108 часов, 3 зачетные единицы, В том числе: Аудиторных – 54 часов, 1,5 зачетные единицы, из них: Лекций – 18 часов, 0,5 зачетных единиц; Лабораторных – 36 часов, 1 зачетная единица. Самостоятельная работа – 49 часов, 1,5 зачетных единиц; Занятия, проводимые в интерактивной и активной форме – 36 час. Контроль самостоятельной работы – 5 час. Текущий контроль – контрольная работа Промежуточный контроль – зачёт Сыктывкар 2012 Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана по направлению 020100.62 – Химия. Составитель УМК Д.х.н. _____________ Л.С. Кочева (подпись) Рецензент: Должность, звание, ФИО ________________ Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии Протокол заседания № 1 от 31 августа 2012 г. Заведующий кафедрой к.х.н. _________ О.А. Залевская (подпись) 1. Цели освоения дисциплины Химия целлюлозы и лигнина – одна из дисциплин образовательной программы по направлению подготовки 020100.62 Химия «бакалавр». Фундаментальные и прикладные исследования в области химии и технологии природных биополимеров растительного происхождения – целлюлозы и лигнина представляют реальную научную основу комплексного и рационального использования природного сырья, имеют важное народнохозяйственное значение и особую актуальность для решения проблем лесного комплекса Республики Коми. Цель данной дисциплины состоит в ознакомлении студентов с наиболее распространенными биополимерами растительного происхождения – целлюлозой и лигнином, их структурной организацией, основными физическими и химическими свойствами, методами их исследования, с современными тенденциями в области химической переработки растительного сырья, с персептивными направлениями практического использования целлюлозы и лигнина в различных областях народного хозяйства. Студент должен знать: дисциплины, необходимых для изучения дисциплины «Химия целлюлозы и лигнина»: высокомолекулярные соединения; органическая химия, химическая технология; представлять основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат Студент должен уметь: проводить математическую обработку результатов измерений Студент должен владеть: основами теории фундаментальных разделов химии; техникой лабораторного эксперимента Самостоятельная работа студента включает: ведение конспектов лекций, чтение рекомендованной литературы, усвоение теоретического материала дисциплины; подготовка к практическим и лабораторным занятиям; работа с Интернет-источниками; подготовка к сдаче экзаменов. 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Основы химии и технологии растительных биополимеров» входит в вариативную часть профессионального (специального) цикла дисциплин Б 3, дисциплина по выбору ДВ 3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы химии и технологии растительных биополимеров» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: 020100 Химия. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Химия целлюлозы и лигнина Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Владеет основами теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии) (ПК-2); Представляет основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат (ПК-5). 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Химия целлюлозы и лигнина Содержание дисциплины: Введение. Предмет и содержание курса «Химия целлюлозы и лигнина». Виды и запасы растительного сырья. Лесосырьевая база современной целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности. Наиболее перспективные для химической переболтки виды растительного сырья. Недревесное растительное сырье. Основные представители. Основные промышленные способы переработки растительного сырья. Делигнификация растительного сырья. Химия варочных процессов. Химия отбелки целлюлозы. «Зеленая химия». Основные принципы «зеленой химии». Компонентный и химический состав растительного сырья. Гистохимический анализ целлюлозных волокон. Целлюлоза. Структурно-химическая характеристика. Основные физические и химические свойства. Полиморфные модификации целлюлозы. Методы исследования целлюлозы. Лигно-углеводный комплекс. Лигнин. Структурно-химическая характеристика. Основные физические и химические свойства. Структурные единицы. Основные типы связей. Функциональные группы. Методы исследования лигнина. Химические процессы и продукты безотходной переработки древесины в высокомолекулярные продукты. Основные области практического применения целлюлозы и лигнина. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Химия целлюлозы и лигнина»
5. Образовательные технологии Использование интерактивных технологий в образовательном процессе: - презентации - специализированные научные фильмы по профилю подготовки - обучающие компьютерные программы по профилю подготовки Использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе: - тематические учебные конференции (самостоятельная работа студентов) - учебные дискуссии на заданную тему - мастер-классы ведущих специалистов Институтов Коми НЦ УрО РАН Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 10 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляет 5 % аудиторных занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Рабочей программой дисциплины «Химия целлюлозы и лигнина» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 49 часов. Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:
Планирование времени на самостоятельную работу, необходимого на изучение настоящей дисциплины, студентам лучше всего осуществлять на весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно дополнять сведениями из литературных источников, представленных в рабочей программе дисциплины. По каждой из тем для самостоятельного изучения приведенных в рабочей программе дисциплин следует сначала прочитать рекомендованную литературу и при необходимости составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме, а также для освоения последующих разделов курса. Для расширения знаний по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: проводить поиск в различных системах, таких как www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru, www.yahoo.com. Виды внеаудиторной работы студентов, подготовка к лабораторным работам, контрольной работе, зачету, ответы на контрольные вопросы по: 1. Карманов А.П., Кочева Л.С. Целлюлоза и лигнин – свойства и применение. – Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2006. – 248 с. 2. Карманов А.П. Самоорганизация и структурная организация лигнина. Екатеринбург. 2004. ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ Вопросы для зачета соответствуют компетенциям ПК-2 и ПК-5.
ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЧЕТ Вопросы для зачета соответствуют компетенциям ПК-2 и ПК-5.
ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Вопросы соответствуют компетенциям ПК-2 и ПК-5.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основы химии и технологии растительных биополимеров а) основная литература: 1. Карманов А.П., Кочева Л.С. Целлюлоза и лигнин – свойства и применение. – Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2006. – 248 с. 2. Карманов А.П. Самоорганизация и структурная организация лигнина. Екатеринбург. 2004. б) дополнительная:
Научные журналы: 1. Журнал «Химия растительного сырья» 2. Журнал «Химия природных соединений» 3. Известия высших учебных заведений. Лесной журнал в) Интернет-ресурсы:
http://www.rsc.org/Membership/Networking/InterestGroups/EducationalTechniques/ChemistryCassettes/index.asp
г) программное обеспечение: Пакет Microsoft Office, включающий в себя Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Outlook. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Химия целлюлозы и лигнина Перечень лабораторных работ и требуемые химические реактивы, оборудование и лабораторная посуда
Реактивы: Анализируемое растительное сырье. Оборудование: сушильный шкаф, щипцы, аналитические весы. Лабораторная посуда: эксикатор, бюксы. Определение зольности методом сжигания. Реактивы: Анализируемое растительное сырье. Оборудование: муфельная печь, щипцы, аналитические весы. Лабораторная посуда: эксикатор, бюкс
Реактивы: Обессмоленное растительное сырье, серная кислота. Оборудование: колбогрейка, водоструйный насос. Лабораторная посуда: коническая колба с притертой пробкой на 50 мл, круглодонная колба на 500 мл, обратный холодильник, фильтр Шотта (ПОР 160), колба Бунзена, мерный цилиндр на 100 м.
Реактивы: Обессмоленное растительное сырье, этиловый спирт 96%-ый, азотная кислота. Оборудование: колбогрейка, водоструйный насос. Лабораторная посуда: круглодонная колба на 250 мл, мерный цилиндр на 25 мл, обратный холодильник, фильтр Шотта (ПОР 160), колба Бунзена.
Реактивы: Исходное растительное сырье, диоксан, соляная кислота, гидрокарбонат натрия сульфат натрия, диэтиловый эфир. Оборудование: колбогрейка, ротационный испаритель, водоструйный насос, погружная мешалка. Лабораторная посуда: круглодонная колба на 1000 мл, обратный холодильник, колба Бунзена, воронка Бюхнера, стакан на 2000 мл, коническая колба на 1000 мл.
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ Дисциплины «Химия целлюлозы и лигнина» Блок дисциплин Б 3 ДВ 3 Направление подготовки 020100.62 – Химия «бакалавр» Институт естественных наук Форма обучения: очная
Составитель, д.х.н. ___________________ Л.С. Кочева К.х.н. ___________________ О.В. Броварова Зав. кафедрой химии _______________________________ О.А. Залевская Дата составления карты « » 2012 г. СОГЛАСОВАНО: Представитель библиотеки СыктГУ ____________________ « » _____________ 2012 г. |