Скачать 115.03 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство» и методического пособия, автор Титова И. М. (Химия и искусство: 10-11 классы: методическое пособие / И.М. Титова. – М.: Вентана-Граф, 2008). Элективный курс раccчитан на 1 час в неделю, всего- 34 часа. Изучение элективного курса предоставляет широкие возможности для развития универсальных интеллектуальных умений, мыслительных навыков: умений классифицировать, сравнивать изучаемые объекты, проводить анализ информации и синтез результатов этого анализа; выявлять противоречия и закономерности; систематизировать информацию, получаемую из различных источников; выдвигать гипотезы. Предполагается, что изучение курса будет происходить в условиях преобладания самостоятельной работы учащихся. Поэтому открываются реальные возможности уделить внимание формированию умений по переработке информации, её компактному выражению в таблицах и схемах. Структура курса определена исходя из первостепенности задач расширения и углубления знаний по химии – о материалах и веществах и превращениях веществ; создания условий для применения знаний в новых, нестандартных ситуациях. Контекстом для такого углубления служат связи химии и искусства. Содержание курса включает восемь тем. В целом, изучение курса направлено на развитие мировоззрения учащегося, формирование понимания тесного единства и взаимосвязанности различных сфер окружающего мира на примере разноаспектных связей естественнонаучных знаний и искусства как одной из важнейших областей человеческой деятельности и цивилизации. Цели и задачи курса. - развитие общекультурной компетентности учащегося; - развёрнутое ознакомление с тем, как получают и обрабатывают материалы; расширение представлений об основах химической технологии; ознакомление с приёмами использования материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни; - расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие методологических знаний и общих приёмов интеллектуальной деятельности; - развитие познавательной активности и самостоятельности в учебной деятельности, закрепление установки на продолжение образования, развитие познавательной мотивации в широком смысле, развитие навыков осуществления самоконтроля по ходу учебно - познавательной деятельности; - расширение опыта творческого использования приобретённых знаний и самореализации в организационно-учебной работе, коллективного взаимодействия по распространению знаний, полученных при изучении элективного курса. Включение историко-искусствоведческих знаний в учебно – воспитательный процесс содействуют гуманизации содержания обучения через: - показ истоков химической науки, их общности с практикой ремесленных мастерских; - реализацию широких межпредметных связей и интеграцию естественнонаучного, технического и гуманитарного знания; - раскрытие направленности постоянно развивающегося научного знания на удовлетворение потребностей человека, в том числе потребности в прекрасном; - расширение сферы прикладных знаний, получаемых в предметном обучении химии. Включение историко-искусствоведческих знаний в учебно – воспитательный процесс также содействуют гуманизации процесса обучения через: - создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся; - целенаправленное расширение кругозора учащихся, формирование у них гуманистически ориентированного мировоззрения, развитие интереса к окружающему миру; - создание воспитательной развивающей среды и благоприятной эмоциональной атмосферы учебно- воспитательного процесса. Общая методическая схема освоения курса. При изучении курса используются три основные формы обучения: - традиционные уроки; - уроки самостоятельной работы учащихся и консультирования учителем; - итоговые занятия, имеющие преимущественно игровой характер. К итоговым занятиям каждый учащийся выполняет определённые задания по (выбору). Оценивание успешности работы учащихся проводится как по ходу уроков, индивидуального консультирования и проверки выполнения заданий разного уровня, так и на итоговых занятиях, которым уделяется главное место в изучении курса. Требования к учащимся, изучившим элективный курс «Химия и искусство». В результате освоения элективного курса учащиеся должны: - углубить, расширить и систематизировать знания о ряде важных понятий химии: «химический элемент», «изотоп», «периодичность», «окислитель», «окисление», «восстановитель», «восстановление», «аллотропия» и др. - расширить и систематизировать знания об основных классах неорганических соединений и свойствах отдельных их представителей, о таких классах органических соединений, как карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры; - приобрести представление об основных этапах развития химической науки и роли эмпирического способа накопления знаний; - углубить знания о производстве стекла, фарфора, о химических реакциях, протекающих в металлургических производствах; - получить представление о различных видах пластических искусств и научиться характеризовать материалы, применяемые в некоторых из них; - приобрести умение составлять графические схемы-конспекты, отражающие основное содержание параграфа; - научиться работать с дополнительной информацией, готовить сообщения, в том числе иллюстрированные различными средствами, выступать с сообщениями перед аудиторией; - приобрести навыки самоорганизации в учебной работе: научиться осуществлять выбор вопросов, подлежащих изучению, составлять индивидуальный маршрут изучения темы. Содержание учебного курса.
Календарно-тематическое планирование
Литература для учителя. 1. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника: пособие для учителей химии / И.М.Титова. – М.: Моск. ин-т развития образоват. систем, 1994. 2. Титова И.М. Историко- искусствоведческие знания в обучении химии / И.М.Титова; С-Петерб .гос .ун-т пед. мастерства, каб. химии. - СПб.: СПбГУПМ, 1993. 3. Титова И.М. Методические основы гуманизации развивающего обучения химии / И.М.Титова.- СПб.: Образование, 1994. 4. Краткая история химии: Развитие идей и представлений в химии / А.Азимов; пер. с англ. З.Е. Гельмана .- М. : Мир, 1983. 5. Фримантл М. Химия в действии: в 2т. / М. Фримантл.-М.: Мир, 1993. Утверждено приказом директора школы _________________________ № _______ от_________ Согласовано заместитель директора по УВР ___________________ «____» ____________ 2013__ г. Рабочая программа элективного курса «Химия и искусство» 10 - 11 классы Разработана Щеголевой Т.А. учителем высшей квалификационной категории |