Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МАОУ «БМСОШ»
_________/Желтухина В.С./ МАОУ «БМСОШ» ________/Л.З.Абдрахманова/
Протокол № 1 ________/Мунадиева Э.Я./ Приказ № 105
от 22 августа 2011 г. 22 августа 2011 г. от 1 сентября 2011 г. Рабочая программа
Общая химия.11 класс.
(3 часа в неделю, всего 105 часов) УМК О.С. Габриеляна
Учитель: Искандарова А.Д.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 27
от 23 августа 2011 г.
2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работа; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии на высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik.edu.ru).
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).
Рабочая программа рассчитана на 105 часов, из них 5 часов – резервное время.
Увеличено число часов на изучение тем 2-4, дополнительные часы в этих темах выделены на решение расчетных задач.
Уменьшено число часов темы 5, за счет исключения двух практических работ:
- практическая работа №2, т.к. работы такого типа нет в требованиях к уровню подготовки выпускников;
- практическая работа №8, т.к. аналогичная работа выполнялась в курсе «Органическая химия» 10 класс.
Практическую работу №4 целесообразно проводить после темы «Гидролиз».
Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами или выполнение их требует соблюдения особых правил техники безопасности и применения веществ запрещенных веществ, запрещенных к использованию в школах.
Лабораторный опыт 3 заменен демонстрацией т.к. аналогичный опыт выполнялся в курсе химии основной школы.Лабораторный опыт 10 проводится при 4 учебных часах в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В Поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
Кроме того, в результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:
Уметь
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Учебно-методический комплект
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, – М.: Дрофа, 2009. –411, [5] с.: ил. (учебник рекомендован МО и науки РФ)
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная литература для учителя
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
Дополнительная литература для ученика
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Учебно-тематическое планирование
по химии Класс 11Б
Учитель Искандарова Альфинур Дамировна
Количество часов всего 105 часов; в неделю 3 часа
Плановых контрольных уроков - 5, практических работ - 6, лабораторных опытов -14
Административных контрольных уроков_______________ Планирование составлено на основе на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).
Учебник Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, – М.: Дрофа, 2009. –411, [5] с.: ил. (учебник рекомендован МО и науки РФ) Дополнительная литература
Дополнительная литература для учителя
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
Дополнительная литература для ученика
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Тематическое планирование
Общая химия. 11 класс. (3 часа в неделю)
№
| Тема урока
| Кол. часов
| Тип урока
| Изучаемые вопросы
| Виды
контроля,
измерители
| Планируемые
результаты
|
Дом. зада
ние
| Дата проведения
| план
| факт
| Тема1. Строение атома (9 часов)
| 1
| Атом – сложная частица
| 1
| Комбини-
рованный
| Модели строения атома. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм электрона
| Ответы на вопросы в течение урока;
Итоговое
Обобщающее
задание,
задание по ДМ
| Знать/понимать
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом;
- основные теории химии:
строения атома
| §1,
Упр.
1-5
|
|
| 2-3
| Строение электронных оболочек атомов
| 1
| Комбини-
рованный
| Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Электронные конфигурации атомов химических элементов
| ДМ
| Знать/понимать
- важнейшие химические понятия: атомные s, p, d-
орбитали
| §2, 3
Упр.3,6
7
|
|
| 4
| Электронные конфигурации атомов химических элементов
| 1
| КУ
| Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов.
| Текущий. Фронтальный опрос. ДМ.
| Знать основные закономерности заполнения подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы атомов.
| §3, упр. 3-7.
|
|
| 5
| Валентные возможности атомов химических элементов.
| 1
| КУ
| Валентность. Валентные возможности атомов химических элементов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов.
| Текущий. Работа по карточкам. Опрос. стр. 96
| Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия.
| §4, упр. 3-7
|
|
| 6-7.
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома
| 2
| Комбини-
рованный
| Предпосылки открытия Периодического закона. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Первая формулировка Периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Вторая формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Причины изменения свойств элементов в группах и периодах. Третья формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира
| ДМ
Упр.1,-4,6
| Знать/понимать
- важнейшие химические понятия: нуклиды, изотопы
- основные законы химии: Периодический закон
Уметь
- характеризовать:
s, p, d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева
| §4, упр.
3,6,7
П.5, упр.
1,7
|
|
| 8.
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома»
| 1
| КУ
| Отработка теоретического материала в рамках данной темы. Особенности строения лантаноидов и актиноидов. Естественнонаучная картина мира.
| Решение задач по вычислению массовой доли элемента в соединении
| Знать понятия «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «изотоп»
Уметь давать характеристику элемента по положению в ПС
| П.1-5
|
|
| 9.
| Контрольная работа №1 « Строение атома»
| 1
| Урок контроля знаний
|
| ДМ
| Знать/понимать
- важнейшие химические понятия: нуклиды, изотопы
- основные законы химии: Периодический закон
Уметь
- характеризовать:
s, p, d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева
| §5,упр.
1
|
|
| Тема2. Строение вещества. Дисперсные системы и растворы (16 часов)
| 10-12
| Химическая связь. Единая природа химической связи. Типы кристаллических решеток.
| 3
| Комбини-
рованный
| Ионная связь. Катионы и анионы. Классификация ионов по составу (простые и сложные). Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой. Классификация ковалентной химической связи: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ (металлов и сплавов)
| Ответы на вопросы в течение урока;
итоговое
обобщающее
задание,
задание по ДМ
| Знать/понимать
-важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки); ион, ионная химическая связь;
- основные теории химии: теорию химической связи
Уметь
- определять: заряд иона, ионную химическую связь, ионную кристаллическую решетку;
- объяснять: природу и способ образования ионной связи.
| П.6, упр.
4-6
|
|
| 13
| Свойства ковалентной химической связи
| 2
| Комбини-
рованный
| Свойства ковалентной химической связи: насыщаемость, поляризуемость, направленность в пространстве.
Отработка теоретического материала, обобщенного на предыдущем занятии.
| С.26 №1-8.
| Уметь характеризовать свойства вещества по типу кристаллической решетки, по формуле вещества предполагать тип химической связи, азывать тип кристаллической решетки, определять геометрию молекулы по характеристикам химической связи
| П.6,7упр.
7
|
|
| 14-15.
| Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул.
| 1
| Новых
знаний
| sp3-гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2-гибридизация у алкенов, соединений бора, аренов, диенов и графита, sp-гибридизация у алкинов, карбина. Геометрия молекул органических и нерганических веществ..
| ДМ
| Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммитака, алканов, алкенов, алкинов и др.
Объяснять причины особенности строения молекул.
| П. 7, упр. 3-4
|
|
| 16-17
| Теория строения химических соединений А.М. Бутлерова (ТСБ)
| 2
| Комбини-
рованный
| Предпосылки создания ТСБ. Основные положения ТСБ. Виды изомерии. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития ТСБ: изучение зависимости свойств веществ не только от химического, но и от электронного и пространственного строения. Индуктивный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность
| Ответы на вопросы в течение урока;
итоговое
обобщающее
задание,
задание по ДМ
| Знать/понимать
-важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты;
- основные теории химии: теорию строения органических соединений (включая стереохимию)
Уметь
- определять: изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах
| П.8,упр
4,5
(П.9)
|
|
| 18-20.
| Полимеры органические и неорганические. Обзор важнейших полимеров.
| 1
| Комбини-
рованный
| Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации, Мr Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации.
Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Неорганические полимеры. Пластмассы. Волокна. Биополимеры
| Ответы на вопросы в течение урока;
итоговое
обобщающее
задание,
задание по ДМ
| Знать/понимать
-важнейшие химические понятия: основные типы реакций в органической химии;
Знать/понимать
- вещества и материалы, широко используемые в практике: кварц, крахмал, клетчатка, белки, искусственные волокна, пластмассы
Уметь
- определять: типы реакций в органической химии
| П.9,упр.
5,6
(п.10)
|
|
| 21
| Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.
| 1
| ПР
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы
| Текущий. Фронтальный опрос. Опрос по правилам ТБ.
| Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Уметь определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам
|
|
|
| 22
| Дисперсные системы
| 1
| Новых
знаний
| Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Девять типов систем и их значение в природе и жизни человека. Дисперсные системы с жидкой средой: взвеси, истинные растворы, коллоидные системы, их классификация. Золи и гели Эффект Тиндаля. Коагуляция и синерезис. Коллоидные и истинные растворы.
|
| Знать/понимать
-важнейшие химические понятия: дисперсные системы, истинные растворы
| П.10,упр.
3,4
(п.8)
|
|
| 23
| Растворы
| 1
| Комбини-
рованный
| Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, моляльная концентрации
расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля»
компонентов смеси;
- расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной, моляльной)
| Ответы на вопросы в течение урока;
итоговое
обобщающее
задание,
задание по ДМ
| Знать/понимать
-важнейшие химические понятия: моль, молярная масса
Уметь
-проводить расчеты по химическим формулам
| П.10,упр.
5,6
(п.8)
|
|
| 24
| Обобщение и систематизация знаний по теме.
| 1
| Обобщаю-
щий
УПЗУ
| Выполнение упражнений. Решение задач на вычисления по уравнениям химических реакций, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации-
| Ответы на вопросы в течение урока;
итоговое
обобщающее
задание,
задание по ДМ
| Уметь
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций
| Пов.п.6-10
|
|
| |