«Белоус ВВ_ Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций».
Тема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Задачи урока:
Воспитательные: создать условия для воспитания самостоятельности при выполнении химического эксперимента, воспитание норм морали: взаимопомощи, самокритичности в оценке знаний.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся исследовательских навыков: проведение эксперимента, наблюдение, обобщения,умения делать вывод.
Обучающие: способствовать формированию знаний о скорости химических реакций и факторов, влияющих на скорость химических реакций.
Оборудование:
Реактивы для химического эксперимента : цинк, алюминий, медь, мел, разбавленная и концентрированнная соляная кислота.
Прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий, сосуды Ландольта.
Мультимедийный проектор.
ПЛАН УРОКА:
№
| Этап урока
| Педагогическая техника
| Время, мин.
| 1
| Начало урока
| Вход в урок.
| 5
| 2
| Объяснение нового материала
| Привлекательная цель.
Организация работы в паре.
Свои примеры.
| 20
| 3
| Закрепление, тренировка и отработка знаний и умений
| Обобщение по блок-схеме.
| 15
| 4
| Домашнее задание
| Обсуждаем домашнее задание. Творчество работает на будущее.
| 2
| 5
| Оценивание
| Технология создания ситуации успеха.
Оценка – не отметка.
Критика при оценивании.
| 3
| Источник всякой науки есть опыт.
Ю. Либих
ХОД УРОКА:
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
| 1
| Вход в урок: после взаимного приветствия- эмоциональная настройка.
Учитель: Знаете ли вы, что такое химические часы? Может быть вы видели или слышали что-то о них? Если нет, то попробуйте предположить как они могут быть устроены. Высказывайте любые предположения.
Учитель: Для тогочтобы не просто предполагать, а дать наиболее точное заключение по этой проблеме, предлагаю вам вместе со мной провести исследование, исходя из возможности школьного кабинета. Но сначала определим тему и цель исследования.
Учитель: записывает на доске.
Тема исследования. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Цель исследования. Определить что такое скорость химической реакции, выявить факторы, влияющие на скорость химических реакций.
| Каждый ученик может высказать свой вариант суждений. Учитель не комментирее , не оценивает, руководит проговариванием, задавая дополнительные вопросы. Результатом обсуждения должно стать выдвижение проблемы и примерные направления её возможного решения.
Ученики: по результатам обсуждения делают предположения, что основа принципа дествия химических часов – химическая реакция, но происходит она с различной скоростью.
| Слайд 1.
Слайд 2,3.
Слайд 4.
| 2.
| Учитель:
Что изучает химия? Что такое химическая реакция? Химическая реакция – вот подлинная душа Химии.
Ежесекундно во всем мире их протекает бесчисленное множество. Я говорю, вы думаете – и в нашем мозгу совершаются миллионы химических реакций. В стакан крепкого чая кладем кусочек лимона, и цвет напитка бледнеет – идет химическая реакция. Первобытный человек научился разжигать костер, он провел первую химическую реакцию – реакцию горения. Вот кто был первым химиком!
Что такое взрыв? Самая обыкновенная химическая реакция. Есть реакции , которые протекают моментально, реакции «молнии», а есть реакции «черепахи».
Учитель: Что такое скорость химических реакций? Что происходит при проведении химической реакции?
Рассмотрим как изменяется концентрация исходных веществ и продуктов реакции А + В С
во времени. Исходные вещества расходуются, продукты накапливаются. (гиперссылка)
Учитель на доске чертит график зависимости изменения концентрации исходных и образующихся веществ от времени, выводит формулу скорости химической реакции.
Учитель:
Привлекательная цель:
В стеклянном сосуде смешали два газа – водород и кислород, сосуд может стоять сколько угодно: день, месяц, год. Похоже, что водород не соединяется с кислородом. Да нет, соединяется, но только очень медленно.
Вопрос: Что необходимо для того, чтобы прошла химическая реакция, и что можно сделать, чтобы увеличить её скорость?
Учитель: Итак, на основании выдвинутых гипотез скорость химических реакций зависит от:
Природы реагирующих веществ
Концентрации
Температуры
Площади соприкосновения
Катализатора
Опыт 1. Природа реагирующих веществ.
Учитель демонстрирует данный опыт используя прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий.
В один сосуд Ландольта помещают цинк, в другой медь. В оба сосуда одновременно приливают соляную кислоту.
Учитель: На основе выводов,сделанных учащимися учит составлять уравнение скорости реакции по закону действующих масс.
По закону действующих масс скорость реакции, уравнение которой А+В=С может быть вычислена по формуле:
v= kCА CВ,
а скорость реакции, уравнение которой А+2В=D, может быть вычислена по формуле:
v= kCА CВ2
В этих формулах: CА и CВ – концентрации веществ А и В (моль/л), k и k – коэффициенты пропорциональности, называемые константами скоростей реакции. Эти формулы также называют кинетическими уравнениями.
1867 год- К.Гульдберг, П.Вааге; 1865 год- Н.И. Бекетов. «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции».
Учитель: Знакомит учащихся с законом и уравнением Вант-гоффа. Вводит понятие энергия активации.
Я.Х. Вант-Гофф:
«Повышение температуры на каждые 10 ∙С приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эта величина называется температурным коэффициентом)».
Vt2 = Vt1∙ γt2-t1/10
Опыт 4. Площадь соприкосновения. Учитель демонстрирует видеоролик о влиянии площади поверхности соприкосновения на скорость химических реакций.
Опыт 5. Присутствие катализатора. Учитель демонстрирует видеоролик о влиянии катализатора на скорость химических реакций.
|
Учащиеся предлагают свои примеры быстрых и медленных реакций.
Учащиеся: Исходные вещества расходуются, продукты накапливаются
Учащиеся анализируют как изменяется концентрация исходных веществ и продуктов реакции во времени, делают записи в тетради.
Учащиеся выдвигают гипотезы, а затем для проверки гипотезы предлагается выполнить несколько опытов по инструктивной карточке и сделать выводы, оформляя таблицу.
Учащиеся наблюдают за скоростью вытеснения цветной жидкости в приборе. Делают вывод.
Опыт 2. Концентрация реагирующих веществ.
В две пробирки поместите по кусочку цинка. В одну прилейте разбавленный раствор соляной кислоты , а в другую концентрированный. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Учащиеся делают записи в тетради.
Опыт 3. Температура.
В пробирку с алюминием прилить кислоту. Понаблюдать. А затем осторожно нагреть. Что происходит с повышение температуры. Сделать вывод.
Учащиеся делают записи в тетради.
Учащиеся делают вывод и записи в тетради.
|
Слайд5.
(гиперссылка)
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
(гиперссылка)
Слайд 12.
Слайд 13.
(гиперссылка)
Слайд 14.
| 3
| Учитель: Возвращает внимание учеников к проблеме, предлагает провести обобщение результатов исследования, выполнить тестовое задание, подвести итоги урока.
| Ученики выполняют тестовое задание, комментируют ответы вслух по желанию.
| Слайд 15, 16,17
| 4
| Домашнее задание. § 15, стр. 136 №11
Знать: определение понятия скорости химической реакции, её зависимость от различных факторов.
Уметь: пояснять законы, отражающие зависимость скорости от концентрации и температуры; приводить примеры практического использования полученных знаний.
| Ученик: Запись в дневник, вопросы учителю о выполнении домашнего задания.
| Слайд 18.
| 5
| Оценка результатов урока и подведение итогов с использованием метода рефлексии.
Оценивание учеником самого себя
Оценка работы ученика учащимися группы, в которой он работал.
Оценивание деятельности ученика педагогом.
Итоговая оценка, на основе мнения трёх сторон.
|
|
|
|