Скачать 130.97 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» имени Ивана Фёдорова \УТВЕРЖДАЮПервый проректор по учебной работе______________Т.В. Маркелова«_____» ___________2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины ____Физико-химия полимеров_________________ (указывается наименование в соответствии с учебным планом) По направлению подготовки 051000.62_-_Профессиональное обучение (указываются код и наименование направления подготовки) По профилю подготовки _Профессиональное обучение (по отраслям)____ (указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП) Факультет _ФПТ____________________________ Кафедра химии Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва — 2012 Разработчики: Доцент каф. химии МГУП к.х.н. Л.П.Зименкова Рецензенты: Зав. кафедрой физической химии РГХУ им. Д.И.Менделеева д.х.н. В.Ю.Конюхов профессор каф. материаловедения МГУП д.х.н. А.П.Кондратов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры химии «____» (дата) ____________ 201 г, протокол № . Зав. кафедрой ________________/ / Одобрена Советом факультета ____ФПТ_____________________________ (дата) ____________ 201 г, протокол № Председатель ______________/ /
1. Цели и задачи дисциплины: Ознакомление с химическими, физико-химическими, механическими свойствами высокомолекулярных соединений, широко используемыми в полиграфической технологии, например, полимерных пленок, связующих-пленкообразователей печатных красок и лаков, клеев и т.д., а также изучение свойств растворов полимеров. Дисциплина является естественнонаучной. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента. Б.2.12.3: ФГОС по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, полученные при изучении курсов: химии, органической химии, физической и коллоидной химии; экологии, математики и физики. Дисциплина «Физико-химия полимеров» служит естественной базой последующих дисциплин профессионального цикла, таких как:
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общенаучные (ОНК):
б) социально-личностные и общекультурные (СЛК):
в) научно-исследовательская деятельность:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные классы полимеров и сополимеров; способы их получения; основные представления о гибкости цепи полимеров; представления о фазовых состояниях и фазовых переходах полимеров; основные представления о деформационных свойствах и механической прочности полимеров; влияние пластификаторов на гибкость цепи полимера и механические свойства; закономерности образования истинных растворов полимеров; реологические свойства растворов полимеров и студней; основные требования к полимерным материалам, используемых в полиграфической и упаковочной технологиях, основные области применения полимерных материалов. Уметь: исследовать важнейшие свойства полимерных материалов и их растворов; выбирать полимерные материалы для производственной и хозяйственной деятельности. Владеть: Основными методами определения физико-химических параметров полимерных материалов; навыками экспериментального и расчетно-теоретического исследования физико-химических процессов с участием полимерных материалов. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение. Особые свойства полимеров Роль высокомолекулярных соединений в современной полиграфической технологии. Особенность строения высокомолекулярных соединений и особые свойства полимеров. Среднечисловое и средне-массовое значение молекулярной массы. Классификация полимеров. Методы получения полимеров. Химические реакции, свойственные полимерам - полимераналогичные превращения, реакции функциональных групп, реакции сшивания, деструкция полимеров. Раздел 2. Конформация и конфигурация макромолекул полимеров Понятия о конформации цепи полимеров. Конфигурация полимеров: конфигурация звеньев, структурная конфигурация, конфигурация присоединения блоков, конфигурация цепи полимеров. Раздел 3. Термодинамическая и кинетическая гибкость цепи полимера Термодинамическая гибкость цепи, сегмент Куна. Кинетическая гибкость цепи, потенциальный барьер вращения. Связь кинетической гибкости с химическим строением цепи. Раздел 4. Фазовые состояния и фазовые переходы. Надмолекулярная структура полимеров Кристаллические и аморфные полимеры. Общие представления о фазовых состояниях и фазовых переходах. Физические состояния аморфных линейных полимеров. Раздел 5. Термомеханический метод исследования полимеров. ТМК полимеров ТМК линейных аморфных, сетчатых, кристаллических, кристаллизующихся полимеров. Влияние молекулярной массы на температуру стеклования. Оценка кинетической гибкости по термомеханическим кривым. Практическое значение термомеханического метода. Раздел 6. Пластификация и деформационные свойства полимеров Влияние пластификаторов на температуру стеклования и текучесть полимеров. Совместимость пластификаторов с полимерами. Механизм пластификации. Деформационные свойства стеклообразных полимеров. Явление вынужденной эластичности, зависимость деформации от напряжения. Раздел 7. Системы полимер/ низкомолекулярная жидкость Образование истинных растворов, коллоидных систем и студней. Структура растворов и студней полимеров. Типы студней. Факторы, влияющие на студнеобразование. Набухание. Факторы, влияющие на растворение и набухание полимеров. Механизм набухания. Фазовое равновесие системы полимер/растворитель. Применение правила фаз к растворам полимеров. Раздел 8. Термодинамическое сродство растворителя к полимеру Оценка качества растворителя по осмотическому давлению растворов полимеров. Второй вириальный коэффициент. Изменение термодинамического сродства полимера к растворителю с температурой. Критерии НКТР и ВКТР. Раздел 9. Основные законы реологии. Реологические свойства растворов полимеров Основные понятия реологии. Реологические свойства ньютоновских и неньютоновских жидкообразных систем. Структура, реологические свойства структурированных жидкообразных систем. Твердообразные системы. Закон Бингама. Реологические кривые твердообразных систем. Разбавленные растворы полимеров. Влияние молекулярной массы, качества растворителя, температуры на приведенную и характеристическую вязкость. Реологические свойства концентрированных растворов полимеров. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Тагер А.А. Физико-химия полимеров. – М: Научный мир, 2007. 2. Зименкова Л.П., Конюхов В.Ю. Коллоидная химия. Лаб.раб. - М.: МГУП, 2007. б) дополнительная литература 1) Кулезнев В.Н., Шершнев В.А. Химия и физика полимеров. – М.: КолосС, 2007. 2) Тугов И.И, Кострыкина Г.И. Химия и физика полимеров. – М.: Химия, 1989. 3) Конюхов В.Ю. Полимеры и коллоидные системы. - М.: МГУП, 1999. в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Мир химии. Все о химии. http://inchemistry.ru/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxMTEyNDgzOzQwOTE3OTg7eWFuZGV4LnJ1Omd1YXJhbnRlZQ. Алхимик. http://www.alhimik.ru/etcet/etcet01.html Химические ресурсы в интернете. http://www.primchem.narod.ru/sites.html. Тесты по химии 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лабораторные работы выполняются в двух специализированных лабораториях, оснащённых соответствующими приборами и оборудованием. Для тестирования и самостоятельной подготовки используется компьютерный класс. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов, используемых в учебном процессе: - слайды и схемы; - тесты для контроля усвоения материала по дисциплине; - программы для ЭВМ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации используются программно-дидактические тестовые материалы по соответствующим разделам. Для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины проводятся защиты тем индивидуально с каждым студентом. |
«утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием... | Утверждаю первый проректор по учебной работе Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный | ||
«утверждаю» Первый проректор по учебной работе Технологические методы восстановления и повышения износостойкости деталей машин | «утверждаю» Первый проректор по учебной работе Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и оборудования | ||
Утверждаю первый проректор по учебной работе Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком | Утверждаю первый проректор по учебной работе Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком | ||
«утверждаю» Первый проректор по учебной работе Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и оборудования | \утверждаю первый проректор по учебной работе Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Первый проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк департамента Биологии от декабря 2011, протокол № | Имени И. М. Губкина утверждаю: Первый проректор по учебной работе, профессор В. Н. Кощелев Вмс, в частности с теми, которые применяются в процессах добычи нефти, при ее транспортировке, переработке и т д | ||
«утверждаю» Первый проректор по учебной работе Изучение настоящей дисциплины имеет своей целью усвоение студентами знаний по основам трибологии и триботехники с тем, чтобы они... | И. М. Губкина «утверждаю» Первый проректор по учебной работе Кошелев... Уо №802 от 29. 12. 2012 года на Экспертном совете при Управлении образования Администрации города Ижевска | ||
«утверждаю» Первый проректор по учебной работе Усвоение студентами знаний по основам теории трения и изнашивания с подготовки к профессиональной деятельности в области проектирования,... | Российской Федерации Российский государственный университет нефти... Основная задача дисциплины вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками работы с нормативными правовыми актами,... | ||
«утверждаю» Первый проректор по учебной работе Цель и задачи дисциплины – снабдить специалиста современными знаниями по технологии восстановления конкретных деталей оборудования... | «утверждаю» Первый проректор по учебной работе Приобретение студентами знаний об износостойкости различных материалов, о рациональном их использовании в узлах трения и рабочих... |