Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Южи
Рассмотрено на заседании
предметного МО
«____»___________2013г.
протокол № ___________
| «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель дир. по УВР
__________/Е.Г.Скворцова
«____»___________2013г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
__________/Е.А.Баранова
«____»___________2013г.
| Рабочая программа
Смирнова Александра Владимировича
учителя первой квалификационной категории.
Предмет: технология
Класс 10 «а» Учебный год: 2013-2014
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных школ среднего ( полного) общего образования по Технология, сост. В.Д.Симоненко «Технология» М. «Просвещение», 1998,
Федерального компонента общего образования, реализующего стандарт 1 поколения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
творческая, проектная деятельность;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы –. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями и приобретаемой профессией или специальностью.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Цели
изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей:
освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач; о профессиях и специальностях в основных отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;
овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о востребованности специалистов на региональном рынке труда; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства;
развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;
воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;
формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования; трудоустройству; успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, необходимых для быстрой профессиональной адаптации в современном обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе среднего (полного) общего образования 70 часа для изучения технологии.
Программа разработана для обучения школьников X и XI классов. На изучение программы в каждом классе отводится по 36 часов учебного времени..
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как приобретение знаний, умений и навыков в выбранной сфере профессиональной деятельности, овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
В основе рабочей программы обучения Технологии в 10 и 11 общеобразовательных классах лежит программа под редакцией В. Д. Симоненко [1]. Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю. Согласно базисному плану количество часов в неделю, отведенное на изучение технологии в общеобразовательных классах, снижено с двух часов до одного часа. В связи с этим предлагается пропорционально уменьшить количество учебных часов для изучения разделов программы в 10 классе:
Основы предпринимательства — 14 ч.
Информационные технологии — 6 ч.
Основы компьютерного проектирования и дизайна —14ч. 10 класс (34 часа)
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся Учащиеся должны знать:
место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;
основы делопроизводства на ПЭВМ;
характеристики и основные принципы построения композиции при создании графических изображений в изобразительном творчестве и дизайне; Учащиеся должны уметь:
выдвигать деловые идеи;
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
соблюдать правила безопасности труда;
правильно и красиво располагать текстовый и цифровой материал, контролировать качество выполняемых работ;
оформлять примечания и сноски к тексту;
оформлять и составлять простейшие деловые документы;
выполнять цифровые и табличные работы;
печатать на клавиатуре ЭВМ;
использовать законы композиции при создании графических объектов; Содержание.
Введение (1ч)
Основы предпринимательства(13ч)
Предпринимательство: сущность, цели,задачи. (1 ч)
Нравственные и деловые качества предпринимателя. Тест на выявление и оценку предрасположенности к предпринимательской деятельности.
История становления предпринимательства в России. (1ч)
Организационно-правовые формы предпринимательства в России.
Ресурсы и факторы производства (1 ч)
Виды ресурсов производства. Факторы производства.
Трудовой коллектив. Производительность и оплата труда (1 ч)
Понятие о трудовом коллективе. Контрактная форма найма. Понятие о производительности труда. Понятие об оплате труда. Системы оплаты труда: повременная и сдельная, договорная.
Налогообложение в России (1 ч)
Налоги. Их значение в развитии страны. Виды налогов. Льготы по налогообложению. Ответственность налогоплательщика.
Предпринимательская идея. Предпринимательская фирма. (1 ч)
Виды предпринимательской деятельности. Нормативная база предприятия. Организация и уровни управления на предприятии.
Менеджмент и маркетинг в деятельности предприятия (1 ч)
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты.
Себестоимость продукта (1 ч)
Понятие о себестоимости товаров и услуг. Пути снижения себестоимости продукции.
Предпринимательская идея. Бизнес-план (1 ч)
Понятие о предпринимательской идее. Технология претворения предпринимательской идеи в проект. Понятие о бизнес-плане и его целях. Резюме.
Творческий проект “Мое собственное дело” (4 ч)
Обоснование проекта. Бизнес-план проекта. Резюме. Финансовый план. Оценка рисков. Оценка качества и защита проекта.
Информационные технологии (делопроизводство) (6ч)
Знакомство с основами делопроизводства и возможностями использования ПЭВМ. Знакомство с клавиатурой ПЭВМ (1 ч)
Использование компьютера для составления деловой документации. Практическая работа. Клавиатурный тренажер.
Техника и правила письма (1 ч)
Абзац. Соблюдение полей. Исправление ошибок и нумерация страниц. Выделение отдельных слов различными способами. Практическая работа. Набор текста по образцу.
Оформление примечаний и сносок к тексту (1 ч)
Правила расположения примечаний и приложений. Правильное оформление текста сносками. Практическая работа. Набор текста по образцу.
Оформление отдельных видов документов (1 ч)
Виды документов. Требования к составлению и оформлению документов. Практическая работа. Составление и оформление справки, автобиографии, характеристики.
Выполнение цифровых и табличных работ (1 ч)
Построение таблиц. Виды графления. Конструирование таблиц. Практическая работа. Набор текста по образцу.
Зачетная практическая работа (1 ч)
Основы компьютерного проектирования и дизайна(2ч)
Проектирование и дизайн (1 ч)
Понятия проектирования и графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.
Композиция (1 ч)
Понятие композиции. Характеристики и основные принципы построения композиции в изобразительном творчестве и техническом дизайне.
Основы художественного проектирования изделий (12ч)
Понятие об основах проектирования. Алгоритм дизайна. (1ч)
Создание банка идей. Потребность и изделия. Мысленное создание новых изделий. (1ч)
Научный подход в проектировании изделий Материализация проекта ( 1ч)
Учебный дизайн-проект. Выбор идеи. (1ч)
Изучение покупательского спроса Экспертиза изделия (экологическая, экономическая и т. д.) (1ч)
Выбор материалов (1ч)
Составление спецификации (1ч)
Составление чертежей изделия (1ч)
Составление технологической карты (1ч)
Выполнение дизайн-проекта (3ч) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; творческие методы решения технологических задач; назначение и структура маркетинговой деятельности на предприятиях; основные функции менеджмента на предприятии; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессий на региональном рынке труда; источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учетом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составления резюме при трудоустройстве. Тематическое планирование 10 класс.
№
| Наименование разделов, тем
| Дата
| Дата
| Корректировка
|
|
| по плану
| по факту
|
| 1
| Введение
| 06.09
| 06.09
|
|
| Основы предпринимательства
|
|
|
| 2
| Предпринимательство: сущность, цели, задачи.
| 13.09
| 13.09
|
| 3
| История становления предпринимательства в России
| 20.09
| 20.09
|
| 4
| Ресурсы и факторы производства
| 27.09
|
|
| 5
| Трудовой коллектив. Производительность и оплата труда
| 04.10
|
|
| 6
| Налогообложение в России
| 11.10
|
|
| 7
| Предпринимательская идея. Предпринимательская фирма
| 18.10
|
|
| 8
| Менеджмент и маркетинг в деятельности предпринимателя
| 25.10
|
|
| 9
| Себестоимость продукта
| 08.11
|
|
| 10
| Предпринимательская идея. Бизнес - план
| 15.11
|
|
| 11-
14
| Творческий проект "Мое собственное дело"
| 22.11
29.11
06.12
13.12
|
|
|
| Информационные технологии
|
|
|
| 15
| Знакомство с основами делопроизводства и возможностями использования ПЭВМ. Знакомство с клавиатурой ПЭВМ
| 20.12
|
|
| 16
| Техника и правила письма
| 27.12
|
|
| 17
| Оформление примечаний и сносок к тексту
|
|
|
| 18
| Оформление отдельных видов документов
|
|
|
| 19
| Выполнение цифровых и табличных работ
|
|
|
| 20
| Зачетная практическая работа
|
|
|
|
| Основы компьютерного проектирования и дизайна
|
|
|
| 21
| Проектирование и дизайн (1 ч)
|
|
|
| 22
| Композиция
|
|
|
|
| Основы художественного проектирования изделий
|
|
|
| 23
| Понятие об основах проектирования. Алгоритм дизайна
|
|
|
| 24
| Создание банка идей. Потребность и изделия. Мысленное создание новых изделий.
|
|
|
| 25
| Научный подход в проектировании изделий Материализация проекта
|
|
|
| 26
| Учебный дизайн-проект. Выбор идеи
|
|
|
| 27
| Изучение покупательского спроса Экспертиза изделия (экологическая, экономическая и т. д.)
|
|
|
| 28
| Выбор материалов
|
|
|
| 29
| Составление спецификации
|
|
|
| 30
| Составление чертежей изделия
|
|
|
| 31
| Составление технологической карты
|
|
|
| 32-
34
| Выполнение дизайн-проекта
|
|
|
| Итого
|
|
|
| Литература
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./Сост. Бобровская А. Н., Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru/
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Графф, 2004.
|