Конспект урока по теме: «Основные приемы ввода и редактирования»
Цели урока:
- помочь учащимся получить представление об основных понятиях, используемых при редактировании и форматировании текстовых документов, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере, научить выполнять простое форматирование документов.
- способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- способствовать развитию познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
Тип урока: комбинированный. Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный момент
- Здравствуйте! Все готовы к уроку?
- Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует на уроке?
2. Сообщение темы и цели урока
- На этом уроке мы продолжим знакомиться с текстовым редактором. И сегодняшняя тема у нас «Основные приемы ввода и редактирования». Запишите число и тему урока:
3. Актуализация знаний.
- На этом уроке мы продолжим знакомиться с текстовым редактором. Ответьте мне на вопрос: для чего используются текстовые редакторы?
- Да, правильно. Простые текстовые редакторы (например, стандартное приложение Windows Блокнот) позволяют редактировать текст, а также осуществлять простейшее форматирование шрифта.
Более совершенные текстовые редакторы (например, Microsoft Word и StarOffice Writer), которые называют иногда текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, средства проверки орфографии, сохранение исправлений и др.).
Для подготовки к изданию книг, журналов и газет в процессе макетирования издания используются мощные программы обработки текста — настольные издательские системы (например, Adobe PageMaker, Microsoft Office Publisher).
Для подготовки к публикации в Интернете Web-страниц и Web-сайтов используются специализированные приложения (например, Microsoft FrontPage).
4. Теоретическая часть
- Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.
Форматирование — это оформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержит специальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображать на экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно быть начертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки.
- Давайте сейчас рассмотрим Форматирование абзацев. И для вас вопрос: что такое абзац с литературной точки зрения?
- В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши [ВВОД] ([ENTER]).
Форматирование абзацев позволяет подготовить правильно и красиво оформленный документ. В процессе форматирования абзаца задаются параметры его выравнивания (выравнивание отражает расположение текста относительно границ полей страницы), отступы (абзац целиком может иметь отступы слева и справа) и интервалы (расстояние между строк абзаца), отступ красной строки и др.
Форматирование шрифта (символов).
Символы – это буквы, цифры, пробелы, знаки пунктуации, специальные символы. Символы можно форматировать (изменять их внешний вид). Среди основных свойств символов можно выделить следующие: шрифт, размер, начертание и цвет.
Шрифт – это полный набор символов определенного начертания. Каждый шрифт имеет своё название, например Times New Roman, Arial, Comic Sans MS. Единицей измерения шрифта является пункт (1 пт = 0,367 мм). Размеры шрифтов можно изменять в больших пределах. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное, полужирное курсивное.
5. Практическая часть
- А сейчас, давайте, откроем WordPad. Текстовый процессор WordPad — это стандартный текстовый процессор, входящий в состав операционной системы Windows. Наряду с текстовым редактором Блокнот он позволяет набирать простейшие тексты, но дополнительно позволяет выполнять простейшие приемы форматирования. Запуск программы WordPad – Пуск→Все программы→Стандартные→ WordPad.
- Все открыли? В строке заголовка приводится название программы и имя файла документа, открытого в ней. Строка меню программы WordPad похожа на строку меню текстового редактора Блокнот, но содержит дополнительный пункт Формат.
В окне программы WordPad две панели инструментов: Стандартная (содержит элементы управления, предназначенные для работы с файлами и выделенными фрагментами текста) и Форматирование (содержит элементы управления, предназначенные для оформления документа). В рабочей области окна отображается документ, открытый в программе
- Меню Файл. Ребята, обычно для чего может быть предназначен меню Файл? - Верно. Меню Правка. Как и в большинстве приложений Windows, средства меню Правка предназначены для копирования, перемещения и вставки объектов из одного документа в другой. Но в данном случае в меню Правка еще предусмотрено дополнительное средство поиска и автоматической замены текстовых фрагментов. Оно используется при редактировании готовых документов.
Меню Вид. Командами этого меню можно отключать или, наоборот, подключать отображение отдельных панелей. Кроме того, командой Вид→Параметры можно управлять тем, как документы разных форматов отображаются в окне процессора.
Меню Вставка. В WordPad вставка в документ объектов другой природы выполняется командой Вставка→Объект. В открывшемся диалоговом окне надо включить переключатель Вставка из файла и с помощью кнопки Обзор разыскать в файловой системе файл, в котором хранится заготовленный заранее вставляемый объект.
Меню Формат. Средства этого меню предназначены для форматирования документа. Команда Формат→Шрифт открывает диалоговое окно Выбор шрифта, где можно выбрать используемый шрифт и его начертание. Команда Формат→Маркер предназначена для автоматического создания маркированных списков. Команду Формат→Абзац используют для настройки оформления абзацев, а команду Формат→Табуляция — для задания позиций табуляции. Табуляцию применяют при создании таблиц, чтобы столбцы в них выглядели ровными.
Меню Справка. Пункт Справка строки меню — стандартный элемент большинства приложений Windows. Он служит для доступа к справочной системе программы. Начинающие могут использовать справочную систему в качестве учебного пособия.
- А сейчас, загрузим в готовый текст с помощью меню Файл. И изменим размер бумаги. Размер бумаги. Файл→Параметры страницы. Поставьте А4. Выберите там же нужную для вас ориентацию: книжную или альбомную, размер полей.
- У всех получается? - Если не получается, помогите друг другу. Для изменения шрифта откройте меню Формат→Шрифт. С помощью Формат > Абзац задайте величину абзацного отступа.
- И после того как вы сделали все эти команды, можно отправить документ на печать. Файл → Печать
- Все эти настройки надо исполнить аккуратно и последовательно. Такой порядок действий при печати одинаков при работе почти с любыми приложениями Windows, поэтому приемы, которым мы научимся на примере текстового процессора WordPad, пригодится еще неоднократно. Теперь откройте документ «Практика – текстовый редактор», который находится на вашей папке «8 класс» и выполните указанные в нем задания.
6. Подведение итогов.
- Сегодня мы научились производить основные операции форматирования текстовых документов.
7. Домашнее задание.
- Зная то, что у всех есть дома компьютеры, домашнее задание будет написать любое письмо, рассказ – все что-угодно. Правильно его отформатировать и принести на следующий урок и сдать мне. И так, как скоро у нас новый год, сделайте поздравительную открытку использую ваши возможности и возможности текстового редактора.
|
- Да, готовы.
Встает дежурный и называет отсутствующих, если есть.
Ученики записывают число и тему урок.
- Для обработки текстовой информации на компьютере используются текстовые редакторы. Текстовые редакторы позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.
- Абзац с литературной точки зрения – это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.
Ученики открывают программу и по ходу объяснения учителя открывают и смотрят меню, команды.
- Как обычно, средства меню Файл предназначены для загрузки, сохранения и печати файлов документов.
Загружают готовый текст. И форматируют под руководством учителя. - Да….нет…
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
|
Задание для самостоятельной работы. Задание №1 Запуск программы WordPad.
Для запуска WordPad выполните шаги:
1. Используя мышку, проделайте путь: кнопка “Пуск” - “программы” - “стандартные” – WordPad.
2. Выполните щелчок по этому пункту меню.
Результат: запустится WordPad, вы увидите типовое окно программ WINDOWS, имеющее меню, поле инструментов, поле ввода и редактирования текста (лист бумаги).
Задание №2 Набор текста по образцу и сохранение в папке “8 класс”.
Примечание: вводите текст точно в соответствии с оригиналом (включая замеченные ошибки), для >принудительного перехода на новую строку используйте клавишу .
Для выполнения задания проделайте следующие шаги:
1. Введите с клавиатуры текст:
Дилижансы стали курсировать между Петербургом
и Москвой с 1820 года, когда в России образовалась акционерная компания пассажирских рейсов
В 1833 году было окончено строительство шоссе, и рейсы стали регулярными. Они пользовались
популярностью: чтобы купить билет надо было записаться в конторе за несколько дней вперед. предпочтение дилижансов почтовым каретам объяснялось удобствами езды. “катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, ни заботясь
ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, - писал А.С.Пушкин, - Я вспоминал о своем последнем своем путешествии в
петербург по старой дороге”.
2. Сохраните документ в своей папке в поле имя файла введите “Пушкин”. Проследите за типом файла (*.doc), для закрытия окна диалога используйте кнопку “Сохранить”.
Результат: имя “Пушкин” появится в заголовке окна, это значит, что информация записана на диск и хранится в файле “Пушкин.DOC”.
3. Завершите работу с документом - меню: файл - создать или щелчок по инструменту “Создать документ” и нажмите “ОК”.
Результат: снова появится “чистый” лист бумаги (как при первоначальной загрузке редактора).
Задание №3 Открытие сохраненного ранее файла (документа), внесение изменений (редактирование с использованием приемов выравнивания).
1. Откройте сохраненный ранее документ, используя инструмент или команду меню: файл - открыть - в поле имя файла выделите имя “Пушкин” и щелкните по кнопке “Открыть”.
Результат: сохраненный ранее текст виден в окне редактирования.
2. Выполните редактирование документа, для этого:
* Установите курсор перед словами “Дилижансы стали.....” и добавьте заголовок “ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ”, дважды нажмите .
* Выровняйте заголовок по Центру используя инструмент
* Исправьте орфографические неточности (отсутствие заглавных букв после точки, пробела после знаков препинания, удалите повторяющиеся слова), а также “соедините” принудительно разбитые строки из одного абзаца, используя клавиши и .
* Выровняйте текст документа по левому краю (кроме заголовка), для красной строки примените отступ 1.5 см.
Результат: при правильном выполнении задания вы получите документ, содержащий три абзаца (включая заголовок).
Задание №4 Использование шрифтов для оформления документа (понятия: имя шрифта - внешний вид, начертание Ж-К-Ч).
1. Сохраните предыдущие изменения используя инструмент “дискета”.
2. Оформите документ, для этого:
* Выделите строку с заголовком “ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ”, примените начертание “полужирный” (инструмент “Ж”), размер 16 пт.
3. Выделите в тексте документа слово “дилижанс” используя начертание полужирный курсив (Ж-К.)
Результат: заголовок и слово “дилижанс” выделены более жирным шрифтом, и при прочтении сразу бросаются в глаза.
Задание №5 Сохранение под другим именем, просмотр и распечатка документа на принтере.
Для выполнения этой части практической работы проделайте шаги:
1. Выполните команду меню: файл - сохранить как - в поле имя файла введите “практика”, закройте диалоговое окно нажатием на кнопку “Сохранить”.
Результат: в заголовке окна появилось новое имя “практика”. Старый вариант документа (без оформления) тоже остался на диске (файл “Пушкин”).
2. Для просмотра документа перед печатью используйте инструмент “предварительный просмотр” (лист бумаги с увеличительным стеклом). После просмотра нажмите на кнопку “Закрыть” в панели инструментов.
3. Распечатайте документ на принтере, используя на выбор значок инструмента с изображением принтера или команду меню: файл - печать.
Результат: после выполнения всех заданий мы получили твердую копию текста документа (на бумаге), которую можно не только прочитать, но и отправить, например, по почте и т.д.
|