Скачать 80.07 Kb.
|
«Развитие творческих способностей на уроках технологии с выходом на творческий проект» Учитель технологии 1-ой квалификационной категории Лицей № 200, Цыва Ольга Александровна. Своей образовательной задачей считаю индивидуальное самовыражение и творческое мышление учащихся. Мои учащиеся должны сформироваться в полноценную личность, овладев способами приобретения знаний и соответствующих умений, научиться мыслить творчески, самостоятельно находить необходимую информацию, уметь её преобразовывать и применять, в практической жизни. Помощь в выполнении этих задач отводится образовательной области «Технология». При изучении технологии учащиеся должны сформироваться в полноценную личность, овладев способами и методами приобретения знаний и соответствующих умений, научиться мыслить творчески, самостоятельно находить необходимую информацию, уметь её преобразовывать и применять в практической жизни, стремиться к индивидуальному самовыражению. Для решения таких образовательных задач считаю оптимальным применение проектного метода как метода развивающего обучения, поскольку он направлен на личностно-ориентированное обучение. Метод проектирования создает условия для творческих возможностей: самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Целью такого обучения является обеспечение личностно - деятельностного характера, усвоения знаний, умений и навыков, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность, формирование убежденности в жизненной необходимости сохранения и улучшения окружающей среды, активизация и закрепление экономических понятий и маркетинговых исследований, обоснование и представление проектной документации, развитие логического мышления, коммуникативных способностей, эстетического вкуса, воспитание коллективизма, объективности в самооценке, испытаний и ощущений состояния успеха от радости творческого труда. Учащиеся не должны подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это принято на традиционных уроках технологии, от них потребуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями: - обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда ; -находить и обрабатывать необходимую информацию с использование современной техники; - проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных и данных материалов и технических средств; -овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций; -осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость; -экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности; -давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда; -выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий; -оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию; -сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера. В полной мере овладеть вышеперечисленными умениями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. В своей деятельности над проектным методом обучения выстраиваю работу с учащимися так, чтобы их деятельность находилась не под моей опекой или хуже педагогическим диктатом, а на педагогическом сотрудничестве, когда себе отвожу роль консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся. В помощь учащимся мной были разработаны методические рекомендации по выполнению творческого проекта, уголок проектов, на котором размещены такие материалы, как «Темы проектов», «Положение об ученическом проекте», «Требования к пояснительной записке», «Образцы творческих работ», «Образец титульного листа», «Порядок защиты творческого проекта», «Критерии оценки работы». Вся проектная деятельность учащихся требует строго учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению. Для средних классов характерны желание к выбору знакомых и нужных объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности. Примерную тематику проектных заданий разрабатываю по каждому году обучения технологии. Она представляет достаточно широкий диапазон, обогащается с учетом интересов и возможностей учащихся, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам с моей стороны, стимулирует формирование у учащихся чувство ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи. Метод проектирования, как метод развивающего обучения направленный на личностно – ориентированное обучение. Метод проектирования создает условия для творческой самореализация, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей самостоятельности , ответственности, умений планировать , принимать решения, оценивать результаты. Методы репродуктивные, проблемно-поисковые, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Оборудование и оснащение игры: Творческие проекты и выставка изделий, личная карта проектанта, презентация проекта с применением компьютера, другие ТСО, электронные носители, оформление актового зала, подиум для показа мод, таблички экспертов, грамоты по номинациям, блок-схема деловой игры. ПЛАН УРОКА Тема урока: «Защита творческих проектов по разделу кулинария». Цели урока: - обучающая: формирование знаний, умений и навыков по защите творческих проектов; -развивающая: развитие творческих и коммуникативных способностей, технологического и логического мышления; -воспитательная: воспитание эстетического вкуса, коллективизма, объективности в самооценке. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений, нестандартная форма урока, (деловая игра), практическая реализация знаний, умений и навыков по основам технологии (кулинария). Методы: метод проектирования, как метод развивающего обучения, направленный на личностно-ориентированное обучение. Оборудование и оснащение урока-игры: творческие проекты в форме кулинарных изделий и пояснительных записок, таблицы экспертов, оформление класса для защиты проектов, блок-схема деловой игры. Межпредметные связи: экономика, экология, история, литература, информатика, психология, изобразительное искусство. Этапы проведения игры. 1 этап. Подготовительный. Защита проектов в форме деловой игры характеризуется выделением ролей и распределением их среди обучаемых, взаимодействием участников в соответствии с порученными ролями. В игре нет пассивных ролей и наблюдателей, все участники активные, самостоятельные и творческие личности. Наша деловая игра носит комплексный характер, она позволяет смоделировать не только процедуру защиты проекта, но и побывать в разных ролях экспертов. На предыдущих уроках знакомлю детей с критериями роли экспертов и подготовкой к защите проектов. Ученикам, которые получили роль экспертов, предлагаю подготовить серьезные вопросы, для этого провожу тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству. Кроме всего учащиеся в процессе подготовки и проведения игры знакомятся со многими профессиями и определяют, какие знания и профессиональные качества необходимы для оценивания проекта. Класс делю на две группы. Одна группа защищает творческие проекты, другая выполняет роль экспертов, на следующем уроке роли меняются. 2 Этап. Начало игры. Организационный момент Вступительное слово учителя. Дорогие друзья! Сегодня на уроке вам предлагается поучаствовать в деловой игре. Деловая игра предполагает, что вы со всей серьезностью примите правила игры и предлагаемые вам возможные жизненные обстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться в предлагаемы жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вам предоставляется возможность показать свои творческие, предпринимательские, коммуникативные и организаторские способности. Цель нашего урока: защитить творческие проекты, оценить результаты достижений запланированного по объему и качеству работ. Желаю, чтоб сегодня каждый из вас испытал радость от процесса и результата вашего творческого труда. Знакомство с блок-схемой деловой игры «Защита проекта» А) Распределение и представление ролей экспертов и краткое определение задач каждого из участников экспертной группы. Б) Ознакомление с личной картой проектанта и анализ системы баллов, оценка творческого проекта. 3.Этап. Проведение игры. Слово для предоставления и защиты творческих проектов – руководителю деловой игры. 4.Этап. Итог деловой игры. 1.Анализ творческих проектов, выводы, итоги, результаты. 2. Выставление оценок. 3.Итог деловой игры. Экспертная оценка Художника-оформителя (Ф.И.)---------------------------------------------------------------------------------
Каждый критерий оценивается в баллах: - наиболее полный ответ- 3 балла; - достаточно полный ответ – 2 балла; - частично соответствует данному критерию – 1 балл. |
Моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова... | ||
Анализ работы М. О. учителей технологии за 2012-13 уч год Коллектив педагогов М. О. в течение года продолжал работу над проблемой «Формирование у учащихся универсальных способов деятельности... | Ермошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории | ||
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на... В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться.... | Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | ||
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного... Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и во внеурочной деятельности | Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории ммоу «Лицей №200» Григорьева Наталья Валерьевна | Шатохина О. Ю., учитель изобразительного искусства высшей категории,... «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ошмарина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Лицей №1» г. Березники | Н. В. Гоголь «Творческая личность», «творческий подход», «творческие... Развитие творческих способностей на традиционных уроках русского языка и литературы и на уроках с использованием элементов педагогических... | ||
План-конспект урока с применением компьютерной технологии по русскому... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Олуязский лицей Мамадышского муниципального района Республики Татарстан | Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... | Видоизменения подземных побегов Учитель Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории |