Скачать 1.66 Mb.
|
Публичный доклад руководителя образовательной организации МБОУ « Средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов» «Итоги работы педагогического коллектива в 2012/13 учебном году». Уважаемые участники образовательного процесса - педагоги, родители и обучающиеся школы, представляем полный отчет о работе школы в прошедшем учебном году. 1. Анализ достижения цели и решения поставленных задач. Целью работы школы в 2012/2013 учебном году являлось создание условий для повышения качества образования и содействия личному, социальному развитию и самоопределению участников образовательного процесса на основе его модернизации. Для реализации поставленной цели предполагалось решение следующих задач:
1.1 Поэтапное внедрение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. К решению поставленной задачи готовится весь педагогический коллектив. Для всех учителей проводятся мероприятия, направленные на знакомство с требованиями стандартов нового поколения. В методических объединениях ведется работа по формированию представления о технологиях, используемых при новом подходе к обучению. К практической реализации ФГОС приступили учителя 1 и 2-х классов. Теоретически все учителя были подготовлены к решению поставленной задачи. После посещения и активного участия в курсах, которые проводились на базе ИПК и ПРО, была проведена самодиагностика учителя начальных классов «Готовность учителя к реализации ФГОС НОО», которая показала, что учителя начальных классов:
С учетом новых требований были составлены и утверждены рабочие программы. Значительное внимание в течение года уделялось методическому сопровождению реализации ФГОС. Проведены тематические заседания МО:
Своевременно (по запросу) оказывалась методическая помощь учителям, работающим в режиме введения ФГОС. Пересмотрев систему работы, осваивая новые педагогические технологии, учителями были внесены изменения в методику ведения уроков, в подходы к организации внеурочной и проектной деятельности, в систему оценивания учащихся. В школе выстраивается система внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных стандартов. Проведены Дни качества, целью которых являлась проверка предметных и метапредметных результатов учащихся 1-2 классов. Проведены: комплексная проверочная работа, диагностика предметных результатов, диагностика метапредметных результатов. (Полные данные результатов представлены в таблице №2 приложения) Всего в 1 классах – 149 человек, выполняли работу - 147 человек / 98%. Количество обучающихся На высоком уровне сформированы: Регулятивные УУД (переводить текст на язык математики): повышенный уровень -94 чел./64%, базовый уровень- 20 чел./14%. Познавательные УУД (использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках): повышенный уровень -67 чел./46%, базовый уровень- 52 чел./35%. Коммуникативные УУД (оформлять мысли в письменной форме на уровне 1-2 предложений): повышенный уровень -62 чел./42%, базовый уровень- 68 чел./46%. На низком уровне сформированы следующие УУД. Регулятивные УУД (учиться высказывать своё предположение, дать комментарий): низкий уровень- 26 чел./17%. Познавательные УУД : ориентировать в своей системе знаний: определять лексическое значение слова: низкий уровень- 53 чел./36%. Всего во 2 классах – 191 человек, выполняли работу- 185 человек (96%). Основную часть выполнили без ошибок 16 человек/ 9%. Выполнили основную часть на низком уровне -33 человека /18%. Наибольшее количество ошибок допущено в заданиях основной части: Русский язык: № 4 (умение находить буквы мягких согласных)-низкий уровень 104 чел./56%. Математика: №5 (соотносить вопрос задачи и выражение для её решения)-низкий уровень 69 чел./27% Наиболее успешно выполнены задания основной части: Русский язык: № 3 (умение находить части речи)- базовый уровень 164 чел./88% Математика: № 6 (решение логической задачи)- базовый уровень 145 чел./78% Чтение: № 2 (умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос)- базовый уровень 164 чел./88% Дополнительная часть. Все задания дополнительной части выполнили 83человека / 45%; 3 задания: 87 человека/ 47%. Менее 3 заданий: 15 человек/ 8%: На высоком уровне сформированы: Регулятивные УУД (умение контролировать выполнение заданий): повышенный уровень -66 чел./36%, базовый уровень- 95 чел./51%. Познавательные УУД (преобразовывать информацию из одной формы в другую, работа с таблицей): повышенный уровень -60 чел./32%, базовый уровень- 74 чел./40%. Коммуникативные УУД (оформлять мысли в письменной форме на уровне предложения или небольшого текста): повышенный уровень -56 чел./30%, базовый уровень- 74 чел./40%. На низком уровне сформированы следующие УУД. Регулятивные УУД (учиться высказывать своё предположение): низкий уровень- 45 чел./24%. Познавательные УУД : ориентировать в своей системе знаний: определять лексическое значение слова: низкий уровень- 50 чел./27%. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и делать выводы: низкий уровень – 46 чел./25% Результаты показывают, что дети достаточно объективно оценивают свою работу (79%). Результаты, полученные при проведении данных работ, требуют проведения коррекционной работы:
Таким образом, в школе начато поэтапное внедрение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. По новым стандартам обучались учащиеся 1-2 классов (340 человек). Учителя в основном готовы к реализации новых требований. 1.2. Обновление содержания образования, повышение его качества, доступности и воспитательного потенциала на основе осуществления деятельностного подхода. По решению данной задачи был проведен педагогический совет, на котором дан старт написанию Основной образовательной программы школы на основе деятельностного подхода, что способствовало активизации методической работы отдельных учителей, их пониманию необходимости обновления содержания образования. При подготовке педагогического совета каждый педагог работал в творческой группе, разрабатывая определенный раздел образовательной программы. Тематика творческих групп представлена в таблице №3 приложения. Введение во внеурочную деятельность учащихся 1-2 классов часов проектной деятельности, подготовка учителями и родителями учащихся к школьной научно-практической конференции, внедрение технологии дистанционного обучения: участие в проектах СДО «Телешкола» и «Сетевая школа НИЯУ МИФИ». В школе идет апробация УМК:
Апробация учебных пособий («Интеллектуальные витаминки», «Комплексные работы», 1а) все это дало возможность обновить содержание образования и использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии, направленные на повышение качества образования. Отдельные учителя проявляют большую заинтересованность в качественном образовании учащихся класса. Мерзлякова Е.Г., Клюкина Т.А., Бушуева Е.А., Петухова М.В., Григорьева Л.П., работающие по ФГОС, умело применяют современные образовательные технологии деятельностного типа, формируют самооценку учащихся, учат выполнять самоанализ проверочных работ. Учителя Крылова Н.А., Тетерина А.В., Муртазина А.Р., Маряничева Л.А., Стрельская Н.А., Витвинова Е.М., Дягилева М.В., Ефимова И.В., применяя современные технологии, повышают качество знаний учащихся, что показывают результаты проведенных административных контрольных работ. Умелое выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, проведение запланированных тематических родительских собраний, беседы с родителями учеников помогли учителям –предметникам и классным руководителям добиться значительных результатов в повышении успеваемости и качества знаний учащихся класса. Решение данной задачи выявило ряд проблем, наиболее существенной оказался недостаточный уровень ИКТ-компетентности педагогов и низкая мотивация и самоорганизация учащихся при обучении. Самоустранение большей части родителей от участия в организации обучения детей.
Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают к поиску иных подходов к организации учебной деятельности. Администрация школы стремится создать условия для осуществления образовательного процесса , которые стимулируют развитие желания и потребности в повышении профессионального мастерства педагогов, обеспечивают реальную возможность для реализации творческого потенциала каждого учителя. При этом педагогический коллектив ориентируется на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося их индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. Изучение опыта инновационных школ , учеба на курсах повышения квалификации, анализ социокультурной ситуации микрорайона, выявление потребностей и запросов участников образовательного процесса , реальных возможностей и способностей педагогического коллектива и логика развития образования послужило причиной перевода образовательного учреждения в режим модернизации образовательного процесса. Особую роль в модернизации учебно-воспитательного процесса играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Одной из главных задач процесса модернизации является создание материальной базы для применения современных технологий обучения. В школе проведены мероприятия, направленные на решение поставленной задачи.
Большой интерес к современным компьютерным системам, как средству обучения, действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, на сколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях. Но, применяя компьютерные технологии важно не забывать, что именно учитель, а не компьютер, является наиболее важной составляющей учебного процесса . А компьютер – это всего лишь машина, позволяющая учителю эффективно передавать свои знания детям. Очень важно совершенствовать умения учителя работе с современным оборудованием. Порой это становится большой или порой непреодолимой психологической проблемой.
Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирует планируемые результаты освоения программ начального образования. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования. Оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей
Создание системы оценивания в школе в условиях реализации требований образовательных стандартов процесс длительный, поэтому в школе была создана творческая группа, которая разрабатывала положение по оценке достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. В качестве апробации учителя 1-2 классов применяли современные технологии оценивания – карты самоанализа, шкалы, учат учащихся навыкам самооценивания. Учащиеся отдельных классов под руководством учителя, при помощи родителей систематизируют свои достижения , создавая Портфолио. В результате разработано Положение об оценивании результатов освоения Основной образовательной программы школы и положение о Портфолио обучающегося. Апробированы комплексные работы для оценивания сформированности универсальных учебных действий в 1-2 классах. А также проведена апробация диагностик для оценивания коммуникативных УУД («Рукавичка»), регулятивных УУД («Проба на внимание»). Однако, 1. не закончена разработка единых критериев к оценке творческих работ учащихся (презентаций, проектов, рефератов). 2.Нормативные документы по оцениванию достижений учащихся во внеурочной деятельности появились только в конце учебного года, что повлекло за собой формальный подход со стороны педагогов к выставлению итоговой оценки. 3.Проблема отсутствия диагностических материалов УМК «Планета знаний»: учителя вынуждены искать пути решения данной проблемы самостоятельно.
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Использование в педагогической деятельности новых образовательных технологий позволяет учителям повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность уроков, добиваться запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности. Обновление образования требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования. Содействие профессиональному и творческому росту педагогов в школе было организовано через работу методических объединений учителей-предметников, творческих групп, через участие педагогов в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, через проведение педагогических мастерских: «Технология «Дебаты»», «Технология «Мастерская построения знаний». Учителя заинтересованы в повышении своей квалификации и повышают её путем посещения курсов, семинаров. Учителя активно откликаются на предложения о проведении открытых уроков в рамках семинаров, проводимых ИПКиПРО УР, ММЦ г. Ижевска.
Опыт работы школы был представлен за пределами УР: Останина Н.В. представила программу «Повышение профессиональной компетентности педагогов ресурсами образовательного учреждения» на XI Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций (г.Ростов). Однако, большая учебная нагрузка учителей, работа с двумя классами учителей начальной школы не позволили в полной мере принимать участие в курсах повышения квалификации, работе семинаров, работе над методической темой, работе творческих групп.
Одно из важнейших составляющих перспективного развития образования является привлечение родительской общественности к решению проблем школы. Существует достаточно много путей решения этого вопроса в зависимости от целей, задач и прогнозируемых результатов. В нашей школе важную роль в учебно-воспитательном процессе играет родительская общественность. Родители вместе со школой создают тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Сотрудничество школы и родителей в нашей школе осуществляется через программу: «Воспитание на основе здравого смысла», родительский лекторий и непосредственное участие родителей в образовательном процессе, через различные формы деятельности: такие как общешкольное родительское собрание, классные родительские собрания, родительские консультации, индивидуальные встречи и участие в общешкольных и классных коллективно-творческих делах, например конкурс «Музыкальное созвездие», фестиваль дружбы народов, конкурсы поделок, “Папа, мама и я- спортивная семья”, научно-практические конференции, акции «Семья – семье, поможем школьникам», акции «Милосердия». В школе созданы условия для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением через Совет образовательного Учреждения и Попечительский совет школы. Один раз в четверть проводится заседание общешкольного родительского комитета и проходят общешкольные родительские собрания по параллелям. Для родителей 1-4 классов работает Родительский клуб, для 7 классов – Родительская школа. В школе установлены дни консультаций родительских комитетов классов. С целью выявления проблем ежегодно проводятся встречи администрации и председателей родительских комитетов. Благодаря слаженной работе педагогического коллектива и родительского актива:
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития. Таким образом, анализ решения задач, поставленных педагогическим коллективом, показывает, что задачи в основном решены и цель в основном достигнута. Проблемы выявленные в процессе анализа необходимо решать в следующем учебном году.
2.1. Анализ выполнения учебного плана и учебных программ. В школе в 2012 – 2013 учебном году 1331 учащихся обучалось в 54 классах: 1 – 4 классов – 25; 5 – 9 классов – 25; 10-11 классов – 4. Обучение шло в 2 смены. Учебный план школы предусматривал выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. Учебный план позволяет реализовать цели образования на современном этапе, отвечает запросам общества и родителей обучающихся, составлен на основе Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 года, Примерного учебного плана (годового) для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения, с учётом «Изменений, которые внесены в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы...», утверждённые приказом МОиН РФ от 09.03.2011г. Предусматривает предпрофильное обучение в 8-9 классах и профильное в 10-11 классах. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимой. При этом недельная нагрузка на 1 ученика была увеличена на 1 час в неделю согласно новым требованиям СанПин (от 29.12.2010г) из-за введения 3-его часа физкультуры (с 1-11 класс). В 2012/2013 учебном году учащиеся 2-4 классов, 10-11 классов, а также классов с углублённым изучением английского языка (5а, 6аб, 7аб, 8а, 9а) учились по 6-ти дневной учебной неделе, остальные классы (1, 5-9 классы) - по 5-ти дневной учебной неделе с шестым развивающим днём. В субботу, кроме уроков классов, обучающихся по 6–ти дневной учебной неделе, проходили школьные внеклассные и внеурочные мероприятия, предметные праздники, индивидуальные занятия с учащимися, подготовки к олимпиадам, совместные занятия с другими образовательными учреждениями. Продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебные недели, 2-11 классы – 34 учебные недели. Продолжительность уроков в 1 классах – 35 минут, во 2 – 11 классах – 40 минут. Продолжительность перемен – 10- 20 минут. По результатам изучения спроса на образовательные услуги учащихся и их родителей, был расширен и обогащён учебный план путём введения курсов:
Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности школьный компонент предусматривал изучение в 5 – 6, 11б классах предмета Мировая художественная культура. В 7 классах изучался интегрированный курс Музыка и мировая художественная культура, в 8 - 9 классах – интегрированный курс ИЗО и мировая художественная культура. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным. |
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... «Средней общеобразовательной школы №37 с углубленным изучением отдельных предметов» | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов | 1 Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов... | ||
П р о грамм а развития Госуда рс т венногобюд жетногообразов ательногоу... Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных... | Анализ работы моу средней общеобразовательной школы №12 с углубленным... Моу средней общеобразовательной школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов за 2010 – 2011 учебный год | ||
Рабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным... Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов» | Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №1367 | ||
С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | ||
С углубленным изучением отдельных предметов Рекомендовано Методическим советом мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска | Cоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов... «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов» |