Отчет о круглом столе в начальной школе «Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов» городской проблемной группы учителей начальных классов, работающих в Индустриальном районе, на базе МАОУ «СОШ № 108» 27.11.2013г.
В ноябре в начальной школе состоялся круглый стол по теме «Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов».
Цели: 1. Выяснить возможности использования современных технологий для достижения метапредметных результатов в образовательном процессе. 2. Использование продуктивных заданий как технологии для достижениния метапредметных результатов образования, способы включения метапредметных тем в уроки, виды метапредметности в образовательном процессе. Проблематика: Метапредметные результаты в школьном образовании как инновация. Какие изменения в общеобразовательной подготовке обучающихся обеспечивает введение метапредметности. Образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения. Формы и методы организации урока с точки зрения метапредметного подхода.
Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется. Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год
Эти строки Макса Лауэ, произнесённые 100 лет тому назад, звучат современно и своевременно в свете сегодняшних изменений в области образования.
Подтверждение этому можно найти в словах премьер министра РФ Д.А.Медведева: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Д.А.Медведев 4 февраля 2010 года Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)
Что же такое МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения? Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (универсальные учебные действия)
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Продуктивные задания, одна из технологий, которая позволяет достигать метапредметных результатов:
- Задания, ход выполнения которых не описан в учебнике или используемом тексте в явном виде, имеются лишь подсказки.
- Задания, которые учат преобразовывать информацию, связывать реальную учебную или жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями.
- Задания, которые нацелены не только на предметные, но и на метапредметные результаты.
Личностное УУД – смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, «зачем мне учиться?») Задания, связанные с повседневным опытом ученика, привлекающие жизненной ситуацией.
– нравственно-этическое оценивание (оценка неоднозначных поступков).
Регулятивное УУД – целеполагание (процесс постановки целей на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).
несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям
несоответствие имеющихся знаний и новых фактов
столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора
прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат
недостаток (недоступность) информации
Познавательные УУД – сравнение, классификация, сериация (с самостоятельным выбором оснований и критериев для указанных логических операций).
– установление причинно-следственных связей, построение логических цепей рассуждений, выдвижение гипотез
- использование знаково-символических средств для решения учебных и познавательных задач (кодирование и декодирование информации)
Коммуникативное УУД – умение отстаивать свою точку зрения (приводить аргументы, подтверждая их фактами).
- умение задавать вопросы
После рассмотрения теоретической части были проведены открытые уроки. Учителя Коточигова О.Б., Лоренц О.А., Чащина И.В., Соловьёва И.А. дали открытые уроки по теме круглого стола.
Урок по литературному чтению «Звук [ч]. Буквы Ч,ч.» в 1Д классе. Учитель первой категории Лоренц О.А.
На уроке учащимся была предложена проблемная ситуация, которая обеспечила возникновение предположений, на основании которых сформулирована гипотеза – обобщение для предстоящего исследования. Урок показал, что учащиеся умеют определять цель своей деятельности, ставить и решать задачи, осуществлять поиск решения. Работая на уроке, маленькие исследователи учились объяснять лексическое значение слов, сравнивали слова по звучанию и написанию, учились записывать информацию в виде схем и моделей, составлять отчет о своей работе, учились взаимодействию, оценивали свою работу и работу одноклассников. Закрепление проводилось в форме интеграции с уроками технологии, учащиеся по желанию выбрали материал, из которого они изготовляли изученную букву.
Урок математики в 3Г классе «Площади. Сравнение площадей». Учитель первой категории Соловьёва И.А.
В первую очередь хочется обратить внимание на организацию урока. Учитель продумал всё от начала и до конца урока. Урок начался с высказывания «С малой удачи начинается большой успех». Слова настроили ребят на активную работу во время урока. Весь материал урока был построен на практической работе учащихся, благодаря чему ребята самостоятельно вывели новый способ сравнения площадей. Это поможет в дальнейшем учащимся при изучении темы вычисление площади фигур. На уроке мы увидели самые разнообразные виды работ с использованием продуктивных заданий. Были использованы такие формы работы как: индивидуальная, работа в парах, у доски, коллективная работа. На протяжении всего урока дети активно работали, обосновывали свою точку зрения, приводили аргументы. При подведении итога урока выяснилось, что всем детям было очень интересно, они узнали много нового и при этом никто не испытывал трудностей. Учащиеся предложили свои варианты выполнения домашнего задания, как привычного для них, так и творческого.
Урок математики в 4Д классе «Единицы времени. Век». Учитель первой категории Чащина И.В.
Урок начался с загадки, настраивающей детей на работу. Очень интересным и достаточно сложным был устный счёт. Проверка результата показала, что практически все справились безошибочно. Учитель очень интересно продумал переход от устного счёта к основной задаче урока – единицы времени. Учащиеся самостоятельно вывели тему урока, поставили цели, как ближайшие, так и перспективные. Весь материал урока был связан с Пермским краем. Учитель внимательно следил за ответами учеников, в нужный момент помогал наводящими вопросами, дети не боялись ошибиться, размышляли уверенно, показали чёткие умения пользоваться математическими понятиями, знаниями и активно применяли их на практике. Учителем был запланирован большой объём работы. Дети прекрасно справлялись работать в быстром темпе. Снять мышечную нагрузку помогла интересная физминутка. Урок соответствовал поставленным целям и задачам, подобранные задания работали на достижение этих целей.
Урок окружающего мира во 2А классе «Прошлое. Настоящее. Будущее». Учитель высшей категории Коточигова О.Б.
Посетив урок окружающего мира во 2А классе, мы окунулись в хорошую рабочую обстановку. С первой минуты весь класс включился в работу. Учащиеся работали с различными источниками информации: различные словари, учебник, рассказы родителей, мультимедийная презентация, которая была сделана на высоком техническом уровне. Ребята узнали интересные факты о прошлом, настоящем и даже будущем нашей страны. На каждом этапе урока Ольга Борисовна чётко ставила перед классом цели и задачи, используя при этом разнообразные формы и виды работы. Были использованы такие формы работы как: индивидуальная, работа в группах, у доски, коллективная работа. На протяжении всего урока дети активно работали, постоянно оценивали друг друга, выступали в роли консультантов. В этом большая заслуга учителя. Мы видим индивидуальный подход в обучении, желание заинтересовать, увлечь «сильных» и развивать интеллект «слабых» учеников. Своевременно учитель ввёл в урок динамическую паузу для снятия зрительного и мышечного напряжения. Завершающим этапом урока была самостоятельная работа. Урок прошёл отлично, интересной формой подведения итогов урока была выбрана рефлексивная мишень. Всеми была отмечена высокая интенсивность, насыщенность урока различными заданиями и объёмом подобранного материала.
Всеми присутствующими педагогами на круглом столе были отмечены высокий профессионализм педагогов, дававших открытые уроки. Непринужденная обстановка, созданная в классе, необычная манера преподавания, доброта и искренность педагога, сделали урок интересным, познавательным, направленным на глубокое понимание материала. Всем учителям использование ИКТ технологий позволило выполнить системообразующую, интегрирующую роль на уроке с различными предметами. Продумано и грамотно были подобраны продуктивные задания, которые позволили достичь высоких образовательных результатов. Огромное спасибо всем учителям начальной школы за проведение открытых уроков и за подготовку и проведение круглого стола.
Отзывы, присутствующих коллег на заседании круглого стола:
Зубова Инна Михайловна, учитель школы № 136: «Тема круглого стола была для меня интересной и на данный момент очень актуальна. Спасибо всем выступавшим педагогам, интересные уроки Соловьёвой И.А., Коточиговой О.Б. Не останавливайтесь на достигнутом».
Снегирёва Алевтина Юрьевна, методист Индустр. р-на: «Самым интересным было использование системно-деятельностного подхода в преподавании. Хотелось бы отметить презентацию опыта работы Ипатовой Т.В. – профессионально! Всем большое спасибо».
Алексеева Екатерина Евгеньевна, учитель лицея № 3: «Узнала много нового, интересного, всё это постараюсь применить на своих уроках. Замечательный урок Чащиной И.В., доступно, интересно, связь с жизнью, прекрасная работа учителя и учащихся».
Криволап Юлия Александровна, учитель школы № 3: «Приглашайте, пожалуйста, почаще на уроки, очень полезно».
Шилова Наталья Владимировна, учитель школы № 102: «Учителя организуют самостоятельное целеполагание, используют разнообразные формы работы, дифференцированные задания, интересная рефлексия, на всех этапах урока. Хотелось бы отметить урок Лоренц О.А., интересную работу с текстом в 1 классе, взаимосвязь с другими предметами. Спасибо».
Руководитель МО учителей начальных классов Ипатова Татьяна Викторовна |