Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Учебно-тематический план Тема 1. Человек и информация – 5 часов
Тема 2. Первое знакомство с компьютером – 7 часов
Тема 3. Текстовая информация и компьютер – 9 часов
Тема 4. . Графическая информация и компьютер – 5 часов
Тема 5. Технология мультимедиа – 8 часов
Резерв 1 ч
Содержание курса информатики и ИКТ для 8 класса
(35 часов) Тема 1. Введение (1 ч).
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и организация рабочего места.
Тема 2. Человек и информация (4 ч).
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Тема 3. Первое знакомство с компьютером (7 ч).
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Тема 4. Текстовая информация и компьютер (9ч).
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Тема 5. Графическая информация и компьютер (5 ч).
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль –3 часа
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Поурочное планирование 8 класс №
п/п
| Дата
| Тема урока
| Основные понятия
| Тип
урока
| Цифровые образовательные ресурсы
| Компьютерный практикум
| Кол-во часов
| Параграф учебника
| Домашнее задание
| 1
|
| Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Инструктаж по технике безопасности. СР.
| вещество, энергия, информация наука информатика
| теория + практика
| Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии», презентация «Техника безопасности»
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| (с. 5-8)
| (с. 5-8)
| 2
|
| Информация как знания человека. Восприятие информации человеком. СР.
| декларативные и процедурные знания, информативность сообщения, Образная и знаковая формы восприятия информации.
| беседа
| Презентация «Информация и знания», презентация «Восприятие и представление информации»
|
| 1
| § 1-2
| § 1-2 (с. 10-17)
| 3
|
| Информационные процессы. Работа с клавиатурным тренажером. ПР.
| информационные процессы
| теория + практика
| Презентация «Информационные процессы»
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 3
| § 3 (с. 17-22)
| 4
|
| Работа с клавиатурным тренажером. ПР.
| носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск
| практика
|
| Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода текста.
| 1
| § 1-3
| § 1-3
| 5
|
| Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. СР.
| алфавит, мощность алфавита
1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита.
Информационный объём текста
байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
| теория
| Презентация «Измерение информации»
|
| 1
| § 4
| § 4 (с. 22-27)
| 6
|
| Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти
| носители и устройства внешней памяти, Внутренняя память, программы и данные
| теория
| Презентация «Назначение и устройство компьютера», презентация «Внутренняя и внешняя память»
|
| 1
| § 5-6
| § 5-6 (с. 32-40)
| 7
|
| Состав и назначение основных устройств персонального компьютера.
| магистральный принцип работы ПК. Минимальный комплект устройств.
Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность.
Характеристики устройств внешней памяти
| теория + практика
| Презентация «Состав и назначение основных устройств персонального компьютера».
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 7-8
| § 7-8 (40-47)
| 8
|
| Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. ПР.
| программное обеспечение, операционная система, Системное программное обеспечение и функции операционной системы. сервисные программы
| теория
| Презентация «Программное обеспечение и типы»
|
| 1
| § 9-10
| § 9-10 (с. 47-53)
| 9
|
| Файлы и файловые структуры.
| Файл, файловая система, путь к файлу, каталог, логический диск
| Лекция с элементами практики
| Презентация «Файлы и файловые структуры»
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 11
| § 11 (с. 53-55)
| 10
|
| Работа с файловой структурой операционной системы.
|
| практика
| Презентация «Файлы и файловые структуры»
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 11
| § 11 (с. 55-59)
| 11
|
| Тестирование. Тест №1 «Информация и компьютер».
|
|
|
|
| 1
| § 1-11
|
| 12
|
| Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы.
| пользовательский интерфейс, контекстное меню, интерактивный режим работы
| теория + практика
| Презентация «Пользовательский интерфейс»
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 12
| § 12 (с. 59-63)
| 13
|
| Тексты в компьютерной памяти.
| Кодировочная таблица, международный стандарт, Гипертекст, текстовые файлы
| теория
| Презентация «Тексты в компьютерной графике».
|
| 1
| § 13
| § 13 (с. 68-75
| 14
|
| Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы редактирования текста.
| Редактирование текста
| практика
| Презентация «Сохранение и загрузка файлов»
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 13
| § 13 (с. 68-75
| 15
|
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы
| текстовый редактор и текстовый процессор.
| теория
|
|
| 1
| § 14
| § 14 (с. 75-77)
| 16
|
| Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, форматирование текста. Печать документа.
| Шрифты. Форматирование текста
| практика
|
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 15
| § 15 (с. 78-84)
| 17
|
| Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Поиск и замена.
| буфер обмена Многооконный режим работы
| практика
|
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 15
| § 15 (с. 78-84)
| 18
|
| Использование таблиц. Вставка графического изображения.
| Таблица, строки, вставка строк, объект WordArt
| практика
| Презентация «Таблицы и их использование».
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 15-16
| § 15-16 (с. 78-90)
| 19
|
| Использование списков. Понятие шаблонов и стилей.
| Списки, шаблоны, стили
| практика
|
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 15-16
| § 15-16 (с. 78-90)
| 20.
|
| Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста.
|
| практика
|
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 17
| § 17 (с. 90-93)
| 21
|
| Тест №2 «Текстовая информация и компьютер».
|
|
|
|
| 1
| § 13-15
|
| 22
|
| Компьютерная графика: область ее применения. Понятие растровой и векторной графики
| Графика, растровая, векторная графика
| теория
|
|
| 1
| § 18
| § 18 (с. 98-101)
| 23
|
| Графические редакторы. Растровый графический редактор. Построение изображений. Работа с фрагментами изображения.
| Графические редакторы. Растровый графический редактор.
| теория+ практика
|
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 18
| § 18 (с. 101-104)
| 24
|
| Технические средства компьютерной графики.
| Сканер, графопостроитель
| теория+ практика
| Презентация «Технические средства компьютерной графики».
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 19
| § 19 (с. 104-110)
| 25
|
| Принципы кодирования изображения.
| пиксель, видеопамять, дискретность
| теория
| Презентация «Принципы кодирования изображения».
|
| 1
| § 20
| § 20 (с. 110-114)
| 26
|
| Работа с векторным графическим редактором.
|
| практика
|
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 21-22
| § 21-22 (с. 114-124)
| 27
|
| Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации.
| мультимедиа Компьютерные презентации
| теория
| Презентация «Мультимедиа».
|
| 1
| § 23
| § 23 (с. 130-132)
| 28
|
| Создание простейшей презентации с использованием текста, графики и звука.
| оформления и шаблона презентации. Анимация объектов
| практика
| Презентация «Создание простейшей презентации».
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| Конспект
|
| 29
|
| Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.
| Аналоговое и цифровое представление звука.
| теория
| Презентация «Представление звука в памяти компьютера».
|
| 1
| § 24-25
| § 24-25 (с. 132-137)
| 30
|
| Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с использованием гиперссылок.
|
| практика
|
|
| 1
| § 26 конспект
| § 26 (с. 137-143)
| 31
|
| Создание презентации с применением записанного изображения и звука.
|
| практика
|
| Работа с клавиатурным тренажером.
| 1
| § 26
| § 26 (с. 137-143)
| 32
|
| Итоговый тест. Тест №3.
|
| Комбинированный урок
|
|
| 1
|
|
| 33
|
| Повторение курса 8 класса
|
| Комбинированный урок
|
|
| 1
|
|
| 34-35
|
| Повторение курса 8 класса
|
| Комбинированный урок
|
|
| 1-2
|
|
| |