ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ г. ЯРОСЛАВЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 62 г. ЯРОСЛАВЛЯ на период до 2016 года
ПРИНЯТА
На заседании
Педагогического совета
Протокол № 10
от «27» августа 2011г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом по средней школе
№ 169
от «28» августа 2011г.
Председатель педсовета
__________(Т.Д.Кокуева)
г. ЯРОСЛАВЛЬ
2011 СОДЕРЖАНИЕ.
Раздел 1.
|
Предназначение школы № 62 и средства её реализации
|
|
Раздел 2.
|
Модель выпускника школы № 62.
|
|
Раздел 3.
|
Цели и задачи образовательного процесса средней общеобразовательной школы № 62.
|
|
Раздел 4.
|
Учебный план средней общеобразовательной школы
№ 62.
|
|
Раздел 5.
|
Особенности организации образовательного процесса и применяемые технологии.
|
|
Раздел 6.
|
План внутришкольного контроля средней общеобразовательной школы № 62.
|
|
Раздел 7.
|
Программно – методическое обеспечение образовательной программы средней общеобразовательной школы № 62.
|
|
Приложение 1. Учебный план средней школы № 62 Приложение 2. Аналитические материалы для обоснования формулировки предназначения средней общеобразовательной школы № 62.
РАЗДЕЛ 1.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЫ № 62 И СРЕДСТВА ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ. Средняя общеобразовательная школа № 62 является звеном муниципальной системы образования г.Ярославля, обеспечивающим реализацию конституционных прав детей, проживающих на территории города, на получение ими основного общего и среднего (полного) общего образования.
Предназначение школы № 62.
формирование социально адаптированной, зрелой личности на основе усвоения учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования;
создание условий для сохранения и укрепление здоровья;
оказание учащимся необходимой социальной поддержки – создание основы для осознанного профессионального выбора.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ШКОЛЫ № 62.
освоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования;
максимальная индивидуализация образовательного процесса;
предоставление учащимся возможности выбора профиля обучения;
введение в учебный план предметов и курсов, способствующих общекультурному развитию личности (краеведение, экология, риторика, этика и др.);
создание условий для сотрудничества школы и семьи, принятие совместной ответственности за воспитание детей.
УРОВНИ РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММ.
Средняя общеобразовательная школа № 62 реализует образовательные программы на уровнях:
начального общего образования,
основного общего образования,
полного (среднего) общего образования.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ № 62.
Основные и дополнительные образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
РАЗДЕЛ 2.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ № 62.
Под моделью ученика в настоящей образовательной программе понимается следующее:
описание психолого-педагогического портрета выпускника, формируемого и воспитываемого в школе № 62,
описание личностных качеств выпускника, формируемых и развиваемых в школе № 62.
Структурно модель выпускника школы № 62 представляет собой совокупность:
модели выпускника начального общего образования,
модели выпускника основного общего образования,
модели выпускника среднего (полного) общего образования.
Содержательное наполнение настоящей модели представлено в последующих блоках образовательной программы.
Ожидаемый образ выпускника образовательной школы № 62.
Социальный заказ родителей школе. Родители хотят видеть в детях личность, обладающую прочными знаниями, интеллектуально развитую, раскованную целеустремленную и любознательную, честную, добрую, внимательную, умеющую принимать решения с учетом жизненных обязательств, способную к самообразованию, стремящуюся к постоянному успеху. Психолого-педагогический портрет выпускника
начальной школы. Учащиеся, завершившие в школе № 62 обучение на ступени начального общего образования, должны:
освоить обязательный минимум содержания образования на уровне образовательного стандарта начальной школы, обеспечивающий продолжение образования на ступени основного общего образования и в школах любого вида (гимназии, лицеи);
обладать сформированными учебно-познавательными интересами, быть внимательными, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов; с чувством познавательного значения, ощущения, с умением видеть окружающий мир; с первоначально-отработанной памятью: зрительной, слуховой, моторной; уметь слушать и слышать, уметь мыслить, обладать чувством самоконтроля и самостоятельности;
быть трудолюбивыми, усидчивыми, эмоциональными, волевыми, нацеленными на достижение успеха, уверенными, самостоятельными в действиях, желающими и способными иметь собственное мнение, коммуникабельными, доброжелательными.
Психолого-педагогический портрет выпускника
основной школы.
Учащиеся, получившие основное общее образование в школе № 62, должны:
освоить на уровне требований государственного стандарта к уровню полготовки выпускников основной школы общеобразовательной программы по всем предметам школьного учебного плана;
обладать устойчивым интересом к получению теоретических и практических знаний, наблюдательностью, абстрактным мышлением, быть способными к самостоятельной аналитической деятельности;
обладать чувством ответственности за свои действия, быть мотивированными на общественно-полезную деятельность, обладать познавательными интересами, самосознанием и адекватной самооценкой, осознанием собственной индивидуальности, стремлением к самоутверждению, утверждению правильности выбранного профиля, потребностью в здоровом образе жизни, в физическом развитии.
Психолого-педагогический портрет выпускника
средней школы. Выпускник, получивший в средней школе № 62 среднее (полное) общее образование, должен:
освоить обязательный минимум содержания образования на уровне образовательного стандарта средней школы;
уметь самостоятельно постигать новые знания, работать с первоисточниками, обладать интеллектуальной зрелостью, самостоятельностью в выборе образа действия; владеть своими познавательными процессами, уметь аргументировать и доказать истинность суждений; обладать научным мировоззрением, творческой активностью, рефлексией;
это самостоятельная, зрелая личность, способная к принятию ответственных решений, способная адаптироваться в быстро меняющихся условиях, стремящаяся к саморазвитию, творчеству, готовая к осознанному профессиональному выбору, владеющая основными трудовыми умениями и навыками, уважающая традиции отечественной культуры и истории, ориентированная на здоровый образ жизни, уверенная в себе, обладающая чувством собственного достоинства.
РАЗДЕЛ 3.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 62. Последовательное, поэтапное формирование социально-активной, зрелой, образованной, компетентной личности на основе преемственности между основными звеньями учебно-воспитательного процесса.
Обеспечить усвоение всеми учащимися школы обязательного минимума образования на уровне требований государственного стандарта (на всех этапах).
Обеспечить преемственность образовательных программ всех уровней.
Развивать у учащихся необходимые общеучебные умения и навыки (интеллектуальные, волевые), сформировать мотивацию к учебной деятельности.
Сформировать (создать предпосылки) отношения в школьном коллективе, способствующие развитию у учащихся чувства ответственности за себя, за свои поступки, чувство собственного достоинства, сформировать необходимые коммуникативные умения.
Формировать осознанное отношение к своему здоровью – важнейшей жизненной ценности.
Воспитывать уважение и бережное отношение к языковой культуре, историческому прошлому родного края, к традициям, взаимодействию с окружающей природной средой.
Начальное общее образование: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, формирование желания учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.
Основное общее образование: создание личностно-ориентированной системы информационно-аналитического сопровождения ребёнка в образовательном пространстве школы, в ходе работы городской экспериментальной площадки; создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения в основной школе.
Среднее (полное) общее образование: выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального образовательного самоопределения старшеклассника; для получения качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном учебном заведении.
Задачи:
Ступени обучения/
этапы
достижения
| Задачи по группам
| Критерии
| Показатели
| Источники информации (методики, статистические данные)
| Начальное общее образование
Основное общее образование
| *Образовательные
-обеспечить выполнение
всеми обучающимися
требований государственного образовательного стандарта
-создать условия для адаптации младших школьников в классных коллективах
-создать условия для творческого развития личности
-создать условия для духовного развития обучающихся
*Мотивационные
-формировать позитивную мотивацию обучающихся
*Валеологические
-обеспечить условия безопасности и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса
-пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни *Ресурсные
-создать условия для осуществления образовательного процесса
*Образовательные
-обеспечить выполнение
всеми обучающимися
требований государственного образовательного стандарта - создание условий для формирования гражданской позиции, потребность к самообразованию - создание условий для социального самоопределения личности
- адаптация обучающихся в классных коллективах
-создать условия для творческого развития личности
-создать условия для духовного развития обучающихся
*Мотивационные
-формировать позитивную мотивацию обучающихся
*Валеологические
-обеспечить условия безопасности и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса
-пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни
*Ресурсные
-создать условия для осуществления образовательного процесса
|
-успешность 60% -обученность 90% - Степень социализации в коллективе
Творческие успехи
-степень вовлечённости обучающихся в урочную и внеурочную деятельность -наличие (отсутствие) систематически пропускающих учебные занятия - уровень школьного травматизма
- психическое и физическое здоровья
- комфортность пребывания в школе
- участие педагогического коллектива в деятельности муниципальной системы образования
- кадровая и материально-техническая обеспечение выполнения учебного плана
- работа школы с социальными партнёрами
- инвестиционная привлекательность школы - успешность 50%……. -обученность 95%
Уровень развития личности обучающегося
Степень социализации в коллективе Творческие успехи
-степень вовлечённости обучающихся в урочную и внеурочную деятельность -наличие (отсутствие) систематически пропускающих учебные занятия - уровень школьного травматизма
- психическое и физическое здоровье
- комфортность пребывания в школе
- участие педагогического коллектива в деятельности муниципальной системы образования
- кадровая и материально-техническая обеспечение выполнения учебного плана
- работа школы с социальными партнёрами
- инвестиционная привлекательность школы
|
-справляемость с требованиями государственного образовательного стандарта
-динамика образовательных результатов -психологическая диагностика
-Результаты участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (выше школьного уровня)
- сертификаты.
- участие в школьных олимпиадах и конкурсах
- количество детей
- количество случаев
- медицинские, психологических и социальные исследования; оценка физической подготовленности; пропуски уроков по болезни
- степень комфортности
востребованность кадрового потенциала в подсистемах системы образования и за её пределами
- наличие кадров, повышение квалификации учителей; стабильность основного состава педагогического коллектива; оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием
- участие социальных партнеров в работе школы
- количество привлечённых материальных ресурсов
-справляемость с требованиями государственного образовательного стандарта
- динамика образовательных результатов
- соответствие внутреннего и внешнего оценивания
- готовность к выбору профессии;
- данные социометрии психологическая диагностика
- -Результаты участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (выше школьного уровня)
- сертификаты
- участие в школьных олимпиадах и конкурсах
- количество детей
- количество случаев
- медицинские, психологических и социальные исследования; оценка физической подготовленности; пропуски уроков по болезни
- степень комфортности;
- легкость освоения материала обучающимися (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы)
востребованность кадрового потенциала в подсистемах системы образования и за её пределами
- наличие кадров, повышение квалификации учителей; стабильность основного состава педагогического коллектива; оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием;
- обеспеченность библиотеки
- время доступа к ПК (для учителей и учащихся)
- участие социальных партнеров в работе школы
- количество привлечённых материальных ресурсов
|
|
-мониторинг
Результаты психологических исследований
Сертификаты и портфолио
- результаты методик, направленных на изучения уровня школьной мотивации.
- классные журналы
- акты о несчастных случаях
- школьная документация
- анкетирование обучающихся и их родителей
- результаты участия в конкурсах педагогического мастерства
- РИК, ОШ-1
- договор сотрудничества - ведомости поступления внебюджетных средств
-результаты ГИА
- результаты промежуточной аттестации
Анкетирование
Результаты психологических исследований
Сертификаты и портфолио
- результаты методик, направленных на изучения уровня школьной мотивации;
- классные журналы
- акты о несчастных случаях
- школьная документация
- результаты работы в рамках городской экспериментальной площадки
- результаты участия в конкурсах педагогического мастерства
- РИК, ОШ-1
-статистический отчёт
- договоры сотрудничества
- ведомости поступления внебюджетных средств
| Среднее (полное) общее образование
| *Образовательные
-обеспечить выполнение
всеми обучающимися
требований государственного образовательного стандарта - создание условий для формирования гражданской позиции, потребность к самообразованию;
- создание условий для социального самоопределения личности
- социальная адаптация обучающихся
-создать условия для творческого развития личности
-создать условия для духовного развития обучающихся
*Мотивационные
-формировать позитивную мотивацию обучающихся
*Валеологические
-обеспечить условия безопасности и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса
-пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни
*Ресурсные
-создать условия для осуществления образовательного процесса
| - успешность 50% -обученность 98%
Уровень развития личности обучающегося
Степень социализации обучающихся
Творческие успехи
-степень вовлечённости обучающихся в урочную и внеурочную деятельность -наличие (отсутствие) систематически пропускающих учебные занятия - уровень школьного травматизма
- психическое и физическое здоровье
- комфортность пребывания в школе
- участие педагогического коллектива в деятельности муниципальной системы образования
- кадровая и материально-техническая обеспечение выполнения учебного плана
- работа школы с социальными партнёрами
- инвестиционная привлекательность школы
| справляемость с требованиями государственного образовательного стандарта
- динамика образовательных результатов
- соответствие внутреннего и внешнего оценивания - готовность к профессиональному выбору;
- данные социометрии
- встроенность в систему социально-экономических отношений
психологическая диагностика -Результаты участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (выше школьного уровня)
- сертификаты - участие в школьных олимпиадах и конкурсах
- количество детей - количество случаев
- медицинские, психологических и социальные исследования; оценка физической подготовленности; пропуски уроков по болезни
- степень комфортности;
- легкость освоения материала обучающимися (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы) востребованность кадрового потенциала в подсистемах системы образования и за её пределами
- наличие кадров, повышение квалификации учителей; стабильность основного состава педагогического коллектива; оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием;
- обеспеченность библиотеки
- время доступа к ПК (для учителей и учащихся)
- участие социальных партнеров в работе школы
- количество привлечённых материальных ресурсов
|
| -результаты ЕГЭ - результаты промежуточной аттестации
Анкетирование
Результаты психологических исследований
Сертификаты и портфолио
- результаты методик, направленных на изучения уровня школьной мотивации;
- классные журналы - акты о несчастных случаях
- школьная документация
- результаты работы в рамках городской экспериментальной площадки
- результаты участия в конкурсах педагогического мастерства
- РИК, ОШ-1
-статистический отчёт
- договоры сотрудничества
- ведомости поступления внебюджетных средств
|
РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 62. Одним из основных средств формирования и реализации модели выпускника средней общеобразовательной школы № 62 и выпускника каждой ступени обучения является учебный план (Приложение 1). Основой учебного плана школы № 62 является федеральный базисный и городской учебный план. В качестве дополнительных образовательных программ изучаются следующие курсы и дисциплины:
На уровне начального общего образования.
Назва-
ние дополни-
тельной
образо-
вательной
прог-раммы
|
Какую
основную программу расширяет, обновляет, дополняет
| Что
формирует,
развивает
| Чем
измеряется
| Предъявляемые требования
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
И
Н
Ф
О
Р
М
А
Т
И
К
А
|
Математика
Русский яз.
Литература
Музыка
|
Внимание, логи-
ческое мышление, закрепляет вычисли-тельные навыки, навыки правописа-ния и граммати-ческого разбора.
|
Лабораторная работа на ПК
|
Овладение навыками работы с ПК, закрепление вычислительных навыков и навы-
ков правописания
|
На уровне основного среднего образования.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
И
Н
Ф
О
Р
М
А
Т
И
К
А
|
Математика
Русский
язык
ИЗО
Черчение
Музыка
|
Развивает творческие способности,
расширяет кругозор,
формирует оперативный стиль мышления. Дает представление об алгоритмическом языке, основных компьютерных
инструментах, формирует навык работы с разными вида-
ми информации.
|
Самостоятельная
работа на компьютере, фронтальная
работа на компьютере.
|
Должны уметь по-
нимать схему про-
хождения информ-
мации через основ-
ные устройства
ЭВМ, освоить кла-
виатуру, овладеть
интерфейсом прог-
рамно-методичес-
ких комплексов, уметь работать с разными исполни-
телями, овладеть инструментами работы с различными информации, составлять алгоритмы для исполните-
лей «Кенгуренок»,
«Пылесосик», ис-
пользуя ветвления, циклы, процедуры.
|
На уровне общеобразовательного среднего (полного) образования
ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ
|
математика
история право социология
Историю литературу ИЗО географию
|
Целостные пред-ставления об ис-тории Яр. края, способствует со-циализации уча-щихся, осознание ими своей принадлежности к малой Родине. Создает предпосылки для дальнейшего образования выпускников в ВУЗах
|
Экскурсии, семинары, доклады,
рефераты
|
Знать хронологию истории края, давать характерис-тику важнейшим историческим со-бытиям, прово-дить поиск инфор-мации в источни-ках. Знакомиться с новыми версиями изложения собы-тий и личностей. Сравнивать исто-рические события.
Знать место истории Ярославского края в истории России
| РАЗДЕЛ 5.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА И ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Организация образовательного процесса в школе № 62 имеет следующие особенности: 1. в 1-4 классах:
В параллелях 2, 3, 4-х классов открыты классы по программе развивающего обучения Л.В. Занкова;
В параллелях 1, 2, 3-х классов открыты классы по программе «Школа 2100»,
В параллели 4-х классов работает класс по программе «XXI век».
2. В 5-9 классах:
Преподавание литературы, истории, географии, физической культуры ведется с использованием краеведческого материала. Краеведческие знания и практические навыки учащиеся получают во внеклассной работе через походы, экскурсии, семинары, встречи и т.д. Краеведение – важнейшее содержательное направление работы учащихся среднего звена.
Введены нетрадиционные предметы: Во всех параллелях увеличено количество часов на изучение математики, в 5-8 классах – литературы,
В преподавании математики, истории, обществознания, русского языка, биологии применяется методика тестового контроля.
3. В 10 – 11 классах:
В 10-м классе введены элективные учебные предметы: о
Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач;
Культура речи;
Методы решения физических задач;
Основы конституционного строя РФ;
Замечательные неравенства, их обоснование и применение;
Психология общения;
Кроме традиционных уроков используются следующие формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, учебные дискуссии, уроки-конференции, круглые столы, защита проектов.
РАЗДЕЛ 6.
ПЛАН ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 62.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
скорость чтения (количество знаков в минуту, выразительность, понимание текста).
грамотное письмо
счетные умения по предметам счетных наук
результаты (динамика) участия школьников в олимпиадах (городских, областных, региональных).
Поступление в ВУЗы.
Физическая подготовка и состояние здоровья (динамика)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Техническое, эстетическое, физическое твор-чество (занятость в различных кружках, сек-циях, театральных и других клубах, не менее 70 % учащихся). Результаты участия школьников в технических, творческих выставках, конкурсах, спортивных соревнованиях.
Ежегодное участие в районной интеллекту-альной игре «Город, в котором я живу»
II. ХАРАКТЕРИСТИКА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛО- ГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ШКОЛЫ № 62.
Диагностика состояния образовательного пространства (общий микроклимат в школе)
Участие в эксперименте по проекту «Информационно-аналитическое сопровождение образовательного пространства»
Разработка инструментария для диагностики состояния образовательного пространства
Создание программного обеспечения разработанного инструментария и включение его в АСИОУ «Школа» в качестве прикладных систем.
Уровень психофизиологической адаптации в начальной школе.
Уровень психофизиологической адаптации при переходе в среднее звено.
Особенности стиля работы педагогов начальной школы.
Состояние классных микросоциумов среднего звена.
Особенности стиля работы классных руководителей.
Особенности и нарушение внимания у учащихся начальной школы
Уровень воспитанности учащихся
Стадии развития коллектива.
|
Навык чтения на всех ступенях обучения Диктанты Контрольные работы, тестирование
Школьный учет и статистика
Школьный учет и статистика
Данные медосмотров и ди-намика заболеваний. Анкетирование и данные педагогических наблюдений. Места и результаты
Доклады
Места и результаты
Диагностические тесты
Диагностические тесты
Диагностические тесты
Диагностические тесты
Самооценка+СМ , тревожность, мотивация, ПК/М, ЦТО, ассоц.
СМ + ассоц. + ЦТО
СМ + ассоц. + ЦТО
Тестирование по методоке ММД (минимальные мозговые дисфункции)
Анкетирование по мето-дике Шиловой.
Собеседование с класс-ными руководителями, анкетирование по методике Шиловой.
| |