«Права ребёнка»





Скачать 153.48 Kb.
Название«Права ребёнка»
Дата публикации31.07.2014
Размер153.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

IV Всероссийского конкурса педагогического мастерства
«Мой лучший урок»


Права ребёнка
Сценарий урока с компьютером

по обществознанию

для учащихся 9 класса
Выполнила: Худобина Н.В.

учитель истории и обществознания


с. Зырянское, 2010 г

Пояснительная записка

к сценарию урока «Права ребёнка»

по обществознанию в 9 классе

учителя Муниципального общеобразовательного учреждения «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Худобиной Н. В.
Урок по теме «Права ребёнка» проводится в 9 классе в рамках курса обществознания по учебнику для 9 класса общеобразовательных школ «Обществознание», авторы – А. И. Кравченко и Е.А. Певцова и программе А.И.Кравченко в рамках главы второй «Человек и его права», параграф 15. Курс обществознания ведется в течение года один час в неделю, 35 часов в год. Класс является общеобразовательным, количество учащихся – 17 человек, из них 8 учащихся с высоким уровнем мотивации, 6 учащихся со средним уровнем и 3 учащихся с низким. Данная тематика является одной из основных не только в формировании специальных и предметных компетентностей, но и способствует становлению гражданских позиций учащихся, т.е. носит глубокий воспитательный характер.

Целью урока является ознакомление учащихся со своими правами по Конвенции о правах ребенка и формирование личностного правого поля. Задачи урока позволяют сформировать правовую культуру учащихся, путем постановки проблемных, практических заданий помочь учащимся уяснить их права, развивать коммуникативные навыки учащихся.

Занятие рассчитано на два учебных урока по 45 минут и проводится с использованием авторского электронного пособия к элективному курсу «Права человека», поэтому урок может проходить в кабинете информатики или кабинете, оснащенном компьютером, проектором и экраном. Необходимость применения медиапродукта на занятии продиктовано недостаточным количеством информационного материала в существующих учебно-методических пособиях, стремлением повысить эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов, формировать информационную культуру и компетентность школьников, желанием интенсифицировать учебно-воспитательный процесс.

По форме урока данное занятие выстроено как изучение нового материала в форме работы учащихся в мобильных группах и предусматривает использование элементов таких технологий как проблемное обучение и информационно-коммуникационная технология, а также таких методов как «мозговой штурм» и групповая работа учащихся.

На разных этапах занятия применение данных технологий позволяет решить поставленные задачи и сделать урок познавательным, интересным и результативным. Так «мозговой штурм» вначале урока способствует повышению мотивации учащихся. Работа в группах вовлекает всех учеников в учебный процесс, так как возрастает ответственность при необходимости выполнить практические задания. Выдвижение и решение проблемы также позволяет повысить познавательный интерес и активизировать деятельность учащихся. Информационно-коммуникационные технологии предусматривают не только использование компьютера как источника подачи информации и помощника при выполнении заданий, но и способствуют развитию коммуникативной культуры, вводят элементы интерактивности, когда существует связи: учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик.

Сценарий урока содержит таблицы плана и карты занятия, позволяющие проследить этапы урока и их влияние на развитие личностных качеств и психических процессов. Из данной таблицы видно, что урок направлен на продуктивные формы деятельности учащихся, хотя затрагиваются и репродуктивные формы деятельности, что также немаловажно.

В ходе занятия учащиеся в группах выполняют практические задания, носящие не только познавательный, но и творческий характер. При этом используется жизненный опыт, общая эрудиция, межпредметные знания и навыки. Особенный интерес вызывают ролевые ситуации, которые исполняют, разбирают и анализируют сами учащиеся. Комментирование хода урока в сценарии позволяет определить его эффективность.

Результативность занятия в предложенной форме могут оценить как сами учащиеся, высказывая свое мнение по поводу урока, так и учитель, проведя на следующем уроке письменный индивидуальный опрос. Но более важным является приобщение учащихся к правовому воспитанию и формированию личностной гражданской позиции.

Сценарий урока с использованием компьютера

Автор – Худобина Надежда Викторовна


Образовательное учреждение – Томская область, Зырянский район, село Зырянское, МОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Предмет – Обществознание

Класс – девятый

Тема – Права ребенка

Тип урока – урок изучения нового материала

Форма урока – групповая работа

Задачи занятия:

  1. Формировать правовую культуру учащихся

  2. Путем постановки проблемных, практических заданий помочь учащимся уяснить их права

  3. Развивать коммуникативные навыки учащихся

Учебно-методическое обеспечение: учебник Кравченко А.И. «Обществознание, 9 класс», авторское электронное пособие к элективному курсу «Права человека», Конвенция о правах ребенка (сокращенный вариант)

Время реализации занятия: 90 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint

  2. Вид медиапродукта: электронное пособие

  3. Технологический сценарий:

Структура медиапродукта

Электронное пособие рассчитано на 17 учебных часов, состоит из 21 основного слайда и 43 слайдов с заданиями различного типа, вызываемых по гиперссылкам с основных слайдов. На данном уроке используется одна из тем пособия (слайды № 15, 16, 17, 27, 33, 41, 42, 48, 55, 62).




п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

слайда

1

Организационный момент. «Мозговой штурм»

2 минуты

15

2

Теория: О правах ребенка

3 минуты

15

3

Словарная работа

3 минуты

48

4

Проблемное задание

5 минут

27

5

Опережающее тестирование- мотивация деятельности

5 минут

62

6

Теория: О Конвенции

3 минуты

16

7

Практикум «Линия жизни»

24 минуты

41

8

Ситуативные задания

10 минут

55

9

Теория: группы прав ребенка

5 минут

17

10

Практикум «Права разные нужны»

25 минут

42

11

Рефлексия

5 минут

33



Краткое описание содержания интерактивных

учебных кадров – экранов

Слайд 15 – Права ребенка: теория истории прав ребенка, «значки» - гиперссылки: словарь, проблема, упражнения

Слайд 16 – Конвенция о правах ребенка: теория о принятии и содержании Конвенции, ее значении, «значки» - гиперссылки: подумаем вместе, практикум

Слайд 17 – Группы прав ребенка: теория о правах ребенка на выживание, развитие, участие и защиту, «значки» - гиперссылки: мудрые мысли и практикум

Слайд 27 – Проблема: нарушение прав ребенка

Слайд 33 – Мудрые мысли: высказывание педагога З.К. Шнекендорфа о значимости знаний прав ребенка

Слайд 41 – Практикум «Линия жизни»: о правах, необходимых ребенку для развития

Слайд – 42 – Практикум «Права разные нужны, права разные важны»: знакомство с текстом Конвенции по группам прав

Слайд 48 – Словарь: определение терминов «авторитаризм», «декларация», «конвенция», «конфронтация», «ратификация», «толерантность»

Слайд 55 – Подумаем вместе «Игра в ситуации»: ролевые игры с использованием текста Конвенции о правах ребенка

Слайд 62 – Тестовые вопросы
Система навигации

Электронное пособие имеет на втором слайде содержание, по которому можно легко перейти к изучаемой теме через гиперссылку. На слайдах 15, 16, 17 представлен теоретический материал в анимационной форме по щелчку мыши, имеются указательные фразы для выполнения заданий. Слайды связаны между собой управляющими кнопками «далее», «домой». На данных слайдах имеются «значки» - гиперссылки с различными видами заданий, вызываемых по щелчку мыши, вернуться на исходный слайд можно чрез управляющую кнопку «домой».
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях

  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

  3. формирование информационной культуры и компетентности школьников

  4. интенсификация учебно-воспитательного процесса


План занятия



Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент. «Мозговой штурм»

Вызов учащихся на «мозговой штурм»: чем ребенок отличается от взрослого человека? Запись на доске ответов учащихся

Методом «мозгового штурма» дают быстрые краткие характеристики ребенку

2 ми

ну

ты

2

Теория: О правах ребенка

Организация работы с теоретическим материалом слайда № 15. Разъяснение и дополнения

Делают необходимые записи в тетрадях, задают вопросы к теоретическому материалу

3 ми

ну

ты

3

Словарная работа

Организация работы со словарем

Делают записи в тетрадях

3 ми

ну

ты

4

Проблемное задание

Организация работы с проблемным заданием слайда № 27

Отвечают на вопрос проблемного задания, приводят примеры, формулируют проблему

5 минут

5

Опережающее тестирование- мотивация деятельности

Организация тестирования для всего класса и самопроверки заданий, мотивация дальнейшей деятельности

Выполняют индивидуально задания, самопроверка по ключу ответов, выводы – мотивация изучения прав ребенка

5 ми

нут

6

Теория: О Конвенции

Организация работы с теоретическим материалом слайда № 16, разъяснения и дополнения

Делают необходимые записи в тетрадях, задают вопросы

3 ми

ну

ты

7

Практикум «Линия жизни»

Формирование групп и организация работы в группах

Выполняют практическое задание по группам

24 ми

ну

ты

8

Ситуативные задания

Предварительная подготовка ролей (на перемене), помощь в разыгрывании ситуаций

Разыгрывание ситуаций, выполнение заданий по группам

10 ми

нут

9

Теория: группы прав ребенка

Организация работы с теорией слайда № 17, дополнения

Просматривают анимационный материал, делают записи в тетрадях

5 ми

нут

10

Практикум «Права разные нужны»

Формирование новых групп и организация деятельности в группах

Выполняют практическое задание

25 ми

нут

11

Рефлексия

Подведение итогов и организация работы с рубрикой «Мудрые мысли»

Высказывают собственное мнение, делают выводы

5 ми

нут



Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютерный класс с проектором и экраном, тексты Конвенции о правах ребенка (в сокращении)
Технологии, методы:

  1. «Мозговой штурм»

  2. Групповая работа

  3. Проблемное обучение

  4. ИКТ


Карта занятия


Комментарий хода урока

Время

(мин)


№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

После приветствия учитель, не называя темы, проводит «мозговой штурм»: чем ребенок отличается от взрослого человека?

2 мину

ты

15




Мышление

Точность, уместность, выразительность речи

Учитель знакомит учащихся с теоретическим материалом, разъясняет его и дополняет

3 мину

ты

15

Внимание

Память Дисциплина

Аккурат

ность




Организуется индивидуальная работа со словарем

3 мину

ты

48

Память

Самостоятельность

Учитель выдвигает проблему, которую учащиеся рассматривают и углубляют

5 минут

27




Аналитичность

Рефлексивность

Проводится тестирование для всего класса и самопроверка заданий, мотивация дальнейшей деятельности

5 минут

62




Самостоятельность

Мышление

Учитель проводит работу с теоретическим материалом, делает разъяснения и дополнения

3 мину

ты

16

Внимание

Память Дисциплина





Формируются группы и проводится практикум

24 мину

ты

41




Активность

Ответственность

Культура эмоций

Активное слушание

Коммуникативная культура

Глубина рассуждений

Аргументированност

Учитель предварительно раздает роли (на перемене), учащиеся в начале второго урока разыгрывают ситуации, которые разбирают группы

10 минут

55




Организованность

Активность

Культура эмоций

Активное слушание

Гибкость

Любознательность

Учитель знакомит учеников с теорией, делает дополнения

5 минут

17

Внимание

Память Дисциплина




Формируются новые группы и выполняется практикум

25 минут

42

Внимание

Организованность

Активность

Ответственность

Культура эмоций

Активное слушание

Коммуникативная культура

Системность

Учитель с помощью рубрики «Мудрые мысли» проводит рефлексию деятельности учащихся, подводятся итоги

5 минут

33




Аналитичность

Рефлексивность

Глубина рассуждений


Ход занятия

Перед началом занятия учитель устанавливает в кабинете информатики свое пособие и проверяет работу компьютерной сети.

В начале первого урока учитель, не называя темы, задает вопрос: «чем ребенок отличается от взрослого», и на его основе проводит «мозговой штурм». Затем предлагает учащимся сформулировать тему занятия, поставить цели.

При знакомстве с теоретическим материалом организация работы может варьироваться от прочтения учителем материала на слайде до самостоятельного его изучения на компьютерах. Также можно работать и со словарем. После словарной работы на компьютерах учитель просит учащихся быстро повторить запомнившиеся определения.

Учитель задает проблемный вопрос и выслушивает ответы учеников, заостряя их внимание на том, знают ли они свои права. После размышлений учащихся учитель их подводит к мысли о новой проблеме (как правило): отсутствие глубоких знаний своих прав. Это может подтвердить тестирование, которое проводится индивидуально с самопроверкой. Учитель заранее предупреждает учеников о том, что это нужно для уяснения уровня собственных знаний о правах ребенка. Так учащиеся мотивируются для дальнейшего изучения своих прав.

Дальнейший теоретический материал слайдов этому способствует. Но очень важен и практический момент. Практикум «Линия жизни» выполняется в группах по заданию на слайде, результаты работы рекомендуется вынести на большие листы бумаги, чтобы отвлечь детей от компьютеров и дать им возможность видоизменить свою деятельность. А вот второй практикум на втором уроке лучше выполнять, видоизменяя задание, т.е. результаты работы занести в таблицу на компьютерах, а учитель выведет полученное на главный экран. Группы формируются двумя путями: первый практикум проводится в группах, созданный самим учителем по принципу «сильный – средний – слабый», во втором практикуме состав групп можно поменять и создать группы по желанию. Этот прием не позволяет учащимся утомляться и мотивирует их к дальнейшей деятельности, развивая их коммуникативную культуру.

Разыгрывание ситуаций предполагает небольшую подготовку, которую можно провести на перемене между уроками. Тексты ролей учитель готовит заранее и раздает желающим ученикам. Ситуации рассматриваются детьми и по мере возможности они пытаются дать правильный и грамотный ответ, но время обсуждений в группах ограничено. Рекомендуется не затягивать обсуждение и просмотреть в случаях затруднений правильные ответы на компьютерах по щелчку мыши. Причем смотрит ролевые ситуации весь класс, а ответы даются по каждой ситуации от какой-то одной определенной заранее группы.

В конце второго урока можно обратить внимание на рубрику «Мудрые мысли» и попросить учащихся прокомментировать прочитанную фразу. После этого ученики делают выводы о том, что их знания о правах ребенка стали более полными и понятными. Оценки за урок учитель выставляет совместно с руководителями групп, учитывая активность ученика в течение всего занятия.
Список литературы

Ерохина М.С.Уроки Клио, методическое пособие, М., 2000

Квигли П., Келли К. О нашей Конвенции, М., 2002

Никитин А.Ф. Право, учебник для 10-11 классов, М., 2008

Первые шаги, Международная Амнистия, М., 2002



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Права ребёнка» iconРеферат «Права ребенка и угроза социального экстремизма»
Права ребенка – это те же права человека применительно к детям. Выделение их в особую категорию продиктовано лишь тем, что дети не...
«Права ребёнка» iconПрава и обязанности учащихся мбоу «сош им. Аймани кадыровой илсхан-юртовского...
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации
«Права ребёнка» iconМетодическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка»
И главная роль в реализации данной задачи отводится образовательному учреждению, через которое возможно формирование новой общественной...
«Права ребёнка» iconПрава и обязанности учеников Общие права учащегося Права и обязанности...
На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности,...
«Права ребёнка» icon«Права ребенка» Авторизованный реферат по курсу
Права ребенка на свободное развитие его личности, образование и культурное развитие 32
«Права ребёнка» iconКакие права имеет ребенок в отношении жилого помещения?
Права ребенка в отношении занимаемого жилья, так же, как и права взрослого, зависят от правового режима жилья – является ли оно собственностью...
«Права ребёнка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках учащиеся должны уяснить, что такое права ребенка и где они закреплены? Какие виды прав они знают? Какие права важны для...
«Права ребёнка» iconКонкурс творческих работ «Права человека глазами ребенка»
Педагогический совет моу проводниковская средняя общеобразовательная школа направляет Южину Юлию Дмитриевну, ученицу 6 класса, для...
«Права ребёнка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав ребенка: с Декларацией прав ребенка и Конвенцией...
«Права ребёнка» iconЗаконодательством Российской Федерации Учащиеся имеют право
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными нормативными актами, действующим законодательством...
«Права ребёнка» iconПояснительная записка в современном мире право на образование рассматривается...
Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Юнеско рекомендует рассматривать право...
«Права ребёнка» iconТематика курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»
Происхождение права: три основные фазы в развитии права, роль естественного права
«Права ребёнка» iconПрава и обязанности школьника
Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст ст. 12-14,16,17
«Права ребёнка» iconТематический план по курсу Тема Предмет философии права 2 часа Тема...
Философия права – наука о роли права в жизни людей, в человеческом бытии. Два уровня философии права: философский и юридический....
«Права ребёнка» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...
«Права ребёнка» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск