Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
ПРОГРАММА
по дисциплине "Автоматизированные обучающие системы"
для подготовки специалиста по специальности
351400 «Прикладная информатика (в образовании)»
(9 семестр)
Всего: 60 час.
Из них: 36 час. аудиторных
18 час. – лекционных
18 час. – лабораторных
24 час. – СРС
Форма отчетности: зачет, 9 семестр
По учебному плану 2005 года
Составитель: Е.А. Кубряков Программа утверждена на заседании
кафедры информатики и МПМ
«___»_______2005 г., протокол №
Заведующий кафедрой, профессор _______________________А.С.Потапов
Воронеж 2005
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа подготовлена в соответствии с Государственными Образовательными Стандартами высшего профессионального образования 2000 года.
Целью дисциплины “Автоматизированные обучающие системы” является изучение студентами теоретических основ, принципов проектирования и построения автоматизированных обучающих систем (АОС) и справочно-информационных систем (СИС).
Задачи дисциплины:
изучение области применения и принципов проектирования АОС и СИС;
приобретение навыков подготовки и компьютерной обработки мультимедиа информации;
знакомство со способами применения различных технологий в области образовательных и информационно-справочных систем.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
назначение, виды и функции компьютерных систем обучения;
технологию разработки автоматизированных учебных курсов на базе традиционных АОС или авторских систем;
структуру типовой информационной системы;
эргономические требования к обучающим программам;
модели и методы представления знаний в интеллектуальных (экспертных) обучающих системах;
методы анализа предметных областей обучения и построения соответствующих инфологических моделей.
уметь:
осваивать и внедрять в учебный процесс готовые (разработанные) компьютерные системы обучения;
осуществлять квалифицированный выбор инструментальных средств проектирования автоматизированных учебных курсов;
разрабатывать модели компонентов процесса обучения, при отсутствии требуемых.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Тема | Всего в трудоемкости
| В том числе
аудиторных
| СРС
| Всего
| Лекции
| Лаборат.
| 1
| Сферы применения и типы АОС.
| 6
| 4
| 2
| 2
| 2
| 2
| Принципы построения и этапы проектирования АОС.
| 10
| 8
| 6
| 2
| 2
| 3
| Способы представления знаний
| 12
| 6
| 4
| 2
| 6
| 4
| Технологии, используемые для реализации АОС: СУБД и специализированные программные комплексы.
| 18
| 8
| 4
| 4
| 10
| 5
| Технологии, используемые для реализации АОС: офисные и интернет-технологии
| 14
| 10
| 2
| 8
| 4
|
| ВСЕГО:
| 60
| 36
| 18
| 18
| 24
| СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема №1. История возникновения и основные сферы применения автоматизированных обучающих систем. Дистанционное образование, использование электронных учебных пособий. Типы АОС: обучающие программы, электронные учебники, тестовые системы компьютерного контроля, электронные энциклопедии.
Тема №2. Сравнение АОС с традиционными учебными средствами. Принципы построения АОС. Функциональные модули АОС. Этапы проектирования: разработка сценария, техническое задание, реализация, оценка качества, руководство пользователя. Методы оценки качества АОС: эргономическая оценка, методическая оценка.
Тема №3. Способы представления знаний: процедурные представления, логические представления, семантические сети, фреймы, системы продукций.
Тема №4,5. Технологии проектирования АОС. Среды для разработки АОС. Среды программирования (Delphi, Visual Studio), интернет-технологии (HTML, CSS, JAVA, PERL, FLASH), СУБД, специальные средства (АДОНИС, УРОК, ДЕЛЬФИН-3).
РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В качестве заданий для самостоятельной работы студентам предлагается:
Проанализировать текущее состояние рынка программных продуктов в области обучающих систем.
Провести сравнительный анализ имеющихся обучающих программ по информатике.
Написать сценарий автоматизированной обучающей системы по выбранному разделу школьной программы (сила трения, алгоритмическая конструкция «ветвление» и т.д.).
Разработать обучающий модуль по выбранному разделу школьной программы с использованием интернет-технологий.
Построить контролирующий модуль для АОС с использованием офисных технологий.
Создать справочное руководство по использованию разработанного АОС в учебном процессе.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:
Типы обучающих и контролирующих систем.
Сравнительная характеристика автоматизированных и традиционных систем обучения.
Основные направления применения АОС.
Структура АОС. Функциональные подсистемы.
Виды коммуникаций, используемые в образовательных целях.
Способы представления знаний.
Этапы проектирования АОС. Разработка сценария и технического задания.
Среды для проектирования АОС. Классификация и сравнение.
Реализация баз знаний в СУБД и специализированных экспертных оболочках.
Подготовка блоков АОС с использованием internet-технологий.
Разработка обучающего и контролирующего блока с использованием офисных приложений (Excel, PowerPoint, …).
Проектирование контролирующего модуля. Подходы к оценке правильности ответа на «открытый» вопрос.
Игровые обучающие системы. Примеры и технология использования.
Средства игрового тестирования на примере используемых в учебном процессе.
Особенности проектирования игровых обучающих систем.
Эргономическая оценка качества обучающих систем.
Методическая оценка качества обучающих систем.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Представление и использование знаний / Под ред. Х.Уэно, М.Исудзука.- М.: Мир.-1989.
Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков.—М.: Филинъ, 2003.—613 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
Карлащук В.И. Обучающие программы / В.И.Карлащук.—М.: Солон-Р, 2001.—528 с.
Обучающие игры в библиотеке: Технология игрового имитационного моделирования / Збаровская Н. В.—СПб.: Профессия, 2001.—91с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. – М.: Высшая школа, 1987. – 175 с.
Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова 0. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: изд-во "Информатик", 1995.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
Стрикелева Л.В., Пискунов М.У., Тихонов И.И. Организация учебного процесса с помощью АОС. Педагогические основы. – Мн.: Университетское, 1986. – 94 c.
Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. – М.: МГУ, 1980. – 46 с.
Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие - 2-е изд. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. – 349 с.
Ретинская И. В., Шугрина М. В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов. // Мир ПК, 1993, N 7.
Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М.: Флинта, 1998.
Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М., 1988
Оценка качества программных средств учебного назначения: Сборник докладов первого научно-практического семинара. – М.: "Гуманитарий", 1995. // Кривошеев А. Проблемы оценки качества программных средств учебного назначения. – с. 5-12.
Петрушин В.А. Экспертно–обучающие системы. – Киев: Наукова думка, 1991. – 196 с
Журналы: Мир ПК, Информатика и образование.
Ресурсы сети Интернет.
|