ЧУ СОШ «Личность»
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Поясняющая часть:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Логико-структурная схема содержания предмета
Предметная часть:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Показатели и критерии оценивания
Информационная и коммуникативная грамотность
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Содержание учебных предметов по годам
Критерии проверки знаний учащихся
Внеурочные формы учебной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа.
Программа разработана в соответствии с образовательным государственным стандартом среднего общего образования (стандарты второго поколения). Использованы материалы:
1.«Примерной программы по музыке» авторы В.В. Алиев, Г. Н. Кичак.
2. Учебники и методические рекомендации, данных авторов.
3. Планируемые результаты среднего общего образования (Л.Л Алексеева, С.В. Анещенкова под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, М. Просвещение, 2009/Стандарты второго поколения ).
Одновременно данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившееся в отечественной педагогике.
Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы созданной под научным руководством Д.Б. Кабалевского.
Цель предмета «музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи предмета «музыка»:направлены на реализацию цели программы и заключаются в следующем:
-научить школьников воспринимать музыку как неотъемлимую часть жизни каждого человека. -воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
- привить основы художественного вкуса;
- воспитывать эмоционально-ценное отношение к музыкальному искусству;
-научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством)
-обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений. 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Настоящяя программа предусматривает решение еще одной важной задачи.Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. 3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Музыка». Рабочая программа предусматривает возможность изучения курса «Музыка» в объеме 103 ч. (1 учебный час в неделю: 5кл.-34ч.; 6кл.-34ч.; 7кл-35ч.) 4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предмет «музыка» ориентирован на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через ее интонационную сущность, на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой учащимся музыки, включение в него музыки различных направлений, стилей и школ.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов –классиков , охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников.
В разделе «слушание музыки» школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость.
В вокально-хоровом разделе школьники овладевают певческими навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражений в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия и оринтацией на нотную запись.
В разделе «музыкально-пластические движения» обучающиеся учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами.
Раздел «инструментальное музицирование»:коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах.
Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Раздел «драматизация музыкальных произведений»: театрализованные формы музыкально-творческой деятельности.
Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. 5.ЛОГИКО-СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
Воспитание общекультурного уровня учащихся
Развитие эмоциональной
отзывчивости учащихся
Расширение
музыкально слухового фонда учащихся
Личностное отношение
к музыкальному искусству
МУЗЫКА
Взаимодействие с предметами гуманитарного цикла
Класс
| Тема года
| Количество часов
| 5
| «Музыка и другие виды искусства»
| 34 ч.
| 6
| «В чем сила музыки»
| 34 ч.
| 7
| «Содержание и форма в музыке»
| 34 ч.
|
|
|
|
2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного:
В соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования, образовательные результаты оцениваются по трем основаниям: личностные, метопредметные и предметные. Личностные:
5 класс
1.наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и важнейшие мотивы;
2.ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
3. наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
4. реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
5.позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей. 6. наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
7.выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
8.развитие эстетических чувств.
9.наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, сознание ответственности человека за общее благополучие;
10.наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; 11.наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
12.наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Метапредметные: 1.умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведений) в устной форме в соответствии с учебником .
2.умение проводить простые аналоги и сравнения между музыкальными произведениями , а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
3.умение устанавливать простые аналоги (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
4. наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
5. участие в музыкальной жизни класса (школы, города) 6. осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради.
7. осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника) 8. умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника)
9. умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
10.владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов
умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
11.осуществление простых обобщений между отдельными произведениями на основе выявления сущностной связи .
12. подведение под понятие существенных признаков музыкального произведения и их синтеза 13. умение формулировать собственное мнение и позицию;
14.понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
Умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
15.установление простых причинно-следственных связей . Предметные:
5 класс
1.наличие интереса к предмету «музыка»: этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическом движении, участие в музыкально-драматических спектаклях);
2. умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике 5 класс;
3. владение некоторыми основами нотной грамоты:
4. узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
5. проявление навыков вокально-хоровой деятельности ( пене -2х голосия 6. понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров оперы балета;
7. владение основами теории музыки и музыкальной грамоты:
8. различение на слух тембров музыкальных инструментов, симфонического оркестра.
9. проявление навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение понять legato. Non legato) правильное распределение дыхания во фразе, умение делать кульминацию во фразе.
6 класс
10. знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В.А. Моцарт, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, С. Прокофьев)а также современных.
11. умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
12. умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
13. наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различии интонаций, тем, образов .
14. умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы 3-х частная, рондо, вариации);
15. знание музыкальных инструментов входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых; 7класс
17. знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, венских классиков.Современных ;песенников; зарубежных; музыкальных групп.
18. умение узнавать характерные черты музыкальной речи;
19. знание названий различных видов оркестров;
20. умение соотносить выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
21. проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы 2-х 3-х голосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов).
|