Скачать 105.03 Kb.
|
Информационно - педагогический модуль (Обобщение опыта работы учителя английского языка первой категории лицея №7) г. Оренбурга по проблеме ИКТ как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе Андрущенко Татьяны Сергеевны
Электронные ресурсы
2. Актуальность работы состоит в том, что обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Вызовы информационного общества требуют не только новых систем и моделей обучения и образования, но принципиально новых подходов. Таким образом существует необходимость создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Коммуникативная компетенция предусматривает сформированность языкового, речевого (речедеятельностного), социокультурного, компенсаторного и учебного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. На уроках иностранного языка мы непосредственно развиваем способность и готовность учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Начиная с начальной школы, мы обучаем ребят чтению и письму, пониманию услышанного и прочитанного, умению вести монолог и диалог.
Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имело ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ являлась возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Мы предлагали ученикам записывать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчило процесс правильного написания. В дальнейшем эти записи использовались учащимися для монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания. Эффективный прием на начальном этапе обучения аудированию -совмещать аудирование с любимым занятием детей. Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся.
Мы активно использовали Интернет как превосходное средство для получения тематической информации. Мы выбирали тексты соответствующие уровню обучающихся по сложности и по познавательному интересу. Выбрав соответствующий текст, мы предлагали ученикам разного рода задания на развитие навыков чтения.
Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. На первом этапе ребятам предлагалось оформить бумажное письмо (Письмо Санта Клаусу и т.п.), затем они должны были выполнить задание в электронном варианте, далее это были открытки с художественным оформлением на компьютере, что вызвало неподдельный интерес школьников. Мы готовимся к новой формой общения и проверки домашних заданий - электронной почте.
Для подготовки к тематическому высказыванию на уроке мы использовали Интернет-ресурсы, которые помогли учащимся составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме и т.п. (например, сообщения по теме «Праздники в Британии», «Спорт в Англии»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличали более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме. ИКТ — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ — необходимый инструмент практически любой деятельности. Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов. Средствами ИКТ формируются познавательные процессы, интерес, творческие способности школьников. Нам очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера, что подтверждает нашу гипотезу. Мы выявили, что формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ является мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. Из нашего практического опыта следует, что применение на уроках разных типов разнообразных цифровых образовательных ресурсов во всех видах речевой деятельности повышает познавательный интерес учеников к предмету (Таблица 1), а соответственно и мотивацию к изучению иностранного языка. Анкета: «Использование ИКТ на уроках английского языка» Таблица 1
Использование ИКТ технологий для развития познавательных УУД на уроках иностранного языка в начальной школе дает определенный результат (Таблица 2). Качество обученности учащихся 3в класса за три четверти Таблица 2
На уроках с использованием средств ИКТ обучающиеся работают активнее, результативнее, о чем свидетельствует опрос самих учащихся. 98% ученикам группы нравится, когда на уроке использует учитель и сами дети непосредственно средства ИКТ (опрос, анкетирование учащихся). График изменения качества обученности за 3 четверти Таблица 3 Результат успеваемости в классе подтверждает гипотезу, т.е. то, что использование ИКТ технологий на уроках иностранного языка (в разумных приделах!) для развития УУД школьников положительно влияет на качество знаний учащихся. |
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна... Прежде всего, важно понять, что понимается под дистанционным обучением, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки... | Интернет справочник для учащихся и учителей математики и физики Курс дистанционного обучения для учителей Автор проф. Е. С. Полат Обучение в сотрудничестве. Метод проектов | ||
Учебник для бакалавров / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова;... Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко.... | Г. А. Петров физиология висцеральных систем Петров, Г. А. Физиология висцеральных систем : сборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности... | ||
Г. А. Петров физиология с основами анатомии Петров, Г. А. Физиология с основами анатомии: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебники: Математика / под ред. Муравина Г. К.; География / под ред. Дронова В. П., Савельевой Л. Е | ||
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература.... Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных... | Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с... Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва... | Учебник для вузов / А. В. Завгородний, В. В. Коробченко, А. В. Кузьменко;... Трудовое право России: учебник / под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. – М.: Норма, 2008. 704 с | ||
Рабочая программа учебного курса «Технология» Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва... | Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики... Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2013 в со | ||
Рабочая программа Малюгина Александра Викторовича По учебному курсу «Технология» Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва... | Примерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе... Обществознание. 7 класс: учебн для общеобразоват учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М., 2010 | ||
П. П. Петров, А. М. Савенков, А. И. Савицкий, С. П. Петров, нпф «экип» Мтс (грузовик, автобус, маневровый локомотив и пр.) при условии вписывания вспомогательной су в габариты моторно – трансмиссионного... | Учебника «Человек и общество» Обществознание О б щ е с т в о. Материал подготовила учитель Недосекина Н. В. на основе учебника «Человек и общество» Обществознание под ред. Л.... |