Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат





Скачать 105.03 Kb.
НазваниеПолат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат
Дата публикации11.08.2014
Размер105.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Информационно - педагогический модуль

(Обобщение опыта работы учителя английского языка первой категории лицея №7)

г. Оренбурга по проблеме

ИКТ как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе

Андрущенко Татьяны Сергеевны

  1. Теоретическая база опыта

  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 352 с.

  3. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы // Иностранные языки в школе. – 1999. -  №3. – С. 3-4.

  4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. 1997г. С.28-36

  5. Бухарина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4. – С. 7-8.

  6. Быкова Н.И. Английский язык. Рабочие программы. 2-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова.- М.: Просвещение, 2011

  7. Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.Рубцова. - М.: Прогресс, 1988.

  8. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации /А.Б.Воронцов.- М.: Вита-Пресс, 2011. – 72 с. (Новые образовательные стандарты)

  9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М., Просвещение, 2002 .- 186 с.

  10. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007. – 192 с.

  11. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе /Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская.- М.: Просвещение, 2011. - 190 с. (Работаем по новым стандартам)

  12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб:, Питер, 2004.

  13. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006. С. 14 – 17.

  14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010. – 151 с. (Стандарты второго поколения)

  15. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. – С. 54-59.

  16. Л.Д. Столяренко. Основы психологии: Практикум. 2003. - 203 с.

  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.

  18. Пахомова Н.Ю. Девять граней опыта учителя информатики / Педагогические находки. 1994.- 89 с.

  19. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. - №5. – С. 25-31.

  20. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе,  2005. - №4 - С. 6-11

  21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2011. – 94 с.

  22. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.: ил.

  23. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2004. – 224 с.

  24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010. – 31 с. (Стандарты второго поколения)

  25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 //Вестник образования России.- 2010.-№ 2.-С.44-73

  26. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 159 с. (Стандарты второго поколения)

  27. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011. – 59 с. (Стандарты второго поколения)

  28. Шафрин  Ю.А.  Основы  компьютерной  технологии. – М.: «ABF», 1996.  – 320 с.

  29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.

  30. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. – 351 с.

Электронные ресурсы


  1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/

  2. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/.

2. Актуальность работы состоит в том, что обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Вызовы информационного общества требуют не только новых систем и моделей обучения и образования, но принципиально новых подходов. Таким образом существует необходимость создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника. 

  • Основополагающие принципы данного опыта являются:

  • Системность учебной, методической, воспитательной и развивающей деятельности;

  • Научность в организации практической и исследовательской деятельности учителя;

  • Учет индивидуальных особенностей учителя и учащегося;

  • Последовательность и логичность в достижении поставленных целей;

  • Перспективность в исследовании проблемы.




  • Условия возникновения и становления опыта:

  • Высокая научно-методическая подготовка учителя иностранного (английского) языка и достаточный профессиональный уровень учителя; отличное владение практическим английским языком, общая и профессиональная эрудиция учителя;

  • изучение психолого–педагогической и методической литературы по вопросам развития познавательных интересов учащихся в лицее;

  • изучение нормативных документов (связанных с модернизацией системы образования, включая языковое), наблюдение за процессом обучения английскому языку в лицее;

  • опыт работы учителя с информационно-коммуникативными технологиями на уроках английского языка;

  • созданные условия для творческой, многогранной деятельности учителя в условиях гимназического обучения и преподавания;

  • Сущность опыта

  • Разработана стратегия деятельности учителя, создающая условия для личностных достижений учащихся в условиях применения ИКТ на уроках английского языка для развития познавательных УУД учащихся;

  • Изменены подходы к организации учебно-воспитательного процесса в условиях лицея в урочной и внеурочной деятельности;

  • Разработаны механизмы взаимодействия образовательного учреждения (лицей №7) с родителями учащихся, с самими учащимися, позволяющие осуществлять формирование познавательных УУД учащихся на основе ученического и педагогического информационных переписок;

  • Организация мониторингового исследования по результативности качества обученности учащихся.

  1. Основные компоненты опыта

  • Созданы тематические презентации (лексический материал, грамматический материал);

  • Созданы электронные лексико-грамматические тесты;

  • Созданы тематические разработки для Start Board;

  • Ведется мониторинг качества обученности учащихся в электронном варианте.

  1. Новизна предусматривает:

  • Изменение подходов к организации учебно-воспитательного процесса учащихся начальной школы лицея;

  • Изменение роли обучения в учебном процессе в лицея;

  • Для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка применяются средства ИКТ;

  • Самостоятельность учащихся в получении и обработки информации.

  1. Система работы учителя английского языка лицея №7 и ее результативность


Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

Коммуникативная компетенция предусматривает сформированность языкового, речевого (речедеятельностного), социокультурного, компенсаторного и учебного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

На уроках иностранного языка мы непосредственно развиваем способность и готовность учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Начиная с начальной школы, мы обучаем ребят чтению и письму, пониманию услышанного и прочитанного, умению вести монолог и диалог.

  1. Обучение аудированию

Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имело ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ являлась возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Мы предлагали ученикам записывать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчило процесс правильного написания. В дальнейшем эти записи использовались учащимися для монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания. Эффективный прием на начальном этапе обучения аудированию -совмещать аудирование с любимым занятием детей. Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся.


  1. Обучение чтению

Мы активно использовали Интернет как превосходное средство для получения тематической информации. Мы выбирали тексты соответствующие уровню обучающихся по сложности и по познавательному интересу. Выбрав соответствующий текст, мы предлагали ученикам разного рода задания на развитие навыков чтения.

  1. Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. На первом этапе ребятам предлагалось оформить бумажное письмо (Письмо Санта Клаусу и т.п.), затем они должны были выполнить задание в электронном варианте, далее это были открытки с художественным оформлением на компьютере, что вызвало неподдельный интерес школьников. Мы готовимся к новой формой общения и проверки домашних заданий - электронной почте.

  1. Обучение говорению

Для подготовки  к тематическому высказыванию на уроке мы использовали Интернет-ресурсы, которые помогли учащимся составить информативное сообщение,  полный  ответ по заданной теме и т.п. (например, сообщения по теме «Праздники в Британии», «Спорт в Англии»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличали более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.

ИКТ — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ — необходимый инструмент практически любой деятельности.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

Средствами ИКТ формируются познавательные процессы, интерес, творческие способности школьников.

Нам очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера, что подтверждает нашу гипотезу.

Мы выявили, что формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ является мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Из нашего практического опыта следует, что применение на уроках разных типов разнообразных цифровых образовательных ресурсов во всех видах речевой деятельности повышает познавательный интерес учеников к предмету (Таблица 1), а соответственно и мотивацию к изучению иностранного языка.

Анкета: «Использование ИКТ на уроках английского языка» Таблица 1

Мне не нравиться, когда использует учитель ИКТ на уроках

-

Мне нравиться, когда учитель использует ИКТ на уроках

87% учащихся

Мне интересно работать с интерактивной доской на уроках

89% учащихся


Использование ИКТ технологий для развития познавательных УУД на уроках иностранного языка в начальной школе дает определенный результат (Таблица 2).

Качество обученности учащихся 3в класса за три четверти Таблица 2


Четверть

Качество

I

80%

II

83%

III

85%



 На уроках с использованием средств ИКТ обучающиеся работают активнее, результативнее, о чем свидетельствует опрос самих учащихся. 98% ученикам группы нравится, когда на уроке использует учитель и сами дети непосредственно средства ИКТ (опрос, анкетирование учащихся).

График изменения качества обученности за 3 четверти Таблица 3



Результат успеваемости в классе подтверждает гипотезу, т.е. то, что использование ИКТ технологий на уроках иностранного языка (в разумных приделах!) для развития УУД школьников положительно влияет на качество знаний учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconПедагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна...
Прежде всего, важно понять, что понимается под дистанционным обучением, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки...
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconИнтернет справочник для учащихся и учителей математики и физики
Курс дистанционного обучения для учителей Автор проф. Е. С. Полат Обучение в сотрудничестве. Метод проектов
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconУчебник для бакалавров / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова;...
Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко....
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconГ. А. Петров физиология висцеральных систем
Петров, Г. А. Физиология висцеральных систем : сборник заданий для промежуточной аттестации студентов, обучающихся по специальности...
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconГ. А. Петров физиология с основами анатомии
Петров, Г. А. Физиология с основами анатомии: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся по...
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебники: Математика / под ред. Муравина Г. К.; География / под ред. Дронова В. П., Савельевой Л. Е
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconУчебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с...
Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва...
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconУчебник для вузов / А. В. Завгородний, В. В. Коробченко, А. В. Кузьменко;...
Трудовое право России: учебник / под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. – М.: Норма, 2008. 704 с
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва...
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconУчебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики...
Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2013 в со
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconРабочая программа Малюгина Александра Викторовича По учебному курсу «Технология»
Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 5-е издание издательства «Просвещение» г. Москва...
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconПримерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе...
Обществознание. 7 класс: учебн для общеобразоват учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М., 2010
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconП. П. Петров, А. М. Савенков, А. И. Савицкий, С. П. Петров, нпф «экип»
Мтс (грузовик, автобус, маневровый локомотив и пр.) при условии вписывания вспомогательной су в габариты моторно – трансмиссионного...
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат iconУчебника «Человек и общество» Обществознание
О б щ е с т в о. Материал подготовила учитель Недосекина Н. В. на основе учебника «Человек и общество» Обществознание под ред. Л....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск