Департамент образования города Москвы





НазваниеДепартамент образования города Москвы
страница1/4
Дата публикации16.08.2014
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4


Департамент образования города Москвы

ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования

Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров

Кафедра Информационных технологий и образовательной среды

Возможности мультипликации в образовательном процессе на примере информатики

Выполнила: 
Коновалова Ольга Анатольевна, 
Руководитель структурного подразделения ИТ, учитель информатики 
ГБОУ гимназии № 1584 г. Москвы 
Научный руководитель: 
Кабаков Евгений Генрихович, 
Старший преподаватель кафедры

информационных технологий и образовательной среды

Москва 2012

Оглавление


Глава 1 Роль мультипликации в повышении эффективности учебного процесса

1.1 Типы компьютерной мультипликации

1.2 Возможности разных видов мультипликации в изучении информатики на примере уроков информатики

1.3 Создание мультипликации на примере различных программ (дидактический материал, тестирующая программа)

Глава 2. Практическое применение мультипликации на уроке информатики, описание и результаты

2.1 Описание проектов информатики с использованием методов создания анимации для урока информатики в 9 классе.

2.2 Сравнительный анализ урока с использованием анимации с традиционным уроком

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Стремительное развитие информационных технологий сильно отражается на образовательном процессе. На сегодняшний день никто не удивляется наличию в образовательных учреждениях компьютерных классов, классов с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Грамотное и полноценное применение подобных вспомогательных устройств позволяет значительно повысить качество обучения. Этому вопросу посвящено большое количество доступной литературы.

На сегодняшний момент процесс информатизации образования предполагает использование мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней и реализуемых в них образовательных процессов.

Цели внедрения и использования информационных технологий в образовании, как правило, связываются с созданием новых возможностей в образовательных системах для всех ее участников и их взаимодействия.

На современном этапе, одной из задач, которое ставит перед нами образование, является гуманнизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Сегодня учащихся должны обладать не только профессиональными навыками, но и в общем развитии у нах должно быть сформировано информационная культура. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Следовательно необходимо рассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в школе. Сегодня преподаватель должен уметь создавать свой образовательный модуль, свою учебную программу, владеть специализированными методиками.

Особый интерес представляют мультимедиа технологии, которые позволяют проводить уроки с использованием называемых мультимедиа средств (лекций и электронных учебников, включающих в себя красочные иллюстрации, анимацию, фото- и видеоматериалы, и многое другое.)

Использова­ние мультимедийных технологий в образовании умножает педаго­гические возможности учителей учебного заведения, делает процесс обучения более наглядным, создает дополнительную мотивацию у обучаемых к изучению материала.

Самыми популярными мультимедийными средствами является мультипликация. Именно мультипликация позволяет показывать динамику различных процессов, происходящих в устройствах, приборах, схемах на доступном визуальном языке. 

Главной целью учителя является развитие творческой, конкурентно - способной личности. Для этого необходимо создавать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, через мотивацию учения, воспитания интереса к познавательной деятельности на уроках информатики и выработку потребности и умения учиться. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультипликация.

Как уже было сказано, что одним из основных достоинств использования анимации при работе с детьми является наглядность и динамичность анимированного материала. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультипликации в общеобразовательной школе. В связи с этим тема данной работы ориентирована на изучение возможностей мультипликации в образовательном процессе на примере информатики для учащихся средней школы.

Актуальность исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультипликация, открывает ученикам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые в свою очередь позволяют повысить качество обучения.

Объект исследования: Возможности мультипликации и её характеристики

Предмет исследования: использование мультипликации в образовательном процессе.

Для достижения намеченной цели надо было решить следующие задачи:

  1.   Изучить возможности использования мультипликации как средства повышения эффективности обучения.

  2.   Теоретически обосновать и экспериментально проверить уроки, в которых использование мультипликации становится средством повышения эффективности обучения

  3.   Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся.

Цель исследования: проанализировать использование мультипликации с целью повышения эффективности учебного процесса.

Гипотеза исследования отражена в следующем предположении: если в процессе обучения в общеобразовательной школе использовать мультипликацию, то это способствует: повышению эффективности обучения в общеобразовательной школе, а именно:

  • улучшение усвоения учебного материала;

  • уменьшение времени решения стандартных задач;

  • сформированности практической направленности знаний обучаемых;

  • улучшение поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам;

  • повышение информационной культуры учащихся, развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Методологическая основа исследования: В ходе исследования использовались такие методы как наблюдения, сравнительный анализ и прогнозирование педагогических явлений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования успешно использованы в педагогической практике гимназии № 1584, что способствует активизации применения данного опыта.

Отметим, что проведение занятий с применением анимированных дидактических материалов, способствует повышению положительного эмоционально-психологического фона – важного компонента образовательного процесса.

Однако, как показывает практика, педагогу необходимо не только использовать готовые продукты, но и создавать их самостоятельно, освоив ряд несложных компьютерных программ.

Глава 1.Роль мультипликации в повышении эффективности учебного процесса

Мультипликация или анимация  - это вид современного искусства. Анимация производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление

Одним из основных достоинств использования мультипликации при работе с детьми является наглядность и динамичность анимированного материала.

Как вид современного искусства мультипликация очень востребована. События, происходящие в мультфильме, повышают осведомленность школьников, развивают его воображение, формируют мировоззрение, особенно влияют на его мышление. Исследователи  Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.В.Зеньковский, и др. выделяют несколько видов мышления и сходятся на том, что основная особенность умственного развития ребёнка школьного возраста – преобладание образных форм познания. 

Исследование американского преподавателя Эдгара Дейла показали, что

Люди запоминают лишь 
10% того, что прочитали, 
20% того, что услышали, 
30% что увидели, 
50% что услышали и увидели, 
70% что говорят и пишут, 
90% что сделали своими руками.
Мультипликационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала. Этот материал в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Таким образом, все процессы при создании мультипликации, направлены на увлеченное овладение учениками изучаемых материалов, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.

Мультипликация, открывает ученикам доступ к нетрадиционным источникам информации. Она позволяет реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Применяемые средства, концептуального и математического моделирования явлений и процессов, позволяют повысить качество обучения.

Давайте договоримся, что под термином мультипликация, мы будем понимать компьютерное дидактическое средство. Этот дидактический материал представляет содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной).

Первостепенная задача, это не умение создавать мультфильмы для своих уроков, а наглядная демонстрация всего того, что только описано в учебнике Необходимо помочь ученику постичь смысл прочитанного. Именно для этого и создается анимационный дидактический материал. Но задачу можно расширить, если вовлечь ученика в процесс создания такого материала. Вот основной вопрос которой был поставлен в ходе создания данной работы. Для этого необходимо для начала рассмотреть все виды мультипликации, а затем попробовать их реализовать на практике.

1.1.Типы компьютерной мультипликации

Для того чтобы перейти к видам мультипликации хочется рассказать об истории мультипликации и образования.

Итак немного из истории.

Мультипликация старше натурального кино. Приложение (1)

Столетие мультипликации отмечалось в 1977 году, на родине рисованного фильма – во Франции, в городе Аннеси, где раз в два года проходит один из крупнейших мультипликационных фестивалей мира.

Отсчет времени надо вести с момента изобретения аппарата, способного « одушевлять » рисунки. 20 июля 1877 года талантливый изобретатель, инженер-самоучка Эмиль Рейно сделал во Франции академии сообщение о своих работах и продемонстрировал сконструированный им аппарат праксиноскоп (приложение 2) – нечто вроде механической игрушки с лентой, испещренной картинками, и вращающимся зеркальным барабаном.

Спустя месяц с небольшим, 30 августа, изобретателю был выдан официальный патент. В дальнейшем Эмиль Рейно усовершенствовал свой аппарат. Рисованные пантомимы, длившиеся от семи до пятнадцати минут, были не только раскрашены от руки, но и имели, хотя и примитивное, приспособление для синхронизации звука и изображения. В трех своих последних фильмах наряду с рисунками Рейно применял и фотографии.

Основным аниматором нашей страны являлся В. Старевич (приложение 3) – биолог, который задумал создать образовательную ленту про насекомых. В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах (приложение 4), в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выясняется, что при необходимом освещении самцы жуков становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово. Снятый им, таким образом, фильм был первым в мире кукольным мультипликационным фильмом.

Анализ учебно-методических источников, позволил выделить несколько понятий, связанных с нашей темой.

Интерактивность (от лат. inter - «между, внутри» и activus - «деятельный») – термин, характеризующий новые виды эстетической деятельности – виртуальной реальности, компьютерной графики. В более широком смысле – усиление роли зрителя и даже замена авторского видения зрительской активностью, творческим воображением. Интерактивность может быть:

  • Временная интерактивность предоставляет возможность обучаемому самостоятельно определять начало, продолжительность процесса обучения, а также скорость продвижения по учебному материалу.

  • Интерактивность по очередности обеспечивает свободное определение очередности использования фрагментов информации.

  • Содержательная интерактивность позволяет изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации.

Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения.

В школе можно создавать различные мультфильмы с помощью различных технологий.

Для того чтобы сделать выбор технологии, необходимо рассмотреть различные виды анимации , а также программное обеспечение с помощью которого, можно создавать тот или иной вид анимации. Итак:

Виды анимации (приложение 5)

  • Рисованные

  • Анимация перекладки, также рисованные мультфильмы, только у героев вырезают части тела отдельно и при съемке перекладывают, тем самым создавая движение

  • Кукольная анимация – мультфильмы с объемными героями-куклами

  • Анимация предметов – герои этих мультфильмов могут стать любые предмет, которых можно двигать.

  • Силуэтная анимация – мультфильмы теней, где используется подсветка снизу

  • Анимация сыпучих материалов – например, песок.

  • Компьютерная анимация – очень популярная на сегодняшний день.

Мы будем рассматривать компьютерную анимацию используя по возможности разные виды анимации

Для компьютерной анимации характерны три основных типа мультипликации, которая может быть применена в учебных курсах: обучающая, функциональная и косметическая.

Обучающая мультипликация расширяет обучение путем добавления движения к статической графике. Это основной тип анимации, который может использовать все виды анимации. Наиболее привлекателен для создания дидактического материала для усвоения материалов лекций Этот тип графики составляет интегрированную часть учебного процесса, поскольку направлен на конкретные цели и задачи учебного процесса и использует движения для более полной иллюстрации концепции.

Функциональная мультипликация очень схожа с функциональной графикой и является частью навигационных средств. Кнопки, линии и другие элементы могут анимироваться, когда пользователь взаимодействует с ними. Кнопки светятся и пульсируют, линии мигают.

Косметическая анимация – это анимация заднего плана, которая добавляет в курс элементы типа «посмотри и потрогай». Она может включать, например, «спутник мыши» - элемент, летающий вслед за указателем мыши по экрану, анимационные заставки или всплывающие заголовки. Этот вид не был использован в данной работе.

1.2. Возможности разных видов мультипликации в изучении информатики на примере уроков информатики

Технология создания анимации позволяет реализовать большинство методов обучения, анимация во многих случаях способна усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы. Сам процесс создания анимации не настолько сложен, как это может показаться на первый взгляд. Зачастую достаточно приготовить всего лишь нескольких последовательных кадров (рисунков или слайдов), объединив которые можно получить простую, но наглядную, полноценную анимированную композицию.

Сложность здесь заключается в выборе программного обеспечения. Основное требование, предъявляемое к такому программному обеспечению это доступность и простота его использования. Доступность определяется распространенностью и стоимостью лицензии на данный продукт. Простота использования – особо важный пункт в этом вопросе, поскольку у учеников очень важным является момент быстрого создания конечного результата. Этим требованиям, как правило, редко удовлетворяют программы для создания трехмерной анимации. Поэтому основной акцент при выборе программного обеспечения необходимо делать, скорее всего, на программы создания двумерной анимации. Наиболее простыми в использовании являются программы, принцип работы которых основан на создании анимации посредством объединения ряда заранее приготовленных кадров, либо редактирования в окне самой программы исходного рисунка. Спектр подобных программ существующих на сегодняшний день достаточно широк.

Обзор компьютерных программ, которые позволяют разработать анимационные ролики.

  1. Мicrosoft PowerPoint позволяет создать анимационнй ролик путем метода перекладки

  2. Movie Maker  позволяет создавать видео

  3. Мicrosoft Macromedia Flash интегрированная среда для создания интерактивной векторной анимации. Flash служит отличным инструментальным средством для выполнения векторной анимации, если при этом используется собственный формат файлов векторной графики. Цветовые и прозрачные эффекты могут быть получены с помощью встроенного во Flash свойства заполнения промежутков, ряда видоизмененнных ключевых кадров или символов, управляемых средствами ActionScript. 

Для того чтобы начать создавать мультипликационные фильмы необходимо иметь не так уж много инструментов:

  1. фотоаппарат

  2. видеокамеру

  3. компьютер

Самый простой способ создания мультфильма - снимать действие на фотоаппарат по одному кадру, а затем соединить их вместе, на компьютере.

Персонажи здесь могут быть любые, как объемные, так и плоские, как сыпучие, так и силуэтные.

При работе над таким мультфильмом могут встречаться различные проблемы, такие как крепление на штатив камеры, свет и другие. Все это решается по мере возникновение проблемы, причем ученики творчески подходят к решению проблемы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590»
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793
Департамент образования города Москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Департамент образования города Москвы iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Департамент образования города Москвы iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Департамент образования города Москвы iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Департамент образования города Москвы iconЕ. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Данное положение разработано в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» и призвано установить единые подходы к промежуточной...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Государственного образовательного стандарта должны достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Утвердить следующий годовой календарный учебный график гбоу средней общеобразовательной школы №915 на 2013-2014 учебный год
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск