Отчёт о проведенном семинаре по теме
«Реализация технологии деятельностного метода обучения
на разных предметах»
школа № 2045 (корп. 1440) ЗелАО г. Москвы
Тема семинара, который прошел 27 февраля 2014 года в нашей школе: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на разных предметах»
Основная цель: знакомство педагогов с практикой реализации механизмов формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения “Школа 2000…”.
Как сформировать УУД и умение учиться в целом в ДСДМ «Школа 2000…»
Тренинг, самоконтроль, коррекция Первичный опыт УУД Контроль Мотивация и знание УУД
Уроки по предметам в ТДМ «Школа 2000...», где дети
системно выполняют все УУД Надпредметный курс
«Мир деятельности (МИД)»
Принципиальная новизна подхода:
Предложен СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ, который обеспечивает
каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые
УУД в некоторых заданиях (что ДСДМ «Школа 2000...» тоже делает),
НО ГЛАВНОЕ −
позволяет выполнять весь комплекс УУД на каждом уроке.
В ходе семинара были проведены открытые уроки, на которых педагоги-инноваторы школы делились с коллегами опытом реализации требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД) учащихся с помощью технологии деятельностного метода.
Большой интерес у коллег вызвал урок русского языка, учитель 3 «Г» класса Санина А. А. по теме «Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе» (тип урока - ОНЗ). Анна Анатольевна показала урок в технологии деятельностного метода. Все этапы урока были соблюдены.
На этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности наблюдалось осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, организовано положительное самоопределение к деятельности на уроке, а именно: 1) созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделена содержательная область («могу»).
На этапе актуализации знаний и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии учителем подобраны отличные задания, достаточные для построения нового способа действий и в то же самое время была соответствующая тренировка, отработка мыслительных операций.
В завершении этапа создано затруднение в индивидуальной деятельности, которое было зафиксировано самими учащимися. Затем составлен проект выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывали проект будущих учебных действий: 1) ставили цель, 2) строили план достижения цели, 3)предполагали выбор метода разрешения проблемной ситуации 4) строили план достижения
цели.
Учителем организовано закрепление с проговариванием во внешней речи. Учащиеся решали типовые задания фронтально, проявляя интерес к заданиям.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону наблюдалась эмоциональная направленность урока, которая состояла в организации для каждого ученика «ситуации успеха», мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Организовано выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Организовано оценивание учащимися собственной деятельности, зафиксированы неразрешѐнные затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности.
Большой интерес у присутствующих педагогов вызвал урок надпредметного курса «Мир деятельности» во 2 классе учителем Садиловой Олесей Геннадьевной. Тема: «Ставлю цель».
Поразительно, как учащиеся, обучаясь только второй год в школе, не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, шаг за шагом двигаясь к цели урока. Учитель смог методически грамотно построить урок в технологии деятельностного метода.
На уроке прослеживались все основные линии курса:
- организационно-рефлексивная: формировалось умения учиться (личностное самоопределение, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий);
- коммуникативная: формировались нормы поведения в классе, нормы общения, нормы коммуникативного взаимодействия;
- познавательная: педагогом организовано саморазвитие познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией;
- ценностная: формировались нравственно-этические нормы, ценностные ориентиры, нормы самовоспитания, здоровьесбережения.
Хочется отметить, что на всех проведённых уроках широко применялись компьютерные технологии, что позволяло обеспечить яркую наглядность при изучении нового материала, применить индивидуальные формы контроля и освоения нового учебного материала, удобно блочно представить материал, обеспечив к нему оперативный доступ.
С уверенностью можно сказать, что учащиеся экспериментальных классов быстрее своих сверстников усваивают учебный материал; спокойнее, увереннее отвечают у доски, умеют аргументировать свои высказывания, отстаивать точку зрения. Не боятся поспорить с учителем в случае необходимости, лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки, умеют выбрать и предложить для выполнения работы свой способ деятельности, склонны к исследовательской деятельности.
На семинаре были рассмотрены актуальные проблемы, касающиеся
формирования универсальных учебных действий на основе дидактической
системы деятельностного метода «Школа 2000...», реализации деятельностного метода обучения как условия эффективной работы в современном информационном пространстве на уроках разной предметной направленности. |