Урок алгебры в 7 классе по теме «Степень и её свойства» (методическая разработка)
Введение.
Первые сведения о степенях с натуральными показателями учащиеся получили в пятом классе. В седьмом классе эти сведения систематизируются и углубляются. Материал параграфа «Степень и её свойства» составляет тот фундамент, на котором строится дальнейшее изучение курса алгебры. Это действия с многочленами, рациональными дробями, степенями с целыми показателями и т.д. Поэтому необходимо добиваться, чтобы все учащиеся овладели вводимыми понятиями («степень», «основание степени», «показатель степени») знали свойства степеней и умели применять их в преобразованиях.
Необходимо также, чтобы они усвоили свойства степени с натуральным показателем, вытекающие из правила умножения положительных и отрицательных чисел и правила умножения на нуль.
Важным является вопрос о порядке действий, который принят при вычислении значений числовых выражений, содержащих степени. Учащиеся должны научиться выполнять возведение в степень с помощью калькулятора и таблиц.
Свойство степеней с натуральными показателями, выраженное тождеством
аn *аm= аn+m, называют основным свойством степени, поскольку оно позволяет вывести остальные свойства степеней. Учащиеся должны знать и уметь доказывать основное свойство степени. Свойства степени являются опорными для изучения последующего материала и требуют безусловного усвоения всеми учащимися. Соответствующие упражнения должны выполняться с большой тщательностью
План открытого урока
Тема урока: «Степень и её свойства»
Цель урока: Усвоение учащимися понятия степени с натуральным и нулевым показателем и свойств степени.
Задачи урока: 1 .Закрепить умения находить степень с натуральным и нулевым показателем, применять первые два свойства степени.
Формировать умения в применении знаний на практике.
Сохранить учебную активность и работоспособность в течение всего урока.
Оборудование урока: Планшеты по теме «Степень и её свойства», таблица квадратов, таблицы на форзаце учебника, микрокалькуляторы, модели квадратов и кубов, линейки.
1 .Организация начала урока. Сообщение учащимся цели и задач урока, объявление оценок всем ученикам за предыдущую работу в тетрадях (тетради с оценками на столах), создание мотивационной среды, направленной на дальнейшее совершенствование их навыков.
Работа над понятийным аппаратом темы.
Устная работа - фронтальный опрос. Вопросы классу: 1. Дать определение степени с натуральным показателем п 1.Привести примеры.2. Дать определение степени с показателем n, равным 1. Привести примеры. 3. Дать определение степени с нулевым показателем. Привести примеры. 4. Рассказать основное свойство степени - (отвечают, показывают свойство на планшете). Привести примеры. 5. Рассказать свойство деления степеней с одинаковыми основаниями - ( отвечают, показывают свойство на планшете). Привести примеры.
Подведение итога по знанию формулировок.
3. Применение знаний на практике - текущий контроль. Письменная работа в рабочих тетрадях - математический диктант (на оценку).
а) Пишем через запятую термины по изучаемой теме и рядом приводим пример или выполняем действие; пользуемся таблицами в случае необходимости.
«Степень» - (пример степени), «основание степени» - записать из вашего примера степени, «показатель степени» - из вашего примера, записать и вычислить - «три в пятой степени», «возвести число два в десятую степень»- выполните действие, « возвести в квадрат число- 1,7» - выполните действие.
б ) задания на доске: 1).:( -4 ) ( -4 ) ( -4 ) ( -4 )( -4 ) (-4 ) - представьте в виде степени произведение; 2). представьте в виде квадрата число 81, 3).- представьте в виде куба число 27; 4) -вычислите ( -3 )4 2 5°.
в ) Распределите для каждой степени ( -2 )2 , ( -2 )3 , a2 , -а2 один из знаков неравенств.
Физминутка - проводит учитель: 1-2 мин, упражнение для рук и глаз, упражнение для кистей и пальцев рук.
г ) практическая работа: на столах у детей модели квадратов, у «сильных» - модели кубов. Найти, используя степень - квадрат числа или куб числа, площадь квадрата или объём куба. Пользуемся МК, таблицами. На доске записан ход работы:
Записать формулу площади квадрата или объёма куба.
Измерить сторону квадрата или ребро куба с точностью до десятых. Записать: а приблизительно равно.
По формуле вычислить площадь или объём, ответ дать с точностью до десятых.
Подведение итога, оценки за диктант будут объявлены на следующем уроке алгебры.
Объяснение домашнего задания: повторить три определения степени и два свойства степени. Упражнения №№ 419, 427 - на применение свойств степени и вычисление степени.
Закрепление первых двух свойств степени. Выполнение упражнений на доске и в тетрадях- №№ 418, 426.Учащиеся работают на доске, объясняя своё решение. Работа оценивается.
Для ребят, которые работают на «продвинутом уровне» -индивидуальное задание: №№ 419, 427. Работают самостоятельно, можно получить консультацию учителя.
6. Подведение итога урока, оценивание работы класса, отдельных учащихся.
Самоанализ урока.Урок алгебры по теме «Степень и её свойства» занимает важное место для дальнейшего изучения курса алгебры. Это четвёртый урок из восьми . Основная цель урока - полное усвоение понятия «степень», первых двух свойств степени. Поэтому в содержание урока введён учебный материал теоретического и практического характера. Проблема урока - применение полученных знаний на практике. Задачи урока - закрепление и формирование умений по изученному материалу. На уроке проводилась коллективная и самостоятельная работа. Источники знаний - объяснение учителя, работа над учебником, таблицы. Проведена актуализация ранее приобретённых знаний - нахождение площади квадрата и объёма куба. Самостоятельная работа организована при проведении математического диктанта со всем классом и при закреплении изученного материала с учащимися, которые выполняли индивидуальные задания. Проведена организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении. Осуществлялся контроль результатов учебной деятельности. Домашнее задание к следующему уроку дано на закрепление основного материала. На уроке формировались основные учебные умения: поисково — информационные (работа с таблицами), учебно - познавательные ( написание диктанта), собственно психологические: слушать учителя, осознавать учебную деятельность и сохранять работоспособность на протяжении всего урока. Задачи урока выполнены, на следующем уроке провести коррекцию знаний по итогам письменной работы. Рецензия
на урок математики в 7 классе
учителя Мурасовой Валентины Сергеевны
Данный урок является вторым уроком по теме: «Степень с натуральным показателем».
В начале урока учитель сформулировал тему и цели урока. Учебно- познавательная деятельность учеников осуществлялась умелым сочетанием словесных, наглядных и практических методов, применяемых учителем. Использовались приёмы беседы, практических упражнений. Учитель ставил точные и конкретные вопросы, что обеспечивало правильные ответы учащихся. Бцли сформированы понятия «степень с натуральным показателем», «возведение в степень», чётко воспроизводились определения данных понятий.
Красной линей в уроке протянулась самостоятельная работа учащихся. Все дети были в поле зрения учителя, в нужный момент получали помощь и поддержку. Тон учителя спокойный, доброжелательный. Вовремя была проведена физминутка, которая позволила учащимся отдохнуть, а также настроиться на дальнейшую работу.
Всем ходом урока учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания, его объём соответствует нормам.
Таким образом, предложенный учителем материал способствовал отработке навыков по теме «Стецень и её свойства».
Учитель начальных классов Бычек С.В. |